VIII. ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ 12 глава




Интересно, что при описании подобных встреч автор никогда не упо­минает о присутствии переводчика. Значит ли это, что короли ругов гово­рили на латыни? Если да, то где и когда они могли ее изучить и кто мог быть их учителями?

Влияние Северина на короля аламаннов (rex) Гибульда еще более удиви­тельно, чем его связи с вождями ругов. Ведь Гибульд не был ни арианином, ни католиком, ни христианином вообще: он был язычником42. Однако он, согласно Эвгиппию, поехал в направлении Батависа для встречи с Севери­ном, так как страстно желал его видеть. Уже после встречи он говорил, что никогда, ни на войне, ни когда-либо еще не испытывал такой дрожи, как в присутствии святого (XIX. 2). Он обещал тому освободить пленников-рим­лян, хотя и сделал это весьма неохотно. Правда, позже частые и опустоши­тельные набеги аламаннов продолжались (XXV. 3; XXVII. 1-1; cf. XXXI. 4), а о Гибульде мы больше ни разу не услышим. Возможно, святой потерял свое влияние или король умер и набеги совершали другие pagi аламаннов, не под­чинявшиеся Гибульду. Ответа на этот вопрос у нас нет43.

Но и с королевской семьей ругов отношения не всегда были безоблач­ными. Королева Гизо сделала попытку заново крестить некоторых като-


ликов, то есть принять их в арианскую церковь (VIII. 1). Важно понять, что именно собиралась сделать королева. Автор не говорит о том, что она пыталась насильно обратить их в свою веру44. Вероятно, они сами готовы были стать арианами, и королева просто хотела принять их в свою церковь обычным для арианского обряда путем, то есть через повторное креще­ние. Ариане не признавали крещение по католическому обряду, так что, с их точки зрения, повторное крещение было необходимо. Если бы она пыталась силой обратить их в свою веру, Эвгиппий не упустил бы случая рассказать нам о таком вопиющем случае. Кто были эти католики, согла­сившиеся на такое моральное падение? Один из исследователей называет их просто «некоторые из ее подданных-католиков». Другой идет дальше и заявляет, что она пожелала повторно крестить всех своих подданных-ка­толиков45. Но Эвгиппий не называет их подданными королевы. Единствен­ное правдоподобное объяснение, как мне кажется, состоит в том, что не­которые римляне считали полезным для себя принять религию своих соседей варваров, то есть ругов; возможно, они собирались поступить к ним на службу. Больше нигде в «Житие» ни о чем подобном не говорится, тем более что для католического писателя это была болезненная тема, и вряд ли он хотел долго на ней останавливаться. Конечно, королева не собиралась обращать в арианство всех римлян, которые к ней попадали. Например, однажды она приказала увезти нескольких римлян из деревни (vicus) вблизи Фавианиса, чтобы использовать их в качестве рабов. Они должны были стать рабами самого низшего типа, хотя непонятно, о каком типе рабства здесь идет речь (VIII. 2). Но автор не говорит, что королева собиралась крестить рабов, да и вряд ли она могла к этому стремиться — ариане никогда не были сильны в миссионерстве. Интересно было бы знать, много ли было среди ругов перебежчиков (если они и вообще были) из римлян и каковы были мотивы этих перебежчиков. Во всяком случае, этот феномен нигде вдоль северной границы не наблюдался по вполне понятной причине: в это время к северу от границы не было другого пле­мени варваров-христиан.

Когда Гизо собиралась повторно крестить людей, то, согласно догматам своей веры, она не делала ничего плохого. Единственное святотатство, о котором упоминается в «Житие», совершил Фердерух, который забрал себе одежду, предназначавшуюся для бедных, а также выкрал серебряную чашу из церкви монастыря св. Северина в Фавианисе. Более того, он не ушел, пока не вынес из церкви все ее убранство46. В разных странах ариане, быва­ло, конфисковывали католические церкви, чтобы проводить в них свои служ­бы, но они редко разоряли их только ради грабежа47.

Только однажды в книге говорится о существовании в провинции языч­ников. В Кукуллисе, castellum 'e, населенном гражданскими людьми (cives), Северин однажды столкнулся с группой людей, все еще приносящих жерт­вы языческим богам. Чудесным образом святой сумел выявить виновных. После этого они открыто признали свою вину, и Эвгиппий дает нам по-



Часть третья. НОРИК


VII. Конец Норика



 


нять, что заблудшие души вернулись на праведный путь. По словам Эв-гиппия, святой не стал разбивать принадлежавшие им предмета культа48. Можно сказать, что ко времени прибытия Северина в Норик около 454 года язычество было уже мертво и провинция была уже практически пол­ностью христианской.

4. Военные действия варваров

То, что мы знаем о военных действиях варваров, касается в основном нападений на города Норика. Как мы видели, Коммагенис защищали жив­шие там варвары-федераты, которые так старались, что даже перерезали друг друга. У нас нет сведений о том, что город пал под натиском врагов. Фавианис также не подвергался штурму, хотя варвары совершали набеги, заканчивавшиеся у самых стен города (IV, If., X). Тибурния, столица Нори­ка Средиземноморского, была атакована остроготами, но город не сдался (XVII. 4). Лауриакум в Норике Прибрежном также не подвергался штурму, хотя жители в конце концов оставили его (XXXI. 6). Эвгиппий рассказыва­ет об excidium 'e из городов нижнего Дуная, но он имеет в виду эмиграцию жителей, а не разрушение городов военными средствами (XXVIII. 1). Но некоторые города действительно были разрушены. Астурис был захвачен бандой неизвестных варваров (I. 2 insidias), которые напали неожиданно и полностью разрушили город, уничтожив всех жителей, кроме одного. Эв­гиппий, очевидно, не смог выяснить, какие именно варвары захватили Ас­турис. Это самое раннее событие в его повествовании, которое случилось более чем за пятьдесят лет до времени написания книги. Возможно, един­ственный оставшийся в живых свидетель так никогда и не узнал, кто имен­но разрушил город. Батавис был также захвачен врасплох неожиданной атакой варваров. До этого аламанны постоянно нападали на него, но не смогли захватить. Во время событий, описанных в главе XX, там еще нахо­дились войска. Но аламанны, хотя и не взяли город, захватили некоторых жителей в рабство. В конце концов, город подвергся неожиданной атаке некоего Гунумунда, под началом которого было всего несколько варваров (XXII. 4). В это время большая часть населения была на сборе урожая, и всего сорок человек остались охранять город49. Вероятно, в это время войск в городе еще не было. Однако город не прекратил существования. Жизнь в нем продолжалась, и позднее туда переселились жители Квинта-ниса (XXVII. 4). Этот город подвергался постоянным набегам аламаннов, и когда большая часть населения переселилась в Батавис, оставшиеся жи­тели стали жертвами неожиданного нападения тюрингов, которые многих убили, а других взяли в плен (XXVII. 3 Thoringis irruentibus). Однако варва­ры не в состоянии были захватить город, поскольку в нем еще оставались все его жители. Наконец, город Иовиако был захвачен герулами, которые опустошили его, взяв в плен многих жителей и убив священника (XXIV. 3).


В одном месте книги рассказывается о том, что многочисленный от­ряд аламаннов «все опустошил, но форты были в безопасности» благода­ря тому, что их жители вели себя как истинные христиане (XXV. 3). Оче­видно, что штурм городов в Норике происходил редко и только в тех случаях, когда защитники города или частично переселялись в другие места, или были заняты сбором урожая. Единственным превосходством варваров была внезапность, и все захваты городов, о которых мы знаем, произошли именно благодаря внезапному нападению. Обычно варвары нападали ночью (XXX. 2f.), в это время они могли использовать пристав­ные лестницы (XXX. 4). Если городу угрожало нападение, то жители, по совету Северина, обычно переносили все съестные припасы из сельской местности в город (XXX. I)50. Зная о возможном нападении, жители Лау-риакума выставляли дозорных, которые должны были предупреждать о появлении захватчиков (XXX. If.). Так как с исчезновением границы ис­чезло и организованное, постоянное наблюдение за ней, каждому городу пришлось самостоятельно заботиться о своей безопасности, поэтому даже странно, что в книге так редко упоминаются часовые и дозорные, хотя когда-то на стенах Лаурикума стояли дозорные, наблюдавшие за потенци­альным врагом ex more (XXX. 2). Возможно, это было делом само собой разумеющимся, и поэтому Эвгиппий не считал нужным о нем упоминать, а с другой стороны, возможно, что города не могли позволить себе ежед­невно отрывать людей от работы и посылать их в дозор. В таком случае именно эта неосмотрительность привела некоторые города к трагедии.

Всего в двух случаях автор называет конкретные цифры, и они невели­ки. Мы знаем, что когда жители Батависа ушли на уборку урожая, они оставили в городе всего сорок мужчин для охраны (XXII. 4). Кроме того, набеги аламаннов привели к тому, что часть жителей была захвачена в рабство. Посланец Северина смог договориться о том, что семьдесят че­ловек отпустят на свободу, позднее другой посланец смог вызволить из рабства «целую толпу» пленников (XIX. 5 magnam...copiam). Общее ко­личество плененных жителей, вероятно, не превышало двух сотен. Из этого следует, что и отряды нападавших были также немногочисленны. Когда в 376 году везеготы перешли Дунай и углубились в Римскую импе­рию, а вандалы, аланы и свевы в 406 году перешли Рейн, их количество в обоих случаях, по-видимому, насчитывало десятки тысяч. Однако в при­граничных набегах на Норик участвовали отряды, состоявшие, вероятно, из нескольких сотен воинов. Ведь целью этих отрядов был обычный гра­беж, а не поиск новых земель для постоянного проживания, как в случае с вандалами, везеготами и другими племенами51. Так что жители городов Норика вполне в состоянии были защитить свои города от разрозненных банд. Когда остроготы осадили Тибурнию в Норике Средиземноморском, жители сопротивлялись им с переменным успехом и в конце концов под­писали с ними договор и передали для них безвозмездные пожертвова­ния, которые они собрали и вручили Северину (XVII. 4). Вряд ли эти



Часть третья. НОРИК


VII. Конец Норика



 


пожертвования были непосильным бременем для горожан. (Правда, по­чему острого™ захотели получить в дар поношенную одежду, не совсем понятно.) Чего не хватало горожанам — это наступательного духа. Они сражались с варварами тогда, когда те их к этому вынуждали, но они не брали инициативу в свои руки. Они не нападали на врагов первыми, не пытались захватить их врасплох или отбросить обратно за Дунай, когда те переправлялись через реку для того, чтобы грабить села и города.

В книге редко упоминаются какие-либо решительные сражения, и ни в одном из них горожане не потерпели поражения. Наоборот, не однажды им удавалось победить варваров. Это случилось в Батависе, когда жители сразились с аламаннами и разбили их (XXVII. 2). Однако большинство из горожан тогда покинули свой город и перешли жить в Лауриакум. Но даже после победы в Батависе горожане, насколько мы знаем, не стали по соб­ственной инициативе вооружаться и охотиться за бандами грабителей. Тем более они не решились пересечь Дунай и перенести войну на терри­торию врага. Мы не знаем ни одного случая, когда бы жители нескольких городов объединились и выступили против варваров единым фронтом. Каждый город действовал сам по себе, если вообще действовал. Органи­зовывать недисциплинированных жителей Норика, давать им советы, ук­реплять их боевой дух, планировать стратегию сопротивления — все это приходилось делать босоногому «солдату Христа», как называет своего героя Эвгиппий. Конечно, Эвгиппий преувеличивал роль своего героя, но вряд ли он ее выдумал.

Главная причина гибели придунайских городов состояла в том, что набеги варваров никогда не прекращались. Горожане не могли сеять и убирать урожай и потому вынуждены были переселяться в другие мес­та52. Странно, что Эвгиппий редко упоминает о массовом голоде среди горожан. Самая тяжелая ситуация, описанная Эвгиппием, связана с не­урожаем, а вовсе не с набегами варваров.

Уже в поздние годы деятельности Северина Фелефей, король ругов, привел свою армию для того, чтобы забрать с собой всех жителей, нашед­ших убежище в Лауриакуме, и поселить их в тех городах, которые плати­ли ему дань и были, с его точки зрения, легко доступны. Одним из них был Фавианис, в котором в первые годы Северина еще стояли римские войска. Свое решение король объяснил тем, что он хочет защитить горо­жан от опустошительных нападений аламаннов и тюрингов, которые мо­гут их ограбить, убить или превратить в рабов (XXXI. 4), поэтому, по его словам, жителей необходимо переселить в соседние, подконтрольные ко­ролю города. Было ли это действительно бескорыстной акцией? Думал ли король только о благе жителей Лауриакума? Если да, то почему он привел с собой армию? Она была нужна только в том случае, если он намеревал­ся переселить жителей силой, если это потребуется, а он, видимо, в этом не сомневался. Кроме того, он собирался увеличить население городов, которые платили ему дань, а значит, его мотивы не были так возвышенны,


как он заявлял. Возможно, он просто хотел увеличить свои доходы. Скла­дывается впечатление, что он занимался обычным вымогательством. Сами горожане не верили, что Фелефей действует из великодушных побужде­ний. Они умоляли Северина встретиться с королем и убедить его отка­заться от своего плана. Северин, как явствует из книги, считал, что горо­жане скорее будут сражаться, чем согласятся на этот план, и в этом случае их ожидает сокрушительное поражение53.

Эта история для Северина закончилась полной неудачей, самой серь­езной из тех, что описаны Эвгиппием. В итоге горожанам все же при­шлось покинуть Лауриакум и поселиться в городах, обложенных данью. Конечно, это не означает, что там они жили бок о бок с ругами. Руги, судя по всему, вообще не жили в городах, во всяком случае, ни о чем подобном наш автор не упоминает. Более того, он не приводит ни одного примера, когда бы кто-то из варваров (кроме федератов в Коммагенисе) постоянно жил в городах к югу от Дуная на территории прежней провинции Норик Прибрежный. Единственный варвар (кроме федератов), которого Эвгип­пий описывает как постоянного жителя Норика, был католический мо­нах, варвар, принявший при крещении имя Бонос (гл. XXXV). (Автор не утверждает, что этого варвара обратил Северин.) Каковы бы ни были цели ругов, вряд ли они в это время строили планы поселиться к югу от реки. Правда, как мы помним, они мечтали перебраться в Италию, но теперь, после ухода остроготов из Паннонии около 472 года, эти планы, очевид­но, были на время забыты. Эвгиппий тактично умалчивает о том, что го­рожане теперь вынуждены были платить дань Фелефею (XXXI. 6). Не­смотря на весь свой писательский талант, он не может скрыть тот факт, что в этой истории Северин проиграл. Его единственной заслугой в дан­ном случае было то, что, не сумев защитить горожан от переселения, он спас их от поражения в битве.

Впервые в истории мы встречаемся с ситуацией, когда римский город был обязан платить дань германскому правителю. Согласно Прокопию, в его время варвары, жившие на Дунае, не имели привычки требовать дань; когда он описывает то, как герулы требовали дань от ломбардов и других племен, он отмечает необычность этой акции. Видимо, Прокопий не знал о том, что предшественниками герулов в этом деле были руги. По случай­ному совпадению герулы тогда жили там же, где во времена св. Северина жили руги. Последние к этому времени переселились в Италию к своим старым врагам, остроготам54. Отметим еще один момент, новый для исто­рии германских народов. До этого не было известно ни одного случая, когда бы король-германец — в данном случае это был Фелефей ■— Фева — мог подарить кому-то римский город. Однако мы читаем, что Фердерух «получил» Фавианис от своего брата-короля (XLII. 1). А король, видимо, имел абсолютное и ничем не ограниченное право поступать с городом, как ему заблагорассудится (хотя, читая Эннодия, мы вряд ли придем к такому выводу). В прежние времена, как мы знаем, германские короли



Часть третья. НОРИК


VII. Конец Норика



 


одаривали своих приближенных деньгами и лошадьми. Они могли даже подарить им земли. Но Фева был первым германским королем, подарив­шим город. Предположительно, дань собирали уцелевшие куриалы, но мы знаем, как они это делали, сколько они собирали и с кого. Возможно, женщина по имени Прокула, которую Эвгиппий описывает как nobilissimis orta natalibus (III. 2), была женой или вдовой декуриона, так как, описы­вая члена высшей аристократии, Эвгиппий употребляет как правило тер­мин illustris (XLVI. 2). Поступок короля вовсе не означает, что Фердерух был назначен главой городской администрации (XLII. 1), эта задача была ему не по силам. Также непонятно (XLIV. 1), почему позже он предстает перед нами в облике нищего (pauper). Однако он обеднел настолько, что украл вещи, предназначенные для благотворительности, церковную чашу и другие предметы, принадлежавшие церкви.

Каковы были успехи варваров на военном поприще? Они не смогли захватить Коммагенис, Фавианис и Тибурнию (в Норике Средиземномор­ском). Они не захватили Лауриакум и Квинтанис, хотя жители и ушли из обоих этих городов. Захваченные ими Астурис, Иовиако и, возможно, Квинтанис были крохотными городками, не имевшими большого значе­ния. Единственным серьезным успехом было взятие Батависа. Однако если учесть, что повествование Эвгиппия охватывает период с 454 до 482 года, это вряд ли может считаться крупной победой.

Врагами Норика были руги, аламанны, остроготы, тюринги и герулы. Интересно, что единственный варварский народ, о котором Эвгиппий не говорит ничего (кроме хронологического указания в первой фразе кни­ги), — это гунны. Видимо, в битве на реке Недао их империя была полно­стью уничтожена. Хотя в 60-х годах V века несколько гуннов мелькают на нижнем Дунае в облике жалких, нищих разбойников. В целом этот народ окончательно исчез из истории Норика и его окрестностей.


и он ходил босиком даже зимой, по австрийскому снегу. Хотя он редко нарушал пост до восхода солнца, а во время Великого поста ел лишь раз в день, лицо его сияло бодростью, которая, возможно, не всем казалась при­влекательной. Люди бывают неблагодарны даже по отношению к святым, и не всегда они ценили то, что делал этот подвижник. Когда он призывал других умерщвлять плоть так же, как это делал он сам, ему иногда отвеча­ли отказом. «Иди прочь, святой человек, прошу тебя, — сказал один свя­щенник из Пассау, — уходи, и побыстрее. Когда ты уйдешь, мы сможем хоть немного отдохнуть от постов и бдений». Подвижник разразился сле­зами, услышав слова мелочного себялюбия, но вскоре утешился: разве грубое оскорбление не есть свидетельство скрытых грехов? (XXII. 3) Еще хуже было то, что, когда он однажды воскресил мертвого, неблагодарный труп в ответ попросил святого вернуть его в вечный покой, который не следовало нарушать (XVI. 5). Были и просто недоразумения. Когда он велел одной ругской женщине подать милостыню нищим, она тут же на­чала срывать с себя одежду и раздавать ее беднякам, жившим по сосед­ству. Святому пришлось объяснить ей (весьма поспешно, я думаю), что это не совсем то, что он имел в виду (VI. 2).

Однако римскую провинцию Норик Прибрежный святой был не в си­лах возродить. Она уже окончательно погибла к тому времени, когда он начал свое служение в маленьком городке Астурис в 454 году.


5. Св. Северин

Северин — единственный представитель духовенства северных при­граничных провинций, о котором известно, что он общался с вождями варваров, давал им советы, влиял на них, а иногда возглавлял оппозицию против них. Некоторые сравнивают его с Германом из Оксерра, но на самом деле между ними нет ничего общего, кроме того, что Герман один раз поднял жителей Британии на битву с захватчиками.

Сам Северин ничего не написал, и хотя сочинение Эвгиппия — пре­восходный исторический документ, мы немного узнаем из него о лично­сти святого. Он был одним из тех незаурядных, пусть и малоприятных аскетов, о которых любили читать люди Средневековья. Почему мало­приятных? У него был один-единственный плащ, и он его никогда не сни­мал, ни днем ни ночью (XXXIX. 2). Почему аскет? У него не было обуви,


VIII. Гидаций и завоевание Испании



 


Часть четвертая

ИСПАНИЯ

VIII. ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ

Если бы у нас не было «Хроники» Гидация, то не было бы и истории Испании V века. Если бы не Гидаций, то все, что нам было бы извест­но, — это несколько не связанных между собой событий, которые там произошли. Авторы галльских хроник мало интересовались тем, что про­исходило к югу от Пиренеев, редко вспоминая об этой части их неспокой­ного мира. Конечно, и без «Хроники» мы бы знали, что в 456-457 годах везеготы из Тулузского королевства вели кровопролитную кампанию в западной Испании, так как сто лет спустя об этом писал один из готских историков, правда, часто искажавший истину из патриотических побуж­дений. Кроме того, некоторые выводы можно было бы сделать на основе немногих уцелевших церковных документов, но все же очевидно, что если бы мы лишились «Хроники» Гидация и нескольких писем этого времени, написанных папами или адресованных им, то об Испании в V веке мы бы знали немногим больше, чем мы знаем о Британии в тот же темный пери­од истории. То есть практически ничего.

К счастью, перед нами встает стройная фигура епископа Гидация. Я на­зываю ее «стройной», потому что в превосходном издании Моммзена «Поздних Римских Хроник» то, что было создано Гидацием за всю жизнь, занимает чуть больше двадцати страниц. Однако теперь этот автор уже не кажется нам таким загадочным, каким казался четверть века назад. В сво­ей мастерски написанной статье, опубликованной в 1951 году, Христиан Курт набрасывается на целые куски «Хроники», безжалостно вырывает их из основного текста и бросает в чистилище spuria vel dubia. Гидацию более не позволено утверждать, что Теофил, патриарх Александрийский, был папой Римским, или что св. Августин был жив еще несколько лет после своей кончины, или что солнечное затмение 28 мая 458 года про­изошло в 457 году1. Мы также можем теперь сомневаться, что Гидаций


 

/   E A N f _/ / in        
/   \~ Lugo # -~-71 С а            
    1A *- / ^ Orense ' GALICIA* •Braga Aqu (Bracara Augusta) Fla Astorga \v.4 Augusta) л. Palencia s^^^ / Pamplona (; ^/ A U L  
40°^^   Coimbra I °^ s aragossaV. s/ ■S    
/ у / Lisbon <*?(OliSipp °> "S- ^Merida \ V ^ Tortossaj (Dertosa) ' К rida rda) ''"/ -^Barcelona / igona / -- 42°
38°.у' Zf <> 1 v ^BAETIC   f ——-   ^r -- 40°
/ 36° __^ i Seville Ny ' Astigi \ (Ecija) \ Malaga • Cordoba M Cartagena ^ —-^ /.   1
                 
  L     M A I) К N E T A N I A
            Iе 200 km  
        It 1 J   00 km  

Карта 6. Испания

обладал таким даром предвидения, что смог рассказать нам о событиях, произошедших через год или два после его смерти. После хирургическо­го вмешательства, проведенного Куртом, «Хроника» обрела новый и бо­лее приемлемый вид, однако довольно полный текст более или менее не­тронутой «Хроники» содержится в одной-единственной рукописи IX века, хранящейся сейчас в Берлине, которая известна под литерой «В». Впро­чем, даже в рукописи «В» текст Гидация сохранился в «ужасающем», по словам Курта, состоянии. Как бы ни хотелось нам надеяться, что это не так, нам ничего не остается, как ему поверить.

И все же, несмотря на печальное состояние рукописей, «Хроника» Гидация — это именно то, что необходимо каждому исследователю, изуча­ющему любой из периодов древней или средневековой истории. «Хро­ника» буквально проливает свет на Испанию, особенно на ее северо-за­падную часть, то есть на Галисию, или Галлецию, как ее называли римляне, освещая весь V век (хотя и не все части Иберийского полуострова рав­номерно) вплоть до 469 года. (Заметим, что традиционное мнение о том, что «Хроника» заканчивается 468 годом, было опровергнуто Куртом.) В 469 году «Хроника» заканчивается, свет гаснет, и испанская история погружается во тьму до самого конца столетия. Правда, тьма эта не столь безнадежна, как та непроглядная чернота, что окутывает Британию конца



Часть четвертая. ИСПАНИЯ


VIII. Гидаций и завоевание Испании



 


V века. Хотя и здесь пейзаж кажется темным и таинственным, но в свете нескольких звезд — надписи 483 года и некоторые нетеологические под­робности в папских посланиях, направленных в Испанию, — мы улавли­ваем (пусть только благодаря этим звездам) очертания людей, которые что-то пишут и куда-то двигаются, и их передвижения, кажется, имеют какую-то цель2.

1. Гидаций

Примерно в 40 километрах к югу от Оренсе (в римское время Аурия), по ту сторону северной границы Португалии, лежит маленький городок Гинсо де Лимиа, или Лима (civitas Limicorum, или Lemicorum). По нынешней ка­менистой дороге (если вы решились на поездку) это около 120 километров от Браги (Bracara Augusta) на юго-запад. Гинсо де Лимиа находится уже на территории Республики Португалия. Брага в те времена была довольно боль­шим городом, столицей римской провинции Галисия, но Гинсо де Лимиа и в римские времена был таким же захолустным, никому не известным го­родком, как и сейчас. Только одним этот маленький городок может быть интересен для окружающего мира, хотя и это событие не назовешь впечат­ляющим. Именно здесь около 394 года родился Гидаций3.

Нельзя сказать, что civitas Limicorum был захолустьем знаменитой и мно­голюдной провинции, скорее, вся провинции была захолустьем. В 561 мест­ный митрополит, описывая свою епархию, честно признавал, что она нахо­дится на краю света, и он всего лишь повторял слова папы, сказанные за несколько лет до этого: «крайние части света». Древние греки за несколько столетий до этого отзывались обо всей Северной Испании, как гористом, холодном, негостеприимном, труднодоступном крае, малопригодном для жизни, а его обитателях как о народе диком, непредсказуемом и жестоком. Дело в том, что в доримские времена Северная Испания, несмотря на зале­жи полезных ископаемых и обилие скота, была печально известна своими разбойниками и непрекращающимися разрушительными войнами между местными племенами, нищими горцами и почти такими же нищими жите­лями долин4. Галисия была поистине краем света, Finisterre.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: