Методические рекомендации
По организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине
«Русский язык»
Лесное и лесопарковое хозяйство»
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Повар, кондитер»
Автомеханик»
Устюжна – 2018
Рассмотрено на заседании ПЦК
Протокол №__ от «____» ___________ 2018 г.
Составитель:
Брантова Н.Н., преподаватель русского языка и литературы
Аннотация
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» предназначены для студентов СПО, а также для преподавателей при организации самостоятельной работы студентов.
Понимая задачу образования в том, чтобы научить человека умению и потребности учиться, автор предлагает задания для самостоятельных работ студентов, определяя тематику, цели и порядок выполнения заданий с указанием литературы и форм контроля по каждой теме.
Выполнение самостоятельной работы позволит студентам овладеть навыками правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. При этом виде деятельности определяются механизмы саморазвития личности студента, включение его в активную самостоятельную познавательную деятельность
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………5
Раздел I. Введение
Самостоятельная работа №1
Язык и его функции. Русский язык в современном мире …………..………..……….…….… ….6
Самостоятельная работа №2
Стилистика и синонимические средства языка…………………………………………………….7
Самостоятельная работа №3
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю………………………………………..8
|
Раздел II. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Самостоятельная работа №4
Происхождение русского алфавита», «Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности …………………………………………………………………….……...….….……9
Самостоятельная работа №5
Изучение орфоэпического минимума……………………………………………………………..10
Раздел III. Лексика и фразеология
Самостоятельная работа №6
Изучение вопроса о контекстуальных синонимах и антонимах.....….…………………… ……11
Самостоятельная работа №7
Использование устаревших слов, неологизмов в речи ………………………………………….12
Самостоятельная работа №8
Происхождение фразеологизмов ……….…....................................................................................13
Самостоятельная работа №9
Работа со словарями……………………………………………….………………………………..14
Раздел IV. Морфемика, словообразование, орфография
Самостоятельная работа №10
Морфемный разбор слов………………………………………………….……….……..………….15
Самостоятельная работа №11
Словообразовательный разбор, выразительные словообразовательные средства русского языка…………………………………………………………………………………………………..16
Раздел V. Морфология и орфография
Самостоятельная работа №12
Самостоятельные и служебные части речи.…………………………………………….…...……..17
Самостоятельная работа №13
Морфологический разбор, составление словарного диктанта с орфограммами в местоимениях..……..............................................................................................................................18
|
Самостоятельная работа №14
Морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия………………………………….19
Самостоятельная работа №15
Составление словарного диктанта с орфограммами в наречиях……………………………….20
Самостоятельная работа №16
Составление словарного диктанта на правописание производных предлогов…………………21
Самостоятельная работа №17
Составление обобщающей таблицы…………………………………………………………..……22
Самостоятельная работа №18
Составление словарного диктанта на правописание частиц………………………………….…23
Раздел VI. Синтаксис и пунктуация
Самостоятельная работа №19
Синтаксический разбор словосочетаний, изучение темы «Классификация предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске …………..…..……………………………………………24
Самостоятельная работа №20
Конструирование и анализ односоставных предложений разных видов…………….…………..25
Самостоятельная работа №21
Обособленные члены предложения……………………………………………………..………….26
Самостоятельная работа №22
Обращение……………………………………………………………………..……………………..27
Самостоятельная работа №23
Осложненное списывание текста…………………………………………….…………………….28
Библиографический список………………………………………….……………………………..29
Введение
В современном российском образовании система получения знаний основана на организационной роли преподавателя и большой доли самостоятельности студентов.
Под самостоятельной работой следует понимать деятельность студентов как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Задания выполняются студентами без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством.
|
В учебных планах самостоятельная работа стала обязательной частью максимальной учебной нагрузки и соответствует 57 часов для профессий и 39 часов для специальностей.
Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность самостоятельной работы студентов в получении навыков грамотной устной и письменной речи.
Задачи методических рекомендаций:
– активизация самостоятельной работы студентов;
– содействие развитию творческого отношения к искусству грамотной речи;
– расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;
– выработка навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку;
– расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного общения;
– обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной работы.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык» могут быть:
– работа с текстом;
– работа со словарями;
– составление таблиц;
– составление словарных диктантов;
– подготовка сообщений, докладов;
– создание мультимедийных презентаций.
Перечень самостоятельных работ соответствует тематическому плану по дисциплине «Русский язык».
Выполняя задания по самостоятельной работе, студент должен знать особенности употребления в речи основных единиц языка, изобразительно-выразительные возможности русского языка, орфоэпические, лексические, синтаксические, грамматические нормы языка, функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.
Студентам необходимо внимательно изучить предложенную литературу. Затем в соответствии с указанным порядком работы выполнить задание. Заключительным этапом работы является либо ответ на контрольные вопросы, либо: проверка тетрадей, тестирование, опрос, заслушивание сообщений, просмотр мультимедийных презентаций.
Рекомендации к выполнению заданий по темам, разделам, видам деятельности учебной дисциплины «Русский язык»