1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Приложение №2 | ||||||||
1. | В данном разделе описываются: а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра; б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения. Следует обратить внимание на то, что внесены изменения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования для следующих категорий обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с расстройствами аутистического спектра; в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками «Обучающийся научится» («Выпускник научится») и «Обучающийся получит возможность научиться» («Выпускник получит возможность научиться»). Курсивом выделяются предметные результаты, расширяющие и углубляющие опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего развития обучающихся. Предметные результаты, составляющие указанную группу, приводятся в блоках «Обучающийся получит возможность научиться» («Выпускник получит возможность научиться)». Следует обратить внимание на то, что внесены дополнения в ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.) в предметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования в предметные области: естественнонаучные предметы (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: слепых и слабовидящих обучающихся). | |||||||
2. | «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования». Планируемые результаты учитываются с учётом изменений внесённых ФГОС основного общего образования (приказ № 1577 в редакции от 31.12.2015 г.). Претерпели существенные изменения основные задачи содержания основного общего образования. Возможно использование материалов примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: https://www.fgosreestr.ru.), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса. | |||||||
2) Содержание учебного предмета, курса | ||||||||
1. | В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путём описания основных содержательных линий. | |||||||
2. | Возможно использование материалов Примерной основной образовательной программы основного общего образования (реестр Министерства образования и науки Российской Федерации: https://fgosreestr.Ri/), примерных программ отдельных учебных предметов, курсов в части представления содержания учебного предмета, курса. | |||||||
Основу содержания школьных образовательных программ по предметам (в ряде школ Ленинградской области) разрабатывают учителя методических объединений, а затем каждый учитель учитывает свои особенности контингента обучающихся и требования работы в школе. Необходимо кратко обосновать те изменения, которые были внесены учителем в школьную программу в отличие от примерной программы и авторской программы, которую выбрала школа или учитель. Содержание должно соответствовать требованиям ФГОС ОО: · раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС, опираясь на учебники, утверждённые в Федеральном перечне; · определять последовательность изучения отдельных предметов в классах углублённого изучения отдельных предметов; · учитывать региональные компоненты района, области. | ||||||||
3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | ||||||||
1. | Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: «Содержание учебного предмета, курса» и тема (раздел) количество часов, отводимых на изучение каждой темы», в которых раскрывается содержание крупных тем.
Тематическое планирование разрабатывается по следующей форме:
Но нам привычнее следующая форма:
По каждому разделу программы указываются: · наименование темы, раздела;
· содержание; · количество часов на каждый класс. |
В структуру рабочих программ учебных предметов, курсов локальным нормативным актом образовательной организации могут быть включены дополнительные разделы. Например, календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу; оценочные материалы. Ниже предлагается рекомендации по содержанию данных разделов.
Структура рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом образовательной организации и может включать следующие компоненты:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание программы учебного курса;
- календарно-тематическое планирование;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
- характеристика контрольно-измерительных материалов;
- учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.
Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объём, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.
Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность рабочей программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной рабочей программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения рабочей программы учебного предмета, курса. Приложение №3
В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке, отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета (курса), особенностей образовательной организации, а также требований к уровню подготовки учащихся, с учётом внесённых изменений.
Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся.
Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока. В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, которые позволят обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету, курсу. |
Календарно-тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается для 5, 6, 7, 8 и 9 классов отдельно на каждый (предстоящий) учебный год. Календарно-тематическое планирование разрабатывается каждым учителем самостоятельно на основе тематического планирования. Календарно-тематическое планирование может состоять из следующих блоков: 1. Тема (раздел) (количество часов) 2. Тема каждого урока 3. Дата проведения урока (план/факт) 4. Теоретические сведения 5. Практическая работа 6. Инструментарий оценивания (фронтальный опрос, индивидуальные карточки-задания, тестирование, фронтальная практическая работа, конкурс профмастерства и т.д.) Национальные, региональные и этнокультурные особенности должны быть отражены в содержании учебного материала. |
Оценочные материалы |
Оценочные материалы могут быть представлены в виде ссылок на соответствующую литературу. |
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса: учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательной деятельности). При этом допускается внесение в рабочую программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся, по итогам каждого года обучения.
Планируемые результаты в предметной области «Технология» прописаны в примерной основной образовательной программе.
По окончании курса технологии в основной школе, в зависимости от направления обучения, учащиеся овладевают:
- безопасными приемами пользования инструментами, машинами, электробытовыми приборами;
- специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, текстильных материалов, технологий сельскохозяйственного производства;
- способами изготовления и художественного оформления изделий;
- технологиями ведения домашнего хозяйства;
- сведениями об основных производственных и сельскохозяйственных профессиях, профессиях сферы сервиса.
Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на предприятия с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посетить Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения, видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет для показа современных достижений техники и технологий.
Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.
Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.
Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный характер изучаемым сферам, технологиям и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.
Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.