Особенности темперамента не влияют на содержание, мотивы или цели деятельности человека, но определяют динамическую сторону поведения.От темперамента не зависит, что человек делает, но зависит то, как он это делает (темп и ритм деятельности, активность, энергичность и т.п.). В отечественной психологии черты темперамента рассматривают как формально-динамические характеристики поведения. В зарубежной психологии понятие темперамента отождествляется с понятием стиля деятельности.Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека, включая биохимические и физиологические процессы. Однако ограничивать особенности темперамента лишь биологическими составляющими не следует. Основные признаки темперамента (Мерлин, В.С., 1964, 1986; Небылицын В.Д., 1976; Палей И.М., Горбачевский В.К., 1972; Русланов В.М., 1986; Стреляу Я., 1982; Thomas A., Chess S., 1977, 1989; Buss A., Plomin R., 1975, 1984; Kagan J. et al., 1988, 1989; Rothbart M.K., 1989. (Цит. по изданию: Малых С.Б. и др., 1998.): формально-динамический характер или стиль поведения; связь с биологическими подструктурами; генетическая обусловленность; проявление в раннем детстве; онтогенетическая стабильность; проявление в широком классе ситуаций (кросс-ситуативность); проявление в максимально трудных для человека условиях.
Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента (А. Томас и С. Чесс). Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации. 9 свойств темперамента (А. Томас и С. Чесс): активность - уровень двигательной активности; ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.); приближение или удаление - реакция на новые стимулы; адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке; интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.); порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции; преобладающее настроение; отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов; устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий. А.Томас и С. Чесс выделили синдромы «легкого темперамента», «трудного темперамента» и «темперамента с длительным привыканием». Например, синдром трудного темперамента характеризуется низкой ритмичностью, интенсивными реакциями, преобладанием негативного настроения, затрудненной адаптацией.
|
Лонгитюдное исследование близнецов, выполненное А. Торгерсен. Используя описанный выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы. Следует обратить внимание на очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции нехарактерно для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах. Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента. Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.
|
«Большая пятерка» личностных качеств. 1. Экстраверсия. Положительный полюс этого фактора - общительность, настойчивость, уверенность в себе, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный - стремление к одиночеству, замкнутость. 2. Альтруизм, склонность идти навстречу людям. Положительный полюс - дружелюбность, готовность помочь, мягкость, способность прощать. Отрицательный - неуступчивость, недружелюбие, вздорность, неблагодарное отношение к другим людям. 3. Сознательность, контроль импульсивности. Положительный полюс - ответственность, организованность, умение планировать свои действия, практичность, зависимость. Отрицательный - безответственность, неорганизованность, забывчивость, необязательность, независимость. 4. Невротизм, негативные эмоции. Положительный полюс - эмоциональная уравновешенность, спокойствие, преобладание хорошего настроения. Отрицательный - тревожность, страхи, преобладание негативного настроения. 5. Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Положительный полюс - широкие интересы, склонность к получению новых знаний и опыта, артистичность, развитое воображение. Отрицательный - бедность интересов, ограниченность. Эти факторы наиболее обобщенно описывают личностные черты. В одном из обзоров Т. Бушар и Дж. Лоэлин (BouchardT.J., Loehlin J.C., 2001) приводят сводку коэффициентов наследуемости факторов Большой пятерки по результатам близнецовых исследований, проводившихся в странах Европы и Америки. Отмечается наследуемость на уровне 40-60% и почти полное отсутствие влияний общей среды. Оставшиеся 40-60% вариативности личностных факторов приходятся на долю различающейся (индивидуальной) среды. В семейных исследованиях и исследованиях приемных детей корреляции в парах «родители-дети» и «сибсы», как правило, оказываются менее 0,20. Оценки наследуемости при этом оказываются ниже, чем в близнецовых исследованиях (около 30%). Таким образом, существуют наиболее обобщенные черты личности, вариативность которых в популяции, по-видимому, зависит в основном от двух причин - наследственных особенностей людей и средовых условий, не связанных с общесемейной средой.
|
В нашей работе (Е.В. Воробьева, 2006а) была произведена оценка темперамента близнецов, проживающих в г. Ростове-на-Дону и пригородах с применением «Опросника структуры темперамента» (ОСТ) В.М. Русалова и теста EPI Г. Айзенка [6]. Экспериментальная группа из 10 пар разнополых дизиготных близнецов, 16 пар однополых дизиготных близнецов, 27 пар монозиготных близнецов от 14 до 27 лет. Общее количество близнецовых пар - 53, из них мужского пола – 28 чел.; женского -78 чел. Контрольная группа включала одиночнорожденных: 28 человек от 14 до 27 лет одиночнорожденных. В таблице 15 представлены данные внутрипарных корреляций по данным диагностики темперамента с применением тестов Айзенка EPI и ОСТа Русалова у монозиготных близнецов (МЗ), дизиготных близнецов (ДЗ), а также разнополых дизиготных близнецов и в парах неродственников одного пола и возраста (контрольной группе).
Таблица 15