Внутрипарное сходство у близнецов и в контрольной группе




по тестам Г. Айзенка EPI и ОСТ В.М. Русалова (* – p< 0.05) (Е.В. Воробьева, 2006а)

 

Субтесты r р-level
     
Тест Г. Айзенка EPI
МЗ
Экстраверсия-интроверсия 0,32 0,18
Нейротизм 0,45 0,05
Однополые ДЗ
Экстраверсия-интроверсия -0,12 0,72
Нейротизм -0,19 0,57
Разнополые ДЗ
Экстраверсия-интроверсия 0,22 0,56
Нейротизм 0,02 0,95
Контрольная группа
Экстраверсия-интроверсия -0,05 0,87
Нейротизм -0,13 0,68
Тест ОСТ
МЗ
Эргичность 0,72* 0,005
Соц. эргичность 0,35 0,13
Пластичность 0,53* 0,02
Соц. пластичность 0,35 0,14
Темп 0,39 0,09
Соц. темп 0,75* 0,002
Эмоциональность 0,04 0,86
Соц. эмоциональность 0,38 0,1
Однополые ДЗ
Эргичность 0,36 0,27
Соц. эргичность 0,73* 0,01
Пластичность 0,39 0,23
Соц. пластичность 0,58 0,06
Темп 0,37 0,25
Соц. темп 0,54 0,09
Эмоциональность 0,19 0,57
Соц. эмоциональность -0,47 0,14
Разнополые ДЗ
Эргичность 0,08 0,83
Соц. эргичность 0,06 0,88
Пластичность -0,12 0,76
Соц. пластичность 0,34 0,37
Темп 0,12 0,76
Соц. темп 0,46 0,21
Эмоциональность -0,26 0,5
Соц. эмоциональность -0,68* 0,04
Контрольная группа
Эргичность -0,2 0,49
Соц. эргичность 0,39 0,17
Пластичность -0,14 0,62
Соц. пластичность 0,1 0,72
Темп -0,05 0,86
Соц. темп 0,51 0,06
Эмоциональность 0,18 0,53
Соц. эмоциональность 0,24 0,4

 

Экстраверсия-интроверсия. Анализируя приведенные в таблице 13 данные отметим, что в сравнении с контрольной группой корреляции по экстраверсии-интроверсии у МЗ близнецов более высокие. Так, в контрольной группе значение корреляции по экстраверсии-интроверсии составило –0,05, что является статистически незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,32, у однополых ДЗ близнецов r=-0,12, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет 0,22. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по экстраверсии-интроверсии значительно превышает сходство у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует в пользу достаточно выраженной генетической детерминации данного признака.

Нейротизм. По нейротизму в сравнении с контрольной группой корреляции у МЗ близнецов также более высокие. Так, в контрольной группе значение корреляции по нейротизму составило –0,13, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,45, у однополых ДЗ близнецов r=-0,19, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет 0,025. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по нейротизму значительно превышает сходство у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует в пользу достаточно выраженной генетической детерминации данного признака.

Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность. Согласно приведенным в таблице 13 данным по сравнению с контрольной группой корреляции по эргичности у МЗ близнецов более высокие. Так, в контрольной группе значение корреляции по эргичности составило –0,2, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,72*, у однополых ДЗ близнецов r=0,36, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет 0,08. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по эргичности значительно превышает сходство у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует в пользу достаточно выраженной генетической детерминации данного признака.

Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность. Для социальной эргичности, согласно таблице 13, в сравнении с контрольной группой корреляция у МЗ близнецов близка к корреляции в контрольной группе. Так, в контрольной группе значение корреляции по социальной эргичности составило 0,38, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,35, у однополых ДЗ близнецов r=0,73*, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет 0,06. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по социальной эргичности меньше, чем у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует в пользу средовой детерминации данного признака.

Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета деятельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности. Анализируя приведенные в таблице 13 данные, отметим, что в сравнении с контрольной группой корреляции по пластичности у МЗ близнецов более высокие. Так, в контрольной группе значение корреляции по пластичности составило –0,14, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,53*, у однополых ДЗ близнецов r=0,40, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет -0,12. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по пластичности превышает сходство у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует о наличии генетической и более выраженной – средовой детерминации данного признака.

Социальная пластичность — степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта. По социальной пластичности, согласно таблице 15, в сравнении с контрольной группой корреляции у МЗ близнецов более высокие. Так, в контрольной группе значение корреляции по социальной пластичности составило 0,1, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,35, у однополых ДЗ близнецов r=0,58, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет 0,34. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по социальной пластичности меньше, чем сходство у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует в пользу средовой детерминации данного признака.

Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. По сравнению с контрольной группой корреляции по показателю темпа у МЗ близнецов более высокие. Так, в контрольной группе значение корреляции по показателю темпа составило –0,05, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,39, у однополых ДЗ близнецов r=0,38, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет 0,12. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по темпу незначительно превышает сходство у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует в пользу преимущественно средовой детерминации данного признака.

Социальный темп — скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.). Из таблицы 13 видно, что в сравнении с контрольной группой корреляции по социальному темпу у МЗ близнецов более высокие. В контрольной группе значение корреляции по социальному темпу составило 0,51, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,75*, у однополых ДЗ близнецов r=0,54, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет 0,46. Таким образом, у МЗ близнецов сходство по социальному темпу значительно превышает сходство у ДЗ однополых близнецов, что свидетельствует в пользу достаточно выраженной генетической, но преимущественно средовой детерминации данного признака.

Эмоциональность — эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе. По показателю эмоциональности, согласно таблице 13, в сравнении с контрольной группой корреляции у МЗ близнецов значимо не отличаются. Так, в контрольной группе значение корреляции по эмоциональности составило 0,18, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,04, у однополых ДЗ близнецов r=0,19, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет -0,26. Таким образом, для эмоциональности существует средовая детерминация фенотипической вариативности.

Социальная эмоциональность — эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей. По социальной эмоциональности в контрольной группе значение корреляции составило 0,24, что является незначимой величиной, у МЗ близнецов r=0,39, у однополых ДЗ близнецов r=-0,47, значение корреляции у разнополых ДЗ близнецов составляет -0,68*. Таким образом, по показателю социальной эмоциональности существует преимущественно средовая детерминация.

В таблице 16 представлена оценка генетического и средовых компонентов фенотипической дисперсии по темпераменту, диагностированному с использованием тестов Г. Айзенка и В.М. Русалова.

 

Таблица 16

Оценки генетической (h²), общесемейной (c²) и индивидуально-средовой (e²) составляющих фенотипической дисперсии по темпераменту, диагностированному тестами Г. Айзенка EPI и ОСТ В.М. Русалова (Е.В. Воробьева, 2006а)

 

Тест Г. Айзенка
Шкалы
Экстраверсия-интроверсия (0,32)   (0,68)
Нейротизм (0,45)   (0,55)
Тест ОСТ
Эргичность 0,7228 0,0007 0,2765
Соц. эргичность   0,35 0,65
Пластичность 0,26 0,26 0,48
Соц. пластичность   0,35 0,65
Темп 0,04 0,36 0,6
Соц. темп 0,43 0,32 0,25
Эмоциональность   0,04 0,96
Соц. эмоциональность (0,39)   (0,61)

 

Анализ данных, приведенных в таблице 16, позволяет сделать вывод о том, что доля генетической составляющей в фенотипической вариативности по экстраверсии, диагностированной с применением теста Айзенка, составляет 0,32, по нейротизму 0,45. По тесту ОСТ Русалова доля генетической составляющей в фенотипической вариативности наиболее высока для эргичности (0,72), а также социального темпа (0,43) и социальной эмоциональности (0,39). Экстраверсия и нейротизм входят как метафакторы в трехфакторную модель личности, предложенную Г. Айзенком (Г.Ю. Айзенк, 2002). Как базовая черта темперамента, согласно полученным в нашей работе данным, может рассматриваться эргичность, которая имеет наибольшую степень наследуемости. Экстраверсия-интроверсия и нейротизм, как и шкалы теста ОСТ, имеют большую степень социальной обусловленности (средовой). По результатам проведенного психогенетического исследования можно сделать вывод о том, что установлена значительная наследуемость экстраверсии и нейротизма, которые согласуются с данными других близнецовых исследований. Анализ половых различий в наследуемости нейротизма позволяет выдвинуть предположение о большей наследуемости нейротизма у лиц мужского пола по сравнению с лицами женского пола. Для опросника структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова наибольшая наследуемость установлена для такой шкалы, как эргичность, также выявлена наследственная обусловленность фенотипической вариативности по пластичности, социальному темпу, социальной эмоциональности. Выявление высоких показателей наследуемости для шкал оценки темперамента позволяет считать, что индивидуальная вариативность по этим шкалам действительно в значительной степени обусловлена биологически, а сами шкалы являются базовыми, составляют ядро понятия «темперамент».

Сопоставляя полученные данные о наследуемости черт темперамента по опроснику ОСТ с результатами исследования, выполненного С.Б. Малых, Е.Д. Гиндиной, В.В. Надысевой на подростках в возрасте 12-14 лет с использованием метода структурного моделирования (подбора моделей), необходимо отметить различия, обусловленные, на наш взгляд, объединением в нашем исследовании нескольких возрастных диапазонов (от 8 до 27 лет). В работе С.Б. Малых и соавторов также были получены данные о наследственной обусловленности индивидуальных различий по параметрам социального темпа и социальной эмоциональности в пределах 60-66%. Те же оценки наследуемости были получены этими авторами и для предметной эмоциональности, а согласно нашим данным, данный значение показателя детерминирован средовыми влияниями. Различия в результатах касаются и эргичности, которая, согласно данным С.Б. Малых и соавторов, находится под влиянием факторов среды. По нашему мнению, т.к. в нашей работе преимущественно участвовали студенты и взрослые, то можно сделать заключение о том, что наследственная обусловленность социального темпа и социальной эмоциональности с возрастом (при переходе от подросткового к более старшему возрасту) уменьшается, а наследственная обусловленность предметной эмоциональности достигает нуля. Чувствительность подростков в эмоциональной сфере, ранимость, импульсивность имеют высокую наследственную детерминацию, а по мере того как с возрастом указанные поведенческие особенности сглаживаются, их наследуемость уменьшается. Наследственная детерминация эргичности с возрастом, напротив, растет, что связано с процессами профессионального развития личности (Малых С.Б. и др., 2004).

В работе С.Б. Малых и соавторов (2009) на выборке из монозиготных и дизиготных близнецов в возрасте 12-14 лет с использованием опросника Структуры темперамента В.М. Русалова (C-STQ) было получено, что наследственная детерминация наиболее высока для социального темпа, а также предметной и социальной эмоциональной чувствительности (Malykh S.B. et al., 2009).

Особенности темперамента, и, лежащие в их основе индивидуально-типологические особенности могут рассматриваться как важное основание индивидуальных различий, обеспечивая личности выработку индивидуального стиля деятельности, как профессиональной, так и учебной (Е.П. Ильин, 2001).

В работах В.М. Русалова и соавторов были выявлены психофизиологические особенности студентов с разными основаниями выбора профессии, при этом было показано, что в качестве наиболее важного показателя темперамента выступает эргичность (В.М. Русалов и др., 2000; В.М. Русалов и др., 2004). В последнее время в межкультурных исследованиях показана эффективность модели темперамента, положенной в основу «Опросника структуры темперамента ОСТ-77» (В.М. Русалов, И.Н. Трофимова), для прогнозирования успешности в различных типов психической деятельности (интеллектуальной, социально-вербальной и «смешанной») (В.М. Русалов и др., 2011).

С применением методов психогенетики (генетики поведения) показана существенная генетическая обусловленность межиндивидуальных различий по особенностям темперамента. Так, в работе Новгородовой Ю.О. и была проведена оценка вклада генетических и средовых факторов в изменчивость особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста. При этом для оценки темперамента использовался родительский вариант опросника М.К. Ротбарт. Выборка состояла из 85 пар близнецов в возрасте от 7 до 10 лет, из них 49 пар монозиготных близнецов и 36 пар однополых дизиготных близнецов. Наиболее высокие оценки вклада генотипа были получены для таких показателей, как страх, контроль торможения, застенчивость и депрессивное настроение (Ю.О. Новгородова и др., 2010).

В работе Е.В. Воробьевой и Е.С. Нарижной (2014) были исследованы особенности темперамента студентов-психологов с различным уровнем мотивации достижения. На базе факультета психологии Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) было проведено исследование, направленное на оценку психологических и психофизиологических особенностей студентов-психологов с разным уровнем мотивации достижения. В эксперименте приняли участие 100 респондентов, все они являлись студентами факультета психологии (3-5 курсы). Возраст участников – 19-40 лет, 30 человек мужского пола, 70 – женского. В основной инструментарий исследования вошли: опросник «Уровень мотивации достижения успеха» А. Мехрабиана; опросник Структуры Темперамента (STQ-77R) (В.М. Русалов). Опросник структуры темперамента STQ-77R включает следующие шкалы: Моторная (Мт/TMM), Социальная (Эрс/ERS) и Интеллектуальная эргичность (Эри/ERI), данные шкалы отражают уровень эргичности в психомоторной, социально-вербальной и интеллектуальной сферах поведения. Моторный (Мт/ТММ) и Социальный темп (Ст/TMS) – темп индивидуального поведения при выполнении психомоторных и вербальных задач. Поиск впечатлений (Пв/SS) – тенденция поиска рискованных видов деятельности и необычных впечатлений, потребность в развлечениях любой ценой. Эмпатия (Эмп/EMP) – восприимчивость к состоянию и переживания других людей. Пластичность – (П/PL) - легкость переключения с одних форм, активности на другие, адаптированность к меняющимся инструкциям, стремление к разнообразным способам деятельности. Чувствительность к вероятности (Чкв/PRO) – способность быстро прогнозировать и предвидеть события, умение быстро распознавать причины и последствия событий. Импульсивность (И/IMP) – эмоциональная реактивность, недостаток терпения (контроля) в ситуациях ожидания, общения, принятия решений. Самоуверенность (Су/SLF) – вера в собственные силы, чувство собственного превосходства, оптимизм в отношении успехов, не связанных с реальными достижениями. Нейротизм (Н/NEU) – чувствительность к ранее неизвестным ситуациям с возможным негативным исходом, избегание негативных ситуаций за счет тщательной подготовки к предстоящим событиям; предпочтение хорошо известных условий выполнения плана, даже если изменение условий может улучшить результат деятельности. Индекс валидности (CNTL) – шкала лжи. Изучение особенностей темперамента студентов-психологов с различным уровнем мотивации достижения показало, что уровень мотивации достижения связан со свойствами темперамента таким образом, что более низкому уровню мотивации достижения (выраженность мотивации избегания неудач) у студентов-психологов соответствует выраженность черт нейротизма и импульсивности, а также низкие значения по шкале поиска новых впечатлений, низкая интеллектуальная эргичность, низкая чувствительность к вероятности. Высокому уровню мотивации достижения (выраженность мотива стремления к успеху) соответствует выраженность у студентов-психологов склонности к поиску впечатлений, высокой интеллектуальной эргичности, высокой чувствительности к вероятности, низких значений по шкалам импульсивности и нейротизма (Е.В. Воробьева, Е.С. Нарижная, 2014).

Личностные особенности во многом формируются под воздействием семейного окружения, в частности, такого его параметра, как стиль родительского воспитания. Работа P. Lichtenstein, J. Ganiban и соавторов интересна тем, что в ней получены оценки генотип-средовых влияний на фенотипическую вариативность по воспоминаниям взрослых близнецов о стиле родительского воспитания по отношению к ним в детстве [379]. В исследовании принимали участие 150 монозиготных и 176 дизиготных шведских близнецовых пар в возрасте 45,4 лет (±4,5 года), все близнецы были женского пола. Зиготность близнецов определялась в ходе ответа на вопросы, например: «В течение вашего детства Вы и ваш близнец были также похожи как две одинаковые ягоды или нет?». Для оценки стиля родительского воспитания в детстве близнецов использовался «The Parental Bonding Instrument» (1979). В результате использования данного опросника получаются оценки выраженности следующих трех параметров стиля родительского воспитания (отдельно для матери и для отца): теплота (душевность, эмоциональная поддержка), опека и авторитаризм. В рассматриваемой работе, таким образом, было установлено, что в наибольшей степени генотипически обусловлены оценки взрослыми близнецами такого параметра родительского воспитания, как теплота [379].

Исследование «интернальных» и «экстернальных» проблем у 7-летних близнецов (J.C. van der Valk, E.J. van den Oord, F.C. Verhulst, D.I. Boomsma). Для определения поведенческих и эмоциональных проблем у близнецов авторы использовали «The Child Behavior Checklist» (CBCL). Шкала «интернальных» проблем включала оценку ухода в себя, соматических жалоб и тревожности-депрессии. «Экстернальную» шкалу составляли оценки делинквентного поведения и агрессии. Все участники исследования были отобраны из Нидерландского близнецового регистра (NTR), Амстердам. Участвовали близнецы 1987, 1988, 1989 годов рождения. Зиготность 639 однополых близнецовых пар определялась с использованием метода оценки полиморфизма групп крови, также использовался опрос матерей по специальному опроснику для определения зиготности с последующим дискриминантным анализом. Матери оценивали сходство-различие цвета волос, глаз и других параметров внешности близнецов. Общий объем выборки составил 342 монозиготных мужских пар, 316 дизиготных мужских пар, 360 монозиготных женских пар, 300 дизиготных женских пар, 566 дизиготных разнополых пар. «The Child Behavior Checklist» представляет собой опросник для родителей, который включает 140 тем для оценки выраженности тех или иных проблем у ребенка, оценка производится по шкале от 0 (если данная проблема не выражена у ребенка) до 2 (если проблема выражена в большой степени). Генетическая составляющая дисперсии больше для экстернальной, чем интернальной шкалы, где она обеспечивает более половины вариативности. Различия между оценками проблем у детей со стороны матери и отца оказались невелики, но более выражены для шкалы «экстернальных проблем». Для «интернальной» шкалы влияние генетического фактора обеспечивает около 36% (в среднем) фенотипической вариативности. Индивидуальные средовые влияния как для «эктернальной», так и для «интернальной» шкалы составляют около 32% в дисперсии по фенотипической вариативности. Общие средовые влияния колеблются в среднем от 15% для шкалы «экстернальных» проблем до 31% для шкалы «интернальных» проблем. Согласно ряду исследований низкая мотивация достижения связана с высокой ситуативной и личностной тревожностью. В этой связи можно сказать, что полученные J.C. van der Valk и др. оценки генотип-средовой детерминации родительской оценки «интернальных» проблем (среди которых и тревожность) охватывают и проблемы, связанные с низкой мотивацией достижения.

В.М. Русалов, М.Н. Русалова, Е.В. Стрельникова предлагают новый подход для оценки соотношения факторов генотипа и среды в детерминации индивидуальных различий по мотивации, предлагая сопоставление такого социально обусловленного свойства личности, как мотивация, с другой психологической структурой, высокая биологическая детерминация которой уже установлена (темпераментом). Реализация данного подхода в лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии Наук в конкретном эмпирическом исследовании показала, что более высокому уровню мотивации на психофизиологическом уровне соответствует более выраженная активация левого полушария.

Целый ряд исследований в психогенетике посвящены поиску ответа на вопрос о том, какие факторы определяют субъективное ощущение благополучия, насколько удовлетворенность жизнью и разнообразными ее аспектами (обобщенно называемая счастьем) также зависит от наследственных и средовых влияний. В ряде работ было показано, что субъективное ощущение благополучия позволяет прогнозировать реальные позитивные успехи личности, такие как успешность в браке и дружбе, материальный достаток, здоровье (Kahneman, 1994; Lyubomirsky и др., 2005). По этой причине психологи и экономисты рекомендовали реализацию широкомасштабного исследования изменения уровня субъективного ощущения благополучия с течением времени, с тем, чтобы можно было идентифицировать структурные характеристики благополучия и оптимизировать политические решения для достижения счастья населения (Lucas и Diener, 2008).

Однако исследования показали, что субъективное ощущение благополучия может быть достаточно невосприимчивым к простому изменению жизненных обстоятельств (Lucas и Diener, 2008), и что генетические влияния преимущественно объясняют индивидуальные различия в субъективном ощущении благополучия, составляя 40-50% (Tellegen и др. 1988.; Lykken и Tellegen 1996; Stubbe соавт. 2005; Nes соавт. 2006; Schnittker 2008; Bartels и Boomsma 2009). Оказалось, что генетические эффекты, оказывающие влияние на субъективное ощущение благополучия, связаны с личностными чертами, (такими, как экстраверсия и нейротизм) через общие гены (Weiss и соавт., 2008), а также с преимущественной склонностью индивида испытывать положительные или отрицательные эмоции (Watson и Clark, 1997).

В исследованиях было показано, что обобщенный фактор счастья и отдельные показатели благополучия, включая удовлетворенность жизнью, оптимизм и чувство собственного достоинства связаны между собой через общие гены (Caprara и др., 2009).

Влияние среды на субъективное ощущение благополучия как было показано, в значительной степени или полностью сводится к индивидуально-средовым факторам (например, Lykken и Tellegen, 1996; Roysamb и др., 2003; Stubbe и др., 2005; Nes и др., 2006), что указывает на то, что семейное сходство по существу связано с общими генами, а не с общей средой. Результаты исследований экстраверсии, невротизации, склонности к депрессии показывают, что воспитание в одной семье обычно не способствует сходству братьев и сестер (например, McGue и др., 1993; Rettew и др., 2008).

В работе Bartels и Boomsma (2009) с использованием близнецового метода было показано, что существует влияние аддитивных и неаддитивных генетических факторов на четыре различных составляющих субъективного благополучия (качество жизни в целом, качество жизни в настоящее время, удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие). Интересно, что исследования выявили доказательства положительной корреляции (ассортативности) между супругами в большинстве поведенческих черт, в том числе в суждениях о благополучии (Tambs и Moum, 1902).

В работе Nes, R.B. и др. (2009) участвовали как семьи с одиночнорожденными детьми (N= 54540 человек), так и семьи с близнецами (N = 6620 человек), проживающие в Норвегии. Все эти семьи дважды принимали участие в комплексном обследование здоровья. Субъективное ощущение благополучия измеряли с помощью набора элементов, изначально предложенных Moum и др., (1990), содержащих когнитивный аспект (удовлетворенность жизнью), положительные эмоции (счастливый, сильный) и отрицательные эмоции (изнуренный, удрученный). Для оценки субъективного ощущения благополучия рассчитвался средний балл по четырем пунктам: (1) «Когда вы думаете о своей жизни в настоящее время, Вы говорите, что вы в основном удовлетворены своей жизнью, или по большей части недовольны?» (варианты ответов, начиная с «Очень удовлетворен» до «Очень недоволен». (2) «Вы обычно счастливы или удручены?» (варианты ответов, начиная с «Удрученный» до «Счастливый»). (3) «Вы себя чувствуете в большей степени сильным и нужным, чем усталым и изнуренным?» (варианты ответов, начиная с «Очень сильным и нужным» до «Устал и изнурен»). (4) «За последний месяц вы испытывали нервозность (чувствовали раздражение, тревогу, напряжение или беспокойство)?» (варианты ответов, начиная с «Почти все время», до «Никогда»).

В работе Nes, R.B. и др. (2009) были получены оценки корреляций в парах близнецов и других членов семей по субъективному благополучию (Таблица 17).

Таблица 17



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: