Обзор отечественного коллекционирования в 20в. – 21веке




Реанимационный период - после 1917 года. К сожалению, в советское время частных музеев не существовало, но это тоже был период в истории частных музеев, похожий на прото-музейный период в основе которого накопление музейного материала энтузиастами-коллекционерами, после которого начался постсоветский период (с 1990-х годов). При определяющей роли государства в развитии музейной сети, закрытие музеев, не отвечающих идеологическим установкам было, как правило насильственным: 5 октября 1918 года был издан«Декрет о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». И в контексте этого закона утверждается несомненная ценность большинства частных коллекций. Определено отношение к личным коллекциям в ст. 20: «Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан»: «Предметыстарины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие историческую или иную культурную ценность,признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности» («Закон об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г.,ст20).

После издания «Закона об охране и использовании памятников истории и культуры» в Ленинграде была создана «Комиссия собирателей художественных ценностей » при ВООПИК (Всесоюзном обществе охраны памятников истории и культуры). Членство в «Комиссии» ВООПИК давало право приобретать произведения искусства у населения. Но, вместе с тем, члены общества регистрировали свои коллекции, и должны были продавать предметы из своих собраний только государству»(41) Весь период с 1917 по начало 1990-х гг. сохранялось, и всё более усиливалось до середины 1980-х гг., отношение к музею как к пропагандистскому учреждению. Может собственный выбор частного коллекционера не произвольно, и нередко являлся латентным протестом против потери себя под прессом идеологии того, что завещано – средством спасения души.

Интерес к частным музеям прошлого не ослабевает и работа по изучению развития частных музеев постоянно велась и в Советское время, т.к. создателям частных музеев удавалось в короткое время собрать существенные для государства ценности, недоступные при конкуренции частных лиц для государственных музеев.

Основателем музея им. А. С. Пушкина стал профессор Московского университета И. В. Цветаев, передав свою любовь к искусству через музей. Вовлеченность человека в общественную жизнь - закономерный процесс, тем более, если это связано с профессиональной просветительской деятельностью: с этим связана передача всего своего интеллектуального опыта и через собранные коллекционерами коллекций. В советское время общественное явление дарения обществу своих собраний продолжил профессор института живописи И. И. Бродский, и соответственно в процессе научной работы и преподавания являлся примером достойной жизни, по которой понимали, как должны жить современники и потомки. Создатели частных музеев ездили за границу и на них смотрели, как на посланцев прогрессивных вкусов, признанных в мире. С одной стороны коллекционеры влияли на культуру своего времени, а с другой на них влияли ценности времени, в котором они жили и мы видим картину вкусов, спрессованных в частном музее. И. И. Бродский был не одинок в изучении через частный интерес истории искусства; подобно И. И. Бродскому собирал искусство авнгарда и других изобразительных направлений ХХ века Г. Д. Костаки, ставший «Дон - Кихотом» вынужденным эмигрировать из — за угрозы жизни даже его близким от ветряных мельниц бюрократизма и криминала. Коллекционер Г.Д. Костаки увёз за границу всего 20% коллекции — всего 300 картин каждая стоимостью не меньше миллиона долларов, тогда на какую сумму стал богаче музейный фонд с 80%. За рубежом Георгий Деонисович Костаки развил деятельность по пропаганде искусства Российских художников нач. ХХ века организовав 14 выставок в разных странах, что непросто даже для Эрмитажа. Часто Г. Д. Костаки выступал с докладами, так благодаря коллекционеру энтузиасту, искусство русского авангарда стало мостом между народами разных стран.

Путь коллекционирования «упаднического» авангарда был вопреки музейной политике казённых музеев, а Костаки смотрел шире казённого «коридора». Именем Костаки в Афинах назван музей.(20) Фото с Г.Д. Костаки в приложении.

В уральском регионе много сделал для сохранения истории Урала через частные источники В. П. Бирюков. Он много переписывался с коллекционерами и писал коллекционеру М. А. Фришу из Челябинска: «...Умножая свой личный фонд, Вы можете оставить потомству не просто память о себе — Вы всё равно что оставите живущим и самого себя....». Челябинский коллекционер М. А. Фриш общался с художниками, коллекционерами, книголюбами. К середине 1960-х годов корреспонденция охватывала не менее 100 городов СССР, включая 200 — 300 корреспондентов, в том числе из других стран.

В советское время издали книгу «Коллекция служит людям» в 1973 году от Лениздата о коллекционерах (24), собрания которых приравниваются по ценности к музейным собраниям и отмечены музеями для изучения и включения их в музейный фонд страны. В книге рассказывается о традиции передачи частных ценных знаний о культурных ценностях не абстрактно, а ценой собственной жизни. В первой главе начали знакомить с Ленинградским коллекционером Петром Евгеньевичем Корниловым, удивившем многих посетителей выставки в залах музея Академии художеств выставкой его коллекции, посвящённой Ленину. Посетители спрашивали, каким музеям принадлежат экспонаты, и работники музея отвечали: одному человеку - коллекционеру Петру Евгеньевичу Корнилову. На выставке оказалось много вещей, с которыми даже специалисты встретились впервые. Этот учёный, искусствовед написал более 200 научных работ, в этом ему помогли его коллекции. Он - первый коллекционер, который изучил первую провинциальную Арзамасскую школу живописи. П. Е. Корнилов очень скромный и говорит, что произведений зарубежных художников у него мало: офорт Рембрандта, гравюра Дюрера, венецианского мастера 16 века и др. В годы Ленинградской блокады у П. Е. Корнилова была забота не только выжить, но и спасти частные коллекции, произведения искусства в мастерских художников и квартирах собирателей. Хозяева сами просили принять произведения искусства на хранение в Русский музей, и П. Е. Корнилов на себе, голодный, переносил реликвии в музей. И это получалось благодаря тому, что П. Е. Корнилов знал лично эти коллекции, будучи коллекционером. Археологическая среднеазиатская коллекция П. Е. Корнилова ещё при жизни перекочевала в Эрмитаж, а аналогов большинства предметов в музее не было.

Второй рассказ о коллекционере Льве Андреевиче Поленове, который пришел на встречу со школьниками для рассказа о своей жизни и, начав говорить, он внезапно смолк на полуслове, умер. Третий рассказ о мастере производственного обучения ПТУ Юрии Михайловиче Стригунове, собравшем более 8 тыс. предметов и книг о А. С. Пушкине и знания о поэте передающий подобно кобзарю молодым поколениям. Прижизненные издания поэта и другие раритетные издания коллекционер передал государству, т. к. он не отделяет государственные ценности и личные культурные ценности.

Коллекционер Василий Иванович Цветков в годы Великой Отечественной войны, во время бомбёжки хранил свою коллекцию по нескольким адресам, но все здания, где он спрятал коллекцию, уцелели и теперь к ней обращаются историки, журналисты писатели, устроители выставок. И у коллекционера Б. А. Вилинбахова оставшаяся часть собрания в окружённом Ленинграде уцелела. В эвакуацию разрешалось взять 48 кг личных вещей, и коллекционер М. С. Лесман взял 48 кг ценных рукописей. А оставшаяся поэтическая коллекция погибла. Коллекция М. С. Лесмана содержит сочинение Радищева А. Н. «Путешествие из Петербурга в Москву», и другие «не находимые вещи». Многие свои приобретения он передал музеям и второе по величине в СССР хранилище, одно из крупнейших в мире не имело 5 книг из подаренных М. С. Лесманом. Поэтому на дверях его квартиры весела табличка - «Охраняется государством».

Коллекция Н. Тагрина помогла в создании 120 фильмов и две субботы в месяц у него дома день открытых дверей. Так коллекционеры вносят ценный вклад в здание культуры. Глава книги завершается словами: «Коллекция... представляет собой большую ценность». Следующая глава повествует о коллекционере и консультанте при съёмках фильма Ф. Бондарчука «Война и мир» - Михаиле Викторовиче Люшковском. Этот коллекционер умер до печати главы о нём, но его коллекция теперь в фондах музея им. А. В. Суворова. По сути, коллекционеры являлись неофициальными архивами, помогающими разным специалистам в необходимом материале, и таким был С. Доброхотов, собравший тему о российской музыке и её деятелям. С. М. Вяземский практически конкурировал с КГБ по истории Ленинграда, во время реконструкции гостиницы нашли 128 кг золота, и выяснить каким образом они там оказались, помог только С. М. Вяземский через свою картотеку. На каждый дом, квартиры, театры, артистов у него заведён паспорт. С. М. Вяземский был постоянным консультантом отдела охраны памятников Управления Культуры, и секретарем комиссии Ленгорисполкома по переименованию улиц. Журналист спросил у коллекционера В. А. Горшкова: «случается посторонним видеть ваши сокровища?»... «- У меня много друзей, - говорит хозяин. Часто сюда приходят пионеры, студенты...». В любую среду, кроме дней лета, вы можете, не предупредив хозяев, позвонить вечером в эту квартиру... Вам откроют и не удивятся... И вы попадёте в мир театра - музея архитектора Юрия Борисовича Перепёлкина. «Собрав более 25тысяч различных предметов, интересных для истории, и передав их в дар многим музеям нашей Родины, Грусланов на память, для себя не оставил почти ничего (№24). Их игры полны интриг, состояния остаются в чемоданах «Корейки», но чаще всего коллекции служат людям, т. к. изолировано культура не развивается. А цель коллекционера - расширять собрание. Надо только предоставить трибуну или пьедестал коллекционеру -Частный музей или существующий в Москве «Музей частных коллекций». В настоящее время по телевидению выступил коллекционер Владимир Воронченко с призывом возрождать культуру с одноимённого канала «Культура». Есть в истории культуры выдающиеся коллекционеры, являющиеся «портами — таможней» в просеивании ценного, и таким стал Феликс Евгеньевич Вишневский создавший в советское время по сути частный музей «Тропинина и Московских художников его времени». Он приобретал картины на свои деньги, и «Девушку с горшком роз» купил за 6 тысяч рублей советскими деньгами, взяв их в долг, а после подарил музею. «Его дом был открыт для всех любителей искусства, а передвижные выставки картин, ему принадлежавших, прошли по всей стране. В 20 музеях — в Иркутске и Донецке, Кургане и Вологде помнят коллекционера, подарившего работы из своего собрания. Всего же Феликс Евгеньевич передал государству свыше 700 произведений искусства. Основная их часть стала музеем Тропинина» -из книги 1988г издания Е. Кончина «Как рождается музей»(№25).

После издания «Закона об охране и использовании памятников истории и культуры» в Ленинграде была создана «Комиссия собирателей художественных ценностей ». В определённые периоды у государства и общества был дефицит оценщиков ценностей и государство обращалось к коллекционерам за помощью в формировании музейных фондов, а значит современное содержание ценностей в музеях обязано коллекционерам. Тем более целые государственные музейные собрания состоят из частных коллекций изъятых после 1917 года. И даже Дворцовые музеи формировались через вкусовые предпочтения посредников, которые были сами коллекционеры или покупали целые коллекции выдающихся собирателей музейных ценностей исходя из их и своего вкуса по заказу царствующих особ.

4-й этап: постсоветское возрождение частных музеев. В начале XX века частный музейный мир России пережил «клиническую смерть»- которая продолжалась 70 лет, но частные музеи реанимировали благодаря донорам из частного подпольного коллекционного мира, которые «копили кровь предметов».

После преобразования СССР в отдельные государства, стали приниматься законы по сохранению исторического наследия, памятников культуры и функционирования музеев. С 1993г. вступил в действие закон РФ о «Ввозе и вывозе культурных ценностей». В настоящее время, по ряду объективных причин, малые музеи России не входят в сферу внимания государственных органов управления учреждениями культуры: они не учтены, не имеют временной нормативной базы, лишены контроля и руководства и, фактически, являются собственностью тех организаций – учредителей или частного лица, которые их создают и ликвидируют по своему усмотрению. Значительное количество музейных предметов, собранных в этих музеях на протяжении десятилетий, находится вне связи с музейным фондом страны и не защищены законодательно.

Музей, как и многие культурные институты, в наши дни трансформируется. С юридической точки зрения, частные музеи вновь, после 80лет перерыва, стали полноправными участниками культурного процесса. Но в действующем музейном законодательстве РФ понятие «Частный музей» отсутствует. Хотя, начиная с 1990-х годов, частные музеи действуют во всех регионах страны. Если коллекционер создаёт частный музей, то получает поддержку в сохранении коллекции от государства по закону «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации»1996г.

Начиная с 1990-х годов частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причём не только в Москве, Петербурге, но и в провинции - в Екатеринбурге, Иркутске, Ярославле, Ельце и другие. Стал широко известен музей «Невьянской иконы» в Екатеринбурге, и после открылся «Дом Иконы» в Москве коллекционера Возякова, музей уникальных кукол Ю. Вишневской в Москве, Палеонтологический музей Н. Гребнёва в Новосибирской области и другие. Обширное собрание музея «Музыка и время», который представляет собой яркое явление в музейной жизни г. Ярославля, включает в себя собрание музыкальных инструментов, часов, ярославских колоколов. Ряд частных музеев посвящены истории одного города, народности и имеют Этнографический характер (музей крестьянского быта в Каргополе Архангельской обл.), другие – какому-либо историческому событию или личности (музей Распутина в Тюменской обл.). И частный музей подобен спасательному кругу для теряющих ценность документов истории. Коллекционер возвращает к жизни потерянные ценности. Теперь авторитет частных музеев вырастет в связи с Федеральным законом-№ 83, по которому государственные музеи перейдут на хозрасчёт и им понадобится опыт самостоятельной деятельности частных музеев.

Фонд «Екатерина» и Игоря Маркина, построили для своих коллекций стационарные спец. пространства.Сейчас нам обещают, что откроется несколько частных музеев современного искусства. Да, есть несколько больших коллекционеров, открывающих свои музеи,- Маркин, Семенихин. Но и они приобретают в основном произведения всё тех же тридцати известных авторов. Поэтому коллекционеры объективны, т.к. не собирают всё подряд при застое в современном искусстве, что видно в ограниченности имён современных художников. Частные музеи - необходимые эксперты в организме искусства.

В журнале «Искусство»2007 г. №4 упомянуты частные музейные собрания: Марка Кауфмана, Екатерины и Владимира Семенихиных ориентирующихся на Российское искусство. Россия ближе к Востоку, и по этому признание её ценностей не завершено до сих пор, но благодаря Частным собирателям культурных ценностей, эмигрировавшим из России с 1917года все крупные музеи мира включили в свои экспозиции Российское искусство. Ведь эмигранты во время революции 1917г вывезли самое ценное в меру своего понимания, из того что и коллекционировали. За такое значимое признание в мире Российских ценностей заплачено намного дороже, и по - этому наши коллекционеры в хорошем смысле националисты. Даже в Советское время коллекционеру Г. Д. Костаки удалось 20% коллекции, вывезенной из СССР, удивить западный музейный мир настолько, что в его честь назвали музей.

Особую роль в восприятии музеев в культурном контексте оказали здания, построенные частными собирателями для своих коллекций, в которых и после их смерти продолжали быть или вновь создавались музеи. Практически все они являются памятниками культуры. В особняке С. Рябушинского размещалась коллекция Икон, в котором стал работать музей М. А. Горького. Естественно Галерея Третьякова, Бахрушина и многих других. Как в экспозиции имеет большое значение размещение предмета в соответствующем пространстве, так и в целом здание - образ и функциональный характер всего содержания музея. И это осознали первые создатели частных музеев. Музей начинается не с вешалки, в отличие от театра, а со здания.

Многие думают, что частный музей — всегда богато, но это миф от столиц. А у нас в Челябинске инициативу «Приуральского Общества изучения местного края» не поддержали, и местным краеведам пришлось начинать музей с частной квартиры И. М. Крашенинникова №5 на Большой улице по вторникам, четвергам и пятницам с 4 до 6 часов с июля 1918г.(14). Музей закрылся в 1919 году. Последователи пионеров музейного дела придерживаются основных выводов: Важность размещения музейного собрания в особом здании. Ценность авторской художественной работы, отечественной мемориальной личности. Ценность развития музейного дела в сотрудничестве всех собирателей культурных ценностей. Переход от закрытого хранения коллекции к открытому, повышая общественную значимость коллекции. Объединение коллекционеров с общественностью в развитии общества. Важность просветительской деятельности музеев. Музеефикация исторических документов, как часть новых знаний и наук. Ценность самообразования через осмысление исторических знаний. Олицетворять собой образцовую личность, целеустремлённой, коммуникабельной, достойной уважения. Частный музей стал консолидацией общественной инициативы по передаче будущему лучших устремлений народа. Частные музеи показали единство культурных ценностей в разных социальных слоях России: коллекционеры развили интерес господ к народной культуре, реализовался интерес к национальным корням, поддерживаемым государственными образовательными учреждениями при помощи частных музеев – созидателей культуры. Музеи отражали развитие общества через экспонируемые ценности.

Заключение

Мой вывод: путь развития частных музеев в России уникален, как уникальна история их Родины, от которой их не отделить. Частный музей обогащает досуг и жизнь общества, даже людей будущего и тем, насколько богатой жизнью жили наши предки. Современные частные музеи показывают состояние приоритетов в мире ценностей и создают формы сохранения в будущем, преображая структуры ценностей. Вырабатывается общая призма восприятия (преобразования мира и сохранения ценностей). Выше сказано, что частное коллекционирование - основа формирования музеев, теснейшим образом связанная с музейным миром, и скажу - «частным» музейным миром. В нашей стране ещё не развита широко культура сохранения документов истории, но частные музеи способствуют росту уважения к пока ещё сохранившимся памятникам культуры. Частный музей это — образ жизни, ценный образ жизни обогащения материального и духовного.

Собственник проходит путь от собирателя к коллекционеру и меценату. Я вижу, что растёт образование владельца частного музея и связи с широким кругом представителей общества, и он начинает выражать культурные ценности в контексте истории и влияет на новое поколение людей через презентацию достижений исторического процесса в наглядном предметном показе.

Музей бескорыстно служит истории и «жрецы этого храма» - создатели частных музеев, отдающих ограниченное время своей жизни музею, которым они вечно обладать не смогут, но лишь как железнодорожные стрелочники участвуют в регулировании движения ценных грузов в «хаосе» путей сообщения ценностей.

Изучение темы «Частных музеев» раскрывает сложные вопросы в истории России, как важна воля личности в создании «картины» истории и влиянии её на развитие государства, приоритета ценностей в лично – общественном пространстве. Музеи утверждают должное отношение к предметам музейного значения, способствуют уменьшению рисков потери памятников в связи с изменениями собственника, среды бытования. Частные собиратели, пополняющие своими коллекциями общественные музеи ценностей, соединили в едином восприятии достижения общества, где музеи - предметный Олимп.

Частный музей привносит в культуру ценное и это закономерный процесс в общем деле со всеми музеями. Так музеи являются хранителями следов деятельности, связанной со всеми участниками социума, в котором найдутся документы объективно отражающие образцы, вкусы истории.

Культивировать будущее через прошлое помогает способность мечтать. В этом качестве характерное отличие частного собственника музея от государственного – собственником движет мечта. Государственным музеем движет идеология, учредителей – привлекает выгода. Собственник должен оперировать общечеловеческим – ради мечты, в частном музее посетитель не найдёт ширмы идеологии и биржы, а встретит похожего на всех искреннего мечтателя и от этого каждый задумается о том, что для каждого лично общезначимо, что нам ждать от нашей памяти? В России искусство особенно выражало мифологию ценностей этноса и коллекционеры выделяли соответствующие работы творцов. Коллекционер часто приобретает произведение искусства у выбравших его по велению чувств и поэтому аккумулирует совокупность любви к искусству многих людей, что собственно интересно посетителям частных музеев; как личный дневник памяти. Ведь частный музей это проявление демократическое, и общество заинтересовано в пространстве частных музеев.

Государственными музеями являются те, которые созданы на деньги правительственной казны, но таковые появились намного позже частных собирателей антиквариата, произведений искусства, исторических документов. Из этого следует, что основы ценностных критериев вещественных свидетельств жизни общества, природы созданы частными собирателями.

Исходя из природы понятия ценности, она не может быть безличностной, т. к. основана на убеждениях и взглядах на значимое внутреннее отношение, и переживания субъекта. В иных опасных случаях субъект или общество имитируют признание ценности, что приводит к дезориентации и хаосу. Ценность проверяется ценой, благотворительными взносами, даже ценой жизни (а коллекционеры расходуют свою жизнь). А т. к. не многие могут позволить себе затраты на сохранение специфических ценностей, то те единицы собирателей убеждали большинство не сведущих людей в приоритете ценного для всех. Поэтому эти немногие мудрецы. Мы стремимся к культурному развитию населения, а коллекционеры ведь из народа. Следовательно, чем больше коллекционеров, тем выше культура народа.

И чем цивилизованнее общество, тем более защищает и поддерживает частных собирателей ценностей. Ведь частный собиратель за свои деньги аккумулирует общественные ценности и часто реставрируют, берегут традиции, что остаётся после их смерти обществу, то государственные музеи получают готовым продуктом. Из этого следует, что частные музеи не конкуренты правительственным музеям. А по сути, налицо героизм коллекционеров, т. к. во все времена опасно накапливать ценное в вещественном материале. Но природа проверенных и не проверенных ценностей в проверке жизнью носителей их. И поэтому частному музею посетители верят, т. к. частный музей - продолжение древа ценностей из частных пространств. В нашей стране большинство людей потеряли материальные носители памяти жизни своих предков в связи с социальными катастрофами, и местами сосредоточения символов исторической жизни многих людей стали коллекции. Поэтому потребность показа коллекций и в частных музеях не удовлетворена. По сути, частный музей - символ частной жизни, сосредотачивающей общественные ценности, и он достоверно может передать частно-личные символы общества. И в настоящее время коллекционеры развивают и пропагандируют ценности будущего, организуя и участвуя в выставках, которые сближают людей культурными знаками на всех языках. « Коллекционер является творцом этого мира, систематизирует, изучает его, заполняет «пустоты». В результате возникает собрание, открывающее ту или иную сторону реальности с достаточной полнотой, что и придает ему определенную научную ценность»(8). У каждого посещающего музей есть внутренний – личный повод пойти в музей, но в музее этот мотив объединяется в общий выбор и, выходя из музея, этот коллективный принцип усиливается. Поэтому, чем больше частных музеев – тем крепче коллективный принцип, объединяющий общество или разъединяющий. Поэтому в любом случае частные музеи не могут противоречить общественным ценностям. Интуиция и героизм некоторых частных и почти музейных специалистов сохранили не признаваемые документы искусства авангардистов в хрущёвские времена и др. и тем доказав право на уважительный интерес к частной воле в выборе ценного.

Качество частного музея подразумевает и качество получаемого интеллектуального впечатления от посещения музея, которое становится ориентиром в оценке окружающей действительности и поэтому частный музей, как частная жизнь могут восприниматься взаимосвязано в контексте воспитательного воздействия через них со стороны социальных институтов, ветвью которых они являются, и соответственно должна быть полная картина возможностей использования частных музеев в интересах общества, применяя исторический опыт – для этого может быть полезна моя учебная работа.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ: ст34; Статья 44,2

2. Закон РФ о «Ввозе и вывозе культурных ценностей»1993г.

3. Закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» №54 от 26 мая1996г.

4. ФЗ «Об объектах культурного наследия, памятниках истории и культуры народов Российской Федерации» от 25 июня 2002г № 73-ФЗ.

5. Указ Петра1 об охране культурных, исторических и прочих ценностей 1718г.

6. Уголовный кодекс РФ, статья 188УК; ст. 164., ст.243.

7. «Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности»1970г. ЮНЕСКО

8. Андреева И.В. Учебные материалы [текст]: Лекции/ И.В. Андреева, 2015.

9. Андреева О. Коллекция Бродского [Статья]: Рассказ о музее/О. Андреева//Журнал Юный художник.- 1984г.- №2- Стр15.

10.Акинша К. Забытый меценат [Статья]: история коллекционера/ К.Акинша//Журнал Наше наследие.- 1989- №5- с.28-38.

11. Басилов В. Н. Избранники духов [текст]/ В.Н. Басилов – М. Издательство политической литературы, 1984. – 208с.

12. Бехтерев В. Коллективная рефлексология [текст] / В. Бехтерев - часть 1, 1922-?.

13. Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни [текст]/ С. Бойм – СПб: Новое литературное обозрение, 2002. - 348с.

14. Боже В. С. Краеведы и краеведческие организации Челябинска до 1941года [текст]: Справочное пособие / В.С. Боже.- Челябинск. Полиграфическое объединение «Книга»,1995. – 185с.

15. Боже В.С. Челябинск неизвестный: краеведческий сборник. Вып. 3/Сост. В.С. Боже.- Челябинск 2002.

16. Беспалова Е.Р. Государственный Русский музей [Альбом] / ред. Е.Р. Беспалова. – М. Советский художник, 1991.- 367с.

17. Гуревич П.С. Человек [Текст]: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений/ В.П. Гуревич. – Дрофа, 1995. – 336с.: ил.

18.Зайцева Т.В.-Антикварное дело, Номенклатура цен». [текст]: конспекты/Т.В. Зайцева.

19. Евгеньева А.П. Словарь русского языка [текст] том4 / под ред.А.П. Евгеньева.- АН СССР.: М. изд. Русский язык,1984, 794с.

20. Костин В. Страсть Георгия Костаки [текст]: история о коллекционере/ В. Костин//журнал Наше Наследие.-1989- №5-с.148-157.

21. Кропивницкая Г. Основатель музея [текст]: Воспоминания Ф.Е. Вишневского/ Г. Кропивницкая//журнал Наше Наследие.- 1989- №1-с.48-56.

22. Карелин А.П. Россия на рубеже веков [Текст]: Исторические портреты; П. П. Рябушинский/ Ю.А. Петров.- М. Изд. Политической литературы,–1991.–С.112– 153.

23. Каган М.С. Философская теория ценностей [текст]/ М.С. Каган. – С. Пб, ТОО ТК «Метрополис», 1997.- 205с.

24. Кондыбко В.А. Коллекция служит людям [текст]/ составитель В.А. Кондыбко.- Лениздат, 1973.- 230с.

25. Кончин Е. Как рождается музей: Рассказы.- М.: Дет. Лит., 1988.-56с.: фотоил.

26. Лушникова А.В. Учебные материалы [текст]:/ А.В. Лушникова.-2011-2015.

27. Лазаревский М.В. Среди коллекционеров [текст]/ М. В. Лазаревский. С — Петербург.1914.

28. Лазарев М. Искусство №3 [журнал]/ М. Лазарев [ и др.]; ред. Галина Фомина.- Август - Принт,2007- 120с.: ил.

29. Музейное дело России» [текст ]: учебник/ Е.А. Воронцов, Ю.У. Гуральник, С.Ф. Казакова, М.Е. Каулен, И.М. Коссова, Л.Я. Ноль, А.А. Сундиева, А.Д. Яновский. – М.: ВК, 2010. - 676 с.: ил.

30. Музееведческая мысль в России 18-20веков: сборник документов и материалов»./ Колл. авт.// Отв. ред. Э. А. Шулепова.- М.: Этерна, 2010.- с.: ил.

34. Музееведение. Музеи исторического профиля [тест]: Учебное пособие для вузов по спец. «История»/ Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербст. – М.: Высш. Шк., - 1988. – С. 431.

35. Наше наследие [текст] №1, №4, №5- журнал – М. изд. Искусство, 22.06.89. – 160с.

36. Пирошка Досси. Продано! Искусство и деньги [текст] / Досси Пирошка – СПб: Лимбус Пресс, 2011. – 288с.

37. Памятные места Москвы. – М.: Реклама. - М.1973.

38. Панова Т. Кокоревская галерея [текст]: Искусствоведческое исследование/ Т. Панова// журнал Художник- 1980- №8- с.52-61.

39. Повалий М. Увлекательная жизнь [тест]: Чем заняться в свободное время/ М. Повалий//Время жить.- Альфа банк- 2015 -№1-с.6.

40. Рыбак К.Е. Правовое обеспечение музейной деятельности // Теория и практика музейного дела России на рубеже XX - XXI вв. - М.,2001г. - с 175-176.

41. Саверкина, И. В. История частного коллекционирования в России: учебное пособие/И. В. Саверкина – СПБ., - 2004. – С.145.

42. Третьякова Т.Н. Музееведение: Учебное пособие Часть1,2. [Текст]/ Т. Н. Третьякова. - Челябинск: Урал ГУФК, 2011.- С.292..

43.Толстой Л.Н. Что такое искусство [текст]/Л.Н. Толстой – Москва, Университетская типография, 1898г.- с.571.

44.[ Электронный ресурс ] / www. Museum. ru, 45. [Электронный ресурс ] / www.travkin-muzeum.ru

46.[ Электронный ресурс] / «Музеи России» - Режим доступа: cultivate.ru

47.[Электронный ресурс ] /сайт: «Частный музей коллекций в Челябинске О. Малахова»

48. [Электронный ресурс] Семаковой С. Интервью с коллекционером Малховым О. /С. Семаковой. – Режим доступа:«Cheldiplom.ru

49. [Электронный ресурс] / сайт: Виртуальный частный музей «Вещи 20-го века»

 

Приложение (к главе 1.3.)

В учебном пособии представлены материалы по определению дефиниций и методике проведения атрибуции и экспертизы ценности музейных предметов («Атрибуция» А.В. Лушниковой): Таким образом, при атрибуции музейного предмета необходимо отразить в описании следующие параметры: Название предмета, Инвентарный номер, шифр, Источник поступления (известен или нет), Подлинность (подлинник или копия), Наличие легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и т.п.), Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному с учетом орфографии и пунктуации подлинника), Материалы, Техника исполнения, способ изготовления, Размеры (указываются в сантиметрах; длина, высота, ширина, глубина, диаметр и т.п.), Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей),

Приложение (к главе2)

О галерее Кокорева К. Варнек писал: «…Галерея открыта ежедневно. В будни вход берётся тридцать копеек, а в праздники 10 копеек». Картинная галерея В.А. Кокорева представляла собой культурный комплекс, включающий в себя лекционный зал, отдаваемый желающим бесплатно. При галерее был и трактир с целью возможно большего привлечения разнообразной публики (в то время трактир был иным, чем теперь, скорее клубом). Оказывается, устраивались лотерейные выставки. На письмо от 2 марта 1866года министру о необходимости продать коллекцию Академии художеств последовало распоряжение оценить коллекцию и оценочный лист отправили в Петербург. Но из-за волокиты с ответом, Кокорев обратился к Третьякову, купившему 7 картин, а 166 картин купил министр императорского двора, как частное лицо. Важно в контексте современных проблем то, что картина «Интерьер галереи», с которой возобновился интерес к коллекционеру Кокореву находилась в 1980 году в Донецком областном художественном музее! Какова её судьба? Была бы она в частной коллекции — коллекционер вывез бы её в безопасное место.

 

 

 

 


 


Г.Д. Костаки в своей квартире. Москва. 1960-е годы
Фото И. Пальмина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: