Инструктивно-методические рекомендации о преподавании предмета «Технология» при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Ленинградской области в 2019-2020 учебном году в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Данные рекомендации разработаны для педагогов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
29 декабря 2018 г. на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждена новая концепция преподавания предметной области «Технология». Концепция представляет собой «систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века, в рамках освоения основных общеобразовательных программ в образовательных организациях».
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. В рамках предметной области «Технология» происходит изучение разнообразных технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
|
Основой преподавания предметной области «Технология» в 2019/2020 учебном году продолжает оставаться заявленный ФГОС ОО системно-деятельностный подход, который в настоящее время еще не в полной мере освоен учителями. Основная активность на уроке должна принадлежать ученику. Большую часть урока учителю следует организовать как систему заданий, посредством выполнения которых учащийся овладевает необходимыми знаниями, формирует умения и навыки.
Концепция и ФГОС начального, основного и среднего общего образования предметной области «ТЕХНОЛОГИЯ»
|
Для эффективного ответа на вызовы времени с учетом взаимодействия человека и природы, человека и техники, социальных институтов глобального конвергентного развития, в том числе через использование методов гуманитарных и социальных наук, на каждом из уровней образования соответствующим образом и преемственно должны быть представлены следующие технологии: цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии как комплексы методов управления социальными системами.
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
В предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:
1) введение в контекст создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества, ее закономерностей, современных тенденций, сущности инновационной деятельности;
2) получение опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессе разработки технологических решений и их применения, изучения и анализа меняющихся потребностей человека и общества;
3) введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации в регионе проживания, стандартов Ворлдскиллс).
|
Исходя из этих направлений тематическое содержание технологии в начальной, основной и старшей школе должно осваиваться (через теорию, практику и профориентацию) через изучение таких тем как:
• Основы современного производства; Технология; Техника; Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных материалов; Технологии получения, обработки, преобразования и использования пищевых продуктов; Технологии получения, преобразования и использования энергии; Технологии получения, обработки и использования информации; Технологии растениеводства; Технологии животноводства; Социально-экономические технологии; Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности (технологии науки);
Исходя из главных позиций концепции преподавания предметной области «Технология» на ступени начального общего образования должно происходить:
• практическое знакомство с материальными технологиями прошлых эпох, с художественными промыслами народов России, в том числе в интеграции с изобразительным искусством, технологиями быта. Применение ИКТ при изучении всех учебных предметов, включая набор текста, поиск информации в сети Интернет, компьютерный дизайн, анимацию, видеосъёмку, измерение и анализ массивов данных;
• освоение в рамках предметной области «Математика и информатика» основ программирования для виртуальных сред и моделей;
• проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований, сбора и анализа данных, в том числе компьютерного, при изучении учебного предмета «Окружающий мир».
На ступени основного общего образования важнейшими элементами образовательной деятельности являются:
• освоение рукотворного мира в форме его воссоздания, понимания его функционирования и возникающих проблем, в первую очередь, через создание и использование учебных моделей (реальных и виртуальных), которое стимулирует интерес и облегчает освоение других предметов;
• изготовление объектов, знакомящее с профессиональными компетенциями и практиками; ежегодное практическое знакомство с 3-4 видами профессиональной деятельности из разных сфер (с использованием современных технологий) и более углублённо – с одним видом деятельности через интеграцию с практиками, реализованными в движении WorldSkills;
• приобретение практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни;
• формирование универсальных учебных действий: освоение проектной деятельности как способа преобразования реальности в соответствии с поставленной целью по схеме цикла дизайн-процесса и жизненного цикла продукта; изобретение, поиск принципиально новых для обучающегося решений;
• формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, навыков командной работы и сотрудничества; инициативности, гибкости мышления, предприимчивости, самоорганизации;
• знакомство с гуманитарными и материальными технологиями в реальной экономике территории проживания обучающихся, с миром профессий и организацией рынков труда.
На ступени среднего общего образования обучающимся предоставляются возможности одновременно с получением среднего общего образования (возможно и раньше) пройти профессиональное обучение, освоить отдельные модули среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с профилем обучения по выбранным ими профессиям, основы предпринимательства, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных организаций профессионального образования и высшего образования.
• Одним из решений может стать разработка модулей на основе компетенций WorldSkills с учётом специфики и потребностей региона. Из большого разнообразия модулей для рабочей программы учебного предмета «Технология» могут быть выбраны те, которые наиболее востребованы и значимы для региона.
• В партнёрстве с системой профессионального образования можно использовать практику демонстрационного экзамена, успешно применяемую в WorldSkills, при государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Технология» (по выбору обучающихся).
В связи с введением концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, предполагается изменение в базисном учебном плане при изучении предметной области «Технология».
Содержание предмета должно даваться без учета гендерного признака. Содержание курса технологии в системе общего образования, имеет двухкомпонентную структуру: базовый инвариантный курс и практический вариативный профильный курс. Предполагается изучать теоретический материал в классе, а практический блок изучать в мастерских (где возможно деление, в зависимости, от предпочтений обучающихся или возможностей ОУ), на пришкольных участках, на базе технопарков, кванториумов, СПО и т.д.
Для качественного преподавания технологии предлагается учитывать успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International», который является основой для оценки качества образования и трансляции практики по модернизации содержания профессионального обучения. Особенно это актуально по направлениям перспективных профессий и профессий цифровой экономики.
Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности
Необходимо формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях образования, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании).
В ФГОС ОО к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также, в процессе введения ФГОС ОО, учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы в виде образовательных результатов.
Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.
Запись хода урока, в форме технологической карты, дает учителю возможность, еще на стадии подготовки к нему, максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Приложение №1
К началу нового учебного года готовятся к утверждению новые варианты ФГОС начального общего образования и основного начального общего образования. Ознакомиться с проектом ФГОС НОО и ООО, пояснительными записками, требованиями к структуре, условиям реализации программы, требованиями к предметным, метапредметным и личностным результатам вы можете на сайте https://www.preobra.ru/index в разделе «Завершенные проекты».