Степень генетического сходства сравниваемых людей | Коэффициенты внутрипарной корреляции | Количество пар | |
Генетически идентичные (100 % общих генов) | |||
МЗ близнецы, выросшие вместе | 0,86 | ||
Разлученные МЗ близнецы | 0,72 | ||
Генетически связанные друг с другом (50% общих генов) Живущие вместе | |||
ДЗ близнецы | 0,60 | ||
Ребенок, выросший с родителями, и один из родителей | 0,42 | ||
Сибсы (братья и сестры) | 0,47 | ||
Живущие врозь | |||
Ребенок, выросший в приемной семье, и один из его биологических родителей | 0,22 | ||
Родные сибсы, усыновленные в разные семьи | 0,24 | ||
Генетически не связанные друг с другом (0% общих генов) Живущие вместе | |||
Приемный ребенок и один из родителей, его усыновивших | 0,19 | ||
Дети, выросшие вместе | 0,32 | ||
В таблице 13 видно, чтокоэффициенты наследуемости интеллекта изменяются с возрастом, составляя в младенчестве примерно 20%, в детстве около - 40% и у взрослых - порядка 60% и выше. Влияние общей среды (с2) довольно существенно в детстве (порядка 30% дисперсии) и практически исчезает у взрослых (Цит. по И.В. Равич-Щербо, 2004).
Масштабные психогенетические исследования интеллекта. Луисвиллское близнецовое исследование. Наиболее обширные данные о стабильности и природе психологических характеристик получены в Луисвиллском лонгитюдном исследовании, начатом в 1957 г. Ф. Фолкнером (F. Folkner, 1957; R. Wilson, 1983) и к 1983 г. охватывавшем около 500 пар близнецов, чье развитие было прослежено от рождения до 15-летнего возраста. Из тех же семей кроме близнецов наблюдалось также 350 пар сибсов. Показатели интеллекта в Луисвиллском исследовании фиксировались с 3-месячного возраста. До года они определялись каждые три месяца, до трех лет — каждые полгода, до девяти лет — каждый год. Диагностика интеллекта проводилась до двух лет по шкалам развития ребенка Н. Бейли. В 2,5 и 3 года для определения интеллекта применялась стандфордская модификация теста Бине. Позднее использовались преимущественно варианты теста Векслера: для дошкольников и младших школьников (WPPSI) и детские шкалы (WISC и WISC-R). Результаты исследования интеллектуальных функций были следующими. В первый год жизни конкордантность близнецов MZ и DZ пар была сравнимой, но начиная с 18 мес. сходство показателей MZ близнецов значительно увеличивалось. Корреляции показателей MZ пар достигают 0,82 и не снижаются до 15 лет (фактически корреляции достигают уровня надежности теста). DZ близнецы, наоборот, достигают наивысшей конкордантности по когнитивным характеристикам в 36 мес., а затем сходство их снижается, приближаясь в целом к уровню сходства, обнаруживаемому между сибсами, а также между родителями и детьми. В Луисвиллском исследовании было установлено, что начиная с двух лет увеличиваются корреляции интеллекта с характеристиками семейной среды (с образованием родителей, их социально-экономическим статусом, с когнитивными и личностными особенностями матери, с группой характеристик, названной «адекватность среды», включающей соответствующее отношение к ребенку и физический уход, наличие удобного места для игр и т. д.). Сопоставление внутрипарного сходства близнецов и сибсов с характеристиками домашней среды позволило сделать вывод, что вариативность когнитивных характеристик определяется как генотипом, так и внутрисемейной средой (Цит. по И.В. Равич-Щербо, 2004).
|
|
В чешском лонгитюдном исследовании диагностика интеллекта проводилась ежегодно. Согласно полученным в этой работе данным, после четырех лет происходит увеличение показателя наследуемости: в 6 и 7 лет он превышает величину 0,5 (Цит. по В.Н. Дружинин, 1999).
В Техасском исследовании сопоставлялись результаты тестирования 300 семей. Исследователей интересовали соотношения интеллекта родителей и их детей (собственных и приемных). Показатели интеллекта восьмилетних детей измерялись тестами Стэнфорд-Бине и Д. Векслера. В целом оказалось, что вклад генотипической составляющей оказался равен 0,50, как и в предыдущем исследовании. Однако зафиксировано увеличение с возрастом связи интеллекта приемных детей и их биологических родителей, и тем самым показано увеличение влияние генотипа на вариативность интеллекта.
Наиболее широкой по охвату когнитивных особенностей личности стало проводимое с 1975 года Колорадское исследование приемных детей (200 семей с приемными детьми и столько же контрольных семей). В ходе этого исследования тестировались: вербальный интеллект, пространственный интеллект, перцептивная скорость, зрительная память, общий интеллект, особенности личности и темперамента. Для тестирования детей с годовалого возраста применялась шкала Н. Бейли. Кроме того, фиксировались особенности отношения к ребенку, тип физического ухода, готовность родителей к вербальным и эмоциональным контактам с ребенком. Приемные дети по семьям были распределены случайно. Данные исследования говорят о сходстве показателей умственного развития детей и отцов («отцовский эффект») как биологических (r = 0,45), так и неродных. Обнаружены связи между общими способностями биологических матерей и уровнем коммуникативных навыков годовалых детей, а также их способностью к подражанию. В данном исследовании были получены внутрипарные корреляции (родитель-ребенок) по тесту для оценки речевых способностей, которые составляли 0.16-0.26 для родных матерей и их детей, 0.17-022 для родных отцов и их детей (корреляции значимые). Для приемных матерей и их детей соответственно (-0.03-(-0.11)), отцов – (-0.07-(-0.12)) (корреляции незначимые) (Wadsworth S.J. et al., 2002).
|
В Миннесотском исследовании приемных детей исследовались случаи усыновления. Интеллект семей (100 семей имеет 176 приемных детей) тестировался тестами Стэнфорд-Бине и Д. Векслера. Данные оказались совершенно аналогичными результатам других исследований: корреляции между интеллектом детей и их биологических родителей оказались выше, чем между интеллектом приемных детей и приемных родителей. «Материнский эффект» оказался чуть больше, чем «отцовский».
В ходе калифорнийского близнецового исследования было установлено, что индивидуальные показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться до 30 единиц. Оказалось, что эти различия связаны с различиями в семейном окружении: дети, растущие в благоприятной семейной среде, имели постоянное повышение уровня интеллекта, а у детей, родители которых не проявляли по отношению к ним достаточно заботы и внимания, наблюдалось прогрессивное снижение уровня интеллекта. Влияние отношений с родителями на интеллект ребенка заключалось в следующем: эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад показателей IQ в возрасте от 4,5 до 6 лет, подъем IQ оказался связан с эмоциональным одобрением со стороны родителей, поощрением инициативы и благоразумия, стремлением родителей сформировать у ребенка еще не востребованные в данном возрасте умения и навыки (Цит. по И.В. Равич-Щербо, 1994).
Для отдельных когнитивных характеристик увеличение вклада генотипа в их межиндивидуальную вариативность было показано в австралийском близнецовом лонгитюдном исследовании, в котором участвовали дети 3-15 лет и в шведском исследовании при сравнении 12- и 18-летних близнецов (цит. по И.В. Равич-Щербо, 1994).
Австралийские исследователи M. Luciano, M.J. Wright, G.M. Geffen, L.B. Geffen, G.A. Smith, D.M. Evans, N.G. Martin с использованием выборки из 390 взрослых близнецовых пар (184 МЗ и 206 ДЗ пар) провели оценку фенотипической и генетической ковариации между субтестами теста Д. Векслера для взрослых и «Multidimensional Aptitude Battery». В результате были сделаны выводы о том, что для вариативности по большинству субтестов аддитивные генетические влияния превышают общесредовые, кроме «Арифметического» субтеста, для которого генетические влияния составили 25%, а общесредовые 29%. Авторы также пришли к выводу о том, что эффективность выполнения вербальных и невербальных субтестов контролируется различными генами, что позволяет говорить о двухфакторной модели интеллекта (Luciano M. еt al., 2003).
Существует несколько теоретических моделей, делающих попытку объяснить соотношение наследственных и средовых факторов в обеспечении индивидуальной вариативности по общему интеллекту. Модель Д. Ройса была предложена в 70-е годы, она основана на представлении о конгруэнтности “средовой” и “генетической” факторных структур. Влияние генотипа и cреды на вариативность интеллекта составляет, согласно данной модели, по 50%. Психогенетические эмпирические исследования показали, что модель Д. Ройса справедлива, но только по отношению к общему интеллекту, вариативность которого, в действительности, на 50% обусловлена влиянием генотипа и на 50% - cреды. Для специальных способностей вклад генотипа в обеспечение их вариативности оказался меньше. В.Н. Дружинин предложил модель, согласно которой на развитие общего интеллекта влияет общая “интенсивность” интеллектуального взаимодействия с значимыми взрослыми, а для развития специальных способностей наиболее значительную роль играет организация специальной развивающей среды. Р. Зайонц предложил модель, прогнозирующую зависимость IQ от количества детей в семье. По Р. Зайонцу, в каждой семье существует некий «интеллектуальный климат», который определяется как среднее арифме-тическое коэффициентов интеллекта всех совместно проживающих членов семьи. Согласно данной модели наиболее высоким интеллектом должен обладать перворожденный ребенок; для всех детей, рожденных в данной семье в последствии, «интеллектуальный климат» будет неуклонно снижаться (Цит. по В.Н. Дружинин, 1999).
В психогенетическом исследовании интеллекта, выполненном Дж. Лоэлином и Р. Николсом учитывалось, что сходство показателей интеллекта МЗ близнецов может быть вызвано влиянием не только генетических, но и средовых факторов, в связи с этим от родителей МЗ близнецов во время опроса были получены данные, касающиеся: разных сторон средового опыта близнецов (особенности протекания младенчества у каждого из близнецов, их болезни, общение с другими детьми, взрослыми, характеристики поведения в разном возрасте и т.д.); особенностей семейного окружения (реализуемый в семье стиль семейного воспитания, распределение ролей в семье, степень занятости родителей на работе, фиксировались также смены места жительства, переломные моменты в жизни семьи, такие, как развод и т.д.); различий между близнецами (родителей просили ответить, кто из близнецов раньше научился ходить, кто более застенчив, кто более зависим и т.п.); отношений к близнецам (одинаково ли одевали близнецов, считали ли необходимым относиться к ним одинаково и т.д.). В результате проведенного исследования было сделано заключение о том, что средовые особенности влияют на уровень интеллекта, но не влияют на уровень внутрипарного сходства близнецов. Не влияет на степень внутрипарного сходства и стиль семейного воспитания (уровень интеллекта зависел от способов поддержания дисциплины у детей, от того, сколько времени проводил с ними отец и т. д., но на уровне внутрипарного сходства эти обстоятельства не сказывались) (Loehlin T.C. et al., 1976).
В работе F.M. Spinath, A. Ronald, N. Harlaar, T.S. Price, R. Plomin, принимали участие 6963 пары (2351 МЗ, 2322 Дз однополых и 2290 ДЗ разнополых) английских близнецов в возрасте 2-4 лет, у которых тестировался как вербальный, так и невербальный интеллект. В работе применялся тест для родителей, в котором требовалось оценить невербальные способности их детей (например, такие, как сбор целого из частей, рисование, способность выполнять что-либо из бумаги – оригами и такие вопросы, как «Узнает ли Ваш ребенок себя, когда смотрит в зеркало?»). Для оценки вербальных способностей детей применялся специальный тест МакАртура. В результате применения метода генетического моделирования были получены следующие оценки влияния компонентов фенотипической дисперсии на вариативность общего интеллекта: аддитивные генетические влияния составляют 0,25-0,3; общесредовые влияния 0,61-0,65 (Spinath F.M. et al., 2003).
В работе американских исследователей S.A. Petrill, К. Deater-Deckard принимали участие дети (средний возраст 6,86 лет) и родители из приемных семей, а также дети (средний возраст 9,83 года) и родители из биологических семей. Для оценки интеллекта использовалась шкала Стандфорд-Бине. Получены данные о наличии значимой корреляции по интеллекту у матерей с их родными детьми (0,23) и об отсутствии таковой для приемных детей (-0,03). Авторы пришли к выводу о том, что на уровень общего интеллекта значимо влияют генетические факторы и индивидуальная среда, а незначимо – общая среда (Petrill S.A. et al., 2004).
Увеличение роли генотипического компонента в вариативности интеллекта предположительно сопровождается и изменением в структуре средовых компонентов дисперсии – уменьшением (начиная со школьного возраста) влияния общей среды, т.е. совпадающей у сравниваемых пар родственников, и увеличением роли специфической среды, т.е. различающейся у сравниваемых пар родственников (Егорова М.С. и др., 2004).
N. Jacobs, S. van Gestel, C. Derom, E. Thiery, P. Vernon, R. Derom, R. Vlietinck изучали взаимосвязь наследуемости интеллекта у близнецов и «эффекта хориона». Оказалось, что около 32% монозиготных близнецов являются дихорионными, т.к. каждый из них имелет собственный хорион и амнион во время внутриутробного развития. В данной работе монозиготные близнецы были разделены на две группы: монохорионные и дихорионные. Далее исследование проводилось по схеме классического близнецового метода с использованием метода подбора статистических моделей. Для тестирования интеллекта использовался тест Д. Векслера (WISC-R). В работе участвовали 175 монохорионных и 95 дихорионных пар монозиготных близнецов, 181 пара дизиготных близнецов в возрасте от 8 до 14 лет. Внутрипарное сходство монохорионных и дихорионных пар МЗ близнецов по субтестам Д. Векслера иногда значительно различалось, особенно, по невербальным субтестам. Оценки наследуемости интеллектуальных способностей, полученные в данном исследовании, были более высокими для вербальных субтестов, чем для невербальных. Среди последних самую низкую оценку наследуемости получил субтест «Недостающзие детали» (0.09). Также невысокая оценка наследуемости была получена для субтеста «Складывание объектов» (0.21)) Jacobs N. et al., 2001).
М. Рейтвелд, Г. ван Баал, С. Долан, Д. Бумсма проделали работу по психогенетическому анализу специфических когнитивных способностей у пятилетних датских детей. В работе использовался RAKIT (Датский тест интеллекта), который был разработан в 1984 году Блейхродтом и соавторами. Тест базируется на теории интеллекта Л. Терстоуна, который полагал факторы, входящие в интеллект, независимыми. Тест включает 12 субтестов. Валидность теста определялась путем сравнения его со шкалой Д. Векслера WISC-R, корреляция по общему интеллекту составила 0,86. В данном исследовании использовались 6 субтестов из теста RAKIT. Три субтеста авторы статьи относят к невербальному фактору, и три – к вербальному. Невербальные: «Исключение фигуры» (оценивает способность устанавливать взаимоотношения между фигурами и исключать лишнюю, как отличающуюся); «Диски» (измеряет ориентацию и скорость визуализации); «Спрятанные фигуры» (измеряет способность к трансформации визуального поля). Вербальные: «Вербальные значения» (позволяет оценить словарный запас, в том числе пассивные вербальные знания); «Знание наименований» (оценивает активные знания и запоминание многозначительных изображений); «Продуцирование идей» (измеряет вербальную гибкость). Комбинация из данных шести субтестов показала корреляцию с полной версией с оценкой 0,93 и является ее кратким вариантом. В исследовании участвовали 209 близнецовых пар, отобранных в Нидерландах. Средний возраст – 5 лет и три месяца. Зиготность: 47 пар монозиготных девочек, 37 пар дизиготных девочек, 42 пары монозиготных мальчика, 44 пары дизиготных мальчика, 39 дизиготных пар с противоположным полом. Социоэкономический статус семей оценивался с помощью специальной методики - 48% семей имели средний социоэкономический статус, 24% - низкий и 28% - высокий. При статистической обработке учитывались сведения об очередности рождения близнецов. Согласно полученным данным, можно заключить, что наследственная обусловленность невербального интеллекта выше у мальчиков, а вербального – у девочек. Оценка наследственных влияний на вербальный интеллект составила от 9 до 30%, а на невербальный – от 5 до 40% (по разным субтестам). Корреляция между наследственными составляющими в дисперсии вербального и невербального интеллекта не отличается от нуля, на основании чего авторы делают вывод о независимости этих двух факторов и существовании, по-крайней, мере, двухфакторной модели интеллекта (Reitveld M.J.H. et al., 2000).
В работе M. Reitveld, C.V. Dolan, G.C.M. van Baal, D.I. Boomsma проведен анализ межвозрастных корреляций вербального, невербального интеллекта, а также данных по отдельным субтестам, который позволил определить, насколько уровень развития тех или иных интеллектуальных показателей связан с этими же или другими интеллектуальными показателями в последующих возрастных периодах. Генетическая обусловленность межвозрастных корреляций по невербальному интеллекту находится в пределах от 0,92 (между возрастными группами 5 и 7 лет) до 0,94 (между данными 7 лет и 10 лет), а по вербальному – от 0,99 (между данными 5 и 7 лет) до 0,94 (между данными 7 и 10 лет). Корреляции, обусловленные влиянием разделенной среды несколько меньше и находятся в диапазоне от 0,79 до 0,97. Межвозрастные корреляции между показателями 7 и 10 лет, как правило, больше, чем аналогичные данные для 5 и 7 лет (Reitveld M.J.H. et al., 2000).
М. Бартелс, М. Рейтвелд, Г. ван Баал, Д. Бумсма продолжили изучение генетических и средовых влияний на развитие интеллекта. В их работе, опубликованной в 2002 году, излагаются результаты лонгитюдного исследования 209 близнецовых пар с помощью того же датского теста в возрасте 5, 7, 10 лет, а в 12 лет у близнецов применялся тест Векслера WISC-R. Среднее значение IQ у детей несколько возрастает в 10 лет по сравнению с 5 и 7 годами и снижается в 12 лет. На основе полученных М. Бартелс, М. Рейтвелд, Г. ван Баал, Д. Бумсма данных может быть сделан общий вывод о большем сходстве интеллекта у МЗ по сравнению с ДЗ и об увеличении доли генетической аддитивной составляющей в фенотипической вариативности по интеллекту с увеличением возраста обследуемых. Сравнение полученных данных с результатами тестирования детей по Датскому тесту учебных достижений (включающему вопросы на знание языка, математики, информатики и общую осведомленность) показало, что корреляции между IQ и тестом достижений составили 0,41, 0,5, 0,6 и 0,63 для 5, 7, 10 и 12 лет соответственно. Наследуемость показателя учебных достижений составила 60%. Вклад аддитивных генетических влияний в ковариацию IQ и учебных достижений составил 0,4 в 5 лет, 0,75 в 7 лет, 0,83 в 10 лет и 0,41 в 12 лет. Т.е. наблюдалось повышение генетических влияний до 10 лет, а в подростковом возрасте – спад генетических влияний и увеличение общесредовых влияний (Bartels M. Et al., 2002).
Сравнивая полученные в этих работах данные, можно отметить, что с увеличением возраста обследуемых наследственная обусловленность фенотипической вариативности по интеллекту продолжает расти.
Дж. Андо, У. Оно, М. Дж. Райт изучался вопрос о генетической структуре образной и вербальной рабочей памяти. В работе участвовали 236 пар близнецов (101 МЗД, 41 МЗМ, 43 ДЗД, 22 ДЗД, 29 ДЗ разнополых), проживающих в г. Токио и его пригородах. Возраст участников варьировал от 14 до 29 лет (средний возраст составил 19,9 лет). Из них 155 пар (65 МЗД, 25 МЗМ, 30ДЗД, 15 ДЗМ, 20 ДЗ разнополых) участвовали в тестировании интеллекта. Для тестирования интеллекта применялся тест Kyodai NX15, стандартизированный тест интеллекта, разработанный в Японии. Тест включает 6 вербальных и 6 невербальных субтестов. Согласно полученным Дж. Андо, У. Оно, М. Дж. Райтом данным наследственная обусловленность вариативности по вербальному интеллекту выше, чем по невербальному (Ando J. Et al., 2001).
Связь образования родителей и уровня вербального интеллекта детей в приемных и биологических семьях показана в исследовании, проведенном М. Нейсс, Д.С. Роу. Исследование интересно тем, что в нем учитывались различия по интеллекту у подростков 12 расовых категорий (американские индейцы, азиаты, афро-американцы, американцы Центра и Юга, кубинцы, филиппинцы, испанцы, пуэрториканцы, индейцы-азиаты, европейская раса, смешанные и др.). Две наибольшие по численности этнические группы составили представители европейской расы (67%) и афро-американцы (8%). Возраст учитывался с 6-тимесячным интервалом. Средний возраст подростков составил 15,5 лет. Для оценки уровня образования использовалась 8-ми балльная шкала (где 1 балл соответствовал уровню образования в 8 классов или меньше, а 8 баллов – университет или колледж). Для оценки вербального интеллекта использовался «Add Health Vocabulary Test» (VIO). Корреляции вербального интеллекта в парах «мать-ребенок» и «отец-ребенок» в биологических семьях составили 0,41 и 0,36, а в приемных семьях 0,16 и 0,18. При этом корреляции по уровню образования между самими родителями составили в обоих случаях 0,64. Образование родителей является значимым средовым фактором, дающим от 3 до 4 % вариативности по вербальному интеллекту (Neiss M. Et al., 2000).
В настоящее время имеется небольшое количество работ, посвященных изучению влияния генотипа и средовых факторов на фенотипическую вариативность психологических и психофизиологических признаков в пожилом и старческом возрасте. K. Christensen, H. Frederiksen, J.W. Vaupel, M. McGue в лонгитюдном исследовании датских близнецов в возрасте от 70 лет и старше проводилось интервьюирование близнецов с интервалом в два года, в котором задавались вопросы, связанные с самооценкой самочувствия, физических (сенсорных) возможностей и др., данное исследование продолжается в настоящее время (Christensen K. Et al., 2003).
В работе I. Deary, L.J. Whalley, D.S. Clair, G. Breen, S. Leaper, H. Lemmon, C. Hayward, J.M. Starr изучалось влияние аллеля гена, кодирующего белок аполипротеин на изменение интеллекта с возрастом (от 11 до 77 лет) (Deary I. Et al., 2003).
Российские психогенетические исследования интеллекта. В младенческом близнецовом лонгитюдном исследовании, проведенном Е.А. Сергиенко и Т.Б. Рязановой, было установлено, что генетические влияния на общую когнитивную способность в первые три года жизни могут быть оценены на уровне 22% (1 год – 20%; 2 год – 42%; 3 год – 4%), а психомоторного развития – на уровне 18% (1 год – 20%, 2 год – 26%, 3 год – 0%) [218]. Лонгитюдное исследование длилось с момента 3-4 месяцев жизни близнецов до 42 месяцев, в нем участвовало 39 пар (17 монозиготных, среди них мальчиков 10 пар и девочек 7 пар, 23 пары дизиготных близнецов одного пола, среди них мальчиков –11 пар и девочек –12 пар). У монозиготных близнецов компенсация факторов биологического риска (недоношенности и низкого веса при рождении) происходит позже, чем у дизиготных близнецов. Нивелирование влияния факторов биологического риска происходит: для дизиготных близнецов – в 2 года для ментального развития и в 1 год для психомоторного развития; для монозиготных близнецов – в 3 года для ментального развития и в 2 года для психомоторного развития (Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., 1999).
Н.С. Кантонистова, используя тест Д. Векслера, получила более высокие показатели внутрипарного сходства MЗ близнецов по сравнению с ДЗ близнецами по 10 субтестам теста. Значение показателя наследуемости выше 0,5 получен в ее работе для большинства субтестов (Кантонистова Н.С., 1978).
Богомолова М.В. (2008) на основании проведенного теоретического анализа и проведенного эмпирического исследования выделяет три компонента обогащенной среды, воздействие которых способно вызвать существенный прирост общего интеллекта: внешняя инициация деятельности, внутренняя инициация деятельности и содержание опыта (М.В. Богомолова, 2008).
В работах М.С. Егоровой приводятся коэффициенты генетической детерминации общего интеллекта и его субфакторов - эти коэффициенты находятся в интервале от 0,4 до 0,66. Однако, чем выше связь общего интеллекта со специфическим фактором (по модели Ч. Спирмена), тем выше значение коэффициента генетической детерминации. Генетическая детерминация максимальна для вербального и пространственного интеллекта и минимальна для перцептивных и сенсомоторных способностей. В работе М.С. Егоровой, Н.М. Зыряновой, С.Д. Пьянковой ставились цели определения компонентов фенотипической дисперсии показателей интеллекта у детей, развивающихся в условиях России, а также рассматривалась динамика генотип-средовых соотношений в период перехода от дошкольного к школьному возрасту, т.е. в условиях значительных средовых изменений. Проводилось лонгитюдное близнецовое исследование. В выборку входили МЗ и ДЗ близнецы, которые проходили обследование трижды – в подготовительной группе детского сада (6,5 лет, 94 пары близнецов), в конце первого года обучения в школе (7,5 лет, 77 пар) и в конце третьего года обучения (9,5 лет, 51 пара). Интеллект диагностировался с помощью детского варианта теста Д. Векслера, адаптированного А.Ю. Панасюком. По полученным авторами данным сходство невербального интеллекта у МЗ близнецов значимо увеличивается от 6,5 к 7,5 годам и опять уменьшается к 9,5 годам. У ДЗ близнецов динамика изменений внутрипарного сходства показателей интеллекта различна для трех суммарных показателей интеллекта: по вербальному интеллекту сходство увеличивается от 6,5 к 7,5 годам, а к 9,5 годам возвращается примерно на уровень 6,5 лет. Сходство невербального интеллекта последовательно уменьшается, а общего интеллекта – сохраняется на одном и том же уровне в 6,5 лет и в 7,5 лет и, затем, в 9,5 лет значимо уменьшается. Соответственно этому изменяются величины компонентов фенотипической дисперсии интеллекта – показатели наследуемости, роли общей среды и роли индвидуальной среды. В 7,5 лет 84% фенотипической дисперсии вербального интеллекта определяется общесредовыми влияниями, а вклад показателя наследуемости равен практически нулю. В 6,5 лет и в 9,5 лет влияние общей среды определяет более половины изменчивости вербального интеллекта. Для показателя невербального интеллекта картина иная: в 6,5 лет его вариативность испытывает значительно меньшее влияние генотипического фактора, чем в более старшем возрасте. При переходе от дошкольного к школьному возрасту вклад генотипа увеличивается более, чем в два раза. Для общего интеллекта изменение компонентов фенотипической дисперсии с возрастом в общих чертах соответствует ожидавшемуся: последовательно увеличивается значение показателя наследуемости и уменьшается значение показателя влияния общей среды. Значение показателя наследуемости определяет 21% вариативности вербального интеллекта и 32% - невербального интеллекта (Егорова М.С. и др., 2004). Для объяснения полученных в работе результатов М.С. Егорова с соавторами использовали средовую интерпретацию. Согласно ей в 7 лет, после поступления в школу, диапазон средовых возможностей, связанных с развитием вербальной сферы, резко сужается: вербальный характер обучения, предъявляющий жесткие требования к развитию именно этой стороны способностей детей, способствует выравниванию показателей вербального интеллекта в парах МЗ и ДЗ. Вместе с тем вербализованная среда, в которую попадает ребенок в школе, не отличается большим разнообразием и не позволяет детям проявить свои индивидуальные особенности в этой области, что также может увеличивать внутрипарное сходство МЗ и, особенно, ДЗ близнецов (Егорова М.С. и др., 2004). В этом же исследовании было произведено межвозрастное сопоставление показателей интеллекта. Выборки обследуемых каждого возраста были разбиты на две группы, в каждую из которых вошло по одному близнецу из пары, далее рассматривалась корреляция показателей интеллекта в двух параллельных выборках, результаты считались достоверными только в тех случаях, если они совпадали в обеих выборках, т.е. при значениях коэффициентов корреляции, не превышающих 5% уровень значимости в обеих выборках. Все общие показатели интеллекта, полученные для детей 6,5 лет, значимо связаны со всеми показателями интеллекта в возрасте 7,5 лет и в возрасте 9,5 лет. Взаимосвязи же показателей интеллекта в 7,5 и в 9,5 лет, за исключением невербального интеллекта, оказались ниже уровня значимости. Иначе говоря, показатели интеллекта, полученные в старшем дошкольном возрасте, лучше предсказывают интеллект в девятилетнем возрасте, чем показатели, полученные в начале школьного обучения. Полученные выводы авторы объясняют сложностями периода социально-психологической адаптации детей в школе (Егорова М.С. и др., 2004).
Исследование интеллекта с применением метода контрольного близнеца (В.Н. Дружинин, Е.В. Воробьева, 1997). В работе принимали участие 52 пары монозиготных близнецов в возрасте 13-14 лет (г. Ростов-на-Дону). Интеллект тестировался с применением теста Д.Векслера (подростковый вариант), адаптация 1992 года. В работе рассматривалось влияние факторов эмоциональной поддержки и контроля в стиле общения экспериментатора с испытуемым на интеллектуальную продуктивность (выполнение заданий теста Д.Векслера). Причем один из членов близнецовой пары подвергался экспериментальному воздействию, а второй – составлял контрольную группу. В результате проведенного исследования было получено, что изменение содержания инструкции и способов общения экспериментатора с испытуемым оказывает влияние на интеллектуальную продуктивность.
В последние годы Д.В. Ушаковым разрабатывается структурно-динамическая модель интеллекта, которая постулирует, что уровень наследуемости специальной способности определяется степенью проявления, задействования в ней «интеллектуального потенциала». Интеллектуальный потенциал – «индивидуально выраженная способность к формированию функциональных систем, ответственных за интеллектуальное поведение» (Д.В. Ушаков, 2003). При выполнении определенной интеллектуальной деятельности временные и прочие ресурсы, затрачиваемые на нее, отнимаются у других видов деятельности, происходит «распределение потенциала», причем, тот вид интеллектуальной деятельности, который чаще выполняется, более востребован в данном социуме, и будет иметь более высокие показатели наследуемости, в нем будет в большей степени проявляться «интеллектуальный потенциал». Так, например, это положение структурно-динамической теории объясняет более высокую наследуемость вербального интеллекта, который в технократическом обществе, несомненно, более востребован, чем невербальный. В структурно-динамической модели интеллекта вводится различение в структуре интеллекта исполнительных и управляющих процессов. К исполнительным относятся механизмы, осуществляющие построение или трансформацию умственных операций, от этих механизмов зависит скорость и точность переработки информации. Управляющие процессы связаны с планированием и контролем действий, осуществляемых исполнительными процессами. От управляющих процессов зависит выбор стратегии осуществления интеллектуальной деятельности, настойчивость. Управляющие процессы подвержены действию средовых факторов и хорошо тренируемы. В структуре тестов Д. Векслера Д.В. Ушаков выделяет три группы субтестов: хроногенные (результативность выполнения которых зависит преимущественно от накопленных с возрастом опыта и знаний, например, субтесты «Информированность», «Словарный», «Шифровка», «Арифметический»); персоногенные (результативность выполнения которых зависит, главным образом, от индивидуальных различий: субтесты «Недостающие детали», «Сортировка», «Лабиринт», «Повторение цифр») и промежуточные («Сбор объекта», «Кубики Косса», «Понимание», «Сходство»). Хроногенные субтесты, согласно проведенному Д.В. Ушаковым анализу данных близнецового исследования, выполненного С. Ванденбергом, дают значимо более высокие показатели наследуемости, чем персоногенные (Цит. по Д.В. Ушаков, 2003).
Таким образом, психогенетические исследования интеллекта проводились и проводятся весьма интенсивно, причем особый интерес представляет возможность сравнения данных, полученных в разных странных и регионах. Уровень психометрического интеллекта традиционно рассматривается как значение показателя, позволяющий осуществлять прогнозирование успешности субъекта в различных сферах жизнедеятельности, а также его возможные достижения, прежде всего, в учебной деятельности.
Так, например, Deary Ian J. еt al. (2007) в результате проведенного пятилетнего лонгитюдного исследования более 70000 детей (Великобритания) получили данные о взаимосвязи между уровнем психометрического интеллекта респондентов в возрасте 11 лет и образовательными достижениями по 25 академическим предметам в возрасте 16 лет. Корреляция между фактором g и обобщенным показателем учебных достижений составила 0,81. Было установлено, что общий интеллект коррелирует с уровнем достижений во всех частных областях (среди которых были, например, математика (58,6 %), английский язык (48 %), искусство и дизайн (18,1%). При этом девочки показали более высокие вербальные способности, чем мальчики (Deary Ian J. et al., 2007).
Однако оценка только интеллекта зачастую не позволяет сделать достоверный прогноз успешности, важную роль играют личностные особенности, а также мотивационные факторы. Reeve C.L., Rustin D. Meyer, Silvia Bonaccio (2006) были представлены результаты исследования интеллектуальных и личностных качеств 71887 человек, принимавших участие в Project TALENT (PT) в США, средний возраст которых составил 17,23 года. В результате было установлено, в частности, что уровень общего интеллекта положительно коррелирует с такими личностными чертами, как сознательность, эмоциональная стабильность (Reeve C.L. et al., 2006).
Полученные в близнецовых исследованиях данные уместно интерполировать на более широкую выборку, с учетом, однако, социального статуса и этнической принадлежности участников исследования. Так, в работе Webbink D., Danielle Posthuma, Dorret I. Boomsma, Eco J.C. de Geus, Peter M. Visscher (2008) было проведено лонгитюдное сравнение показателей IQ (использовался адаптированный вариант теста Д.Векслера WAISIII-R) 188000 одиночнорожденных и 6000 близнецов, поступивших в начальные школы Нидерландов в период с 1994 до 2003 года. Кроме того, показатели IQ взрослых близнецов (в количестве 196) сравнивали с таковыми у их взрослых одиночнорожденных сиблингов (в количестве 589 человек). В работе было проведено уравнивание близнецовой и контрольной групп по факторам этнической принадлежности, пола, возраста тестирования, образования родителей. В результате было получено, что только по арифметическому субтесту и по языковому субтесту близнецы в возрасте 6 лет имеют показатели значимо ниже, чем одиночнорожденные (их средние оценки по этим субтестам на 16% и 17% соответственно ниже стандартного отклонения). К 8 годам эта разница составляет уже 5% и 2 %, а к 10 годам она не значима. Что касается различий по показателю IQ, то для 8-летнего возраста IQ близнецов на 0,09 балла ниже, чем у одиночнорожденных, в 10 лет – на 0,83, в 12 лет на 0,14 балла выше, чем у одиночнорожденных, у взрослых же не обнаружено значимых различий по IQ. Таким образом, последние исследования не выявляют значимых различий по IQ между близнецами и одиночнорожденными, за исключением ранних периодов онтогенеза, когда, возможно, для близнецов еще не совсем преодолены негативные последствия многоплодной беременности (Webbink D. et al., 2008).
Опубликованы данные о возрастной стабильности общего интеллекта. Так, в работе Fagan Joseph F. et al. (2007) способность к обработке информации (основанная на избирательном внимании к предъявляемым объектам) у младенцев в возрасте 6-12 месяцев оказалась прямо взаимосвязанной с уровнем интеллекта и академических достижений у тех же лиц во взрослом возрасте (21 год) (Fagan J.F. еt al., 2007).