Глава 1. Феномен сохранения культурных ценностей в форме частных собраний




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Челябинский государственный институт культуры и искусств

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Кафедра туризма и музееведения

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

 

Ценность как категория частного коллекционирования

 

направление 072300 Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия

степень – бакалавр

 

Выполнил:

студент заочного отделения гр. 905

Тагиров Руслан Расульевич

Руководитель:

Андреева И.В., канд. пед. наук, доцент

Рецензент:

Зайцева Т.В.…………………….........

(Ф.И.О., научная степень, звание, должность)

 

Срок сдачи ―

Подпись студента ―

Подпись руководителя ―

Подпись зав. кафедрой ―

 

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) защищена с оценкой «________»

Председатель ГАК ________________

«____» __________________ 2016 г.

ЧЕЛЯБИНСК 2016г.

 

Оглавление

Введение с.3

Глава 1. Феномен сохранения культурных ценностей в форме частных музейных собраний с.8

1.1.Частный музей: определение, понятия, типологические особенности. с.8

1.2. Понятие ценности. Формирование ценностного содержания Частных музеев с.15

1.3 Критерии ценности музейного предмета с. 30

Глава 2. Частные музеи России: от прошлого к современности с.45

2.1. Основные этапы развития частных музеев в России с.45

2.2. Обзор отечественного коллекционирования в ХХ- XXIвеках с.52

Заключение с.62 Список используемой литературы, источники с.66

Приложения с.69

 

 

Введение

Хорошо знать и понимать наиболее значительные ценности человечества, которые находятся в музеях. Все эти ценности проявляются в материальных, духовных и других многочисленных составляющих нашей жизни. Из-за особого отношения к вещественным ценным документам, их хранили в особых местах: храмах, галереях, сокровищницах, кунсткамерах, музеях и др. особых помещениях для хранения и экспонирования ценных вещественных документов социального процесса. И со временем при накоплении знаний о ценностях они начинали взаимодействовать и влиять на духовное состояние общества, что заставляло задумываться о результатах участия в жизни ценностей музейного значения.

Все виды протомузейных собраний – частные коллекции, естественно - научные кабинеты, студиоло, галереи, кунсткамеры для произведений искусства, раритетов и практически все формы, предшествовавшие музеям, создавались частной инициативой, как духовные и научные центры, накопители знаний об обществе.

Решение задачи доступности знаний о культурных ценностях в современном обществе является составляющей жизнь коллекционера, основанной на достижениях предыдущих поколений известных собирателей музейных ценностей. Большой опыт определения ценности объекта музейного значения у частных собирателей предметов музейного значения, т. к. они активны в среде бытования предметов и благодаря чему создали много коллекций, которые с благодарностью получили правительственные музеи. Опыт сохраняющих ценные памятники общества необходим, т. к. каждый должен быть готов к принятию в собственность памятника культуры без вреда для исторического документа, в том числе передачи их в музей. Составляющая частных музеев - это ценностное соответствие коллекционера и социальной группы, через ценности, которые сформировали сознание коллекционера, В истории сохранилась память о коллекционерах - выразителях мировоззрения общества. Если хочешь понять ценности общества — надо посетить музей. А в древности надо было посетить Мусейон или храм муз, для понимания того, во что верят люди и чего хотят, что любят. Требовалось проявить героизм частным собирателям, сохраняя исторические документы бытия не признанных гениев, и сами хранители стали по сути неизвестными гениями, провидевшими через века ценное для нас. И нам надо быть достойными их в сохранении ценностей для нас. Для чего надо изучать историю развития понимания ценностей в обществе российских коллекционеров. Изучение частных музеев становится актуальной задачей современного музееведения, т.к. в современных условиях основатели частных музеев – это открыватели не практикуемой в нашей стране деятельности с 1917г. по 1990-е годы, но всё новое – это хорошо забытое старое, в данном случае в культуре. А сохранение культурных традиций, ценностных ориентиров - задача и частных музеев.

Частные музеи России являются старейшим и наиболее распространённым до 1917 года типом музея; и они берут своё начало в частном коллекционировании, которое распространяется в России с нач. XVIII века. Благодаря реформам Петра I просвещающиеся россияне познакомились с теорией вкуса – вся Европейская культура XVII - XVIII в. жила пафосом познания мира и не только природы, но и общества, человека, культуры. Во время эпохи Петра I появлялись новые приоритеты ценностей, а в связи с этим развитие частных музеев России стало ветвью этой эпохи. Одним из достижений эпохи Просвещения в России стало признание роли личностей в аккумулировании новых ценных знаний для развития общества. Коллекционеры прогрессивными ценными частными музеями развивали не свободное от «закрепощающих традиций» общество к праву на свободное преобразование частного отношения к ценностям общества. Ведь ещё в XIX веке к частной жизни относились с подозрением в нарушении устоев общественных норм, а Частные музеи являлись заявкой Частных социальных форм на диалог с официальной системой за самовыражения своих ценностей.

У музеев миссия историческая, а не экономическая и скорее документальная, чем обещающая. Понимание научных закономерностей определения лучшего было делом избранных всегда, и теперь многие из экспертов - частные коллекционеры. Одной из первых книг при подготовке материала к диплому стала книга «Музееведческая мысль в России ХVIII - ХХвеков» (30) в которой практически все учёные, создавшие науку музееведение пришли к этому со страстью в частном коллекционировании через понимание исторических ценностей не как должностные лица.

Люди, имеющие дело с общественными ценностями, вольно или невольно, формируют отношение к духовным формам ценностей по мере возможностей. Ценен опыт выявления ценного коллекционером, критерию которого доверяют даже профессиональные искусствоведы. Мы привыкли, что специалисты где-то обучаются под опекой государства. Но коллекционер обучается самостоятельно в большей части случаев для своего роста. Я являюсь хорошим примером стремления коллекционера к образованию в ценной общественной области знаний. Причастные к жизни музеев являлись особой кастой, в которую впускали не всех титулованных граждан. И такие специалисты частным путём пришли к высочайшему знанию культурных ценностей. Б ез специального искусствоведческого образования работали руководителями отделов в Эрмитаже: Евгений Григорьевич Лисенков (1885 — 1954г.г.), Александр Бенуа, Яремич, Верейский, Доброклонский...- это говорит об огромном участии через свои ценные знания исторического предмета в научных трудах о культурных ценностях высокого уровня любителей искусства и истории.

Фундаментальное общественное значение музея не изменилось и, видимо останется определяющим его сущность в обозримом будущем (сохранение этических и материальных ценностей, фундаментальных знаний об эволюции жизни). На предварительном съезде деятелей музеев в 1912 году представитель частных музеев А.А. Виталь поднял вопрос о лицах, содействующих сохранению и спасению памятников старины от расхищения, по его мнению следует поощрять их в работах, тем более, что многие частные музеи переходят в государственные и общественные музеи. Съезд постановил привлечь частных собирателей музейных ценностей, преследующих одинаковые цели с упомянутыми музеями, к организации съезда (Учебные материалы преподавателя А.В. Лушниковой). Музейные специалисты имеют дело с «заповедником ценного и, в то же время лабораторией ценностей». А. М. Кулемзин считает главное значение музееведения в трансляции главных ценностей из прошлого в будущее в соответствии с аксиологическими представлениями своего времени. Сохраняющие документы музеи, сами являются ценной информационной технологией, которая аккумулирует и передаёт документальные данные в одной структуре частных и государственных музеев. При создании частных музеев важно учитывать опыт частного музейного строительства, насчитывающий в нашей стране более трёх столетий. Этот опыт сможет не только обогатить деятельность новых частных музеев, но и восполнит разрыв в преемственности, образовавшейся в ХХ веке между частными музеями прошлого (дореволюционного) и настоящего времени. В этой связи представляется важным выявление, а также изучение особенностей развития и функционирования частных музеев в формировании ценностных критериев коллекции с учётом предшествующей истории частных музеев в России и за её пределами. При этом система ценностных соотношений, ориентиров нестабильна и декларация ценностей намного разнообразнее собрания отдельного коллекционера, но которому легче обосновать свои локальные ценности. Цитирую учебник «Музейное дело России»: «На повестке дня — проблема складывания научно обоснованных ценностных категорий при отборе предметов внешнего мира в музейные коллекции. Этот процесс вообще, как ни странно не был приоритетным для музейного фондового работника.Музей не располагает собственной аргументированной системой ценностного отношения к памятниковой среде, выбирая критерии её оценки в смежных областях знаний, либо обосновывая индивидуальным опытом своих сотрудников» (29). Но создатели частных музеев на собственном опыте и личных финансовых возможностях создали примеры лучшего понимания выявления и определения ценностей музейного значения, что полезно для всех кто имеет отношение к ценностям. В результате, частные коллекции в виду их особой ценности пополнили выставочные залы самых знаменитых правительственных музеев.

Объект исследования: частное коллекционирование как феномен культуры России.

Предмет исследования: Формирование ценностного отношения к предмету в системе частного коллекционирования, как основа коммуникативных качеств музея.

Цель исследования: Изучить этапы и особенности формирования ценностного отношения к предмету в системе частного коллекционирования в контексте развития музейного дела в России.

Задачи: Определение категории ценности в сфере частного коллекционирования предполагает решение ряда задач, включающих выяснение причин образования феномена ценностного отношения:

- анализ понятия ценности в сфере коллекционирования

- анализ причин отбора предметов музейного значения в личные собрания

-анализ динамики критериев определения ценности предметов коллекционирования в связи с изменением мировоззрения и социального уклада общества.

- Изучение этапов развития частных музеев.

Моя исследовательская работа основана на литературе по теме «Частные музеи» и наблюдениях, сделанных в практике общения с коллекционерами, на использовании учебных материалов, применялся метод анализа, синтеза и др. Мной использовалась литература по теме коллекционирования начиная с издания 1914года И.В. Лазаревского «Среди коллекционеров»(27), литературы по теме теории ценности. К вопросу частного коллекционирования интерес возрос в 1960-е годы и не исчерпан до наших дней.

Работа состоит из двух глав и пяти параграфов, имеются список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Феномен сохранения культурных ценностей в форме частных собраний



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: