Россия перед вторым пришествием 10 глава




 

Но и этим чудесам не внимало русское общество» 33.

 

Архиепископ Никон (Рождественский, 1851-30.12.1918), Вологодский и Тотемский писал в 1913 г.: «...9 лет назад была выкрадена великая святыня русской земли - чудотворная икона Казанская. 34 Болью, тоскою, тяжелым предчувствием грядущих бед отозвалось в русском сердце это событие, и разве не оправдались наши предчувствия? Недаром в народе издавна было верование, что пока цела эта святая икона, пока она стоит на страже между христианской Европой и иноверным, языческо-магометанским миром Азии, дотоле и мы можем быть спокойны, а покинет Она, наша Заступница усердная, место Свое - и горе, и беды грозят нам, и останемся мы беззащитными... Так, ведь, оно и случилось... Нет нужды говорить о том, что мы пережили за эти девять лет... Да, это попущение Божие - похитить Св. икону, было знамением, вразумлением Божиим для нас. Но мы не вняли сему знамению. И знамения - присмотритесь - повторяются то и дело...» 35.

 

М. А. Новоселов (1864-1938), духовный писатель (27.07.1909): «<...> Я живу тихо-тихо. Ни у кого не бываю, кроме 2-х двоюродных братьев, да в церкви! Никуда не тянет отсюда; даже подумать жутко, что опять в московскую суету погружаться придется. Если бы не письма, коих получаю чрезмерно, то житие было бы монастырское. Да еще беда: стал в газеты заглядывать. Неутешительно там... У меня такое чувство, что жизнь идет усиленным темпом, и что изо всех углов выглядывают какие-то страшные [исторические <?>] фигуры, о которых ученые историки и мудрые политики не знали ничего, а между тем нити грядущих событий соединены с этими фигурами. И ни политич. экономия, ни союзы и собрания, ни Дума, ни свидания монархов - ничто не спасет от грядущего всеобщего крушения. Нельзя остановить или поправить по своему усмотрению сил уже приведенных в действие и спущенных в гущу человечества... Жутко становится в Божьем мире, и одно остается: «Господи! утверди нас на камени исповедания Твоего!» <...>» 36.

 

Рассказ оптинца (31.12.1909): «Великое знамение у нас нынче в алтаре, во время службы сочельника явлено было одному из служивших в тот день священнослужителей (он назвал имя <о. Игнатий («голосена»)>). Стали читать паремии за вечерней во время литургии. Вдруг в глазах этого священнослужителя все как бы смешалось: не стало видно ни алтаря, ни служащих, а на их месте он увидал огромное множество людей, в величайшем смятении и страхе беспорядочно бежавших от востока на запад и обратно. Что-то совершалось, по-видимому, необычайно страшное. И вдруг явился светоносный Ангел, который, обратясь к тайнозрителю, сказал:

 

- Все, что ты здесь видишь, имеет совершиться в близком будущем.

 

Видение тем и окончилось. <...> Святый Ефрем Сирин, вещавший о днях перед кончиной мира и явлении антихриста не то же ли предвозвещал о имеющем в те дни быть великом смятении народов, когда люди, гонимые страхом, будут предаваться бегству в том же беспорядке, какой привиделся нашему священнослужителю? Мне думается, что это знамение, предвозвещающее близость именно этих дней» 37.

 

Старец Нектарий Оптинский (23.03.1909): «...в прошлом месяце, - точно не помню числа, - шел со мною от утрени отец игумен Варсонофий, да и говорит мне:

 

- Я, о. Нектарий, страшный сон видел, такой страшный, что еще и теперь нахожусь под его впечатлением... я его потом как-нибудь вам расскажу, - добавил, подумав, о. игумен, и пошел в свою келью. Затем прошел шага два, повернулся ко мне и сказал:

 

- Ко мне антихрист приходил. Остальное расскажу после...

 

<...> Сам он этого вопроса уже более не поднимал, а вопросить его я побоялся: так и остался поднесь этот вопрос невыясненным... Что же касается до небесных знамений и до того, как относиться к ним и к другим явлениям природы, выходящим из ряда обыкновенных, то сам я открывать их тайны власти не имею. Помнится, что-то около 1885-го года при скитоначальнике и старце Анатолии выдался среди зимы такой необыкновенный солнечный закат, что по всей Оптиной снег около часу казался кровью. Покойный отец Анатолий был муж высокой духовной жизни, истинный делатель умной молитвы и прозорливец: ему, должно быть, что-нибудь об этом явлении было открыто, и он указывал на него, как на знамение вскоре имеющим быть кровавых событий, предваряющих близкую кончину мира.

 

- Не говорил ли он вам в то время, что антихрист уже родился?

 

- Так определенно он, помнится, не высказывался, но прикровенно о близости его явления он говаривал часто. В Белевском женском монастыре у о. Анатолия было немало духовных дочек. Одной из них, жившей с матерью, монахинею, он говорил: «Мать-то твоя не доживет, а ты доживешь до самого антихриста». - Мать теперь умерла, а дочка все еще живет, хоть ей теперь уже под восемьдесят лет» 38.

 

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, 1845-1913), старец Оптинский: «Монастырский иеромонах и духовник о. Илларий передавал мне, что будто бы о. Макарий, Оптинский старец, как-то при архимандрите Моисее выразился, что последние времена мы не увидим, а потомки наши увидят, как бы намекая на близость кончины мира» 39.

 

Будущее Оптиной пустыни, ее насельников, судьбы России задолго до революции прозревали о. Варсонофий, Гаврюша Юродивый, о. Нектарий. Двое последних для того, чтобы неявно пророчествовать, принимали на себя личину юродства. С внутренним содроганием слушал матерную брань Гаврюши Юродивого настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Исаакий Второй (Бобриков, 1865 - 08.01.1938). Таким необычным образом предсказывал блаженный будущее поругание обители. Немногие из предреволюционной братии понимали и юродство иеромонаха Нектария (Тихонова, 1857-1928), знавшего, по его признанию, еще в 1913 г. и о гонениях на Церковь, и о судьбе Оптиной: то он ходил полуодетый, обутый на одну ногу, то, собрав в келлии обломки стекол и камешки, заявлял: «Это мой музей» 40. Все сбылось: и нищенская одежда у насельников, и музей... Сбылось и его пророчество 1909 г.: «Пока старчество еще держится в Оптиной, заветы его будут исполняться. Вот, когда запечатают старческие хибарки, повесят замки на двери их келлий, ну, тогда!... всего ожидать будет можно, а теперь - «не у прииди время» 41. Между февральской и октябрьской революциями 1917 г. старец Нектарий предсказывал: «Вот теперь я скажу, что скоро будет духовный книжный голод. Не достанешь духовной книги» 42.

 

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) Оптинский: «Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся... Ад разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Все монастыри будут разрушены, и имеющие власть христиане будут свергнуты... Это время - не за горами. Попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен <...> Придет время, когда Оптиной будет тяжело. Быть может, это и к лучшему» 43.

 

«Мы-то уж уйдем, - наставлял о. Варсонофий своего ученика, будущего старца иеромонаха Никона (Беляева, 1888-1931), - а вы будете участником и современником всех этих ужасов... До ужасных времен доживете вы... Помяните мое слово, что увидите вы «день лют»...» 44.

 

«До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас. Повсюду ненавидят христианство. Оно - ярмо для них, мешающее жить вольно, свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождается новейшее поколение. Хотят без Бога жить. Ну, что же? Плоды такой жизни очевидны... Антихрист явно идет в мир. Но этого в мире не признают... Отсюда, из монастыря, виднее сети диавола... А в последние времена храмы будут разрушены. А на их месте будут устроены идольские капища и проч. Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковочках. Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся... Все монастыри будут разрушены, и имеющие власть христиане будут свергнуты. Это время не за горами, попомните мое слово. Вы доживете до этих времен, тогда вы скажете: «Да, помню, все это говорил мне батюшка Варсонофий» 45.

 

«Новейшие изобретения, имеющие целью принести пользу, в конце концов оказываются более вредными, чем полезными... До страшного времени доживем мы, но благодать Божия покроет нас...» 46.

 

«Весь мир находится под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волей и всеми душевными силами человека. Это сила посторонняя, злая сила. Источник ее - диавол, а люди злые являются только орудием, посредством которого он действует. Это антихрист идет в мир.47 Это - его предтечи. Про это Апостол говорит: «Послет им духа заблуждения, духа лестча... Зане любве истины не прияша...» Что-то мрачное, ужасное грядет в мир... Человек остается как бы беззащитным. Настолько им овладевает эта злая сила, что он не сознает, что делает» 48.

 

«В Церкви у нас нет теперь живых источников - пророчеств, но знамения есть. Они и даны нам для познания времен. Ясно видны они людям, имеющим духовный разум... Антихрист явно идет в мир. Но этого в мире не признают... Отсюда, из монастыря, виднее сети Диавола. Здесь раскроются глаза, а там, в миру, ничего не понимают... Возблагодарите Создателя, что мы отошли от мира...» 49.

 

«Знаете, на местах, где теперь стоят храмы, монастыри и вообще святыни, прежде стояли идольские капища, идолы. Нередко читал я в житиях святых: «Идеже бе капище, создая храм...» Значит, так угодно было Богу для посрамления гордыни Диавола... А в последние времена храмы будут разрушены, а на их местах будут устроены идольские капища и проч. Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках... Не дай, Господи, дожить до этого времени! А вы доживете... Будете в монастыре, которые вообще будут в гонении, а потому и в лишении. Я уже буду лежать в земле сырой... И придет моя деточка на мою могилку и скажет мне: «Милый батюшка Варсонофий! Помоги мне, помолись за меня! Мне очень тяжело...» Так, моя деточка, так...» 50.

 

«В Апокалипсисе сказано: «Блажен читающий словеса книги сея». Если это написано, значит, это действительно так, ибо слова Священного Писания - слова Духа Святаго. Но в чем заключается это блаженство? Тем более, что мы ничего не понимаем в написанном, могут возразить на это. Может быть, утешение от чтения Божественных слов. Можно думать и так: то, что теперь для нас непонятно, будет понятно тогда, когда настанет описываемое время. Вот и посудите. Кто теперь читает Апокалипсис? Почти исключительно - в монастырях да в духовных академиях и семинариях, по необходимости. А в миру - редко кто читает. Отсюда ясно, что тот, кто будет читать Апокалипсис пред концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или другие современные ему события...»

 

Старец взял Библию, раскрыл 3-ю Книгу Ездры и, указывая место, отмеченное синим карандашом, сказал: «Читайте». - «Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости, так как век разделен на двенадцать частей - и девять (В Библии - «десять». - Сост.) частей его и половина десятой части...» 51 (14:,10-12). «Вообще, это - книга таинственная 52. Многие делали вычисления, и у всех конец падает на наше время, то есть XX столетие. И действительно, много есть признаков. Мы-то уж уйдем, а вы будете участником и современником всех этих ужасов. До ужасных времен доживете вы...» 53.

 

«Пожалуй, вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан». - «Да и сейчас ведь мучают, только не столь грубо». - «Нет, я не про такие мучения говорю, я говорю про мучения, подобные древним...» 54.

 

«...Все идут против России, то есть против Церкви Христовой, ибо русский народ - Богоносец, в нем хранится истинная вера Христова» 55.

 

Переломным моментом в духовной истории предреволюционной России, несомненно, было открытие мощей преподобного Серафима Саровского, состоявшееся в Сарове 17-19 июля 1903 г. 56, в котором участвовала почти вся Царская Фамилия. Все это было предсказано еще самим преподобным Серафимом: «...Вот будет чудо так чудо, - это когда крестный ход, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, «а народу-то, как говаривал наш Угодничек-то Божий Преподобный Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо-чудное, диво-дивное» 57. (Как известно, крестный ход во время прославления Преподобного, возглавляемый Государем и высшим духовенством, проследовал из Дивеева в Саров).

 

1. «Душеполезное чтение». 1904. Ч. 3. С. 253. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Составил архим. Серафим (Чичагов). СПб. 1903. С. 354.

 

2. Епископ Афанасий (Сахаров, 1887-28.10.1962), Ковровский: «Сказано, что врата адовы не одолеют Церкви, но нигде не сказано, что в России сохранится Церковь. Россия может окончательно потерять ее»

 

«Прибавление к Почаевскому Листку». 1907. № 5; Нилус С. А «Близ есть, при дверех». С. 13.

 

3. «Литературная учеба». 1992. Кн. 4. С. 17.

 

4. «День». М. 1991. № 1. С. (Публикация А. Н. Стрижева).

 

5. Там же.

 

6. Митрополит Серафим (Чичагов) и его книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». М. 1992. С. 28.

 

7. «Царь-колокол» № 2. М. 1990. С. 4.

 

8. Нилус С. А. «Близ есть, при дверех». С. 58. Слова извлечены из записок игумений московского Страстного монастыря Евгении (Озеровой).

 

9. ЧОИДР. Кн. II. М. 1875. № 18.

 

10. Там же. № 21.

 

11. Там же. №28.

 

12. Там же. №29.

 

13. Там же. №30.

 

14. Там же. №14.

 

15. Избранные письма епископа Игнатия (Брянчанинова). МДА. 1968. С. 404.

 

16. Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов. Т. 2. Приложение. №249.

 

17. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 2. С. 19-20.

 

18. Там же. С. 111.

 

19. «Странник». 1890. Октябрь. С. 236.

 

20. Собрание писем Блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. Сергиев Посад. 1908. С. 207.

 

21. Там же. С. 38.

 

22. Леонтьев К. Н. - Губастову К. А. 10.12.1890 // РГАЛИ. Ф. 290.

 

23. Леонтьев К. Н. Избранное. М. 1993. С. 265.

 

24. Собрание писем Блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. I. С. 21-22.

 

25. Нилус С. А. «Близ есть, при дверех». С. 57.

 

По расчетам С. А. Нилуса антихрист должен был выйти на проповедь либо в 1912 г. (между прочим, начало издания «Правды»), либо в 1917 г.

 

26. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 350.

 

27. Как тут не вспомнить знаменитый рисунок Леонардо да Винчи: обнаженный человек, расставивший ноги и руки наподобие пятиконечной звезды - пентаграммы - «печати каббалы и масонства». - Сост.

 

28. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 1. С. 12-16.

 

29. Выписка из Летописи любезно предоставлена Р. Багдасаровым.

 

30. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 1. С. 15-16.

 

31. Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли. Джорданвилль. 1983. С. 61.

 

32. Апогеем святотатства стал расстрел 27 октября - 3 ноября 1917 г. пустого Московского Кремля. Примечательна дневниковая запись М. М. Пришвина (21.02.1918): «В чем же оказалась наша самая большая беда? Конечно, в поругании святынь народных: не важно, что снаряд сделал дыру в Успенском соборе, - это легко заделать. А беда в том духе, который направил пушку на Успенский собор. Раз он посягнул на это, ему ничего (не стоит) посягнуть и на личность человеческую» («Наше наследие». 1990. № 1. С. 67).

 

33. Тальберг Н. Д. Святая Русь. С. 126.

 

Характерно название стихотворения, написанного философом B. C. Соловьевым в день совершения кощунства, - «Знамение»:

 

Пусть пало все кругом, - одно не дрогнет знамя,

 

И щит не двинется с разрушенной стены

 

Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви...» М. 1990. С.112.

 

34. Икона исчезла в 1904 г. при ограблении Благовещенского Собора в Казани. Католический священник в Фатиме (Португалия) в 1980 г. поведал Русской эмигрантке М. А. Стахович, что «Русскую святыню - икону Казанской Божией Матери» католики в 1960-х годах купили в Америке и «держат теперь, ради безопасности (?), в сейфе в банке США» (Стахович М. А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. М. 1992. С. 26).

 

35. Архиеп. Никон. Мои дневники. Вып. IV. 1913. Сергиев Посад. 1914. С. 47-48.

 

36. М. А. Новоселов - А.С. Глинке-Волжскому. Вышний Волочек. 27.7.1909 // РГАЛИ. Ф. 142. Oп. 1. Е.х. 263. Л. 9-9 об. Выписка предоставлена Г.Николаевым.

 

37. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 1. С. 317.

 

38. Там же. С. 106-107.

 

39. Схиархим. Варсонофий (Плиханков). Келейные записки 1892-1896 гг. М. 1991. С. 35.

 

40. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 481-482.

 

41. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 1.С. 246.

 

42. Прот. Василий Шустин. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. С. 46.

 

43. Жизнеописание иеромонаха Никона. Оптина пустынь // «Надежда». Вып. 8. Франкфурт-на-Майне. 1982. С. 129.

 

44. Там же. С. 195.

 

45. «Вестник Союза Православных братств». М. 1991. №6. С. 14.

 

46. Жизнеописание иеромонаха Никона. С. 126.

 

47. Ср. с ощущениями Ф. М. Достоевского 1873 г., переданными мемуаристкой В.В.Тимофеевой: «...Он однажды, читая корректуру своей статьи о Пруссии, о Бисмарке и папе, - заговорил вдруг тоном... тем самым тоном, над которым так зло, но и так остроумно смеялись знакомые мне «либералы»...

 

- Они и не подозревают, что скоро конец всему... всем ихним «прогрессам» и болтовне! Им и не чудится, что ведь антихрист-то уж родился... и идет! - Он произнес это с таким выражением и в голосе и в лице, как будто возвещал мне страшную и великую тайну, и затем, окинув меня быстрым взглядом, строго спросил:

 

- Вы мне верите или нет? Я вас спрашиваю, отвечайте! Верите или нет?

 

- Я вам верю, Федор Михайлович, но я думаю, что вы увлекаетесь и поэтому невольно преувеличиваете...

 

Он стукнул рукой по столу, так что я вздрогнула, и, возвысив голос, прокричал, как мулла на своем минарете:

 

- Идет к нам антихрист! Идет! И конец миру близко, - ближе, чем думают!»

 

Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. М. 1990. С. 180-181.

 

Вот, что писал философ B. C. Соловьев в письме В.Л.Величко 03.06.1897 г.

 

«Есть бестолковица,

 

Сон уж не тот,

 

Что-то готовится

 

Кто-то идет.

 

Ты догадываешься, что под «кто-то» я подразумеваю самого антихриста. Наступающий конец мира веет мне в лицо каким-то явственным, хоть неуловимым дуновением, - как путник, приближающийся к морю, чувствует морской воздух прежде, чем увидеть море» (Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. I. СПб. 1908. С. 232.). А вот слова этого, по словам С. А. Нилуса, «чуткого представителя философского умозрения, сохранившего связь с христианством», произнесенные им за месяц до смерти (июнь 1900): «Мне было бы даже странно видеть беспрепятственный, торжественный чин богослужения. Я чую близость времен, когда христиане опять будут собираться в катакомбах, потому что вера будет гонима - быть может, менее резким способом, чем в нероновские дни, но более тонким и жестоким: ложью, насмешкой, подделками, да мало ли еще чем! Разве ты не видишь, кто надвигается? Я вижу, давно вижу!» (Величко В. Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. Изд. 2. СПб. 1903-1904. С. 167-168.).

 

48. Жизнеописание иеромонаха Никона. С. 126.

 

49. Там же. С. 126-127.

 

50. Жизнеописание иеромонаха Никона. С. 127.

 

51. Далее: «... уже прошли, и остается то, что - после половины десятой части»

 

Толковая Библия. Т. 8. СПб. 1913. С. 326-327.

 

52. Св. прав. Иоанн Кронштадтский (1906): «Я теперь занят чтением пророков и немало удивляюсь богопросвещенности их. Многое относится к нашим временам, да и вообще хорошо развиваться словом Божиим. Когда я читаю, ясно ощущаю, как в нем все написано священными писателями под озарением Духа Святаго, но нужно навыкнуть такому осмысленному чтению»

 

Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник. Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. М. 1992. С. 9. - Сост.

 

53. Жизнеописание иеромонаха Никона. С. 127-128.

 

54. Там же. С. 128.

 

55. «Царь-колокол». № 2. М. 1990. С. 3.

 

56. 17(30)07.1903, когда в Сарове начались торжества прославления преп. Серафима, в Брюсселе открылся II съезд РСДРП.

 

Впервые на это обстоятельство указал Н.Булгаков (Преподобный Серафим Саровский и его советы. М. 1993. С. 166).

 

57. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. С. 194.

Часть вторая

 

С. А. Нилус (1917): «Бог говорил в Сарове с народом Своим, новозаветным Израилем, с Россией, последней на земле хранительницей Православной Христовой веры и Самодержавия, как земного отображения Вседержительства во вселенной Самого Триипостасного Бога. И через самого Преподобного говорил России Господь слово Свое о том же, о том, как нужно ей хранить и оберегать во всякой чистоте и святыне великую ту тайну, которою крепка была Россия от смутных своих дней даже до сего дня. <...> Не поможет ли напоминание это русским людям оглянуться на себя и опомниться, пока еще не поздно, пока не услыхали еще они грозных слов Божиих: «Се, оставляется дом ваш пуст!» 1.

 

Игумен Серафим (1920): «Бог явил русскому народу нового праведника преподобного Серафима, внушив Помазаннику Своему быть на Саровском торжестве веры, давая этим дать понять народу тайну величия и мощи России, тайну, заключенную в единении со Христом и Его Помазанником, ибо без Бога ничто в мире не совершается» 2.

 

Митрофорный протоиерей Василий Бощановский, участвовавший в Саровских торжествах, передает «народный сказ»: «...во дни открытия мощей преп. Серафима Саровского Бог простился с русской землей» 3.

 

После Саровских торжеств все покатилось под гору...

 

Отец Арфа, один из манатейных монахов Оптиной Пустыни, рассказывал С. А. Нилусу в 1909 г., что «перед Японской войной он видел два сна, сильно его поразивших и старцем о. Иосифом <Литовкиным, 1837-1911> признанных «зрением». В первом сне он видел Господа Иисуса Христа, окруженного сонмом Ангелов. Господь шествовал от востока, направляясь к западу, а на земле, опережая его шествие, в том же направлении стремительно двигались несметные полки каких-то нерусских воинов, и все это бесчисленное полчище вело безостановочную стрельбу по каким-то отступающим войскам. Во сне отцу Арфе чувствовалось, что отступающие были русские.

 

Второй сон: небо и земля свились в огромном столбе пламени, как бы в огне светопреставления.

 

Оба видения были в период 1903-1905 годов» 4.

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1907): «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, - говорит Господь, - и всякий город и дом, разделившейся сам в себе, не устоит (Мф. 12:25). Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония (Вавилонское, Ассирийское, Египетское, Греческо-Македонское)» 5.

 

«Бедное Отечество, когда-то ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов» 6.

 

(Неделя Православия 1906 г.): «Откуда эта анархия, эта революция, этот социализм, эта нелепая коммуна, эти забастовки, разбои, убийства, хищения, эта общественная безнравственность, этот царящий разврат, это огульное пьянство? - От неверия, от безбожия. И потому, если правительство, или собирающаяся Государственная Дума хотят водворить порядок в государстве и уважение к законам, повиновение к правительству, мир и безмятежье, разумный и полезный труд, они должны обуздать безнравственную печать, воспламеняющую все страсти, и обратить самое заботливое внимание на воспитание юношества и внушить ему, его гордым наставникам и интеллигенции собственным примером должное уважение к вере и Церкви и к заповедям Евангелия... Как хитер и лукав сатана! Чтобы погубить Россию, он раздул в ней безверие и разврат чрез злонамеренных писателей и учителей, чрез русские средние и высшие школы и чрез так называемую интеллигенцию. На почве безверия, слабодушия, малодушия и безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять. Скорее с покаянием к Богу! Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!» 7.

 

(05.03.1906): «По-видимому, скоро наступит день Второго Пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры, хотя еще не открылся человек греха, сын погибели (антихрист), противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею...» 8.

 

(21.10.1906): «В последнее время Русское Царство сделалось царством неслыханных и нечаянных ужасов - мятеж крамольников опустошает Русскую землю, и «злодеи угрожают превратить престолы сильных» (Прем. Сол. 5:24), и на место их хотят воссесть сами...

 

Что же было бы с Россией, если бы эти «самодержцы» воцарились в России?

 

Не забудьте, что этими «самодержцами» стали бы и инородцы, и иноверцы, враги России и веры Православной, которые намереваются лишить церкви исконного благолепия, небоподобного Богослужения, лишить их имуществ и свободы, и совсем закабалить и русских и веру их, а свои «веры» сделать господствующими...» 9.

 

(13.02.1907): «Мы переживаем ужасные времена, по-видимому, последние, и хотя день и час будущего Страшного суда никому из людей не известны, однако, есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии. Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и добрых делах» 10.

 

(05.02.1908): «Везде грабежи, поджоги, убийства верных слуг Церкви и Царя; убить человека теперь ничего не стоит! Не в последние ли времена мы живем пред концом мира?.. По-видимому, в последние. Какая везде теперь скорбь, какие болезни, неурожаи, а за что все это? За наши беззакония, которым нет числа; пора опомниться и перестать творить их! Скоро война опять будет, - избави нас, Господи, от всего! Скоро придет и антихрист. Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи... Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей!» 11.

 

«Господи, Ты истинный Господь тварей! Что замышляют против России и против святой Церкви Твоей немцы, поляки и финляндцы, исказившие Евангелие Твое, отпавшие от Церкви Твоей! Господи, что они замышляют! Они хотят до конца поглотить нас и разорить Церковь Твою, храмы Твои, богослужение Твое, уставы Твои, постановление Св. Апостолов и Св. Отцов Вселенских и поместных Соборов! До чего мы дожили!

 

Господи, Ты видишь хитрость врагов Православной веры и Церкви Твоей и их рвение одолеть ее! Положи им конец, да умрет с этими людьми все лукавое дело их» 12.

 

«Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной - поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, - достойное возмездие за свою гордость, - за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. - Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи» 13.

 

(16.04.1907): «Господь щадит еще мир ради избранных Своих, которых знает; хотя мы уже ясно видим в современной жизни исполнение многих признаков близости страшного суда. В последнее время люди так развратились, что потеряли всякий стыд и совесть; всевозможные беззакония у всех на виду: зависть, ненависть, клевета, богохульство, гордость, всякое невоздержание, грабежи, убийства свидетельствуют об охлаждении христианской любви. Люди не признают, что они ответственны за свои грехи, не признают души, созданной по образу Божию и по подобию, и сделались мертвецами духовными - трупом, смердящим всякими грехами. «А где труп, там соберутся орлы», - говорит Спаситель (Мф. 24:28). Какие это орлы? Это демоны, а также люди, исполняющие их злую волю и соблазняющие малых сих на всякие преступления и пороки. Все духовные мертвецы неизбежно становятся добычею Диавола и ангелов его» 14.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: