Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности




Особенности темперамента не влияют на содержание, мотивы или цели деятельности человека, но определяют динамическую сторону поведения.От темперамента не зависит, что человек делает, но зависит то, как он это делает (темп и ритм деятельности, активность, энергичность и т.п.). В отечественной психологии черты темперамента рассматривают как формально-динамические характеристики поведения. В зарубежной психологии понятие темперамента отождествляется с понятием стиля деятельности.Черты темперамента традиционно связывают с биологическими особенностями человека, включая биохимические и физиологические процессы. Однако ограничивать особенности темперамента лишь биологическими составляющими не следует. Основные признаки темперамента (Мерлин, В.С., 1964, 1986; Небылицын В.Д., 1976; Палей И.М., Горбачевский В.К., 1972; Русланов В.М., 1986; Стреляу Я., 1982; Thomas A., Chess S., 1977, 1989; Buss A., Plomin R., 1975, 1984; Kagan J. et al., 1988, 1989; Rothbart M.K., 1989. (Цит. по изданию: Малых С.Б. и др., 1998.): формально-динамический характер или стиль поведения; связь с биологическими подструктурами; генетическая обусловленность; проявление в раннем детстве; онтогенетическая стабильность; проявление в широком классе ситуаций (кросс-ситуативность); проявление в максимально трудных для человека условиях.

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента (А. Томас и С. Чесс). Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации. 9 свойств темперамента (А. Томас и С. Чесс): активность - уровень двигательной активности; ритмичность - регулярность времени появления поведенческих реакций (ритмы сна-бодрствования, потребности в кормлении и т.п.); приближение или удаление - реакция на новые стимулы; адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке; интенсивность реакций - уровень интенсивности различных проявлений (радости, гнева и т.п.); порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции; преобладающее настроение; отвлекаемость - возможность изменения поведения под влиянием новых стимулов; устойчивость внимания/настойчивость - склонность длительное время заниматься чем-либо и стремление продолжать деятельность при возникновении препятствий. А.Томас и С. Чесс выделили синдромы «легкого темперамента», «трудного темперамента» и «темперамента с длительным привыканием». Например, синдром трудного темперамента характеризуется низкой ритмичностью, интенсивными реакциями, преобладанием негативного настроения, затрудненной адаптацией.

Лонгитюдное исследование близнецов, выполненное А. Торгерсен. Используя описанный выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы. Следует обратить внимание на очень высокие корреляции МЗ начиная с младенческого возраста и зачастую чрезвычайно низкие корреляции ДЗ. Как правило, такие соотношения коэффициентов корреляции нехарактерно для аддитивного типа наследования количественного признака. Следует также обратить внимание на увеличение наследуемости темперамента с возрастом, о чем свидетельствуют значительные различия коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов по большинству свойств темперамента в старших возрастах. Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента. Таким образом, можно констатировать, что свойства темперамента, связанные с активностью, эмоциональностью и общительностью, проявляются в раннем детстве, являются относительно устойчивыми и, по всей видимости, в значительной мере зависят от влияний генотипа.

«Большая пятерка» личностных качеств. 1. Экстраверсия. Положительный полюс этого фактора - общительность, настойчивость, уверенность в себе, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный - стремление к одиночеству, замкнутость. 2. Альтруизм, склонность идти навстречу людям. Положительный полюс - дружелюбность, готовность помочь, мягкость, способность прощать. Отрицательный - неуступчивость, недружелюбие, вздорность, неблагодарное отношение к другим людям. 3. Сознательность, контроль импульсивности. Положительный полюс - ответственность, организованность, умение планировать свои действия, практичность, зависимость. Отрицательный - безответственность, неорганизованность, забывчивость, необязательность, независимость. 4. Невротизм, негативные эмоции. Положительный полюс - эмоциональная уравновешенность, спокойствие, преобладание хорошего настроения. Отрицательный - тревожность, страхи, преобладание негативного настроения. 5. Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность. Положительный полюс - широкие интересы, склонность к получению новых знаний и опыта, артистичность, развитое воображение. Отрицательный - бедность интересов, ограниченность. Эти факторы наиболее обобщенно описывают личностные черты. В одном из обзоров Т. Бушар и Дж. Лоэлин (BouchardT.J., Loehlin J.C., 2001) приводят сводку коэффициентов наследуемости факторов Большой пятерки по результатам близнецовых исследований, проводившихся в странах Европы и Америки. Отмечается наследуемость на уровне 40-60% и почти полное отсутствие влияний общей среды. Оставшиеся 40-60% вариативности личностных факторов приходятся на долю различающейся (индивидуальной) среды. В семейных исследованиях и исследованиях приемных детей корреляции в парах «родители-дети» и «сибсы», как правило, оказываются менее 0,20. Оценки наследуемости при этом оказываются ниже, чем в близнецовых исследованиях (около 30%). Таким образом, существуют наиболее обобщенные черты личности, вариативность которых в популяции, по-видимому, зависит в основном от двух причин - наследственных особенностей людей и средовых условий, не связанных с общесемейной средой.

В нашей работе (Е.В. Воробьева, 2006а) была произведена оценка темперамента близнецов, проживающих в г. Ростове-на-Дону и пригородах с применением «Опросника структуры темперамента» (ОСТ) В.М. Русалова и теста EPI Г. Айзенка [6]. Экспериментальная группа из 10 пар разнополых дизиготных близнецов, 16 пар однополых дизиготных близнецов, 27 пар монозиготных близнецов от 14 до 27 лет. Общее количество близнецовых пар - 53, из них мужского пола – 28 чел.; женского -78 чел. Контрольная группа включала одиночнорожденных: 28 человек от 14 до 27 лет одиночнорожденных. В таблице 15 представлены данные внутрипарных корреляций по данным диагностики темперамента с применением тестов Айзенка EPI и ОСТа Русалова у монозиготных близнецов (МЗ), дизиготных близнецов (ДЗ), а также разнополых дизиготных близнецов и в парах неродственников одного пола и возраста (контрольной группе).

 

Таблица 15



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: