Частный музей: определение, понятия, типологические особенности




Слово музей произошло от греческого слова - "музейон», музеум: место посвящённое музам - покровительниц поэзии, науки и искусств, периода эллинизма. Музы — мыслящие дочери бога Зевса. Мусей - творческое состязание (хор, собрание). Частные галереи известны с древней Греции. В Древнем Риме началось формирование художественного рынка, экспертов (определяющих ценность «АРТ» - продукта), техники реставрации, правил хранения. В «инвентарных книгах» крупнейших греческих святилищ — Дельф, Дидим, Делоса сохранились имена дарителей и списки приношений. Причём нередко указывалось не только наименование изделия, но даже вес и описание декора. Слово «Музей» появилось в период Возрождения. Частные музеи – одна из сторон интереса людей в сфере истории и культуры, развивающаяся взаимосвязано с правительственными музеями, т. к. существуют в одном обществе на объединяющих ценностных ориентирах и выполняют одни и те же задачи в области культуры, регулируемые законами и правовыми актами РФ. Музей, как и многие культурные институты, в наши дни трансформируется. Согласно Статье 3 действующего законодательства РФ № 54ФЗ, музей – это не коммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций» (№3), при этом собственником музея отныне может быть не только государство. С юридической точки зрения, частные музеи вновь, после 80 лет перерыва, стали полноправными участниками культурного процесса.

«Музей — культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации, и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции Музей реализовался, как открытое для публики не коммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, Музей выбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы — музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия. (29 - с.641.) ». Частные музеи - группа музеев, в основе которых лежали собрания памятников старины и искусства, принадлежавшие частным лицам и доступные для изучения и осмотра. Различались частные музеи широкого профиля (музеи истории страны, города, села) и тяготевшие к отдельным профильным дисциплинам (история искусства, археология, этнография, художественные, исторические, культурологические, естественно научные, отраслевые, комплексные), по типу хранимого наследия (музеи усадьбы, дома- музеи, музеи-мастерские и др). «Частными называются музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. («Российская музейная энциклопедия»2005г).» Для определения сущности частного музея необходимо обратиться к более общим понятиям: музей, коллекционирование, коллекция, культурные ценности и др. Все музеи формируются на основе коллекций, собраний памятников, раритетов (культурных ценностей).

«Коллекция музейная — это совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих собою ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную, культурную и др.) как единое целое... (29 - с.641.)». Коллекционирование – процесс целенаправленного собирания различных памятников истории и культуры. В отличие от собирательства характеризуется выраженным целеполаганием и стремлением к научной систематизации накопленного материала. В число объектов коллекционирования входит широчайший спектр предметов материальной культуры и отечественной истории, созданных человеком и природой на протяжении всей мировой истории. Научное направление в создании коллекций связано преимущественно с музеями, которые активно включаются в процесс пополнения своих фондов; здесь же разрабатывается научная систематизация объектов коллекционирования. Некоторые виды коллекционирования дали начало формированию ряда научных дисциплин, что доказывает научную ценность музейной деятельности и материала, изучаемого музеями. В собирании коллекции существенно то, что ценности форматируются и ранжируются: что более или менее ценное для развития собрания музея через процессы атрибутирования и тезаврирования. Мы оцениваем достойное памяти через её, и вещественные символы. Общественно значимая категория частной коллекции подразумевает её музейный статус. Частные коллекции предметов музейного значения подлежат государственному учёту и охране. Сакральное отношение к социальной памяти, как ценности у человека сохранялось во все времена, что и зафиксировано в музее как особом общественном явлении, обладающем рядом отличительных признаков:

1. Музей имеет обязывающую силу в сохранении культурного наследия общества.

2. Деятельность музея регулярна, само возобновляема, прогнозируема.

3. Обязанность работников и посетителей подчиняться общим правилам музея. Ещё три пункта указаны в учебнике по музееведению Т.Н. Третьяковой, но они больше подходят в случаях государственных музеев, это разделение труда и т.п. Культурные ценности охраняются не только правительством, но и международным правом. И если государство не может объять и сохранить культурные ценности, то этим занимаются частные структуры.

Исходя из представлений современности, музей старается подходить к оценке предметов как можно с более широких позиций. Ещё важны хранительная, информационная, интегрирующая и многие социальные, воспитательные функции. Одна из задач моей работы – показать не только общие черты частных музеев и государственных или общественных, но и специфические характеристики: влияние частных музеев на формирование осознания обществом ценностей, значимых для культуры. На чём основана роль частных музеев в формировании оценки культурного наследия:

1.Собственный пример частных коллекционеров, через который они своей жизнью исполнили миссию определителей роли в их жизни и их близких ценности памятников истории.

2.Общество признало ценность частных коллекций и их ценностное развитие.

3.Выражение через коллекцию основной темы Российского искусства, как образ и зеркало духа нравственного облика человека и гармонии природы.

4. Ценность материала, предлагаемого музеем, художественно-духовная - развивает кругозор, душевную культуру посетителя.

Интересующийся становится обладателем ценного знания, обогащающего его мир по сравнению с равнодушным к культурным ценностям, т. к. эти знания объединяют лучших людей, оценивающих одинаково жизнь, и в соответствии с историческими ценностями сближающиеся; что делает культурных людей сильнее.

Частный музей, по сути, музей быта коллекционера, через призму которого посетитель догадывается, почему он не смог бы создать для себя такой музей, и благодарен за талант коллекционера, притягивающего лучшее из необъятного выбора.

В 1759 году появился термин «хобби» - увлечение, включающее в себя коллекционирование и творчество, к которому привели многих посещение музея, и, что ценно - достижения в частном хобби становятся публичными через выставки и приобретение работ в частные музеи. Ведь государственный музей может в первую очередь приобрести работы дипломированных творцов современности через экспертный совет (второй очереди, возможно, и не бывает, только если духовно богатый творец подарит), а частный создатель музея без проволочек приобретает понравившуюся вещь (я приобрёл у члена Союза художников, скульптора его работу с выставки и из мастерской, оперативно взяв деньги в ломбарде на несколько его творений), когда скульптору были очень нужны деньги.

Частные коллекции и музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, т.е. сохранить или менять свою принадлежность. И вокруг ценных коллекций интерес только увеличивается, как с не обесценивающимися акциями самых успешных коммерческих предприятий. Поэтому многие бизнесмены покупают предметы музейного значения в свою коллекцию, как «парашют финансовой безопасности на чёрный день».

Главным направлением в коллекционировании было и остаётся любительское, именно ему человечество обязано появлением подавляющего числа художественного, исторического и иного профиля музеев. Как правило, владельцы коллекций сами трансформируют их в музеи или завещают сделать это душеприказчикам. Возникновению частных музеев предшествовало формирование коллекций памятников истории в собраниях Б.Ф. Годунова, Ф.С. Милославского, Ф.А. Головина, Я.В. Брюса, А.Н.Демидова, Д.М. Голицына и др. Чувство национальной гордости привело к всеобщему интересу к отечественной истории и способствовало созданию частных музеев.

Частный музей - Авторский музей. Вариантов и типов авторского музея неограниченное множество, т.е. музейных экспозиций, допускающих индивидуальное самовыражение. Авторским может быть и художественный музей, созданный Павлом Михайловичем Третьяковым. Трансформация коллекции Третьякова П.М. после его смерти говорит о том, что она - явление общественное, и воля социума определяет развитие частных ценностей далее короткой жизни одного человека. Создатель частного музея характеризуется как образованная личность – это невозможно без воспитания, наличия благоприятных предпосылок, способствующих созданию частного музея: семья, география, время и многие другие факторы и в том числе сообщества коллекционеров, являющихся характеристикой демократического общества. И сам коллекционер является зеркалом общественных процессов. В книге «Избранники духов» о шаманах говорится, что шаман должен соответствовать мировоззрению племени и так создатель частного музея не может не соответствовать духу времени. Музей рискнул бы назвать «бубном» по аналогии с шаманским бубном, вмещающим в себя души и память предков — духи через бубен помогают обществу успешно жить. Музей сосуществовал в одно время с театром — предшественником кино, но музей был подобен храму и обязывал к себе вниманием граждан. Есть мнение, что театр развился из шаманских обрядов: а шаманская амуниция являлась дарами от общества наиболее значительных в духовном значении символов. Бубен показывал через символичные элементы оформления историю общества. И шаманы, как и европейские жрецы, были в какой-то мере первыми музейными хранителями, и оперировали знаниями, которые накапливали. Границы между шаманом и племенем, как между «музеем» и обществом провести трудно, т. к. шаман полностью подчинялся племени и духам. Так частный музей восполняет не достающее у общества связи с прошлым, обеспечивая себя самостоятельно. Для коллекционера Голлербаха «всякая коллекция, составленная с любовью, трудом и затратами, коллекция ценимая и оберегаемая, есть своего рода храм ».

Специфическая особенность частного музея в том, что он проецирует личное отношение к ценностям. А государственный музей проецирует общественное значение ценностей. Но коллекционер на пути своего увлечения проходит стадию имманентного познания ценности, а после с расширением кругозора и других факторов, развивающих коллекцию, становится выразителем трансцендентных ценностей.

В России велико влияние государства на появление и историю музеев, по сравнению с другими странами. Но масштаб частной музейной деятельности показывает, что Российские частные музеи, внося вклад в историю – создавали её и в социально-культурных формах нередко опережали отсталый уровень культуры, делая менее разрозненной многосторонние её виды в России.

Во времена господства церкви через религию объясняли всё. А в эпоху Просвещения научно фиксировали знания опытным путём и одним из мест концентрации такого ценного опыта стали частные музеи. Начав работу над дипломом, я приобрёл учебник «Музееведение» 1988 года, в словаре которого есть ссылка на параграф под названием «Музейная ценность предмета» на одном листе, но это понятие используется с начала и до конца учебника. Отделить ценность музейную от контекста различного понимания ценного, значит уподобиться коллекционеру-отшельнику, убеждённому в бесценности своего фетиша. Фетишизм от французского слова - «идол, талисман», культ неодушевлённых предметов, наделённых по представлению верующих сверхъестественными свойствами. Был распространён у всех первобытных народов. Пережитки фетиша — вера в амулеты т. п., сохранился в современных религиях в виде Чёрного камня в Мексике, святых мощей у христиан и др. («Сов. Энциклопедический словарь».1985г.).

В настоящее время по телевидению часто упоминается слово ценность во множественном числе в связи с расхождениями в политических взглядах и в поисках общих духовных ценностей для уменьшения конфликтов на международной арене. И вековой опыт в мирном сближении посредством культурного единения через музеи поможет увидеть благоприятные возможности для обнаружения общих ценностных приоритетов и через частные музеи — при том, что на западе частные музеи принадлежат богатым и влиятельным личностям, неотделимым от политики. Ведь культурные организации, объединяющие европейские государства появились задолго до Евросоюза.

«Музей может иметь несравненные ценности, но держать их взаперти и быть совершенно мёртвым учреждением («с умирающими ценностями», из-за недостаточности выставочных площадей - Что особенно актуально для частных музеев). Мерилом же общественного значения каждого музея, хотя и чисто внешне, мы можем считать только посещаемость музея...». И в протомузейные времена возникал вопрос о том, останется ли музей тем же и что будет ценным в новом времени. М.В. Новорусский задаёт вопрос: «Но действительно ли музеи составляют такую культурную ценность? У нас много говорят о любви к Родине, но чтобы любить — надо знать любимый предмет». Оценивая, мало кто понимает историю ценности в смысловом значении шире своей выгоды. Музееведение исследует то особое отношение человека к действительности, выражением которого является понимание сверх-музейных ценностей, хранителем и транслятором которых является музей. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекции, с желанием их популяризировать, чтобы реализовать просветительную миссию, влияющим на вкусовые и ценностные приоритеты людей. Владелец частного музея прежде всего коллекционер, у которого весь бюджет с «зарплатой» настроен на улучшение коллекции и в связи с этим частный музей больше некоммерческий, несмотря на латентную коммерческую деятельность в связи с профессиональной деятельностью коллекционера по основному образованию.

Задаче определения роли коллекционера в формировании критериев ценностных характеристик предметов коллекционного и музейного значения способствуют предметный подход музееведения, который признаёт феномен музейного предмета как вещи определённой ценности; музейное источниковедение – методика выявления, изучения, использования музейных документов и предметов; теория тезаврирования – исследует объект; и историко-культурный метод (метод биографического анализа), который ставит в центр внимания личность человека, его деятельность, стремления, убеждения, общественное поведение, отношение к окружающему миру. При этом объектом изучения становятся не только выдающиеся личности, но и рядовые представители процесса коллекционирования и др.

Понятие ценности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: