Коэффициент | Значение | Краткий вывод |
Следующим этапом в анализе конкурентной среды является формирование общей картины о мере привлекательности выбранного рынка, которая характеризуется уровнем интенсивности конкуренции всего рынка. Она может быть получена с помощью агрегированных коэффициентов, отражающих динамику (UT), рентабельность (UR) и конкурентную активность (Up). Обобщенная характеристика интенсивности конкуренции анализируемого рынка рассчитывается, как среднее геометрическое данных показателей по следующей формуле:
(1)
где UR -показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность рынка;
Up -показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на рынке;
UT -показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж.
При стремлении Uк к 1 конкуренция на анализируемом рынке обостряется.
Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность рынка, определяется по формуле: UR = 1 - Rp, где Rp – рентабельность продаж рынка.
Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на данном рынке, рассчитывается по формуле:
(2)
где п — количество конкурирующих фирм на данном товарном рынке;
pi — доля i -го конкурента на рынке, доли единицы.
Показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж, определяется по формуле:
UT = (140-Tν)/70, (3)
где 140 и 70 — предельные значения годовых темпов роста объемов продаж; Tv — годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном рынке без учета инфляции, %.
Рассчитайте обобщающий показатель и сделайте выводы.
Далее необходимо построить конкурентную карту рынка.
|
Конкурентная карта рынка позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке, выделить типовые стратегические положения фирм-конкурентов, провести ситуационный анализ и проектирование стратегии конкуренции анализируемой фирмы на данном рынке.
Построение конкурентной карты рынка включает три этапа:
1. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от их рыночной доли.
2. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, в зависимости от темпов роста рыночной доли.
3. Представление конкурентной карты рынка в матричной форме (табл. 3).
Заполненная матрица позволяет определить статус фирмы, охарактеризовать конкурента, предвидеть его действия и разработать собственную конкурентную стратегию.
Таблица 3
Конкурентная карта рынка
Классификация по темпу роста рыночной доли | Классификация по рыночной доли фирмы | |||
1. Лидер | II. Сильная конкурентная позиция | III. Слабая конкурентная позиция | IV. Аутсайдер | |
I. Быстрое улучшение конкурентной позиции | ||||
II. Улучшение конкурентной позиции | ||||
III. Ухудшение конкурентной позиции | ||||
IV. Быстрое ухудшение конкурентной позиции |
Завершающим этапом является расчет факторов конкуренции по модели «5 сил» М.Портера. Для этого необходимо установить основные факторы, определяющие конкуренцию (табл. 4), оценить их удельный вес и силу методом экспертных оценок и рассчитать степень влияния каждой из сил конкуренции. Вес фактора оценивается в долях от 0 до 1 в рамках каждой группы факторов. Присутствие факторов оценивается по трехбалльной шкале: 1 балл - не проявляется; 2 балла - слабо проявляется; 3 балла - четко проявляется.
|
Таблица 4