Работа по данному курсу строится на основе общих дидактических принципов: научности, доступности, индивидуального подхода, занимательности, добровольности.
Коллективные цели и отношения взаимопомощи и взаимозависимости способствуют реализации потенциальных возможностей учащихся.
В предложенном курсе, как и в преподавании общешкольных курсов, чаще других используются такие методы обучения как рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа, упражнения, практическое занятие.
Теоретическая цель элективного курса тесно связывается с практикой. Например, на занятиях по использованию индивидуальных средств защиты теоретическая цель – приобретение специальных знаний в области химии отравляющих газов – тесно связываются с практической целью - использование средств индивидуальной защиты и оказание самопомощи и взаимопомощи.
Занятия проходят в материально-технических оснащенных аудиториях, спортзала, спортивного городка образовательного учреждения. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время: время занятий 1 час.
В период прохождения элективного курса применяются организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Если на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают прочные знания и умения, если они научились заниматься самостоятельно, творчески, то перед элективным курсом ставятся более продуктивные цели и задачи, которые оказывают положительное влияние на качество обязательного обучения. Учащиеся элективного курса привлекаются преподавателем-организатором в качестве помощников, ассистентов, консультантов на уроках и дополнительных занятиях по предмету обучения.
|
Реализовать программу сможет учитель ОБЖ, владеющий теоретическими и практическими сведениями по предложенной программе.
Межпредметные связи
Межпредметные связи – один из дидактических принципов педагогики, который имеет важное значение для эффективности обучения учащихся. Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач преподавателя-организатора ОБЖ, ведущего элективный курс. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам.
Межпредметные связи позволяют всесторонне рассматривать изучаемые факты и явления, истолковывать их с точки зрения различных наук, выявляя своеобразие отдельных их сторон, полнее раскрывать всеобщую связь явлений, показывать учащимся возрастающее взаимопроникновение наук и тем самым обеспечить систематизацию знаний учащихся. Использование межпредметных связей при прохождении элективного курса «Служить России!» предполагает акцентировать деятельность учащихся на самостоятельном применении сведений из других курсов.
Поскольку межпредметные связи обеспечивают привлечение учащимися на занятиях знаний из области других предметов, важно с учетом требований программы выделить наиболее общие, устойчивые и долговременно действующие межпредметные понятия. Примером таких понятий могут быть понятия по истории, географии, физики, биологии, анатомии, химии и других предметов.
Способы привлечения знаний из других предметов различны. Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью конкретного планирования, которое осуществляется с учетом вида занятия в программе курса с межпредметными связями:
|
· фрагментарный, когда лишь фрагменты, отдельный этап занятия, требует реализации связей с другими предметами;
· узловой, когда опора на знания из других предметов составляет необходимое условие усвоения всего нового материала или его обобщения в конце учебной темы;
· синтезированный, который требует синтеза знаний из разных предметов на протяжении всего урока и специально проводится для обобщения материала ряда учебных тем или всего курса.
Исходя из вышесказанного, к ведению занятий по элективному курсу «Служить России!», целесообразно привлекать не только учителей-предметников, но и специалистов, работающих в отраслях, соответствующих разделам программы элективного курса: пожарной охраны, правоохранительных органов, дорожного движения, гражданской обороны, представителей Вооруженных сил Российской Федерации.
Реализация межпредметных связей в элективном курсе закрепляет в памяти знания, достигнутые яркостью и полнотой восприятия изучаемого на основе взаимосвязей: осознанием важности обобщенных знаний смежных дисциплин в разнообразных условиях учебной и практической деятельности.