Контроль. Самоконтроль. Приемы массажа. Аптечка индивидуальная медицинская военнослужащего АИМ-3, аптечка индивидуальная медицинская на особый период АИ-1М. Походная аптечка.
Травмы позвоночника, черепно-мозговые, тазобедренные и др. сложные травмы Основные принципы оказания помощи, транспортировки пострадавшего. Реанимационные мероприятия. Использование подручных средств при транспортировке пострадавшего. Оказание первой помощи утопающему.
Практические занятия. Отработка приемов оказания первой доврачебной помощи, наложение повязок, проведение реанимационных мероприятий на манекене, транспортировке пострадавшего.
Радиационно-химическая и биологическая защита
Бактериологические средства. Боевые свойства БС. Средства применения БС. Признаки применения ВС. Способы защиты от ВС.
Зажигательные вещества. Боевые свойства ЗВ. Средства применения ЗВ. Способы защиты от ЗВ.
Практические занятия. Одевание индивидуальных средств защиты в составе отделения.
Разведывательная подготовка
Разведывательные признаки целей (объектов). Общие разведывательные признаки. Признаки подготовки противника к ядерному нападению. Признаки подготовки противника к химическому и бактериологическому нападению. Признаки применения противником химических веществ и бактериальных средств. Тактические средства ядерного нападения. Полевая артиллерия. Миномёты. Реактивные установки. Противотанковые орудия и гранатомёты. Противотанковые управляемые реактивные снаряды (ПТУРС). Радиолокационные станции. Наблюдательные пункты. Огневые позиции пулемётов. Танки и самоходно-артиллерийские установки. Инженерные машины. Траншеи, окопы и другие полевые фортификационные сооружения. Дерево - земляные и долговременные сооружения. Проволочные заграждения. Минные поля. Штабы и командные пункты. Признаки подготовки противника к наступлению. Признаки подготовки противника к отходу. Признаки смешение частей противника.
|
Практические занятия.
Полевой выход.
Противопожарная подготовка
Первичные средства пожаротушения. Огнетушители. Назначение, виды, маркировка.
Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты. Назначение, устройства. Меры безопасности. Автоцистерны пожарных, рукавных, пенных и порошковых автомобилей.
Спасение людей на пожарах и самоспасение
Приемы и способы спасения людей на пожаре. Спасение и эвакуация людей. Упражнения с пожарно-техническим оборудованием. Особенности работы в зимний период.
IV. Общефизическая подготовка и спортивно- физическая подготовка
Лёгкая атлетика. Бег на 100 м. Челночный бег 10х10 м. Прыжок в длину с места и с разбега. Кросс на 1 км. Кросс на 3 км. Бег с препятствиями. Бег с изменением направления.
Упражнения с тяжестями. Развитие силы: комплекс силовых упражнений с отягощением по индивидуальному плану; упражнения № 6,7,8,9 НФП-87; подтягивание на перекладине – упражнение № 3 (НФП – 2001).
Акробатические упражнения. Переворот через голову с упора сидя. Перевороты на руках из положения стоя. Отработка падения. Стойка на руках.
Рукопашный бой. Приемы самостраховки. Освобождение от различных захватов через бросковую технику боевого вида самбо; ударную технику рук и ног; защитную технику от ударов рук, ног и нападений противника с оружием (нож, пистолет, палка); использование подручных средств в целях самообороны. Изучение комплекса приемов рукопашного боя без оружия на 8 счетов (Упражнение № 32) и комплекс рукопашного боя с автоматом на 8 счетов (Упражнение № 33) согласно (НФП-2001).
|
Упражнение на единой полосе препятствий – упражнение №34 (НФП – 2001)
V. Основы выживания
Подготовка по связи
Азбука Морзе и семафорная азбука.
Практические занятия. Азбука Морзе и семафорная азбука.
Военная топография.
Условные тактические знаки. Используемые цвета при нанесении обстановки на карту.
Рабочая карта командира. Назначение рабочей карты командира. Наносимая на карту обстановка.
Практические занятия. Работа с картой командира.
Аварийное ориентирование. Самодельный компас. Ориентирование по звездам, солнцу, тени, солнцу и часам, по местным предметам. Умение выдержать заданный курс. Оценка расстояний.
Практические занятия. Ориентирование на местности. Определение расстояния.
Факторы риска и выживания. Факторы риска: холод, жара, жажда, страх, переутомление, одиночество. Место аварии: арктическая пустыня, тундра, лесотундра, пустыня, тайга, смешанные леса, лесостепь, степь. Факторы выживания: готовность к действию в аварийных ситуациях, воля к жизни, знание приемов самоспасения, навыки выживания.
Как правильно подать сигналы бедствия. Радиотехнические средства аварийной сигнализации. Пиротехнические сигнальные средства. Сигнальное зеркало. Звуковая сигнализация. Азбука Морзе. Сигнальный костер. Свеча. Бутылочная почта. Кодовая таблица.
|
Практические занятия. Передача сигналов бедствия с помощью известных приемов.
Обеспечение продуктами питания в аварийной ситуации. Съедобные дикорастущие растения. Ядовитые растения. Рыбалка и рыболовные снасти. Охота и охотничьи снасти. Нетрадиционные продукты питания.
Практические занятия. Поиск растений, пригодных в пищу. Приготовление блюд.
Аварийно-спасательный набор. Неприкосновенный запас. Аварийные комплекты.
Защита от неблагоприятных климатических воздействий. Место под бивак: в безлесье и малолесье, в тайге и густолесье, на болоте и сильно увлажненной почве, снежные убежища. Оборудования кострового бивака.
III. Методическое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы.
При реализации программы используются различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог дополнительного образования. Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей воспитанников: возрастных и психофизиологических особенностей, возможностей материально-технической базы обучения.
Методы обучения, используемые на занятиях учебной группы
- Словесные методы обучения: объяснение, беседы, диалог (диалог педагог дополнительного образования с воспитанниками, диалог воспитанников друг с другом).
- Работа с книгами и журналами военной тематики.
- Метод практической работы: упражнения, тренировки.
- Методы наблюдения: фото-, видеосъемка.
- Наглядные методы обучения: наглядные материалы (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи); видеоматериалы; слайды; фотографии.
Данная программа реализуется на основе использования следующих педагогических технологий:
Здоровьесберегающие технологии – это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей. Огромное значение в работе детских объединений имеет обучение здоровому образу жизни, активной жизни, активной жизненной позиции, приема саморегуляции и закаливания, психорегулирующей тренировке и двигательным навыкам на основе учета индивидуальных законов развития.
Технологии личностно-ориентированного обучения
В центре внимания – личность подростка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого воспитанника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Технология развивающего обучения является дополнением личностно-ориентированного обучения. Его цель – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология сотрудничества – это технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Игровые технологии
В основу положена игра как вид деятельности. Эта технология используется для обеспечения наибольшей активности обучающихся и достижения высокого уровня освоения содержания программы.