Результативность реализации данного элективного курса измеряется, в первую очередь, степенью готовности и стремлением учащихся, особенного старшего звена, к пониманию важности защиты своего Отечества и выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимом ими в дело процветания Отечества.
Оценка результативности реализации программы элективного курса осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Обобщенные оценочные показатели реализации элективного курса
Оценочные показатели | Критерии | ||
До | После | ||
Нравственно-духовные критерии | |||
Повышение толерантности, снижение степени конфликтности в ученической среде*[1] | |||
Проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества* | |||
Уровень реализации учащихся в области военно-патриотического воспитания* | |||
Количественные параметры | |||
Количество учащихся, участвующих в работе элективного курса | |||
Количество учащихся, желающих поступить в дальнейшем в военные высшие учебные заведения | |||
Количество учащихся, принимавших участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта | |||
Развитие физических и психологических качеств у учащихся* |
Конечным результатом реализации элективного курса должна стать положительная динамика роста патриотических и интернациональных чувств и обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема учащихся.
|
Формы и методы контроля
Контроль при проведении элективного курса «Служить России!» спланирован таким образом, чтобы:
· Использовались различные стратегии контроля;
· Контроль проводился постоянно в ходе всего элективного курса;
· Контролировалось усвоение содержания программы;
· Тестирование выполнения практических заданий.
Анкета 1. Знания и умения учащихся
№ п/п | Критерии | Оценка критерий | |||
«2» | «3» | «4» | «5» | ||
Оцените уровень вашей подготовки к службе в Вооруженных Силах | |||||
Оцените вашу нравственную подготовку | |||||
Считаете ли вы себя психологически готовым к службе в ВС | |||||
Как вы оцениваете свою общеобразовательную подготовку | |||||
Как вы владеете стрельбой | |||||
Оцените свою строевую подготовку | |||||
Уровень вашей военно-прикладной подготовки | |||||
Как вы владеете знаниями по ГО |
Анкета 2. Потребности и интересы учащихся
№ п/п | Вопросы | Ответы учащихся |
Почему вы выбрали занятия по программе элективного курса? | ||
Что вы ожидаете от предложенной программы элективного курса? | ||
Какие разделы, темы занятий вам больше всего интересны и почему? | ||
Какие разделы и темы занятий вы бы заменили на более интересующие вас и почему? | ||
Считаешь ли вы, что программа занятий по элективному курсу поможет вам не только овладеть специальными знаниями и повысить ваше физическое здоровье, но и поможет лучше овладевать знаниями в учебном процессе? | ||
Можете ли вы сказать про себя: «Я патриот своей Родины!», - и почему? | ||
Повлияет ли ваше занятия по программе элективного курса на ваши отношения со сверстниками и как? |
|
Таблица 1. Контроль учеников в процессе занятий элективного курса
№ п/п | Фамилия и имя | Активность | Взаимодействие в группе | Сформированность понимания |
Таблица 2. Самооценка отчетности учащихся
во время прохождения элективного курса
( Используется учениками для оценивания собственной отчетности. Критерии оценки: активное обучение, отношение, участие, слушание, подготовка, вовлеченность)
Активное обучение | Я всегда занимаю серьезную и активную позицию во время обучения, требователен к себе в повседневной работе и нацелен на содействие успеху всей группы. | Я постоянно занимаю активную позицию в собственном обучении и таким образом вношу свой вклад в успех группы. | Иногда я занимаю активную позицию в собственном обучении, делюсь значимыми идеями и задаю подходящие вопросы. | Я редко занимаю активную позицию в собственном обучении. Я часто не принимаю участия и редко обмениваюсь идеями или задаю вопросы. |
Отношение | Я последовательно демонстрирую искреннее желание учиться и делиться своими идеями с моими одноклассниками. | Я обычно выказываю искреннее желание учиться и делиться своими идеями. | Иногда я выказываю желание учиться, но зачастую просто выполняю то, что мне сказали сделать без энтузиазма и особого интереса. | Я не выказываю никакого желания учиться и обычно выполняю минимум заданного без всякого энтузиазма. |
Участие | Я начинаю обсуждение, задаю значимые вопросы и веду себя как лидер внутри группы. Я задаю продуманные, серьезные вопросы и защищаю свою точку зрения. | Я регулярно участвую в обсуждении и зачастую выношу свои идеи на обсуждение. Я задаю вопросы и защищаю свою точку зрения. | Иногда я вношу свой вклад в обсуждение. | Я участвую только, если меня об этом просят. |
|
Таблица 3. Итоговая таблица результатов учащихся
№ п/п | Фамилия и имя | Критерии | Итоговая оценка | |||||||
Уровень подготовки к службе в Вооруженных Силах | Система нравственных ценностей | Психологическая готовность к службе в ВС | Общеобразовательная подготовка | Строевая подготовка | Огневая подготовка | Тактическая подготовка | Физическая подготовка | |||
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тематическое планирования
№ Раздела и темы | Название раздела и тема | Количество часов | ||
Раздел | Тема | |||
Теория | Практика | |||
I | История Вооруженных Сил Российской Федерации | - | ||
1.1 | Вооруженные Силы Российской Федерации – Защитники нашего Отечества. История ВС России и военные реформы армии | |||
II | Организационная структура Вооружённых сил Российской Федерации | - | ||
2.1 | Виды и рода войск ВСРФ, их назначение и история создания | - | ||
III | Уставы Вооружённых сил Российской Федерации | - | ||
3.1 | Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ — закон воинской жизни. Суточный наряд роты и его обязанности Практическое несение службы дневальным. Место дневального, обязанности дневального | - | ||
3.2 | Размещение военнослужащих, распределение времени, повседневный порядок жизни в воинской части | - | ||
IV | Строевая подготовка | - | ||
4.1 | Строй. Управление строем. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. | - | ||
4.2 | Строевые приемы и движения без оружия. Движения шагом и бегом | - | ||
4.3 | Строи отделения (развернутый, походный) | - | ||
V | Огневая подготовка | |||
5.1 | Назначение и общее устройство автомата и пулемёта Калашникова. Основные тактико-технические характеристики оружия. Назначение и основные ТТХ характеристики пистолета Макарова | - | ||
5..2 | Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Чистка и смазка автомата. Постановка на хранение | - | ||
5.3 | Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Изготовка к стрельбе, заряжание, доклады о готовности. Практическая стрельба из пневматической винтовки с корректировкой стрельбы | - | ||
5.4 | Отработка подготовки к метанию и собственно метание ручных гранат | - | ||
VI | Тактическая подготовка | - | ||
6.1 | Действия солдата в бою. Приемы изготовки для ведения прицельного огня из стрелкового оружия. Способы передвижения в бою. Перебежки, переползания. Выполнение способов передвижения в бою, используя защитные свойства местности | - | ||
6.2 | Топографическая карта, компас, магнитный азимут | - | ||
6.3 | Использование средств индивидуальной защиты. Оказание самопомощи и взаимопомощи | - | ||
VII | Физическая подготовка | - | ||
7.1 | Учебно-тренировочные занятия в спортивном зале: прыжки через коня, упражнения на брусьях, упражнения для дыхания | - | ||
7.2 | Учебно-тренировочные занятия в спортивном городке: бег на короткие дистанции, упражнения на перекладине, бег на средние дистанции. Приемы рукопашного боя | - | ||
7.3 | Учебно-тренировочные занятия в плавательном бассейне | - | ||
Итого: |
Приложение 2
Мультимедийные ресурсы
1. Мультфильм «Десантник Степочкин» (© Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Киностудия «Актуальный фильм», 2004).
2. Научно-популярный фильм «300 лет Полтавской битве» (© ВГТРК «Россия», 2009).
3. Научно-популярный фильм «Александр Невский» (© Ленинградский комитет по телевидению и радиовещанию, Гостелерадио СССР, 1989).
4. Научно-популярный фильм «Александр Суворов» (© ВГТРК «Россия», 2007).
5. Научно-популярный фильм «Бородино» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2008).
6. Научно-популярный фильм «Неизвестная война. Битва за Москву» (© SOVINFILM, 1978).
7. Научно-популярный фильм «Парад века. Знамя Победы» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2009).
8. Научно-популярный фильм «Поле Куликово» (Творческое объединение «Экран»).
9. Научно-популярный фильм «Танки. Курская битва» (© Cromwell Productions, 1999).
10. Научно-популярный фильм «Черные береты» («Центрнауфильм», 2005).
11. Коллекция ЦОР преподавателя.
Приложение 3