И вот, разразилось величайшее бедствие, какого еще не видывала земля, - всемирная война, человекоистребление по последнему слову братоубийственной науки.
Страшный гнев Божий, кара Господня, казнь безмерно согрешившего человечества!
Да! - гнев и кара, и казнь, но и... человеколюбие крайнее и всепрощение безграничное, и милосердие непостижимое, никаким грехом непобеждаемое милосердие Божие.
Когда война уже была в разгаре, и «Ангел Божий поверг серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны были ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Отк. 14:19-20), - в те дни дошел до меня слух из Дивеева, от Дивеевских «сирот» Преподобного батюшки Серафима:
- Блаженная «маменька», Прасковья Ивановна, все радуется, все в ладоши хлопает, да приговаривает: «Бог-то, Бог-то милосерд-то как! - разбойнички в царство небесное так валом и валят, так и валят!»
За мученичество, значит. Свое на войне от утонченного зверства культурных Диаволов в образе человеческом, от разрывных пуль, от удушающих газов, и, что всего для небесного царства важнее - за слезу покаяния, за одинокую слезу на поле смерти, вознесенную к Престолу Божию Ангелом-Хранителем.
И вот, в то же время, только в другом месте, - в том маленьком захолустном городке, куда поселил меня Господь, одной рабе Божией, умом и сердцем препростой (я не назову ее имени, смирения ее ради) было даровано видение во сне судеб Божиих, сокрытых от разумения премудрых и разумных и покрываемых младенцам. Очень скорбела эта раба Божия о тех ужасах войны, которые так нежданно-негаданно для многих (немногие-то ее уже давно ждали) обрушились на Россию. Было это, помнится, вскоре после многодневных жестоких боев на австрийской границе, увенчавшихся взятием Галича и Львова, после великих страданий армии Самсонова в Восточной Пруссии, словом после великой кровавой жертвы, принесенной Россиею за грехи свои пред правдой Божией. И видит эта раба Христова: стоит она, будто бы, на незнакомом месте. Ночь. Небо темное. На земле ни зги не видать. И, вдруг, разверзлось небо, и в лучезарном блеске ослепительного величия и неизобразимой славы явился на небе пречудный, предивный град Сион, «великий город, святый Иерусалим. Он имел славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному» (Отк. 21:10-11). Не находя слов к описанию дивного града этого, раба Божия в восторге от видения своего, сказывала:
|
- Ну, как Новый Афон, что ли...
Так прекрасен был град тот. А краше и лучше Нового Афона раба Божия, его видевшая, ничего себе и представить не могла. Да и как вообразить себе и изобразить людям красоту небесную, когда ей на земле и подобия-то нет?!.
И от града этого, Иерусалима святого, имевшего славу Божию, увидела она, спустилась до земли от неба величественная лестница. И устремилась к ней всем желанием своим имевшая видение, чтобы, как можно скорее, подняться по ней и взойти в град небесный, войти в славу его, насладиться небесной его красотою. Но, увы! - до земли не доставала лестница, и концы ее были от земли выше роста человеческого, так что и протянутым кверху рукам нижней ступени достать было невозможно.
|
«И отошла я, - сказывала раба Божия, - к сторонке и стала; смотрю и неутешно плачу о том, что недостойна я града того небесного. И что же, милые мои, вижу? Откуда-то взялись воины: идут в серых шинелях, винтовки за плечами, идут один по одному, целое огромное воинство, полки за полками, без числа, без счету, идут и проходят мимо меня; подходят к лестнице и без всякого труда, как бестелесные, восходят по ней и скрываются в открытых вратах небесного Иерусалима. И пред тем, как вступить им во врата Иерусалима небесного, - вижу я, - загораются на них венцы такой красоты и сияния, что их не только описать, но и вообразить себе, не видавши, невозможно... И долго я стояла и смотрела на них, и плакала и плакала. А они все шли мимо меня полки за полками, шли и возносились по лестнице к небу, и сияли своими венцами, как яркие звезды на тверди небесной... Проснулась я, - вся подушка моя была мокрая от слез; и была я вне себя от умиления и радости, от благодарности милосердию Божию. И, проснувшись, я опять плакала, слез удержать не могла: зачем я на земле оставлена, зачем недостойна я красоты той небесной, тех венков, которые, как звезды, горели на главах небесною славою прославленного воинства?» 35.
Князь Е. Н. Трубецкой (1863-1920) в лекции 1916 г. писал: «Возможно, что переживаемые нами дни представляют собою лишь «начало болезней»; возможно, что они только первое проявление целого грозового периода всемирной истории, который явит миру ужасы, доселе невиданные и неслыханные. Но будем помнить: великий духовный подъем и великая творческая мысль, особенно мысль религиозная, всегда выковывается страданиями народов и великими испытаниями. Быть может, и наши страдания предвестники чего-то неизреченно великого, что должно родиться в мир. Но в таком случае мы должны твердо помнить о той радости, в которую обратятся эти тяжкие муки духовного рождения.
|
Среди этих мук открытие иконы явилось вовремя. Нам нужен этот внешний благовест и этот пурпур зари, предвещающий светлый праздник восходящего солнца. Чтобы не унывать и до конца бороться, нам нужно носить перед собой эту хоругвь, где с красою небес сочетается солнечный лик прославленной святой России. Да будет эта унаследованное от дальних наших предков благословение призывом к творчеству и предзнаменованием нового великого периода нашей истории» 36.
Отец Борис Кирьянов, Санкт-Петербург, 1991 г.: «Какие светоносные и утешительные слова русского Князя! Это явное духоносное прозрение будущего, предстоявшего пред ним, пред всей Россией, - и через год оно уже началось. С 1917 г. начались «страдания народов и великие испытания» нашей России - страдания и испытания за болезнь всего мира, особенно Запада, этой «остроумной и прелестно культурной» Западной Европы... Наша аристократия со времен Петра I «влюбилась безумно» в эту прелестницу, все истощила на нее и кончила у ног ее. И - 75 лет ужаснейших жертвенных страданий Русского народа!..
«Великая творческая мысль, особенно мысль религиозная», о которой говорит князь Е.Н. Трубецкой, и которую лучше бы назвать мыслью Русской, Православной, это мысль Ф. М. Достоевского, истинного пророка России, возвестившего: «Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой Братства». Силой Русского Православного Выстраданного Братолюбия и его Обетованной от Господа предстоящей Филадельфийской Церкви по Апокалипсису 3, 7-13! Филадельфия с эллинского и значит Братолюбие.
Особо пророчественные же слова Князя: «Наши страдания - предвестники чего-то неизреченно ВЕЛИКОГО, что должно родиться в мир», и «мы должны твердо помнить о той радости, в которую ОБРАТЯТСЯ эти тяжкие муки духовного рождения» - наиболее и окончательно относятся к переживаемому нами сейчас времени, к этим ужасным шести годам «перестроечной смуты», в которой к нам, к России приступил сам Диавол, сам «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (Отк. 12:3). Указанные особо пророчественные слова Князя несут в себе слова самого Господа из Евангелия: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин 16:21). Так родится Богоизбранный Русский Человек в мир. И эти слова Князя полностью совпадают также с предсказанием Апокалипсиса: «И явилось на небе великое знамение: Жена (Церковь), облаченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Апостолов). Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения (Русская Православная Великомученическая Церковь)... Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным» (Отк. 12:1-6). И см. к этому Отк. 14:14-20» 37.
Святитель Феофан Затворник (08.09.1864): «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! - когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя» 38.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский (1907): «Приветствую вас, братья и сестры, необычным новым поздравлением: с новым небом и новою землею. Не удивляйтесь и не говорите, что рано поздравлять с тем, чего нет еще. Но ведь слово Божие истинно, и тайнозритель Иоанн благовествует о новом небе и новой земле, как о настоящих: «...Ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1). «Небо и земля прейдут, - говорит Господь, - но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Посмотрите, как мip 39 близится к концу; смотрите, что творится в мipe: всюду безверие, всюду хула на Создателя, всюду дерзкое самомнение и неверие, неповиновение; повсюду в мipe вооружения и угрозы войною; во многих местностях России и в других странах острый голод; повсюду угрозы смертью, повсюду убийства, всюду расхищения казны и частной собственности; повсюду потеря стремления к высоким духовным интересам, ибо весь почти интеллигентный мip потерял веру в бессмертие души и вечные ее идеалы или стремление к богоподобному совершенству, о котором Господь говорит: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); повсюду одно стремление к удовлетворению животных страстей; алчность к корысти и обогащение хищническим образом; огульное пьянство, неуважение брачных союзов. Смотрите и сами судите: мip окончательно растлен и нуждается в решительном обновлении, как некогда чрез всемipный потоп» 40.
Преподобный Алексий (Шепелев, 14.04.1840-11.03.1917), иеромонах Голосеевской пустыни, старец-духовник Киево-Печерской Лавры (1916): «Кровью зальется Русская земля. Храмы поколеблются, кресты снесут с них, а мощи святых угодников в Днепр побросают!.. В зверей люди обратятся! Много изменников окружают Царя... Много прольется христианской крови» 41.
Архиепископ Аверкий (1974 г.): «...конечно, и русский народ виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления. Обо всем этом его пророчески предостерегали, предрекая надвигающуюся страшную катастрофу многие великие духоносные мужи и праведники, а особенно сильно и ярко епископ Феофан Затворник и Св. праведный Иоанн Кронштадтский. С их прозрениями и предупреждениями следовало бы хорошо познакомиться всем русским людям, вместо того, чтобы впустую бесплодно тратить время на взаимные споры и раздоры, выясняя причины постигшего нашу Россию бедствия. Ведь все предсказанное ими, в точности исполнилось, а это, казалось бы, должно было бы убеждать нас в их безусловной правоте и побуждать с полным доверием отнестись к их указаниям и советам, что надо делать, дабы изжить последствия этой страшной кровавой катастрофы» 42.
* * *
Чтобы лучше уяснить, что же произошло с февраля 1917-го по июль 1918-го и на каких основаниях вести в России домостроительство, когда придет пора исполнения пророчеств о «последнем Царе» (см. гл. 22-ю) нужно осмыслить содержание понятия «Помазанник Божий»...
1. Нилус С. А. «Близ есть, при дверех». С. 11.
2. Игумен Серафим. Православный Царь-Мученик. С. 4.
3. Прот. Василий Бощановский. Саровские торжества. Прославление мощей преподобного Серафима Саровского 19 июля (1 августа) 1903 г. Джорданвилль, 1950. С. 15-16.
4. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 1. С. 273-274.
5. Новые грозные слова. С. 55.
6. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 192.
7. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 100-101.
8. Новые грозные слова. С. 15.
9. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 236.
10. Там же. Т. I. Джорданвилль. 1947. С. 69.
11. Венок на свежую могилу незабвенного пастыря отца Иоанна Кронштадтского. СПб. 1908.
12. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. I. С. 192.
13. Живое слово мудрости духовной. 1911. С. 80.
14. Новые грозные слова. С. 10.
15. Там же. С. 43.
16. Там же. С. 68-69.
17. Там же. С. 98.
18. Венок на свежую могилу незабвенного пастыря отца Иоанна Кронштадтского.
19. Храм Николая Чудотворца в Кленниках. М. 1991. С. 3-4.
20. «Царь-колокол». № 6. М. 1990. С. 42. Оптинский архив. Публикация А. Н.Стрижева.
21. Нилус С. А. Для чего и кому нужны Православные монастыри // «Троицкий цветок». Сергиев Посад. 1909. № 57.
22. «Есть, - говорит Св. Дорофей, - действующий по страсти, который, услышав одно слово, раздражается и отвечает пятью или десятью словами на одно, и враждует и раздражается, и, по миновании огорчения, продолжает помышлять злое на сказавшего ему обидное слово и, злопамятуя на него, печалится, что не сказал больше того, что уже сказано, и готовит про себя еще более жестокие слова, чтобы сказать ему, и все время сожалеет: почему не ответил ему так-то, и скажу ему еще так-то, и всегда гневается. Это - одно устроение, когда держать злобу становится обычаем. Бог да избавит нас от такого устроения! Ибо оно подлежит вечному мучению». - Сост.
Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви. Беседы инока старца с мирским иереем, вызванные «Сборником о молитве Иисусовой». Издание Валаамского монастыря. Сердобль. 1938. С. 264.
23. Нилус С. А. «Близ есть, при дверех». С. 15.
24. От 26 октября 1916 года 8 лет и 43 недели придутся около 14 сентября 1925 г. (Прим. С. А. Нилуса).
25. Речь идет о блаженной Паше Саровской (1795-1915). С. А. Нилус вспоминал: «...блаженная взяла в руки миску с огурцами и оставшиеся в ней огурцы разложила на дне ее, образовав из них полный круг, и стала считать, отсчитывая справа налево неимоверно отросшим ногтем указательного пальца правой руки. Медленно их отсчитывая по одному, она насчитала их семь, отставила миску, и тем же пальцем указывая перед собой, с какою-то торжественно-таинственностью промолвила:
- Семь!
Потом вновь с тою же торжественностью и в том же порядке пересчитала огурцы в миске и опять так же и с тем жестом, указывая вперед, произнесла:
- Семь!
И, обратившись к нам и наклонив голову, развела руками в обе стороны жестом, показавшим нам или что она нам все открыла, или что всему пришел конец». - Сост.
Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. Сан-Франциско. 1969. С. 147-148.
26. Письмо предоставлено А. Н. Стрижевым.
27. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. Сан-Франциско. 1969. С. 147-148.
28. Письмо предоставлено А. Н. Стрижевым.
29. То же.
30. Архиеп. Никон (Рождественский). Мои дневники. Вып. II. 1911. Сергиев Посад. 1915. С. 5-6.
31. За 21 год царствования Николая II было прославлено больше святых, чем за четыре предыдущих царствования XIX в. Были обретены мощи семи угодников Божиих. В 1897 г. было установлено местное празднование священномученика Исидора и с ним 72 мучеников в г. Юрьеве Ливонском, латинянами утопленных (1472 г.), а в начале XIX в. - праздновали преп. Иова Почаевского. В 1903 г. был прославлен преподобный Серафим Саровский. 12 июня 1909 г. восстановлено празднество святой княгини Анны Кашинской. 23 мая 1910 г. прославлена преподобная Ефросиния Княжна Полоцкая, а 4 сентября 1911 г. - святитель Иоасаф Белгородский. В 1911 г. восстановлено церковное почитание преподобного Ефросина Синозерского. 17 февраля 1913 г. прославили мощи святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси; 28 июля 1914 г. - мощи святителя Питирима, епископа Тамбовского, а 10 июня 1916 г. - мощи святителя Иоанна, митрополита Тобольского и Сибирского. - Сост.
32. Там же. Вып. IV. 1913. С. 68-69.
33. Жития святых. 1000 лет русской святости. Собрала монахиня Таисия. 2-е изд. Т. 1. Джорданвилль. 1983. С. 75.
34. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. 2. С. 178-179.
35. «Троицкое слово». Сергиев Посад. 1916. № 350. С. 791-794.
36. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М. 1991. С. 72.
37. Последние судьбы России и мира. СПб. 1992. С. 59-60.
38. Архиеп. Аверкий. Провозвестник кары Божией русскому народу. (К 70-летию преставления епископа Феофана Затворника). Джорданвилль. 1964. С. 27.
39. «Отсутствие «i», - писал А. И. Солженицын, - во всех наборных алфавитах так же очень чувствительно и приводит к затмению смысла и досадной путанице в религиозно-философских текстах и в распространенных ныне рассуждениях о мировых проблемах мира-войны, мipe (Вселенной, Земле, человечестве) и мире (отсутствии войны, согласии, покое) с их производными. И передача крестьянского мipa (как и церковного мира) через «и» приводит к утере окраски и духа слова» - Сост.
Солженицын А. И. Публицистика. Статьи и речи. Вермонт-Париж. 1989. С. 561.
40. О. Иоанн Кронштадтский. «Слово на Новый Год» // «Котлин». 1907. («Вестник РХД». № 159. Париж. 1990. С. 236-237).
41. Житие иже во святых преподобного и богоносного отца нашего Алексия Голосеевского, старца и подвижника Киево-Печерской Лавры // «Русский паломник». № 8. Чико (Калифорния). 1993. С. 84. Со ссылкой на киевское издание 1920 г.
42. Архиеп. Аверкий. Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 97-98.
«...Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его...» (1 Цар. 15:1).
«...сердце царя в руке Господа и куда захочет Он направляет его»
(Притч. Сол. 21:1).
«Я вознес избранного из народа Моего.., святым елеем Моим помазал его»
(Пс. 88:20-21).
«Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. Сол. 8:15).
«Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр. 2:17).
Св. Василий Великий (ок. 329-01.01.379), архиепископ Кесарийский, Вселенский Отец и учитель Церкви, толкуя 32-й псалом, ст. 16 «Не спасается царь многою силою»: «Не множество воинских сил, не стены городов, не полки пеших, не крепость всадников, не снаряжение морских сил, доставляют спасение царю; ибо Господь поставляет цари и преставляет (Дан. 2:21), и несть власть, аще не от Бога учинена (Рим. 13:1). Посему спасается царь не многою силою, но Божиею благодатию; так что и в этом отношении истинно слово: благодатию есте спасени (Ефес. 2:5). Так и земледелец не столько своим прилежным возделыванием приобретает плоды земледелия, сколько содействием Бога, возвращающего возделанное; ибо ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возвращаяй Бог (1 Кор. 3:1). Если же сердце царево в руце Божией (Притч. 21:1); то он спасается не силою оружия, но Божиим руководством. В руке же Божией не всякой, но достойный имени царя. А некоторые определяли, что царская власть есть законное господство, или начальство над всеми, не подлежащее греху» 1.
Преп. Максим Исповедник (582-21.01.662): «Царство есть законное государство, а потому издаваемые царем, достойным этого имени, повеления вполне заключают в себе элемент правомерный, а именно те повеления, которые обращены к общему всем благу, а не те, которые изданы в виду личной пользы. А именно, этим-то и отличается тиран от царя, что первый имеет в виду всегда собственный интерес, а второй печется о пользе управляемых» 2.
Св. Николай Мистик († 925 г.), Патриарх Константинопольский: «Царь называется неписанным законом не потому, чтобы он творил беззакония, а потому что он должен быть в своих неписанных деяниях таковым, каков писанный закон» 3.
Святой преподобный Феодор Студит († 826): «Един есть Господь и Законоположник, как написано, одна власть и одно Богоначалие над всем. Это единоначалие источник всякой премудрости, благости и благочиния, простираясь на все, от благости Божией получившие начало, твари, без произволения их, дано по подобию Божию устроять, в порядках жизни своей, произвольно, только одному человеку. Ибо Божественный Моисей, в описании происхождения мира, из уст Божиих исшедшее приводит слово: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26). Отсюда учреждение между людьми всякого начальства и всякой власти, особенно в Церквах Божиих: один патриарх в патриархате, один митрополит в митрополии, один епископ в епископии, один игумен в монастыре, и в мирской жизни, если хочешь послушать, один царь, один полководец, один капитан на корабле. И если б во всем этом не управляла всем воля одного, то ни в чем не было бы строя и порядка, и не на добро бы это было: ибо разноволие разрушает все» 4.
Патриарх Антоний Константинопольский в послании московскому князю Василию Дмитриевичу 1393 г.: «Говорят, ты не позволяешь митрополиту поминать божественное имя царя в диптихах... и говоришь: «Мы-де имеем церковь, а царя не имеем и знать не хотим». Это нехорошо... До настоящего дня царь получает то же самое поставление от церкви, по тому же чину и с теми же молитвами помазуется великим миром и поставляется царем и самодержцем ромеев, то есть всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами... И самые латиняне, не имеющие никакого общения с нашей церковью, и те оказывают ему такую же покорность, какую <оказывали> в прежние времена, когда находились в единении с нами. Тем более обязаны к этому православные христиане; и если язычники окружили землю царя, то христианам не следует презирать его за это; напротив, это самое да послужит для них уроком смирения... Невозможно христианам иметь церковь, но не иметь царя. Ибо царство и церковь находятся в тесном союзе и общении между собою, и невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращенные догматы, чуждые апостольского и отеческого учения. А высочайший и святой мой самодержец (Мануил II - Сост.), благодатию Божию, есть <государь> православнейший и вернейший поборник, защитник и отмститель церкви; поэтому невозможно быть архиереем и не поминать его <имени>» 5.
«Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя» 6.
Истинный Государь, писал преподобный Максим Грек (1470-1556), «есть образ одушевлен Царя Небесного» 7.
Основательно изучивший «памятники идеологии людей «всея земли», оставленные в документах истории России от начала XVII века, генерал M. K. Дитерихс (1874-1937), надзиравший за следствием по Екатеринбургскому цареубийству, не без основания полагал: «Эта идеология для западноевропейского ума кажется мистическою, не земною, труднопонятною, но она чисто русская, религиозно-бытовая. 8 Каковой она была в XVII веке, таковой она осталась и ныне, неизменной, глубоко-духовной и глубоко-религиозной» 9. А вот некоторые итоги этого осмысления в грозовую эпоху гражданской войны: «...в пределе народной житейской идеологии лежит именно «слава от Бога...» С этой же идеологией он (русский народ - Сост.) подходит и к разрешению вопроса о своем государственном строительстве на земле: «а хотят выбирать на Московское государство Царя и Великого Князя, кого всесильный Вседержитель изволит и Пречистая Богородица»; «а обирали на Владимирское и на Московское Государство и на все великие государства Российского Царствия Государя из Московских родов, кого Бог даст»; «а мы, с Божиею помощью, такому великому и неизреченному Божию милосердию всего Государства Московского всякие люди, от мала и до велика, и из городов выборные и не выборные люди, все обрадовалися сердечною радостию, что во всех человецех прошение от Бога и едина мысль в сердца вместилася, что по изволению Божию быть на Владимирском и на Московском Государстве и на всех государствах Российского Царствия Государем Царем и Великим Князем всеа Русии, Великого Государя Царя и Великого Князя блаженныя памяти Феодора Ивановича всеа Русии племяннику, Михаилу Феодоровичу, ни по чьему заводу и крамоле; Бог его Государя на такой великой Царский престол изобрал, мимо всех людей, по своей неизреченной милости, и всем людем о его Царском обирании Бог в сердца вложил едину мысль и утверждение»; «аще бо убо и разнородными мест людьми, но едиными рекошя усты, и в дальном несогласии житиа разстоятельстве бысть аки согласен совет во единоравенстве. Изволишя бо смыслом, избраша же словом и учиняша делом, еже добр совет сотвориша. Бе бо убо не человеческим составлением, но Божиим строением, Его же молиша и просишя Государя себе на престол Царствиа Московского государства Царя Михаила Феодоровича...»; «начальники же и вси людие, видя над собою милость Божию, начаша думати, како бы им изобрати Государя на Московское государство праведна, чтоб дан был от Бога, а не от человек»; «и многое было волнение всяким людем; койждо хотяше по своей мысли деяти, койждо про коево говоряше; не вспомянуша бо писания, яко «Бог не токмо царство, но и власть, кому хощет, тому дает; и кого Бог призовет, того и прославит»; «бывшу же волнению велию, и никто же смеяше проглаголати, еже кто и хотяше зделати, коли Богу чему не повелевшу и не угодно Ему бысть. Богу же призревшему на православную християнскую веру и хотящу утвердити на Российском государстве благочестивый корень, яко же древле Израильтескому Роду Царя Саула, тако убо и на наши слезы призре Бог и даде нам праведна государя... И положися во все люди мысль, не токмо в вельможи или в служивые люди, но и в простые во все православные крестьяне и в сущие младеньцы, и возопиша все велегласно, что люб всем на Московское государство Михайло Феодорович Юрьев» 10.
Земский Собор был не вправе выбирать или избирать Государя или Династию. Выбирают среди равных себе, избирают среди нижестоящих. Государь - от Бога («властию достоинства приличен есть Богу»), правление его не зависит и не может быть зависимо от прихотей, помыслов, похотей человеков. «К Михаилу Феодоровичу Романову, - пишет далее М. К. Дитерихс, - никак нельзя применить определения, что он был «выборный Царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», устанавливаемых правилами и тенденциями - современных «гражданских идей». Да и сама сущность дебатов, происходивших на заседаниях Земского Собора, базировалась на почве, совершенно отличной от той, на которую ставятся вопросы в собраниях, представляющих учреждения для установки постановлений «гражданских идей». Насколько можно судить по дошедшим до нас документам современников, а не последующих толкователей и повествователей субъективного характера, дебаты на Земском Соборе сосредоточивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть Царем на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли». Понятия эти обнимали собой элементы двух порядков - нравственного и религиозного. К числу первых Земским Собором были отнесены: первое, «Царем на Руси может быть только русский»; второе, «Царем может быть только родственник последней династии Ивана Калиты», и третье, «Царем может быть только тот, на ком единогласно сосредоточатся желания «всея земли». Элементы второго порядка, в сущности, доминировавшие над всеми вышеустановленными, определяли божественность взгляда народа на власть: «кого Бог даст», «кого Бог изберет». Земские люди 1613 года, собравшись на «Обирание» государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого «избрания» в том, что о Своем Помазаннике 11 Он вложит в сердца «всех человецех... едину мысль и утверждение».
С такою верою и с такими единодушными взглядами на Верховную власть России «февраля в 21 день», рассказывает акт Земского Собора, «на сборное воскресение пришли в соборную церковь к Пречистой Богородицы честного и славного Ея Успения, к Митрополиту и ко всему освященному собору мы, бояре, и окольничие, и чашники, и стольники, и стряпчие, и дворяне Московские, и приказные люди, и дворяне из городов, и дети боярские всех городов, и головы и сотники, и атаманы, и казаки, и стрельцы, и гости, и черных слобод и всего Государства Московского всяких чинов люди, и с сущими младенцы, и молили Всемилостивого Бога, и Пречистую Богоматерь, и великих Московских чудотворцев, с великим молением и воплем, чтоб Всемилостивый Бог дал нам на Владимирское и на Московское и на все государства Российского Царствия Государем Царем и Великим Князем всеа Русии, от племени благоверного и праведного Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича всеа Русии племянника, Михаила Феодоровича Романова-Юрьева».