Основные этапы развития частных музеев в России в XVIII - XXI в.




Я выделяю четыре этапа и один 74 - летний период в развитии частных музеев России, в основе которых лежит критерий выражения актуальных ценностных ориентиров коллекционера в обществе и его приоритеты в формировании коллекций.

1-й этап: Выделение в обществе элиты, создающей коллекции музейного значения –XVIII век, в синтезе с европейской базой культурного наследия.

2-й этап: Расширение образовательных частных музеев в нач. XIX- середине XIX в., ориентированных на географию и этнос России.

3-й: Расцвет популярности частных музеев середина Х1Х – начало ХХ века, формирование многочисленных разновидностей профилей музеев.

4-й этап: Возрождение частных музеев в конце ХХ- нач. ХХI вв., на основе культурного наследия во всём многообразии с правом личного ценностного выбора в демократическом обществе.

В «Очерках по истории музейного дела в России», в статьях С.А. Овсянниковой-Каспаринской выделяются два основных периода: период дворянского коллекционирования (XVIII – 1я половина XIXв.) и буржуазного коллекционирования (2-я половина XIX – начало ХХ века). Коллекционирование взаимосвязано с возможностью самовыражаться публично или не публично, в большей, чем это необходимо степени повседневности, и считается эпатажной нормой. В период зарождения коллекционирования, как частной формы досуга, личная жизнь со всеми её проявлениями подчинялась суду общественности. Даже в XXI веке многим коллекционерам приходится доказывать свою разумность себе и другим, продавая дорого купленный коллекционный предмет ещё дороже, и только с очевидной коммерческой выгодой близкие знакомые признают разумность увлечения. Даже антикварщики признавались мне, что смеялись надо мной, но после моей выгодной продажи признавали моё знание ценностей больше них. А каково было первым собирателям артефактов, когда и перепродать было некому для доказательства ценности предмета, важно было высокое социальное положение коллекционера, исходя из которого предметы получали высокий ценностный социальный статус обладателя соответствующей вещи. Позволить себе странные расходы могли обеспеченные люди из высшего сословия. И можно сказать, навязывали свои вкусы и ценностные приоритеты. История Российского коллекционирования начинается с трансформации самосознания личности в обществе и её места в истории культуры. Изучение периодизации истории музеев в России ещё продолжается. На каждом этапе развития института музеев очевидна существенная составляющая в формировании критериев оценки исторических, художественных и других памятников культуры частных собирателей общественных ценностей.

Россия многому училась у Европы и музейное собирательство не исключение. Пётр I создал кунсткамеру необычного (курьёзного), Екатерина II заполнила Эрмитаж, а ведь в России было немало тех, кто был не менее богат, чем царственные особы и соответственно не хотели уступать в увлечении дорогими коллекциями. Таких людей называли меценатами, заказывающими стиль, тему, качество «творческой продукции». Много частных музеев создали меценаты. Старые энциклопедии определяют мецената, как любителя прекрасного, бескорыстного покровителя наук и искусств. Именно благодаря меценатам, через их частные музеи, в России появились крупнейшие музеи мирового уровня.

Процесс развития частных музеев делится на несколько этапов: 1-й этап - XVIII век - возникновение частных коллекций в России и адаптация новой культурной формы к российским условиям. Уже во второй четверти XVIII века появились крупные частные коллекции, по сути дела, частные музеи кунсткамерного типа. Всего за один век Россия в сфере собирательства проделала путь, пройденный европейскими музеями за три с лишним столетия. Первые немногочисленные частные коллекции и музеи стали «точками роста», свидетельствами того, что Россия включилась в процесс формирования культуры Нового времени. В начале XIX века целая группа протомузейных учреждений почти одновременно была преобразована в музеи. Большую известность приобрела коллекция гр. Н.П. Румянцева. Сам граф и участники «Румянцевского кружка» стремились к созданию Русского исторического музея, но принятые нормы субординации не позволяли бюрократии позволить взять инициативу частному лицу в решении государственного вопроса первого Исторического музея. Частные собиратели опережали правительственное понимание рождения нового в истории музеев, неотделимых от истории государства. И становились в чём-то оппозицией подобно декабристам, что вызывало безапелляционную подозрительность со стороны властей. Множество краеведческих кружков, любителей истории, задающих сложные для власти вопросы и сами отвечающие и распространяющие свои взгляды, меняли общество. Некоторые коллекционеры, осознавая ценность своих коллекций для культуры страны, стремились сделать их доступными для обозрения и изучения.

В XVIII веке в состав России входят новые земли. К XVIII столетию на окраинах России сложились многочисленные памятники культуры в собраниях Радзивилов, Сапег и др. С распространением просветительской идеологии во второй половине XVIII века возникает тенденция сделать коллекции доступными для публики. Возможно, открытости коллекций способствовало расширение социального состава коллекционеров, и возникла необходимость выделиться в массе собирателей старины наиболее независимым от власти – показывая свои выдающееся ценности. Стремление к публичности коллекций объясняется желанием показать достижения России перед иностранными дипломатами. Иностранные гости чаще посещали дома тех, у кого интереснее собрание искусства, а это давало преимущество в политике и бизнесе. Научное направление в коллекционировании со второй половины XVIII столетия прочно связывается с возникающими музейными учреждениями. Тогда же сформировалось представление о ценном значении коллекций памятников истории и культуры, о важности охраны таких памятников и возможности использования их в просветительских и научных целях. В 1790-х годов начал собирать памятники старины П.Ф Карабанов. Это увлечение привело к созданию в собственном доме на Петровке в Москве частного музея отечественных древностей, известного позднее как «Русский музей П.Ф. Карабанова». В современном музееведении частное коллекционирование XVIII - нач. XX века рассматривается как «фон», основа, источник формирования музеев - самостоятельная, но теснейшим образом связанная с музейным миром область культурной жизни. В XVIII в. было положено начало одному из лучших частных художественных собраний в России – коллекции рода Строгановых. И.Г. Георги (составлял каталог Эрмитажа) указывает на частные собрания или кабинеты, владельцы которых - гр. И.Г. Чернышев, И.И. Шувалов, кн. Е.Р. Дашкова, гр. Разумовский, кн. Н.Б. Юсупов, гр. А.С. Строганов - охотно их демонстрировали.

В XIX в. коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны и развитие частного коллекционирования, расширение социального состава коллекционеров и круга собираемых памятников приводит во 2-й половине XIX века к созданию целого ряда частных музеев в столицах и провинции. В России купечество проявляло интерес к предметам русской старины. В XIX в. интерес к исторической науке и формирование национального самосознания развили этнографические и археологические исследования, что расширило спектр атрибутивных и экспертных методик. XIX в. открыл эпоху научно-технических знаний, которые предложили новые материалы, поставили вопрос о развитии новых технологических приемов, и сформировали само понятие экспертиза – как технико-технологический анализ материала. До конца XIX в. атрибуция базировалась только на эмпирических знаниях и интуитивных выводах знатоков (период знаточества).

2-й этап: Появление первых частных музейных собраний с частичной доступностью публике в начале XIX века, развитие музея и превращение его в национальную культурную форму в середине XIX века. На этом этапе происходит формирование музейного мира как особой сферы культурной жизни. Нередко коллекционеры печатали на свои деньги книги в будущее — об истории края и его богатствах, опережая запросы современников.

Примерно в 1840-е годы оформилось представление об иконописи как о национальном искусстве, которое заслуживает всестороннего исследования. Постепенно иконы становятся объектами собирания и коллекционирования. В 1840-е годы целенаправленное собирательство икон старообрядцами получило новое качество: возникли частные старообрядческие коллекции икон и постепенно превращались в музеи иконописи. В. А. Прохоров, собрав огромную коллекцию предметов древнерусской культуры во время поездок по центральной полосе России, в 1861 году открывает Музей православного иконописания и русских древностей. Позднее коллекция музея пополнила собрание Академии Художеств. Частные музеи необходимый этап защиты ценностей в демократичных музеях, что отразилось в искусстве художников-передвижников, отвергнутых Академией художеств, но собираемых в частные музеи.

3-й этап - приобретение музеем статуса культурной нормы (1890-1917г). В России музейные этапы становления государственных музеев проходили свой путь через эволюцию мира частных музеев. В XIX веке коллекционирование становится заметным фактом культурной жизни страны и развитие частного коллекционирования, расширение социального состава коллекционеров и круга собираемых памятников приводит во 2-й пол. XIX в. к созданию целого ряда частных музеев в столицах и провинции. Музеи В.А. Плюшкина в Пскове, П.И. Щукина в Москве, М.К. Тенишевой в Смоленской губернии. были посвящены русской старине, музеи В.П. Бирюкова в Екатеринбургской губернии, Е.П. Шереметевой в Московской губернии М.А. Зензинова в Нерчинске, А.М. Курбатова в Верхнеудинске представляли природу и историю края, музеи А.А. Бахрушина и С.И. Зимина в Москве, И.Ф. Горбунова в Петербурге представляли памятники русской театральной культуры. Созданы также первые частные художественные галереи: К.Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, В.А. Кокорева, И.Е. Цветкова в Москве, Ф.И. Прянишникова в Петербурге, И.К. Айвазовского в Феодосии, В.П. Сукачёва в Иркутске и др. Были созданы каталоги собраний частных музеев, построены специальные здания для размещения коллекций. В кон. XIX-XX вв., в связи с осознанием важности собранных коллекций, и желанием обеспечить им оптимальные условия существования, ряд владельцев частных музеев передали свои собрания в дар государству, городу, обществу - И.К. Айвазовский, Ф.М. Плюшкин, братья Третьяковы, А.А. Бахрушин, их коллекции составляют основу для создания музеев. Коллекция А.Д. Чарткова - книжного собрания Исторического музея, коллекция Н.Н. Демидова- музея естественной истории Московского университета и т.д.) Кстати, столь любимая всеми «Неизвестная» Крамского из собрания промышленника-сахарозаводчика Харитоненко, и «Демон» Врубеля из коллекции М. Рябушинского.

О картинной галерее В. А. Кокорева, появившейся раньше галереи Третьякова, узнали по одной картине с видом интерьера неизвестной галереи XIX в. В интерьере этой картины изображены полотна Брюллова, Иванова, и те, которые теперь в Русском музее и Третьяковской галерее. Особая история у музея В. А. Кокорева (1817-1889г.). Купец 1- гильдии, коммерции советник, миллионер — откупщик (винное дело), учредитель банков, многих промышленных и торговых предприятий, первый русский нефтепромышленник, был одновременно писателем - публицистом, коллекционером, меценатом, почётным членом Академии художеств. В 1863г в Москве А. Н. Андреевым был издан «Указатель картин и художественных произведений В. А. Кокорева» с уточнением о том, что «Галерея устроена для Москвы, не имевшей до сего времени решительно никакого пособия для художественного образования публики,… Всякий, кто имел случай видеть Московскую картинную галерею господина Кокорева, согласится с нами, что она составляет очень важное явление в нашей художественной среде». И в этом взгляде очень важна связь частных музеев с государственными учреждениями культуры, т. к. испытывая финансовые трудности, В. А. Кокорев закрыл галерею. В. Стасов насчитал более 500 первоклассных полотен отечественных и зарубежных мастеров. В журнале «Художник» 1980 г. в №-8 пишется об отсутствии научных работ о галерее Кокорева, а ведь она была пионером во многих вопросах отечественного музейного дела. В формировании вкусовых приоритетов имеет значение то, что Кокорев ранее Третьякова поддерживал художников-студентов, изображающих реалистично жизнь. «Мальчик в бане» из Третьяковской галереи был высечен по заказу В.А. Кокорева и «Сватовство майора» Федотова тоже написана по заказу В.А. Кокорева и многих других полотен. Открытие галереи значится 26 января 1862года.

Я выше упомянул коллекционера Ф. Е. Вишневского, купившего и подарившего общественному музею картину Тропинина, которая изначально была у Кокорева, далее в Александровском дворце, у Александра III и в Русском музее. А после революции у простого советского коллекционера — картина стала подарком государству. Открывается история мецената Богдана Ивановича Хоненко, создавшего Киевский художественно — промышленный и научный музей. Б. И. Хоненко перенял страсть созидателя прекрасного у Григоровича. А Григорович стал для современников чуть ли не диктатором вкусов.. Частные создатели музеев становились постоянными участниками светских хроник, сами издавали литературу по искусству и другие способы обмена знаниями. Пример развития коллекционера вовлекал в движение общество. В Русской национальной мифологии выражаются ценность пожертвования собой ради других, правды, добра, памяти предков и др. Третьяков П.М. приобретал вопреки критике картины Перова, Сурикова. Александр III считал частное лицо П.М. Третьякова своим конкурентом за приобретение ценных произведений искусства.

Николай Рябушинский (1887 — 1951гг) по пути служения искусствам, в 1906 — 1909г на собственные деньги издавал роскошный литературно — художественный журнал «Золотое руно», поддерживал в качестве мецената направление в русской живописи, известное по названию выставки «Голубая роза» в 1907году. Высок был его авторитет в среде русской эмиграции, он являлся президентом Ассоциации по сохранению русского культурного наследия во Франции. С. П. Рябушинский собрал уникальную коллекцию икон, в которой значились шедевры «Богоматерь Одигитрия — Смоленская» (XIIIвек), «Рождество Богоматери» (XIVвек), «Архангел Михаил» (XIVвек) и другие шедевры, на поиски которых он отправлял в глухие края своих представителей (нередко спасавшие раритеты от гибели). После революции коллекции Рябушинских пополнили главные музеи СССР. Я прочитал книгу коллекционера И. В. Лазаревского 1914 г., посвящённую видам коллекционирования и помощи в понимании предметов собирания, которая лишь сборник теперь раритетного журнала того времени. В ней подробно рассказывается о наиболее ценных на то время и тем более теперь формах коллекционирования. Объясняются методы атрибутирования от выявления подделок, установления производителя по описанию клейм, и многое ценное для интересующихся антиквариатом. В конце книги автор благодарит частных собирателей, предоставивших информацию о своих коллекциях, и опыте ценителей антиквариата, таких как Великий князь Николай Николаевич, князя В. Н. Аргутинского-Долгорукого, А. А. Коровина, И. Ф. Мануйлова, коллекции музея барона Шпиглица, Л. К. Попова из Петербурга и А. В. Морозова, Н. М. Миронова и многих других в Москве. То, что частному коллекционеру помогали в написании книги великие князья, говорит об общественной значимости просветительской деятельности коллекционера. Эта книга сохранилась вне музея благодаря личному пониманию её ценности, скорее всего коллекционера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: