Россия перед вторым пришествием 9 глава




 

А совсем недавно, летом 1993 г., как было объявлено на пресс-конференции в Страсбурге, Великий Восток учредил т.н. Европейскую масонскую конференцию, в рабочем комитете которой, среди прочих, представлены и «российские» масоны, заявка на регистрацию ложи которых находилась ко времени публикации в мэрии Москвы 55.

 

1. Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария..Письма к мирским особам. С. 466-467.

 

2. Там же. С. 491.

 

3. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и литературная деятельность. Т. 2. Киев. 1915. Приложение. №125.

 

4. Сочинения Ел. Игнатия (Брянчанинова). 3-е изд. Т. 4. СПб. 1905. №30.

 

5. Избранные письма Епископа Игнатия (Брянчанинова). МДА. 1968. С. 232.

 

6. Сочинения Еп. Игнатия (Брянчанинова). Т. IV. С. 511.

 

7. Избранные письма Епископа Игнатия (Брянчанинова). МДА. 1968. С. 388-389.

 

8. Епископ Феофан. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М. 1883. Проповедь на день Рождения Наследника Цесаревича Николая Александровича 08.09.1863.

 

9. Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. С. 78.

 

10. Епископ Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. С. 172.

 

11. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 2. М. 1898. С. 8.

 

12. «Тамбовские епархиальные ведомости». Тамбов. 1895. № 32.

 

13. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 2. С. 112.

 

14. Тальберг Н. Д. Святая Русь. Париж. 1929. С. 122.

 

15. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 11. СПб. 1974. С. 178-179.

 

16. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. Т. 2. М. 1886. С. 157-158.

 

17. Там же. С. 160-164.

 

18. Леонтьев К. Н. Избранные статьи. М. 1992. С. 168.

 

19. «Вестник РХД». № 159. Париж. 1990. С. 239.

 

20. ГАРФ. Ф. 634. Oп. 1. Е.х. 12. Л. 142-142 об. Выписка предоставлена Г. Николаевым.

 

21. «Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Св. Правит. Синоде». 1905. №11.

 

22. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 187.

 

23. «Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Св. Правит. Синоде». 1905. № 10.

 

24. Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского «О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся» 1906-1907 года. М. 1993. С. 37.

 

25. Пророческая характеристика людей пред концом мира. Эпоха Апостасии и конец нашего земного мира. Taiwan. 1974. С. 101-102.

 

26. Новые грозные слова. С. 15.

 

27. Пророческая характеристика людей пред концом мира. С. 236.

 

28. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 189-190.

 

29. Новые грозные слова. С. 8.

 

30. Там же. С. 18-19.

 

31. Там же. С. 30.

 

32. Там же. С. 54-55.

 

33. Там же. С. 88.

 

34. Там же. С. 117-118.

 

35. «Земщина». 1990. № 14. С. 1.

 

36. Там же.

 

37. Там же.

 

38. Там же.

 

39. Прот. Сергий Булгаков. Христианство и еврейский вопрос. Париж. 1991. С. 119-120.

 

40. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. I. СПб. 1991. С. 69.

 

41. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 1. С. 27-28.

 

Не случайны были видения сатанинской силы, являвшиеся тем, кто останавливался в «толстовском» номере монастырской гостиницы Оптиной Пустыни (Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. С. 67-70)

 

42. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 182-183.

 

43. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 120.

 

44. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 120-121.

 

45. Нилус С. А. На берегу Божьей реки Т. 1. С. 276.

 

46. «Русский вестник». 1991. № 20. С. 14-15.

 

47. Фудель С. И. Воспоминания // «Новый мир». 1991. №4.

 

48. «Кадры». 1991. №2.

 

49. Леонтьев К. Письма к Василию Розанову. Лондон. 1981. С. 15.

 

50. Любимов Л. О масонстве и его противниках // «Возрождение». 1934. 3 октября.

 

51. Любимов Л. Масоны // «Возрождение». 1938. 9 сентября.

 

52. «Вече». № 45. Мюнхен. 1992. С. 184.

 

53. Но какому же Богу служат масоны? По свидетельству итальянской прессы 1893 г., одна из зал дворца Боргезе, сданного внаем «Великому Востоку Италии», была по существу превращена в капище сатаны: «Стены... были обиты красной и черной шелковой материей «дама», в глубине залы был повешен ковер, и на нем выделялась фигура Люцифера. Около этого ковра находилось возвышение вроде алтаря, там и сям виднелись треугольники и другие масонские эмблемы. Кругом были расставлены великолепные раззолоченные сиденья, на спинках которых было изображено нечто вроде глаза - транспаранта, изнутри освещаемого электричеством. Посреди капища возвышалось нечто, напоминающее собою трон (Нилус С. А «Близ есть, при дверех». С. 184-185).

 

Обстановка, заметим, до деталей (черная обивка, «изваяние Мефистофеля») напоминает описание масонской ложи В. Д. Пришвиной (женой писателя), существовавшей в середине 1920-х гг. в Москве на Арбате. И, кстати, также филиала «Великого Востока» (Паламарчук П. Чисто поле. М. 1987. С. 166-167).

 

Масонское капище было обнаружено и во время одного из ремонтов дома-музея М. Горького в Москве (прежний особняк П. П. Рябушинского), атрибутированная «специалистами» почему-то как «старообрядческая молельня (Паламарчук П. «Един Державин». М. 1985.).

 

54. «Вестник Атлас». 1991. 15 апреля.

 

55. Большаков В. Вольный каменщик Володя // «Правда». 21.07.1993.

Преподобный Серафим (1759-1833), Саровский Чудотворец: «Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного; прогневляем Господа и несохранением святых постов; ныне христиане вкушают мясо и во святую четыредесятницу и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют; а Церковь имеет правило: не хранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат. Но не до конца прогневается Господь, паки помилует. У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правды: сих врата адова не одолеют» 1.

 

«Пройдет более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия Его; но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще 2 Православие и остатки благочестия христианского» 3.

 

«До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...» 4.

 

«Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня» 5.

 

«Мню, батюшка, что восьмая-то тысяча (от сотворения мира - Сост.) пройдет. Мню, что пройдет! И вот что еще скажу тебе, батюшка: все пройдет и кончится. И обители, батюшка, уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная жертва, батюшка!» 6. (Из записок протоиерея о. Василия Садовского).

 

Митрополит Московский Филарет (Дроздов, 1782-1868): «Из тайных скопищ... безбожных исторгся вихрь мятежа и безначалия, и против державы Российской особенно дышит яростно с шумом и воплями, как против сильной и ревностной защитницы законной власти, порядка и мира...» 7.

 

За два месяца до кончины в 1867 г. владыка Филарет на вопрос, что он видит в будущем, ответил: «Ужасную бурю, которая к нам идет с Запада» 8.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «...Направление по учению Святых Отцов в наше время нетерпимо. Не терпят его от того, что чужды ему, не знают его, не изучили его, нисколько не занялись им. Говорят, что ныне в книжных лавках обеих столиц вовсе прекратился расход на духовные книги, или он так мал, что можно признать его прекратившимся. Всему, что сказано в Писании, подобает быть... Очень верно изобразил первомученик Стефан болезнь своих современников (Деян. 7:51). Ненависть к Святому Духу является от принятия противного духа, который может вкрасться неприметно при действии свойственного себе слова» 9.

 

«В Саратове Преосвященный подписал книгу для сбора на месяц. После этого сборщик был принят только в два дома, в каждом дали ему по 15 коп сер. Между тем строился в городе огромный театр, как бы некий кафедральный собор. Приезжающие сюда богомольцы из других губерний сказывают, что монастыри, содержащиеся подаянием, приходят в крайний упадок, по причине изменения, последовавшего в направлении всего народа. Живем в век быстрейшего прогресса...» 10.

 

«Религия вообще в народе падает. Нигилизм проникает в мещанское общество, откуда недалеко и до крестьян. Во множестве крестьян явилось решительное равнодушие к Церкви, явилось страшное нравственное расстройство. Подрядчики, соседи здешнего монастыря, единогласно жалуются на утрату совести в мастеровых. Преуспеяние во всем этом идет с необыкновенною быстротою...» 11.

 

«Дух времени, подобно вихрю, завывает сильно, и рвет, и ломает многое. Это предсказано Священным Писанием, которое в поведении и образе мыслей трех Отроков, описанным Даниилом Пророком, дало нам указание и пример для нашего образа мыслей и поведения...» 12.

 

«Попущения Божии и отступление язычества предвозвещено Писанием. Богу угодно, чтобы мы жили в эти времена; почему подобает смиряться под крепкую руку Божию, и смиренномудрствовать, подражая смиренномудрию трех Отроков, которых религиозное положение очень схоже на положение религии современное...» 13.

 

«...С некоторого времени я начал обращаться к молитве Святых Трех Отроков в пещи Вавилонской: Согрешихом, беззаконновахом и проч. Какое превосходство в этой молитве, исповедание своей греховности и частной и общественной! Какое оправдание попущения Божия и благоговения пред ним! Какой верный взгляд на современников! Точно: утешение христианина заключается в истинном духовном разуме, находящемся в тесном союзе с верою и смирением, которым плотский и душевный разум противен» 14.

 

«Доходящие до нас сведения о состоянии Православной Веры в России очень грустны. С одной стороны губит ее раскол, а с другой - вольнодумство. Борьба за нее очень затруднительна по причине внутренней страшной болезненности, которая, как червь, источила всю силу ее. Да совершается воля Божия» 15.

 

«Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия. Что посеют, то и пожнут!» 16.

 

Святитель Феофан Затворник - протоиерею Николаю Ф. (25.11.1879): «Вы справедливо скорбите о сокращении приходов и закрытии церквей. Что делать? Будем Богу молиться, да пощадит Господь Св. Церковь Свою. А поделать ничего не поделаем...

 

Слабеет вера. В иных местах, не шутя, берутся поджигать ее... Что-то с этою целию состроилось в Саратове... Заводится общество и во Владимире. Но лиц действующих нет... Соберут деньжонок, накупят книжек и станут раздавать даром, или продавать по дешевой цене. Вот и все. Мертво. Живых действователей нет. И общества не принесут ожидаемой пользы. Поджигатели должны сами гореть. Горя, ходить всюду, - и в устной беседе зажигать сердца... Вот что потребно! А где это возьмем?.. Опять только молиться остается к Подателю всяких даров» 17.

 

О цареубийстве 1881 г.: «До чего мы дожили? И что с нами будет? Вспомнить нельзя без страха и сжатия сердца болезненного. Нагрешили, и вот Господь наказывает. Будем молиться, чтобы Господь вразумил нового нашего Государя немного подтянуть вожжи. Налиберальничали на свою голову, вот и расплачивайся мать Россия!» 18.

 

Архиепископ Никанор (Бровкович, 1827-1890), Одесский и Херсонский (1890): «Религия - основа крепкого еврейского духа. Более или менее тайная - явная религиозная организация (кагал) это - та могучая многосильная машина, которая движет миллионы еврейства к тайно намеченным целям. Только слепец может не видеть, как страшна, как грозна эта сила! Она стремится ни более ни менее, как к порабощению мира! И знающие, подумайте, что в последнее столетие она сделала ужасающие успехи, опираясь на европейский либерализм, на равноправность перед законом и т.п. Она больше и больше, теснее и теснее спутывает миллионы иноверцев; а своими она правит, как машиною. Все евреи в существе как один человек. Мы либерально рассуждаем, полезно или вредно запретить базары по праздникам. А тайная еврейская сила говорит своим: «Не сметь! Чтить субботу! Чтить закон отцов! Закон дает жизнь и силу еврейству!» И посмотрите, ни один еврей не смеет выехать в субботу из Николаева в Херсон или в Одессу. Железнодорожные поезда пусты, а пароходство между этими великими городами вовсе прекращается. Странно и обидно для христианского народа и такого Великого Царства как наше! Но какова чужеродная сила! И как она смела и решительна. Эта сила религиозная, исходящая из религиозной организации кагала» 19.

 

Преподобный Амвросий (Гренков, 1812-1891), старец Оптинский в письме наставлял: «Не хлопочи о ризе; я передумал, решил, что лучше теперь не делать ризу на Калужскую икону Божией Матери. Первое, у нас денег мало... Второе, вспомнил я слова покойного митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что «приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон» 20.

 

(14.03.1881): «Не знаю, что вам написать об ужасном настоящем времени и жалком положении дел в России. Есть одно утешение в пророческих словах Св. Давида: «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает» (Пс. 32:10). Господь попустил Александру II умереть мученическою кончиною, но силен Он подать помощь свыше Александру III переловить злодеев, зараженных духом антихристовым. Дух антихристов от времен апостольских действует через предтечей своих, как пишет апостол: «тайна бо уже беззакония деется, точию держай ныне, дондеже от среды буде» (2 Сол. 2:7). Апостольские слова «держай ныне» относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и возрастают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земли. Потому что антихрист, по объяснению толковников Св. Писания, должен придти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих. Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь, и особенно через злых ариан, людей образованных и придворных; а потом действовал хитро через образованных масонов; а, наконец, теперь через образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, паче меры. Но обратится болезнь их на главу их, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того, чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство. Господи, помилуй нас!» 21.

 

К. Н. Леонтьев (10.12.1890, Оптина Пустынь): «...Я убеждаюсь все более и более в том, что человечество весьма быстро стремится к своей окончательной гибели, к тому, что попросту зовется «светопреставлением». - Я давно об этом начал думать (если помните?), и вижу этому многие признаки; - безумные, - дерзновенные, быть может, и в высшей степени рискованные - изобретения эти (физические и технические) - раз; неудержимую повсюду потребность равенства и даже сходства; а при таком строе трудно долго прожить - ибо он противоестествен; это два; - последняя проповедь Христианства даже в Японии и Китае - три; - и, наконец, этот нехристианский пессимизм, который привлекает к себе все больше и больше приверженцев; четыре. К последнему надо, значит, отнести и мысль Толстого - о воздержании для прекращения рода человеческого...» 22.

 

(1890. Слова, по признанию К.Н.Леонтьева, сказаны «лет еще пятнадцать тому назад»). «Один великий духовный старец» (возможно, афонский старец Иероним или преп. Амвросий Оптинский): «Нравы, правда, много смягчились. Но зато самомнение у множества людей чрезмерно возросло - увеличилась гордость. Не любят уже повиноваться никаким властям - ни духовным, ни светским: не хотят. Постепенное ослабление и упразднение властей есть признак приближения царства антихриста и конца мира. Одной мягкостью нравов христианства заменить нельзя» 23.

 

В 1871 г. преподобный Амвросий получил от графа А. П. Толстого (бывшего обер-прокурора Св. Синода) письмо с описанием таинственного сна и с просьбой истолковать его. Граф видел во сне митрополита Московского Филарета, читавшего большую книгу, на одной из страниц которой он прочел вслух пять слов: «РИМ. ТРОЯ. ЕГИПЕТ. РОССИЯ. БИБЛИЯ». Великий Оптинский старец так растолковал это сновидение: «После трех знаменательных имен - «Рим, Троя, Египет» - помянуто имя и России, которая в настоящее время, хотя и считается государством Православным и самостоятельным, но уже элементы иноземного иноверия и неблагочестия проникли и внедрились и у нас, и угрожают тем же, чему подверглись вышесказанные страны. Затем следует слово «БИБЛИЯ». Другого еще государства не помянуто. Это может означать, что если и в России, ради презрения заповедей Божиих, и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «...Прийдет же антихрист во времена безначалия» 24.

 

«Что-то около 1882 или 1883 года - точно не упомню, - рассказывал С. А. Нилусу современник преп. Амвросия, - я был у старца с ответными письмами для отправки их многочисленным духовным его детям и почитателям. Вдруг старец взглянул на меня. - Ныне, - говорит отец А.<мвросий>, - настоящий антихрист народился в мир! - И, увидев мое недоумение и испуг, старец вновь повторил мне ту же фразу» 25.

 

Однако не все оптинцы прозревали будущее.

 

- Сергей Александрович, - обратился однажды после таких разговоров к С. А. Нилусу канцелярский послушник о. Павел (Крутиков), - вы наводите на нас такую жуть. Ведь сейчас в России ничего не ощущается, быть может это и будет, но теперь нет основания так беспокоиться!

 

- Эх, отцы, отцы! - сокрушенно качал головой Нилус. - Эти стены скрывают от вас ту ужасную обстановку, среди которой мы живем; и слава Богу, что вы всего не знаете, но я не пророк, а скажу вам, что вы сами на себе испытаете все то, что я вам говорю 26.

 

Случилось это даже скорее, чем предрекал С. А. Нилус: «Перед всероссийским разгромом 1905-го года, в августе 1904 года, в той же Оптиной произошло событие, важность которого была по достоинству оценена внимательными.

 

Дело было так:

 

В начале лета каникул того года в Оптину Пустынь к настоятелю и старцам явился некий студент одной из Духовных Академий, кандидат прав университета. <...>

 

Аспирант монашеского подвига был принят по-оптински, - радушно и ласково. Отвели ему номерок в гостинице, где странноприимная, а послушание дали то, через которое, как чрез начальный искус, Оптинские старцы проводят всякого, кто бы ни пришел поступать к ним в обитель, какого бы звания или образования он ни был: на кухне чистить картошку и мыть посуду. Так как у нового добровольца-послушника оказался голос и некоторое умение петь, то ему было дано и еще послушание - петь на правом клиросе <...> Но этого труда ученому послушнику показалось недостаточно, и он самовольно (по-монастырски - самочинно) наложил на себя сугубый молитвенный подвиг: стал молиться по ночам в такое время, которое даже и совершенным положено для отдохновения утружденной плоти. Это было замечено гостинником той гостиницы где была отведена келья академисту...

 

Призвали старцы академиста, говорят:

 

- Так нельзя самочинничать: этак и повредиться можно, в прелесть впасть вражескую. Исполняй, что тебе благословлено, а на большее не простирайся. <...>

 

Вскоре после этого старческого увещания певчими правого клироса была замечена явная ненормальность поведения академиста: он что-то совершил во время церковного пения такое, что его с клироса отправили в монастырскую больницу; а в больнице у него сразу обнаружилось буйное помешательство. Пришлось его связать и посадить в особое помещение, чтобы не мог повредить ни себе, ни людям. За железной решеткой в небольшом окне, за крепкой дверью и запором и заключили до времени, помешанного, а тем временем дали о нем знать в его академию.

 

Событие это произошло 1-го августа 1904 года, а 2-го августа оно разрешилось такой катастрофой, о какой не только Оптина Пустынь, но и Церковь Русская не слыхивала, кажется, от дней своего основания.

 

Во Введенском храме (летний Оптинский собор) шла утреня. Служил иеромонах о. Палладий, человек лет средних, высокой духовной настроенности и богатырской физической силы. На клиросах пели «Честнейшую Херувим»; о. Палладий ходил с каждением по церкви и находился в самом отдаленном от алтаря месте храма. Алтарь был пуст, даже очередной пономарь и тот куда-то вышел. В церкви народу было много, так как большая часть братии говела, да было немало говельщиков и из мирских богомольцев... Вдруг в раскрытые западные врата храма, степенно и важно вошел некто совершенно голый. У самой входной двери этой, с левой стороны, стоит ктиторский ящик, и за ним находилось двое или трое, полных силы молодых монахов; в трапезной - монахи и мирские; то же - и в самом храме. На всех нашел такой столбняк, что никто, как прикованный не мог сдвинуться с места... Так же важно, тою же величественною походкой, голый человек прошел мимо всех богомольцев, подошел к иконе Казанской Божией Матери, что за правым клиросом, истово перекрестился, сделал перед нею поклон, направо и налево, по-монашески, отвесил поклоны молящимся и вступил на правый клирос.

 

И во все это время, занявшее не менее двух-трех минут, показавшихся очевидцам, вероятно, вечностью, никто в храме не пошевельнулся, точно силой какой удержанные на месте.

 

Не то было на клиросе, когда на него вступил голый: как осенние сухие листья под порывом вихря, клирошане, - все взрослые монахи, - рассыпались в разные стороны, - один даже под скамейку забился, - гонимые паническим страхом. И тут, во мгновение ока, голый человек подскочил к царским вратам, сильным ударом распахнул обе их половинки, одним прыжком вскочил на престол, схватил с него крест и Евангелие, сбросил их на пол далеко в сторону и встал во весь рост на престоле лицом к молящимся, подняв кверху обе руки, 27 как некто, кто «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Сол. 2:4)...

 

Мудрые из Оптинских подвижников так это и поняли...

 

Этот голый человек был тот самый академист, что вопреки воле старцев и без их благословения затеял самовольно подвижничать и впал в состояние омрачения души, которое духовно именуется прелестию...

 

Тут сразу, как точно кандалы спали с монахов - все разом бросились на новоявленного бога, и не прошло секунды, как уже он лежал у подножия престола, связанный по рукам и ногам, с окровавленными руками от порезов стеклом, когда он выламывал железную решетку и стеклянную раму своего заключения, и с такой сатанинской, иронически-злой усмешкой на устах, что нельзя было на него смотреть без тайного ужаса.

 

Одного монаха он чуть было не убил, хватив его по виску тяжелым крестом с мощами; но Господь отвел удар, и он только поверхностно скользнул, как контузия, по покрову височной кости. Он ударил того же монаха вторично кулаком по ребрам, и след этого удара, в виде углубления в боку, у монаха этого остался виден и доселе.

 

Когда прельщенного академиста вновь водворили в его келью, где, казалось, он был так крепко заперт, он сразу пришел в себя, заговорил, как здоровый...

 

- Что было с вами? - спросили его, - Помните ли, что вы наделали?

 

- Помню, - ответил он, - все хорошо помню. Мне надо было это сделать: я слышал голос, который повелевал мне это совершить, и горе было бы мне, если бы я не повиновался этому повелению... Когда, разломав раму и решетку в своем заключении и скинув с себя белье, я нагой как новый Адам, уже не стыдящийся наготы своей, шел исполнить послушание «невидимому», я вновь услыхал тот же голос, мне говорящий: - «Иди скорее, торопись, а то будет поздно!» - Я исполнил только долг свой перед пославшим меня. <...>

 

Когда произошло это страшное событие, повлекшее за собою временное закрытие соборного Оптинского Введенского храма и малое его освящение, то и тогда уже наиболее одухотворенные из братии усматривали в нем прообраз грозного грядущего, провидя в нем все признаки предантихристова времени» 28.

 

Из Летописи Оптиной пустыни 1904 г.: «....Августа 2. В монастыре произошел крайне прискорбный случай. Во время пения 9-й песни Канона на утрени в Введенский собор, где шла служба, вошел заболевший накануне буйной формой умопомешательства послушник, посредством взломанной решетки вылезший из келлии, в которую он был водворен. Войдя в храм и нанеся удар одному из братий, хотевшему остановить его, он вошел на правый клирос, откуда устремился к левому, но, задев за подсвечник, упал, а затем, раскрыв ударом царские врата, вбежал в алтарь и, сбросив с престола Св. Евангелие, вскочил на престол. Схваченный после того, он успел нанести взятым с престола св. крестом поранения тому же брату, но тут же был связан, удален из храма и сего же числа отправлен для лечения в Калугу, куда выехал и о. настоятель <архимандрит Ксенофонт (Клюкин)> для донесения преосвященному Калужскому о случившемся. Неожиданность появления в храме больного в обнаженном виде, быстрота, с какою он действовал, были причиною, помешавшею растерявшейся братии оградить святыню от оскорбления, нанесенного умалишенным. Происшествие это произвело тяжкое впечатление на Оптинское братство» 29.

 

(Читателям, видимо, небезынтересно будет узнать о дальнейшей судьбе «академиста» - Сергея Яковлевича Смарагдова. Впоследствии он был екатеринбургским адвокатом, присяжным поверенным, слыл «искренним христианином и верным сыном Святой Православной церкви». «Его любимым местом» в кафедральном соборе Екатеринбурга, библиотеку которого он основательно изучил, был клирос. В Сухуме, куда Смарагдов вынужден был уехать из-за болезни жены, преосвященнейшим Андреем, епископом Сухумским 05.10.1911 был рукоположен во иереи. Впоследствии этот священник Сухумского собора «разгромил Иверско-Апексиевскую женскую общину о. Софрония близ Туапсе» 30. Однако самое поразительное в биографии Смарагдова - это его товарищеские взаимоотношения, в бытность его еще в Екатеринбурге, с протоиереем Иоанном Сторожевым - «последним верноподданным русским православным человеком, видевшим в живых своего Царя и Его Августейшую Семью за два дня до принятия ими мученических венцов» 31).

 

Осквернение Православных Святынь, предугаданное еще Ф. М. Достоевским в «Бесах», к началу XX века уже перестало быть редкостью.32 Вот один из таких случаев в изложении русского духовного писателя, преподавателя Свято-Троицкой Духовной семинарии (Джорданвилль) Николая Дмитриевича Тальберга († 1967), написавшего в 1929 г.: «8 марта 1898 года чудесно спасена была икона Курской Божией Матери. В два часа ночи вся братия Курского Знаменского монастыря была разбужена страшным ударом, некоторые были сброшены с постели. Когда Преосвященный Ювеналий и братия проникли в полный едкого дыма и гари храм, то им и прибывшим за ними властям представилась потрясающая картина. По всему собору были разбросаны доски и разбитые стекла, выпавшие, как оказалось, из верхних окон купола с 15-саженной высоты. Северная массивная дверь собора была вся разбита и выперта даже наружу. Стенная живопись и алебастр были попорчены. Но более всего была повреждена та северная ниша, где находилась чудотворная икона. Ниша вся была поломана, внутренние золоченные стенки ее и колонны были обожжены и выдвинуты наружу; все лепные работы и лампада далеко отброшены в сторону, железная решетка, находившаяся у подножия иконы, была сорвана. И несмотря на то, что взрывчатый снаряд такой большой силы был, несомненно, положен у самого подножия иконы, шестисотлетняя святыня, - чудотворный образ Знамения Божией Матери, - остался целым и невредимым. Икона только сдвинута была чуть-чуть влево в кивоте, да и у ризы венец закопчен был дымом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: