Содержание
I.Программно- методическое сопровождение физического и патриотического воспитания в школе
1. Образовательная программа детского объединения военно- патриотический клуб «Вымпел……………………………………… 35-83
2. Образовательная программа детского объединения военно- патриотический клуб «Юный патриот»………………………………83-100
3.Образовательная программа элективного курса «Служить России» для учащихся 10-х классов
4.Педагогический проект « Деятельность военно-патриотического клуба «Вымпел» как часть физического воспитания »………............................. 6-20
II. Приложения
1.«Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»………………………............................................................ 1-5
2. Десять занимательных упражнений по снаряжению магазина патронами…………………………………………………………………...20-3.
3. Разработка открытого урока «История создания Вооруженных сил России», 10 класс……………………………………………………………24-28
4. Разработка урока по физической культуре в 5 классе «Путешествие по Гимнастландию»………………………………………………………… 28-35
5. Разработка внеклассного мероприятия «Воинская служба: священный долг или необходимая повинность» ……………………..
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ «ВЫМПЕЛ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ДО ВПК «Вымпел» (далее – Программа) предназначена для первоначальной подготовки воспитанников ДО военно-патриотического клуба «Вымпел» при государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Камышла муниципального района Камышлинский и рассчитана на три года обучения. Программа разработана на основе требований приказа Министра обороны Российской Федерации и Министра образования Российской Федерации от 3 мая 2001 года № 203/1936 «Об утверждении Инструкции по организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы», а так же с учетом методических рекомендаций по использованию дополнительной образовательной программы ДО ВПК, разработанных педагогами дополнительного образования Нестеровым А.Б., Губаревой Е.И.
|
В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы, приобрести опыт прохождения туристских и альпинистских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, способы оказания первой медицинской помощи, получить психологическую закалку. Подготовка предполагает три основных направления: теоретическое, техническое и физическое.
Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий.
Техническая подготовка проводится на специально оборудованных площадках.
Физическая подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных секций и школ выживания в экстремальных условиях.
Программа рассчитана на проведение занятий в течение 3-х лет обучения, с обязательной стажировкой в полевом лагере. Занятия проводятся три раза в неделю.
Необходимость создания данной программы обусловлена нормативными документами, интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума.
|
Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе занятия по комплексной до армейской подготовке, а также медицинскую, туристическую подготовку и занятия спортом. Таким образом, программа имеет не только военно-патриотическую, но и оздоровительную, реабилитационную направленность, рекомендована для подростков с девиантным поведением. Именно таким учащимся очень важно проявить себя в разных видах деятельности, особенно в подготовке к взрослой самостоятельной жизни.
Актуальность программы
В наше время в жизни большинства людей не хватает физической двигательной активности, здоровых привычек, положительных эмоций, в том числе, радости общения и ощущения успеха. Это касается также детей и молодежи. Отсутствие увлечений, возможности самореализации и успешности приводит к неуверенности в собственных силах, и, вслед за этим, к ухудшению самочувствия, эмоционального, психического и физического здоровья, погружению в асоциальную среду.
На занятиях в военно-спортивном патриотическом клубе в современном образовательном учреждении присутствуют и тренировки, и походы, и экскурсии в музеи, и занятия с использованием компьютера и информационно-коммуникационных технологий, и различные соревнования, что даёт возможность воспитанникам клуба проявить себя в разных видах деятельности. А дружеские отношения в коллективе, личные достижения и командные победы в различных конкурсах создают только положительные эмоции, являющиеся важным фактором формирования здоровой атмосферы и успешности в жизни подростка.
|
Занятия в военно-спортивном патриотическом клубе – это труд, творческий путь к духовному и физическому здоровью. Поэтому, здоровьесберегающие технологии в работе по военно-патриотической направленности являются одними из основных. Бег, акробатика, гимнастика и другие физические упражнения улучшают обмен веществ, работу сердечнососудистой и дыхательной систем организма подростка, в итоге дают хорошее самочувствие, снимают психологические перегрузки и утомление, повышают иммунитет к различным заболеваниям.
Направление образовательной деятельности – военно-патриотическое, физическое развитие
Данная программа долгосрочная. Она рассчитана на 3 года обучения для подростков от 13 до 17лет.
Цель программы: развитие личностных качеств подростков в процессе нравственного, физического воспитания; формирование гражданина, патриота, защитника Отечества.
Задачи программы:
Учебные задачи:
- освоение необходимых знаний, формирование умений и навыков по основам военного дела;
- военно-спортивная подготовка юношей к службе в ВС РФ.
Воспитательные задачи:
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
- воспитание у подростков готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
- воспитание у подростков способности к лидерству, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности;
- Развивающие (социально-адаптивные) задачи:
• формирование потребности воспитанников в постоянном пополнении знаний в укреплении здоровья;
- дальнейшее физическое развитие подростка, совершенствование функциональных возможностей организма;
- развитие навыков самообслуживания;
- формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации, и выработке адекватной самооценки;
- развитие у воспитанников чувства уважения к российской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество;
Первый год обучения можно разделить на три этапа: организационный, основной и заключительный.
Организационный этап (сентябрь–октябрь). Знакомство учащихся друг с другом, с воспитанниками другого года обучения, с правилами поведения, традициями и программой работы объединения. В октябре, после испытательного срока — прием в объединение. В это время проводятся занятия по программе, учебно-тренировочные походы, сборы объединения, исследование интересов подростков. Итог данного этапа – адаптация к жизни и обучению в объединении.
Основной этап (ноябрь–апрель) – на этом этапе проводятся учебно-тренировочные походы, сборы объединения,продолжаются учебные занятия, проходит опрос по определению социального статуса членов группы, уровня благополучия взаимоотношений, и составляется портрет группы.
Заключительный этап (май–август) – учебно-тренировочные походы с проведением внутриклубных соревнований, участие в сборах. В конце учебного года проводятся зачеты по всем разделам программы.
По итогам второго года обучения воспитанники сдают зачеты и экзамены и участвуют во всех учебно-тренировочных походах клуба, городских и областных соревнованиях, сборах. Заключительный этап второго года – участие в тактических учениях на местности с выполнением задачи в составе взвода, отделения под командованием курсантов клуба. В данных учениях также проверяется заменяемость командиров, умение командовать подразделением, самостоятельно принимать решения.
По итогам третьего года обучения – участие в зачете по нормативам объединения. Участие в городских и областных, всероссийских соревнованиях, областных сборах, сдача нормативов на сертификат.
Организация образовательного процесса
Набор в военно-патриотический клуб происходит по желанию воспитанников в сентябре с испытательным сроком на 2 месяца. Принятым подросткам присваивается звание рядовой. Для занятия в объединении подростки должны пройти медицинский осмотр и быть допущенными к занятию спортом.Через два месяца на общем собрании клуба решается вопрос о зачислении в клуб. Условия приема в клуб: посещение всех занятий, знание истории клуба, участие в учебно-тренировочных походах. Зачисленным обучающимся вручается форма с эмблемой клуба и удостоверение, оформляется личная карточка (см. приложение) и присваивается звание курсант.
Программа обучения рассчитана на 3 года. Оптимальное количество детей в группе 1 года обучения -15 человек, 2 года – 12 человек, 3 года -12 чел.
Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа, 2года обучения -216 часов, 3 года обучения-216 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
По завершению обучения в клубе у курсантов должен быть сформирован интерес к военному деду. Курсанты должны принимать участие и занимать призовые места в различных районных и областных мероприятиях: играх типа «Зарница», конкурсах проектов, сборах ВСПК и др. У курсантов и юнармейцев воспитаны чувства ответственности, отзывчивости, самостоятельности, патриотизма.
Обучающийся должен иметь теоретическую подготовку по следующим темам:
- основы стрельбы,
- строевые приемы без оружия,
- условные тактические знаки,
- ориентирование по карте,
- основные положения общевоинских уставов.
Обучающийся должен уметь практически:
- вести наблюдения,
- применять приёмы стрельбы из пневматической винтовки,
- метать ручные гранаты,
- выполнять строевые приёмы,
- производить разборку и сборку АК-74,
- преодолевать заграждения.
Организационная структура клуба
Руководитель клуба
Общее собрание
Командир клуба
Совет командиров
Командир взвода
Командир взвода
Командир взвода
1 взвод
2 взвод
3 взвод
Непосредственное руководство клубом осуществляет руководитель, назначенный директором образовательного учреждения.
В начале обучения деление общего потока на взводы производится по желанию воспитанников. Первые два месяца пребывания в клубе воспитанники могут менять взводы, если на 1 году обучения набирается два и более взвода, в дальнейшем группы остаются постоянными. Во главе каждого взвода стоит командир, который выбирается командиром и руководителем клуба из числа более подготовленных воспитанников 2–3 года обучения и утверждается на общем собрании клуба. Один раз в месяц проходит совет командиров, где решаются все организационные вопросы. В целях развития инициативы коллектива и решения вопросов работы клуба создаются и действуют органы самоуправления: Общее собрание и совет командиров. Высшим органом самоуправления клуба является общее собрание. В работе общего собрания участвуют все воспитанники и педагоги клуба. Вопросы для рассмотрения на собрании вносятся по инициативе руководителя, педагогов, а также отдельных воспитанников клуба.
Общее собрание:
- утверждает совет командиров;
- утверждает план работы клуба на год;
- принимает в члены клуба;
- заслушивает отчет командиров о проделанной работе за год;
- решает иные вопросы.
Общее собрание клуба проводится по мере необходимости, но не реже двух раз в год по инициативе руководителя клуба или совета командиров. Собрание считается правомочным, если в нем участвуют более 50% общего числа воспитанников и педагогов клуба. Решение общего собрания клуба считается принятым, если за него проголосовало не менее 3/4 от числа присутствующих членов общего собрания клуба. Решения собрания, принятые в соответствии с его полномочиями, обязательны для воспитанников и педагогов клуба. В период между собраниями клубом руководит совет командиров. В работе совета командиров участвуют командиры и заместители от каждого взвода, руководитель клуба. В совет командиров также могут быть избраны воспитанники 2 - 3 года обучения и выпускники.
Совет командиров:
- рассматривает вопросы деятельности клуба, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания;
- обеспечивает в полном объеме и в срок исполнения решений собраний клуба;
- представляет интересы взводов;
- отчитывается о проделанной работе перед общим собранием;
- выпускает приказы;
- рассматривает вопросы поощрения и наказания воспитанников клуба;
- присваивает очередные звания.
Совет командиров проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц по инициативе руководителя клуба, или командира взвода. Совет командиров считается правомочным, если в нем участвуют более 50% общего числа командиров и заместителей командиров. Решение совета командиров считается принятым, если за него проголосовало не менее 3/4 от числа присутствующих членов совета. Решения совета, принятые в соответствии с его полномочиями, обязательны для воспитанников клуба.
Командир клуба является главным организатором деятельности клуба. Разрабатывает совместно с командирами взводов общий план работы на год, контролирует его выполнение. Кроме того, командир клуба может выполнить функции командира одного из взводов и проводить занятия в любых взводах.
Командир взвода занимается формированием взвода и обучением личного состава взвода по всем видам подготовки, определенной программой для данной возрастной группы.
Формы проведения занятий
Программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий в форме групповых и индивидуальных. При проведении практических занятий педагог учитывает индивидуальные особенности подростков. На каждую теоретическую часть вопроса следует подтверждение ее практическими навыками. Например, тема «Назначение, боевые свойства и устройство автомата Калашникова» требует непосредственного практического участия ребят в сборке, разборке автомата, а также стрельбе из такого оружия на специальном полигоне.
Образовательная программа предусматривает два уровня освоения образовательного содержания – базовый и профессионально - ориентированный. В учебно-воспитательном процессе используются различные формы обучения:
- тренировки;
- лекции, объяснения, беседы;
- просмотр учебных видеофильмов;
- выполнения упражнений,
- выполнение контрольных упражнений;
- сдачи нормативов, зачеты, экзамены;
- учебно-тренировочные сборы;
- тактические игры на местности;
- спортивные праздники;
- вечера, день рождения коллектива, календарные праздники;
- походы выходного дня и полевые выходы;
- участие и проведение соревнований различного уровня.
· Учебный план
№ п/п | Темы занятий | 1год обучения | 2год обучения | 3год обучения |
I | Вводное занятие | |||
II | Воспитательно-патриотическая работа | |||
III | Военная подготовка | |||
1.Уставы | ||||
2.Строевая подготовка | ||||
3.Огневая подготовка | ||||
4.Медико-санитарная подготовка | ||||
5.Радиационно-химическая и биологическая защита | ||||
6.Топография | ||||
7.Разведывательная подготовка | ||||
8. Тактическая подготовка | ||||
IV | Общефизическая подготовка и спортивно- физическая подготовка | |||
V | Основы выживания в различных климатических условиях | |||
VI | Итоговое занятие | |||
Итого |
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | Теория | Практика |
I | Вводное занятие | |||
II | Воспитательно-патриотическая работа | |||
III | Военная подготовка | |||
1.Уставы | ||||
2.Строевая подготовка | ||||
3.Огневая подготовка | ||||
4.Медико-санитарная подготовка | ||||
5.Радиоционно-химическая и биологическая защита | ||||
IV | Общефизическая подготовка и спортивно- физическая подготовка | |||
V | Основы выживания в различных климатических условиях | |||
VI | Итоговое занятие | |||
Итого |
Содержание разделов учебно-тематического плана 1 года обучения
I. Вводное занятие. Техника безопасности.
Знакомство. Требования к занимающимся. Знакомство с планом работы клуба, расписанием занятий. Правила поведения учащихся в образовательном учреждении. Соответствие спортивной одежды и обуви тренировочным, походным и другим условиям и изучаемому виду спорта. Участие в занятиях только при хорошем самочувствии. Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, правил поведения в общественных местах и т.п.