Оценка степени монополизации рынка




 

Коэффициент Значение Краткий вывод
     

 

Следующим этапом в анализе конкурентной среды является формирование общей картины о мере привлекательности выбранного рынка, которая характеризуется уровнем интенсивности конкуренции всего рынка. Она может быть получена с помощью агрегированных коэффициентов, отражающих динамику (UT), рентабельность (UR) и конкурентную активность (Up). Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции анализируемого рынка рассчитывается, как среднее геометрическое данных показателей по следующей формуле:

(1)

где UR -показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий рентабельность рынка;

Up -показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий доли конкурентов на рынке;

UT -показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий темпы роста объема продаж.

При стремлении Uк к 1 конкуренция на анализируемом рынке обостряется.

Показатель интенсивности конкуренции, учи­тывающий рентабельность рынка, определяется по формуле: UR = 1 - Rp, где Rp – рентабельность продаж рынка.

Показатель интенсивности конкуренции, учитываю­щий доли конкурентов на данном рынке, рассчитывается по формуле:

(2)

где п — количество конкурирующих фирм на данном то­варном рынке;

pi — доля i -го конкурента на рынке, доли единицы.

Показатель интенсивности конкуренции, учитываю­щий темпы роста объема продаж, определяется по фор­муле:

UT = (140-Tν)/70, (3)

где 140 и 70 — предельные значения годовых темпов ро­ста объемов продаж; Tv — годовой темп роста объема продаж на рассматривае­мом товарном рынке без учета инфляции, %.

Рассчитайте обобщающий показатель и сделайте выводы.

Далее необходимо построить конкурентную карту рынка.

Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить ти­повые стратегические положения фирм-конкурентов, про­вести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке.

Построение конкурентной карты рынка включает три этапа:

1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли.

2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли.

3. Представление конкурентной карты рынка в матрич­ной форме (табл. 3).

Заполненная матрица позволяет определить статус фирмы, охарактеризовать конкурента, предвидеть его действия и разработать собственную конкурентную стратегию.

Таблица 3

Конкурентная карта рынка

Классификация по темпу роста рыночной доли Классификация по рыночной доли фирмы
1. Лидер   II. Сильная конкурент­ная позиция III. Слабая конкурент­ная позиция IV. Аутсай­дер
I. Быстрое улучшение конкурентной позиции        
II. Улучшение конкурент­ной позиции        
III. Ухудшение конкурент­ной позиции        
IV. Быстрое ухудшение конкурентной позиции        

 

Завершающим этапом является расчет факторов конкуренции по модели «5 сил» М.Портера. Для этого необходимо установить основные факторы, опреде­ляющие конкуренцию (табл. 4), оценить их удельный вес и силу методом экспертных оценок и рассчитать степень влияния каждой из сил конкуренции. Вес фактора оценивается в долях от 0 до 1 в рамках каж­дой группы факторов. Присутствие факторов оценивается по трех­балльной шкале: 1 балл - не проявляется; 2 балла - слабо проявля­ется; 3 балла - четко проявляется.

Таблица 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: