«Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Душа, закосневшая в грехах всякого рода, не легко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только чрез долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда, научившись всяким грехам плотским. - Вот цель бед и скорбей, насылаемых нам Богом в этой жизни!
Они нужны как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках. Русский народ и другие, населяющие ее племена, глубоко развращены; горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. По делом! Если сознаем свои грехи, обратимся к вере, покаемся, изменимся к лучшему, с Божией помощью, - тогда и Господь обратит к нам светлое Лице Свое и помилует нас, и даст нам благословение, изобилие и мир. - А если нет, то будем таять в бедах наших» 15.
(08.09.1907): «Смотрю на мир, лежащий во зле, или - ближе, на Россию, получившую от Бога драгоценное наследие от предков - веру православную, и отступившую по легкомыслию непостижимому от своей веры и впавшую во всевозможные беды: и ужасаюсь, и скорблю, видя, как страдает и еще пострадает она, если не обратится всем сердцем к вере отеческой и к Церкви Православной, за которой спаслось столько праведных людей. За безверие, пьянство и разврат следуют беды за бедами, беды величайшие, несоизмеримые: позорная война, обеднение народа, революция, голодовка, холера, мятежные две Думы, из коих вторая через некоторых представителей своих едва не погубила Царскую Семью. Вот наказания Божии за отступление от веры и огульный разврат» 16.
|
«...В наши дни появилось множество неверующих как из интеллигенции, так и из простого народа, сбитого примером людей неверующих на ложный погибельный путь. Как же явилось безбожие и всякие ложные учения? Это объясняется тем, что многие отпали от Церкви, не хотят читать и слушать Слова Божия, увлекаются духом века сего, который легко порабощает беспечных и невнимательных различным страстям. И вот люди заживо уловлены в сети вражии, гибнут сами и других влекут к погибели, ослабляют устои семьи, общества и государства, хотят поколебать Царский Престол и внести в страну полный беспорядок, анархию. Главная причина всего этого - неверие» 17.
(09.05.1908): «Будьте единомысленны: плохо будет, если каждый из вас, каждая народность, будет тянуть в свою сторону... Правые стоят за монархию, левые за конституцию. Запомните, если не будет монархии, не будет и России; только монархический строй дает прочность России. При конституции она вся разделится по частям...» 18.
Отец Иосиф Фудель (1864-02/15.10.1918), настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Плотниках, что на Старом Арбате в Москве (1905): «Ужас положения растет с каждым днем. Я говорю не о политическом положении страны, не о торжестве той или другой партии, и даже не о голоде и нищете, неминуемо грозящих населению. Как пастырь Церкви, я вижу ужас положения в том душевном настроении, которое постепенно овладевает всеми без исключения. Это настроение есть ненависть. Вся атмосфера насыщена ею. Все дышит ею. Она растет с каждым часом; у одних к существующему порядку, у других - к забастовщикам; одна часть населения проникается ненавистью к другой... Чувствуется, что любовь иссякла... И в этом безконечный ужас положения... К нам, пастырям Церкви, обращаются наши прихожане с неотступной просьбой указать - где же выход, умоляют принять какие-либо меры умиротворения и спасения... У нас есть собственное оружие, которое всегда при нас и единственно только действенно к господствующему чувству. Это средство - общественная молитва к Господу Любви «о умножении в нас любви и искоренении ненависти и всякой злобы» 19.
|
С. А. Нилус, русский духовный писатель - монахине Шамординской обители Юлии (апрель 1905 г.): «...думы одна другой тяжелее о Родине, о Царе, о народе, о той разверзшейся под их ногами бездне, в которую неудержимо катится наше горемычное Отечество, от которого за наши грехи и беззакония въяве отступает благодать Божия. И ведь вот еще горе: я не только предугадываю погибель, но я ее знаю, откуда она идет, от кого происходит, что в близком будущем ждет всех нас, если только не преклонится к нам милость Господня, и... помочь ничем не могу: голосу правды никто не внемлет. И оком видят, и слухом слышат - и не разумеют. Сердце мое скорбит и чует грозу неминучую. Вам, моим радостям монастырским, готовятся венцы великие от отступнического мира, который точит на вас ножи булатные, разжигает костры кипучие. Пока творится все это под маской лицемерного благочестия, но недалеко уже то время, когда восстанет на вас открытое гонение» 20.
(Декабрь 1908 г.): «...если дух антихриста, которого теперь ожидает бессознательно и в редких случаях сознательно почти все верующее человечество, выступает против нас крепко сплоченной и единодушной армией своих представителей, то и вера Христова должна на борьбу с ним выставить такую твердыню, которая могла бы противостоять всей совокупности адских сил, восставших вкупе на Господа и на Христа Его: она должна действовать тем же испытанным орудием, которым она действовала в жестокие и страшные дни языческого и еврейского гонения на Церковь Христову на утренней заре христианства.
|
Оружие это - нравственное превосходство святости и смиренной любви исповедников Христа перед современными нам служителями Диавола и антихриста. Это оружие в чистых руках, как и самое Имя Христово, как Крест Христов, одно может одолеть всю несметную рать сил адовых, ополчившихся на нашу Родину, тысячелетнюю носительницу духа истинной Христовой, апостольской веры. Без этого оружия нет средств борьбы, без него поле великой битвы роковым образом останется за врагами» 21.
(1917): «Весь этот чад гордости человеческой, как вызов Богу, несется от злобы и проклятия социальной ненависти, развившейся на почве борьбы бездушного капитала с замученной, озлобленной и непрестанно озлобляемой22 душой фабричного и заводского рабочего и дьявольски искусно обезземеленного уже дворянина и обезземеливаемого крестьянина, выкидываемых злым духом века сего на холод и голод улицы, в ряды всемирного бесприютного пролетариата» 23.
О. Кириллу (Зленко), бывшему письмоводителю старца Варсонофия Оптинского (17.11.1916): «...Один епископ высокой духовной жизни, в ответ на посылку ему моей книги «На берегу Божьей реки», прислал мне письмо и в нем написал мне, между прочим, следующие чрезвычайной для меня важности слова (думается, важные и не для одного меня): «...от истинно-верующих чад Божиих смысл настоящих событий не сокрыт. Даже более того. На ком почиет благоволение Божие, им будет открыто и время пришествия антихриста и кончина мира точно...»
Я и сам так всегда думал, основываясь на слове Господнем, что только день и час - останутся до конца неизвестны. Но кто я? А это - епископ.
И вот, мой милый, в то время, когда уже печатается моя книга «Близ есть, при дверех», одна раба Божия, никакого касательства к моим исследованиям не имеющая, о судьбах мира никогда не задумывавшаяся, но сердцем благоговейно и просто верующая, в ночь с 24-го на 25-е октября под утро, увидела такой сон (пишу ее словами): «Дорогая мама, - так пишет она своей матери, - с понедельника на вторник (24 и 25 октября) видела странный и страшный сон. Находилась я в незнакомой местности, и около меня были люди, но точно на улице прохожие, незнакомые. И вот смотрю я на небо: будто не ночь, но и не очень светло; и вижу в чистом небе большую луну. И пока я гляжу, эта луна начинает превращаться, и из нее делаются огромные часы, - циферблат черный, а цифры белые. Стрелки показывают 3 часа 17 минут. Я чувствую, что это конец мира начинается, и охватывает меня тревога. А кругом меня точно никому и дела нет. Затем стали будто набегать тучки, и на одну из тучек, под часами, вдруг прилетела и села большая ворона. Все это мне показалось так страшно, что я проснулась и отчетливо помню, как на часах было 3 часа 17 минут»...
Спрашивает толкования, ибо сном весьма обеспокоена.
Мне сон этот как-то сразу вошел в сердце и показался вещим. Не удовлетворяясь, однако, своим толкованием, я, не объясняя ей, описал этот сон такому же, как и Вы другу моему и единомышленнику, протоиерею-академику, вдовствующему 14 лет, тайно подвизающемуся в молитве Иисусовой, человеку глубокой и живой веры. И вот каков был его ответ: «Луна положена Творцом во времена, а обратившаяся в часы тем более означает время - время последнее («конец мира начинается»). Но на что тут обратить внимание: на 3 ч. 17 мин., или на остающиеся (до полуночи) 8 часов 43 минуты? Часы, очевидно, означают годы, а минуты - недели. Три часа прошедших и 17 минут не могут означать времени кончины мира, ибо прошли, а 8 ч. 43 мин. (8 годов и 43 недели) похоже на дело - 1925-й год! 24 Ворона или ворон считается у нас вещей птицей, и появление ее под часами усиливает вещее значение. До пришествия жениха Грядущего в полуночи остается, по этому сну, 8 лет и 43 недели... Так или иначе, а все-таки дни наши и всего мира сочтены и взвешены у Бога...»
Теперь слушайте далее. Помните круг из 7 огурцов, показанный мне великой блаженной Дивеевской?25 Он мне показан был 30 июня 1915-го года. Я тогда понял, что завершен круг седмеричного счисления (нынешнего века) и что остается 7 лет - но до чего? (заметьте: дошедшего до меня, хотя не мне описанного) я определить этого не мог. Ныне же ясно, что до антихриста, ибо 7 лет от половины 1915-го года будет половина 1922-го года и 3 1/2 года его царствования - половина 1925-го года и конец его, то есть как раз почти полное совпадение со сновидением, выше мною описанным.
Как хотите, а это наводит на размышление и вполне соответствует великопостному проречению. А день и час остаются и до конца останутся неизвестными» 26.
Иеродиакону Зосиме (06.08.1917, Преображение Господне): «Не могу отказать Вам в удовлетворении просьбы Вашей осведомить Вас по важнейшему в наши дни вопросу об антихристе и о лукавстве переживаемого нами истинно последнего времени. Так как, судя по Вашему письму, от писаний моих книг пользуетесь не Вы только один, но и весьма многие, ищущие разуметь значение и смысл переживаемых событий, то прежде всего считаю долгом совести перед Богом, Коему служу как умею, и пред Православными Христианами, которым от всего сердца желаю в разум истины придти, объяснить Вам самое важное в моей проповеди устной, письменной и печатной - «КТО МЯ НА ОНУЮ ПОСТАВИ».
Вопрос этот потому важен, что от его разрешения зависит определенно законность моей проповеди и ее духа, от Бога ли она, или от духа льсти? Как Вам известно, вся полнота благодати Св. Духа находится в обладании епископов Православной Церкви, или передается тем, кого они признают достойными. С тех пор, как я передал себя и дар свой на служение Богу и ЕГО Христовой Церкви, я ни одной строки, особливо об антихристе, не передавал печати без благословения епископского в лице архиепископа Никона... Но мало того, когда вышла из печати книга моя «На берегу Божьей реки», то великий праведник и подвижник истинно монашеского духа Епископ Феофан Полтавский писал по поводу ее следующее: «Я с великим интересом читаю все Ваши книги и вполне разделяю Ваши взгляды на события последнего времени. Люди века сего живут верою в прогресс и убаюкивают себя несбыточными мечтами, упорно и с каким-то ожесточением гонят они от себя самую мысль о кончине мира и о пришествии антихриста. Их очи духовно ослеплены. Они, видя, не видят и, слыша, не разумеют. Но от истинных чад Божиих смысл настоящих событий не скрыт. Даже более того, на ком почиет благоволение Божие, им будет открыто и время пришествия антихриста и кончина мира точно. Когда Господь изречет Свой грозный Суд над грешным миром: «не имать пребывать дух Мой на человецех сих, зане суть плоть», тогда Он скажет верным рабам Своим: «Изыдите от среды их и отлучитесь и нечистоты не прикасайтесь и Аз приму вы» (2 Кор. 6:17).
И сокроет их от взоров мира, воздыхающего в страхе о грядущих великих временах и событиях. Господь да поможет Вам глаголати о сем в слух мира всего благовременно и безвременно со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 9:21). Ваш искренний почитатель и богомолец Епископ Феофан. 1905 г. Ноября 24-го».
Из подчеркнутых слов сего письма Вы усмотрите, коею властию и по чьему полномочию я творю дело моей проповеди. Пишу Вам о сем не для Вас, а для сомневающихся. По выходе в свет моей книги «Близ есть, при дверех» так же Богомудрый и Богопросвещенный Владыко по поводу ее писал мне следующее: «Достоуважаемый Сергей Александрович, да не будет у Вас никакого сомнения, что антихрист действительно уже существует и ожидает только времени для явления миру. Он находится недалеко от пределов России. Больше ничего не могу сказать, равно и того, как я знаю это». Письмо это было 20 февраля сего 1917 года. <...>
30 июня 1915 года я был в Дивеево у блаженной Параскевы Ивановны, истинно великой и святой прозорливицы. От нее приточно получил я известие, что круг седмеричного исчисления закончится через 7 лет, то есть в половине 1922 года.
Из многих других источников чисто духовного происхождения год 1918 был указан, как год роковой для Государя и мира. Если 1922 год будет действительно конечным годом земного исчисления, то 1918 год будет годом явления антихриста.
Пишет мне из Новгородской епархии один благоговейнейший иерей: в нашем городе Новгороде распространяется воззвание универсальной лиги следующего содержания: «Русские граждане! Вы блестяще начали дело свободы! Остается с такой же решительностью довести дело до конца. Вы должны теперь понять, что христианскому рабству, которому уже давно подпали европейские государства, приходит конец. Это рабство должно быть уничтожено согласно миропониманию провидевших его евреев и некогда казнивших позорною смертью Того, Кто создал это рабство. Вся сила теперь у нас: промышленность и торговля у нас, банки и биржа у нас, железные дороги наши, мы проникли всюду и перенесли свою деятельность на войска. Результат у всех на глазах. Вскоре армия уже будет нашей. Наконец, в наших руках золото всего мира. Мы держим в своих руках весы Европы и когда наступит время, сотрем силу Вильгельма ll-го способом, еще неведомым миру, так как среди нас обладатель могущественнейших воли и разума, в полном расцвете духовных сил. В целях безопасности имя его еще не подлежит оглашению. Идите к нам, мы избавим вас от духовного рабства, в которое ввергло вас христианство. Знаком сочувствия целям лиги служит треугольник всякого цвета, обращенный вершиной вниз. Знай этот символ Триипостасного Бога, но только обращенный не вверх, а вниз - в знак низвержения Богочеловеческим сердцем или что то же, отречения, отступления от Него христианина».
Да будет вам известно, что этим знаком еще в 1912 году было заклеймено все казенное белье нашей армии.
23-го апреля сего года в Петрограде представительница ордена звезды на Востоке, некая В.Н., читала лекцию под названием: новое небо и новая земля. В этой лекции она объявила слушателям о грядущем великом брате: «Все должны, - говорила лекторша, - встретить великого учителя с великой любовью. А если не так, то всех тех мы сметем и уничтожим».
Та же лекция была повторена в Москве. Теперь смотрите сами, как далеко зашло антихристово дело и как оно воистину близ есть при дверех. Есть уже некоторое как бы указание даже на имя его.
Из еврейских газет мне еще в феврале стало известно, что американское еврейство (этот цвет всемирного кагала) назначило на май сего года всемирный конгресс еврейства. Собраться этот конгресс должен был в столице Северо-Американских Соединенных Штатов. И где находятся все государственные учреждения Штатов и где живет президент. Зовется эта столица Вашингтон. Конгрессу этому жиды придавали и придают огромное решающее значение. Если антихрист действительно существует, о чем теперь открыто говорят и сами жиды в лице Универсальной лиги, то надо полагать без него на конгрессе не обойдется. И вот что прочел я в № 128 «Русское Слово» от 8-го июня сего года.
- Вашингтон 7/20 июля. Русская дипломатическая миссия прибыла сюда, в Вашингтон, сегодня и была встречена горячими выражениями глубокого доверия американцев и новой европейской демократии. Огромная толпа народа приветствовала русских, когда они под двойным эскортом кавалерии направились к дому знаменитого инженера Ганнен-Феникса, где будут иметь пребывание.
Кто этот доселе никому неизвестный и в то же время знаменитый инженер, носящий царственно-пророческое имя Давид и явно придуманную фамилию Ганнен-Феникс?
По-русски петух - Феникс, легендарная птица, возрождающаяся из пепла. Почему к нему первому, не обладающему никаким положением, помимо воли президента Вильсона, явилась на поклонение наша миссия, которая у него же и будет иметь пребывание? Не есть ли он тот обладатель могущественнейшей воли и разума, который сотрет силу Вильгельма II-го способом, еще неведомым миру. Недаром же он «знаменитый инженер». Такие мысли пришли мне в голову при чтении этой телеграммы («Русского Слова»). Заметьте, что печать (герб) зверя «Еврейского народа» - печать (герб) антихриста. Зовется эта печать «Мохин Давид» - щит, что то же и герб Давидов. В этой печати заключено число 666, в ней же и имя Давид, следовательно, и в имени Давид заключается число зверя 666; не Давид ли будет имя антихристу; по-моему, да. Искали числа зверя в имени антихрист по буквенному способу, но оно в нем находится совсем иначе. Итак, мне сдается, что антихрист в данное время находится в Америке в Вашингтоне на Всемирном Еврейском конгрессе, имя ему Давид Ганнен-Феникс. Так мне думается. Если доживем, то увидим» 28.
В том же письме иеродиакону Зосиме (06.08.1917) С. А. Нилус пишет о сновидении «одного Киевского старца-протоиерея, друга детства, впоследствии и сотаинника старца моего и отца духовного схиархимандрита Варсонофия Оптинского. Сон этот был им виден до революции. Вот он с его слов: Вижу я, что служу Литургию в Великой Лаврской Церкви, в правом ее приделе, мне надо преподать мир молящимся в храме, для сего я выхожу из церковных врат главного Алтаря и говорю: «Мир всем». В это время я замечаю на хорах, прямо против меня, настоятеля Киевского Софийского собора протоиерея Златоверховникова, который с большим недоброжелательством следит за каждым моим движением. В то же время вижу по правую и по левую сторону храма по священнику, с таким же недоброжелательством следящими за мною. Преподав мир, я возвращаюсь в Алтарь, где совершаю Литургию, я обращаюсь к дискосу, на котором лежит Агнец, хочу произнести слова: «Приидите, ядите», и когда поднимаю руку, чтобы ею указать Агнца, то вижу, что дискос стоит не на своем месте, а по правую сторону потира, и что на дискосе Агнца уже нет. В ужасе я указываю на дискос стоящему в Алтаре наместнику Лавры (нынешнему) Архимандриту Амвросию и говорю монаху-пономарю: «Беги скорее за новой Агнчей просфорой и я ее потом освящу незаметно для молящихся, чтобы не смутить их и не прервать Литургии». Затем обращаюсь к Св. Чаше и хочу указать на нее и сказать: «Пийте от Нея вси» и в великом смятении вижу, что вместо потира стоит подсвечник и в нем нагоревшая потухшая свеча. На этом было мое пробуждение в великом страхе» 29.
Архиепископ Никон (Рождественский, 1851 - 30.12.1918), Вологодский и Тотемский писал в 1911 г.: «Кто не помнит, несколько лет тому назад, страшную гибель острова Мартиники? Непроницаемой тайной покрыты и доселе все обстоятельства этой гибели: об этом позаботились те, кому это было нужно, чтоб оглашение сих обстоятельств не пробудило совести христианской, не заставило задуматься верующие умы, - ведь известно, что всемирный еврейско-масонский союз захватил все главные телеграфные агентства, главные газеты всех стран, всех народов, и мы узнаем лишь то, что найдут для себя полезным, или по крайней мере безопасным наши же враги. А между тем вот что узнаем мы частным путем, уже несколько лет спустя после потрясающего события, оповещенного по всему миру на другой же день. «Дивный клочок земли, - пишет газета «Колокол», - райский уголок, неотравленный обычными бичами юга - змеями, скорпионами и прочей ядовитой тварью, остров Мартиника давно уже перешел всецело в руки масонства подобно Алжиру, столь же прекрасному. В городе Сен-Пьере, стертого с лица земли разрушительным Господом, иудеи и масоны торжествовали, там уже шла постройка нового «храма Соломонова». Мне пришлось встретиться с немкой, говорит автор, проживший 15 лет на Мартинике, и покинувший Сен-Пьер за два дня до катастрофы. Ее спас вещий сон, который, конечно, назовут неверующие случаем, хотя подобные сонные видения побудили несколько тысяч человек спешно покинуть Сен-Пьер, оставляя свои дела и имущество. Моя знакомая, например, уехала, не успев продать своего дома. И многие поступили также. За последние полгода существования Сен-Пьера количество уезжающих оттуда христиан было так велико, что пароходные компании удвоили число отходящих судов, и все эти суда уходили переполненные пассажирами. Бежали люди всех классов и сословий, от богатых землевладельцев до бедных рабочих. Не все бежавшие были верующими христианами. Все они знали, уезжая, что больше не увидят Сен-Пьер, что столица масонства, в которой открыто существовало капище сатаны, где люциферство или сатанизм признавалось в качестве разрешенной религии, - осуждена на гибель. Всех уезжающих гнало вон нестерпимое чувство тоски и ужаса, многих же - видения, одинаковость которых была прямо поразительна. Моя знакомая, уехавшая чуть ли не на последнем судне, говорила мне, что все ехавшие вместе с ней 45 пассажиров постоянно видели в последние дни устрашающие сны, одинаковые при всем разнообразии подробностей. И когда на третий день пути на горизонте, в стороне Мартиники, показалось огненное зарево, а море заволновалось, несмотря на полное отсутствие ветра, все в один голос воскликнули: «Сен-Пьер горит!» Тогда же на палубе была совершена месса католическим священником, уехавшим из Сен-Пьера со священными сосудами из своего храма. - «Но, ведь, вас могут заподозрить в преступлении?» - сказал ему кто-то. - «Нет, - спокойно ответил священник, - я повиновался воле Господней... Слишком ясно она была указана мне, грешному». Объяснения этих загадочных слов он дать не захотел, но последние беглецы из Сен-Пьера поняли и без объяснений. - В первом же порте, Джорджтаун, они узнали страшную судьбу Сен-Пьера, и тут же, под открытым небом, упав на колени, возблагодарили Бога за свое спасение. Насколько была сильна уверенность всех этих беглецов в том, что ждать нельзя было ни минуты долее, доказывается тем, что они уехали с первым же отходящим парусным судном куда попало, только бы не оставаться на Мартинике. И они были правы. Следующее судно, отходившее в Северную Америку, три дня спустя, либо не вышло, сожженное в порту, либо погибло у берегов Мартиники, подобно многим другим. - Должно обратить особенное внимание на то, что вся европейская печать упорно замолчала подробности даже такого чудовищного события, как гибель города с 43 000 населения в каких-нибудь пять минут. Беглецов из Сен-Пьера насчитывают до 3 000. Вернувшиеся в Европу, они уже не скрывают, что там происходило, но газеты усиленно молчат, благо Мартиника так далека от Европы, что люди, отвыкшие самостоятельно думать, легко могут объяснить это молчание отсутствием документов всеобщей гибели и тому подобное. Можно ли поверить, что в наше время, так жадно гоняющиеся за сенсационными известиями газеты не сообщили всего, что только было бы можно узнать о гибели Сен-Пьера? Но раз не угодно масонам и иудеям - они молчат...» («Колокол». № 1417). А вот еще ближе к нашему времени совершилась гибель Мессины, и только благодаря присутствию русских судов у ее берегов христианский мир узнал неопровержимые факты самого отвратительного святотатства, кощунства, административного преследования и печатного глумления над верой Христовой, на которое громовым ответом послужило губительное землетрясение... И море, и недра земные сотрясаются от негодования при виде богопротивных деяний человеческих...» 30.
(1913): «В течение десяти - только десяти лет со дня Саровских торжеств Господь прославил, т.е. послал нам помощь: преподобного Серафима, святителя Иоасафа, а ныне чудесными знамениями прославляет Патриарха Ермогена. Кроме того: восстановлено чествование памяти преподобной княгини Анны Кашинской и преподобного Ефросина Синозерского. Я уже писал, что в Св. Синоде прошло дело о прославлении святителя Питирима Тамбовского. Видно велики опасности грозят Церкви Божией, когда является толик облак свидетелей ее истины, Божиих угодников, 31 и притом облеченных чудесными знамениями <...> Без нужды Бог чудес не творит. Он творит их лишь тогда, когда нужно укрепить слабеющую веру. И если чудеса учащаются, то значит слабеющая вера нуждается в подкреплении - не в тех, кто своею верою привлекает чудеса, но - и главным образом в тех, которые охладели к вере <...> Кто знает, что грядет на грешный род людской и грядет, может быть, уже скоро-скоро?.. Если не на весь мир, то на нашу грешную Русь? Если не на всю Русь, то - на тех, кто является более за нее ответственным пред Богом?» 32.
Монахиня Таисия (1983): «Гонения на Церковь Христову в России начались еще до захвата власти богоборцами. Уже с 1905 года в газетах стали появляться сообщения о первых жертвах грядущего гонения. В Ялте, в 1905 г., за бесстрашные обличения царивших тогда в городе революционных настроений, в своем доме, на глазах у жены и трех малолетних сыновей, был заколот кинжалами о. Владимир Троепольский. Его последние слова, обращенные к убийцам, были: «Бог простит!» В селе Городищи Царицынской обл. 30 ноября 1906 г., также в своем доме, был убит священник о. Константин Хитров. Убийцы не пощадили никого из его домашних: о. Константин, его матушка, пятилетний сын Сергей и малолетний Николай, все были найдены с проломленными черепами. В 1910 г. в Тифлисе был убит экзарх Грузии архиепископ Никон. Эти первые жертвы, по сравнению с тем, что суждено было перенести русской Церкви позднее, являлись как бы маленькими царапинками на ее теле. С приходом власти большевиков она уже вся обагрилась кровью мучеников» 33.
Протоиерей Александр Суровцев из Вологды (сентябрь 1914 г.): «В конце августа был у меня родственник по покойной жене, священник из женского Крестовоздвиженского монастыря Яренского уезда Вологодской губернии. Этот расположенный в глухом лесу, вдали от людского жилья уединенный монастырь известен строгостью жизни монашествующих сестер. Приехавший иерей передавал, что к ним в монастырь ежегодно на 14-е сентября приходил юродивый зырянин. Прошлый (1913-й) год он был и предсказал нынешнюю войну. Затем, будучи в гостях у священника, он предсказал ему, что три года он проживет в монастыре благополучно, три года, если не перейдет, с большими скорбями, а затем с ним будет то, что если сказать, то «Мати», жена, заплачет. Потом все-таки высказался, что священников будут избивать и скоро будет антихрист.
Зырянин сей даже не умеет говорить по-русски, а объяснялся через прислугу-зырянку. Предсказания этого раба Божия всегда сбываются с точностью. Если судить по указанным юродивым годам, то гонение на нас начнется годов через пять - в 1918 году.
Через год, в 1915-м году, тот же юродивый зырянин, придя в монастырь на 14-е сентября, ходил по монастырю и по кельям и возвещал:
- Беда, беда! Антихрист, антихрист!» 34.
С. А. Нилус (1915): «В дни моей оптинской жизни Господь свел меня с скитским иеродиаконом о. Мартирием... Теперь он покойник - царство ему небесное!.. Раб Божий верный был этот смиренный инок, и Господь, дающий смиренным Свою благодать, не раз открывал ему в сновидениях или видениях - Бог весть - нечто от тайн Божественного Своего домостроительства.
Вот что однажды поведал он из этих тайн Божиих некоему своему сотаиннику:
- У нас, в скиту, на днях что один брат-то наяву видел - послушай-ка! Стоял он в саду скитском, и вдруг, сада не стало, и явилось на его месте бесчисленного множество угодников Божиих, заполнивших собою все пространство от земли и до самого неба. И там, в небе небес, высоко-высоко, видит он, отверзлось подобие как бы узенькой калиточки, а до калиточки этой от сонма угодников только самое маленькое незаполненное местечко осталось. И услышал брат голос некий: «Видишь как мало осталось свободного места. Заполнится оно, тут и Страшному Суду быть».
А брат, имевший это видение, был никто другой, как сам отец Мартирий, только он из скромности так сказывал не от себя, а от третьего лица, как бы от некоего брата.
Видение это было о. Мартирию незадолго до его смерти, а скончался он осенью 1908 года...
Кто не помнит, во что после недоброй памяти «освободительных» годов обратилась наша деревенская Россия - о городской и говорить нечего: она и до пресловутых «свобод» в христианском образе своем давно была отпетая? Откуда, казалось, набраться было угодникам Божиим, чтобы заполнить собою остающееся свободным в небе небес видения о. Мартирия пространство? Куда не поглядеть, повсюду виделось одно отступление от правды Божией, жизнь по плоти, по стихиям мира, в служении богу чрева - мамоне. Откуда взяться было праведникам?