Россия перед вторым пришествием 5 глава




 

Без Яковов, как известно, не обошлась и «наша» революция. Речь идет о Яковах-Янкелях 12 Свердлове и Юровском.

 

Первый принадлежал к семье высокого посвящения. Особая роль Свердлова, как куратора цареубийства, теперь не подлежит ни малейшему сомнению. Небезынтересны будут и другие подробности причастности этой семьи к этому преступлению. Известно, например, что во время пребывания Царской Семьи в Тобольске там жила племянница Я.Свердлова. Старший же брат Якова, Зиновий Пешков, в годы гражданской войны, и как раз во время расследования Екатеринбургского злодеяния, сопровождал французского генерала Жанена (главу «союзнической» миссии) в его поездках на Урал и в Сибирь. (Между прочим, именно генерал Жанен неотступно был при следователе Н. А. Соколове, когда тот вывозил материалы следствия в Европу; часть этих материалов впоследствии оказалась у Жанена «на хранении») 13.

 

 

Что касается другого Якова - Янкеля Юровского, то этому непосредственному палачу доверили торговать не только имуществом изуверски убитых им жертв. Как работник Гохрана, он был причастен к скандальной торговле выковырянными из русских коронных драгоценностей бриллиантами в 1923 г. в Амстердаме и Антверпене. Именно он был одним из вдохновителей и исполнителей читинской авантюры 1923 г.: под охраной латышских стрелков в Читу, где было японское представительство, были доставлены русские короны, держава и скипетр. Цель - продажа их в Америку или Европу через Маньчжурию. В результате скандала советское правительство было вынуждено пойти на организацию в 1925 г. выставки в Колонном зале Дома союзов. Юровский был перемещен из Гохрана, за два года способствовав его разорению подчистую 14.

 

Был на Екатеринбургской Голгофе и свой «вечный жид». Принимавшие прямое участие в следствии генерал М. К. Дитерихс и английский журналист Р. Вильтон в своих книгах свидетельствуют, что за день до злодеяния «в Екатеринбург из Центральной России прибыл специальный поезд, состоявший из паровоза и одного пассажирского вагона. В нем приехало лицо в черной одежде, похожее на иудейского раввина. Это лицо осмотрело подвал дома», в котором, как известно, была найдена каббалистическая надпись. По свидетельству очевидцев вечером 05/18 июля 1918 г. через железнодорожный переезд в Коптяки (т. е. к месту глумления над Царскими телами) проехал автомобиль с 6 солдатами и одним штатским - «жид с черной, как смоль, бородой». Солдаты сопровождения на расспросы сказали, что они - московские 15.

 

Святитель Феофан Затворник: «Если у нас все пойдет таким путем, то что дивного, если и между нами повторится конец осьмнадцатого века со всеми его ужасами? Ибо от подобных причин подобные бывают и следствия» 16.

 

Автор «Истории евреев» Грец пишет: «Внезапно блеснула на западе молния с ясного неба, - послышался громовой раскат, оглушительный гул: последовали июльские дни (1830). Никто не предвидел этой революции, никто ее не подготовлял; даже те, кто ее творили, не имели ясного сознания о происходившем, а были только слепыми орудиями в руке вершителя исторических судеб» 17.

 

Представление о том пути, который задолго до революции предуготовили России сторонники общечеловеческого безбожного «развития» (а попросту говоря, масоны), дает статья Н. Бутми в газете «Земщина» от 09 января 1911 г.: «Всем, кто сколько-нибудь следит за жизнью европейских государств, известно, как систематически и упорно проводятся во французской школе идеи безверия и антипатриотизма, как всякое упоминание о Боге и религии тщательно исключается из французских учебников, как до неузнаваемости искажается в этих учебниках священное достояние народа - его история; как величайшим героическим подвигам и славным событиям французской истории придается такое освещение, что, вместо чувства национальной гордости, изучение такой искаженной истории вызывает в молодежи презрение к прошлому своей страны и своего народа. Грубейшая фальсификация в направлении производится с чисто иудейской беззастенчивостью и цинизмом. «Le Gaulois» (католический орган - Сост.) от 24 ноября 1910 года в статье Мориса Тальмейра «История в лицее» приводит пример беззастенчивой фальсификации, направленной к развенчанию и унижению в глазах французских граждан всего, чем создано было величие Франции. Дело идет об учебнике «Истории Франции», составленном преподавателем лицея Альбертом Малэ, одобренном правительством и имеющем большое распространение, как в учебных заведениях, так и в частных домах. Общий тон этой «Истории Франции» таков, что «все, происходившее до 1789 года, все, что создали и любили предки, чем они жили, представлено каким-то ужасным кошмаром, а все, что было после великой французской революции - чистою идиллиею, верхом справедливости, добродетели и счастья».

 

Святитель Феофан Затворник: «Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начали уже забывать тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает» 18.

 

«Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писала мне, что в какой-то газете «Свет» № 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия отвратилась от нас; ради Ее и Сын Божий, а Его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? - Увы!» 19.

 

Преосвященный Аверкий (Таушев, 19.10.1906 - 31.03/13.04.1976), архиепископ Сиракузский и Троицкий, толкуя слова святителя Феофана Затворника, писал (1964): «Святитель, как мы видим, резко осуждает наше неразумное увлечение <...> полуязыческой западной культурой, и в особенности французоманию, доходившую до презрения к своему родному языку и замены его французским. И это страшное, можно сказать, стихийное нашествие на нас французов и с ними других европейских народов («двадесяти язык») в 1812 году было, по мысли святителя Феофана, ничем иным, как целительным средством, которое употребил Господь для того, чтобы мы прозрели и воочию увидели чего стоит эта мнимая западная культура. Когда в Отечественную войну французы, столь обаятельные и галантные в светских салонах, обнаружили все свое внутреннее бесстыдство, «буйство» и «зверонравность», храмы Божии не постыдились обратить в конюшни и надругались над нашими святынями, тогда только познали мы истинную цену той лжекультуры, которой так безрассудно прежде увлекались. В итоге Отечественной войны мы, казалось, радикально излечились от «французской жизни»: «покаялась тогда Россия», говорит святитель Феофан, «и Бог помиловал ее» 20.

 

С. А. Нилус (1862-1929), русский духовный писатель (26 марта 1909 г.): «Был у меня один приятель. В дни своей молодости (теперь ему лет семьдесят), стало быть, лет 35-40 назад, был он товарищем прокурора по Елатомскому и Темниковскому уездам Тамбовской губернии. Глухие в то время это были места: леса дремучие, пески сыпучие - старая, простая, безхитростная Русь, богатая еще от века нетронутыми дарами Всевышнего, богатая зверем, птицей, рыбою и почти библейской простотой сердца, языка и нравов. Лесу была уйма, хотя не было еще лесоохранительных комитетов и в помине. Но и лесопромышленников тогда в тех местах еще не было...

 

Было дело это зимой. В одном из глухих лесных поселков задержала на ночлег моего приятеля внезапно разыгравшаяся лютая вьюга. Попросился он ночевать в первую попавшуюся избу, - избы в тех благословенных местах хорошие, просторные, - и, поужинав чем Бог послал, стал располагаться на ночлег в отведенной ему горнице. Смотрит, а с печки высунулась и глядит на него старая, седая, лохматая голова, да такая старая, что седины ее уж не белыми кажутся, а в зелень ударяют.

 

- Дедушка! - окликнул его мой приятель, - сколько лет тебе?

 

- Ась?

 

- Годов тебе много ль?

 

- А кто ж их знает? Должно, много.

 

- Француза, небось, помнишь?

 

-Хранцуза-то? Помню, как не помнить!

 

- Что же ты помнишь?

 

- И хранцуза с Наплюйоном помню, как ен при Царе Александре приходил со всей нечистой силой. Ведь, Наплюйон-то, сам ведаешь, антихрист был.

 

- Ну какой там антихрист! - возразил приятель.

 

- Верно тебе говорю: антихрист. Только ему тогда всех сроков еще не вышло, оттого и не одолеть было ему нашего Царя Ляксандра. А все ж дошел ен до самого Пинтенбурха и Царя нашего окружил со своими нечистиками со всех сторон.

 

- Ну что ты говоришь, дедушка? Наполеон дальше Москвы не пошел. Москву он сжег, это правда, но до Петербурга и до Царя он не доходил.

 

- А я тебе говорю-дошел и со всех сторон Царя Ляксандру окружил так, что ни к нему пройтить, ни от него проехать никак нельзя было, и подвозу, значит, к Царю никакой провизии не стало. Вот тут-то и стало жутко царским енералам, и стали просить они Царя Ляксандру, чтобы ен скореича отписал на Тихий Дон к казакам, к ихнему атаману, Платову. И написал Царь на Тихий Дон, к храброму атаману Платову такое слово: «Храбрый атаман ты мой Платов и храбрые мои казаченьки! Подшел к Пинтенбурху нечестивый Наплюйон с хранцузом и со всякой нечистью и окружил ен меня с моими енералами со всех четырех сторон. И не стало ко мне никакого подвозу: ни круп, ни муки у меня нетути, и вошь меня заела. Приходи, выручай меня со своими казаченьками». - Написал Царь письмо и отправил его на Тихий Дон с верным человеком. Ну, и пришел, значит, к Царю храбрый атаман Платов со своими казачатами и отправил в тартарары и Наплюйона, и хранцуза, и всю ихнюю нечисть, а Царя с енералами освободил; Царя накормил, а вошь с него всю посчистил. <...>

 

Глас народа - глас Божий!..

 

Не так прост и невежественен был тот старичок с бородой в прозелень, который утверждал, что «Наплюйон» был «антихрист», которому «сроков тогда еще не вышло». Но что Наполеон, действительно, готовился сознательно и сам, и что его готовил сатана в антихристы, тому в истории Наполеона указаний много, но, к сожалению, никому из историков его эпохи не приходило в голову рассматривать его жизнь и деяния под этим углом зрения. А следовало бы, особенно в наши дни, такие схожие с тем временем, когда подготовлялась в норах и подпольях королевской Франции и международного «гетто» так называемая «великая» французская революция, породившая Наполеона. <...> Попутно вспомним, что и Сам глава Российской Церкви, Св. Синод, в послании своем по случаю вступления Наполеона в 1812-м году в пределы России, именовал его антихристом» 21.

 

Игумен Черменецкого монастыря о. Антоний (Бочков) - Оптинским старцам (сер. XIX в.): «Я живу и умру с мыслью, что самый опасный, самый страшный враг наш - французы. У моих дорогих соотечественников память короткая: они забыли Наполеона и 12-й год, а в моем сердце живет и кровоточащей раной доселе болит осквернение святынь Московского Кремля. Горе тем сынам России, кто об этом позабудет, горе той России, у которой народятся такие дети!» 22.

 

Промасонская газета «La Guerre Sociale» анархиста Эрве по поводу Бородинских торжеств в России в августе 1912 г.: «Все приходит в свое время... Были времена, когда и французская армия, предводительствуемая своими королями и императорами, в той же потрясающей своей величественностью тишине с благоговением и обнаженной головою слушала также утреннюю и вечернюю молитвы. Но эти времена прошли, и мы надеемся, что они уже не вернутся. Здравый разум подсказал Франции, что ее армия может обойтись и без грандиозных сцен, и мы почтительнейше исключили Бога из наших судов, из школ, из больниц и отовсюду. Россия, вырвавшаяся уже из уз Самодержавия и успевшая обзавестись уже своим народным представительством, идет в последнее время быстрыми шагами по пройденному уже Францией пути прогресса, и есть все основания ожидать, что вскоре и она последует примеру своей союзницы и расстанется со своим Богом самым радикальным образом, как с ненужным и отжившим свой век предрассудком. Как ни трудна еще работа русской молодой Думы, но в этом направлении ею уже немало сделано для просвещения русского народа, и можно быть уверенным, что она успешно доведет это дело до конца» 23.

 

1. Козлов Н. Крестный путь. Б.м. 1993. С. 19.

 

2. Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М. 1990. С. 160-162.

 

3. Козлов Н. Крестный путь. С. 18.

 

«Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, - говорит преп. Евфимий Зигабен, - кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее бесстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди».

 

4. Память преп. Нила Мироточивого чтится на Востоке и празднуется 7 мая (ст. ст.) - обретение мощей его и 12 ноября (ст. ст.) - день его блаженной кончины. (7/20 мая празднуется также наш преп. Нил Сорский, а 12/25 ноября - память преп. Нила Постника). Преп. Нил Мироточивый жил и подвизался на Святой Горе Афонской в XVI веке и известен как прославленный от Господа подвижник, ревностный обличитель уклонения афонского монашества. По несомненному свидетельству 18 января (ст. ст.) 1817 г. преп. Нил явился простому афонскому иноку Феофану и в продолжительной беседе под видом старца изрек ему эти «Вещания», которые инок Феофан, по благодати Святаго Духа, подробно затем записал с помощью грамотного друга своего о. Герасима. Свою рукопись «Вещаний» они окончательно завершили в 1819 г. Последующие обстоятельства понудили их покинуть Святую Гору, чтение их рукописи вызвало ожесточенные нападки на них братии. По повелению Преподобного они переселились в монастырь Св. Саввы в Палестине, куда они увезли с собой свою подлинную рукопись, где она, по имеющимся сведениям, хранится доныне в монастырской библиотеке.

 

5. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Перевод с греческой рукописи. Издание Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне. СПб. 1912. С. 175, 173. Здесь и далее для комментария использована публикация в журнале «Православный путь». Джорданвилль. 1991. С. 141-152.

 

Переводил на русский, редактировал, составлял «подстрочные и изъяснительные примечания» старший член С.-Петербургского духовного цензурного комитета архимандрит Александр. - Сост.

 

6. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 99-100.

 

7. Беседы схиархимандрита Оптинского Скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб. 1991. С. 14.

 

8. «Домострой». 1991. № 26.

 

9. «До сих пор не умолкли споры о загадочном происхождении названия «якобинцы», - пишет Н. Н. Лисовой. - Одно ясно для всех - связь с именем Якова <...> Известный писатель, масон и бонапартист Кадэ де Гассикур непосредственно возводил его к имени Якоба Моле. Другие говорят о якобитах, масонах шотландского ритуала, сторонниках свергнутой шотландской династии Стюартов. Вспоминают о том, что первая якобинская ложа была учреждена в Аррасе, родном городе Робеспьера самим Иаковом 3-м-Претендентом еще в 1745 году. Обобщая то и другое, некоторые историки для объяснения имени «рокового для всех революций», ссылаются на первого в истории «революционера» библейского богоборца (Быт. 32:28 - Сост.) Иакова» «Домострой». 1991. № 26.

 

10. «С некоторыми именами, - пишет о. Павел Флоренский, - связывается в истории некоторый определенный вид общественных отношений и характер вытекающих отсюда событий. <...> Одно из таких исторических имен: Яков. От древности и до наших дней с ним, и в больших и в малых масштабах, связаны вихри, около имени Якова возникающие, столкновения, потрясения, коварства, заговоры; около этого имени кто-то попадается, нередко гибнет. Это не бессильно сплетаемая интрига, не просто личный расчет и не черное предательство из корысти или злобы, а скорее планомерное развертывание некоторого исторического дела, уловленный ритм истории, собранный в один фокус и попирающий все стоящее на пути. Это огонь страсти, но страсти не чувства, а воли и рассудка, и нет такого, на что бы не покусился он, если оно попытается остановить разгоревшийся пожар. Разумеется, таково имя Яков в масштабе историческом; в личном же - оно не достигает этой грандиозности, но тем не менее определяет характер и поведение, ярко выраженные родоначальником всех Яковов - Праотцем Иаковом. <...> «В день святого Якова (25-го июля), заменивший у чехов, вероятно, древний Перунов праздник, в некоторых местах до сего времени сохранился обычай, при особых церемониях низвергать с церковной башни, или с крыши, или из высшего окна какого-либо частного дома, жертвенного козла с позолоченными рогами, украшенного цветами. Кровь этого животного собирают, тщательно высушивают и хранят, как действительное целебное средство. Мясо его съедается собравшейся толпой, которая, по окончании этого жертвенного пира, предается увеселениям и пляскам». Вот первые испарения крови, клубящейся около имени Якова. Они не остаются такими легкими и сгущаются в кровавые призраки»

 

Свящ. Павел Флоренский. Имена. С. 54-55..

 

11. Свящ. Павел Флоренский. Имена. «Купина». 1993. С. 55-56.

 

12. «Самый звук <...> слова «яд», самое написание яд, да и вообще буква «я», - записывал о. Павел Флоренский, - особенно в ее произношении ja, казались какими-то вкрадчивыми, сладковатыми, коварными, разрушительными, но разрушительными таинственно, без физических причин <...> Это впечатление от слова «яд» связаны у меня со словом «Янкель». Может быть, в каких-нибудь подслушанных разговорах было упоминаемо имя Янкель - может быть, в каком-нибудь жутком применении - не знаю почему, но Янкель, может быть, и по присутствию Я и сладкого кель, показалось знаменательно-зловещим, каким-то ядовитым, льстиво-коварным и губительным»

 

Свящ. Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М. 1992. С. 43-44..

 

13. «Царь-колокол». № 10. М. 1991. С. 41-42, 47-48.

 

14. «Наше наследие». М. 1991. № II. С. 40-41; № III. С. 47.

 

К сожалению, не все удалось сохранить. Брачная корона русских Императоров оказалась все же на Западе, хранится сегодня в коллекции жены бывшего посла США в СССР. Но и сейчас опасность для русских коронных драгоценностей не миновала. Реликвии Гохрана и Алмазного фонда, по сообщению журнала «Наше наследие», - отнюдь не неприкосновенное национальное достояние, как в других странах, они являются залоговой собственностью Министерства финансов СССР (СНГ? России?). Царские регалии - в залоге!

 

15. Вильтон Р. Последние дни Романовых. Берлин. 1923. С. 80; Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. Т. I. M. 1991. С. 217, 233-234; Ушкуйник В. Памятка русскому человеку. Парадоксы истории. Издательство «Политическое воспитание». Нью-Йорк. 1982. С. 30.

 

16. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 100.

 

17. Селянинов А. Тайная сила масонства. СПб. 1911. С. 190.

 

18. Архиепископ Аверкий (Таушев). Провозвестник кары Божией русскому народу. Джорданвилль. 1964. С. 20.

 

19. Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 427.

 

20. Архиепископ Аверкий (Таушев). Провозвестник кары Божией русскому народу. С. 21.

 

21. Нилус С. А. На берегу Божьей реки. Т. I. Сан-Франциско. 1969. С. 106-110.

 

22. Там же. Т. 2. С. 169.

 

23. Нилус С. А. «Близ есть, при дверех». С. 184.

Часть вторая

 

Игумен Черменецкого монастыря о. Антоний (Бочков) - Оптинским старцам (1848): «Кажется, теперь и раскольникам, и православным следует подумывать не о своих личных делах, а о грядущем Божием гневе на всех, который может, яко сеть захватить всех живущих на земле. Революция во Франции не есть частное зло, а только воспламенение тех подкопов, которые подведены под всю землю, особливо Европейскую, яко хранительницу просвещения и духовного, и мирского. Теперь страшен уже не раскол, а общее европейское безбожие. Времена язычников едва ли не оканчиваются. Все европейские ученые теперь празднуют освобождение мысли человеческой от уз страха и покорности заповедям Божиим. Посмотрим, что сделает этот род XIX века, сбрасывающий с себя оковы властей и начальств, приличий и обычаев. Посмотрим, каков будет этот новый Адам в 48 лет, который теперь возрождается из европейской благородной земли, какова будет эта зловещая птица, высиженная из гнезда парижского? Это яйцо уже давно положено: оно еще в 1790-х годах согревалось, и вылупившийся Наполеон, хотя и обжег себе крылья на пожаре Московском, и, как будто, мы вместе с ним простились и с войной, и с общим потрясением, но, как видно, это был только один болтун, а настоящей высидок явится в наше преблагополучное время, во дни мира и утверждения. Если восторжествует свободная Европа и сломит последний оплот - Россию, то, чего нам ожидать, судите сами. Я не смею угадывать, но только прошу премилосердного Бога, да не узрит душа моя грядущего царства тьмы» 1.

 

Из Летописи повседневной монастырской жизни святой Оптиной Пустыни: «С наступлением 1848-го года настали бедствия в Европе почти повсеместно. Во Франции 24-го февраля - революция, ниспровержение законной власти, республика. От Франции разлился сей адский поток в смежные земли, кроме России. Везде мятежи, нестроения. В России: холера, засуха, пожары. 26-го мая, в среду, в 12-м часу дня загорелся губернский город Орел. Сгорело 2800 домов; на воде барки сделались добычею пламени. В Ельце сгорело 1300 домов <...> Июнь 24-е число. Четверток. Праздник в скиту дня Рождества Св. Иоанна Предтечи. Пополудни в три часа зашла страшная туча с молнией и громовыми ударами с юго-запада при 20° тепла. Она разразилась страшною бурею с проливным дождем и градом. От этой тучи во многих местах Козельского уезда произошли разрушения, в особенности же в Оптиной Пустыни. На церквах Казанской и Больничной разломало на части железную крышу, сорвало кресты; на колокольне поколебало главу со шпилем и вырвало кровельный лист; на корпусах трапезном и братском, что возле колокольни, и на казначейском повредило железные крыши; во многих других местах повредило черепичные крыши и изгороди, поломало множество садовых, плодовых деревьев. В скиту упавшею сосною повредило башню, что на конном дворе; а с юго-западной стороны тоже упавшею сосною разбило два каменных столба в скитской ограде... А в монастырском лесу поломано и вырвано с корнем до двух тысяч самых толстых сосен. 2 Страшная буря! Никто не запомнит такой...» 3.

 

Иеросхимонах Макарий (Иванов, 1788-1860), старец Оптинский по поводу бури 24.06.1848: «Это страшное знамение Божьего гнева на отступнический мир. В Европе бушуют политические страсти, а у нас - стихии. Началось с Европы, кончится нами» 4.

 

«Сердце обливается кровию при рассуждении о нашем любезном отечестве России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? 5 Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Св. нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится? Конечно, в судьбах Промысла Божия написано то, чему должно быть, но от нас сокрыто по неизреченной Его премудрости. А, кажется, настает то время, по предречению отеческому: «Спасай да спасет свою душу!» 6.

 

«Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь, и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем» 7.

 

«Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает, и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает» 8.

 

(24.01.1859): «Как жаль, что наши русские увлекаются в чужую веру; да еще восстают на свою Церковь: вот плоды иезуитского воспитания и проповеди папских агентов. А о истинной своей родной Церкви и знать не хотят, читают их ложные учения и верят оным» 9.

 

(19.04.1860): «...Вижу, какие происходят на Западе волнения в религиозном и в политическом положении. Что касается до папской светской власти, так оная неправильно присвоена; давно пора ему оставить оную; а теперь это к тому и идет; но равнодушие к вере многих, а других неверие сильно разливается, и зараза эта не только в высших слоях народа, но в средних, даже и в низших; юное поколение жадно хватается за рационализм философский Канта и Гегеля, и это все проникает и в наше любезное православное отечество: чего же ожидать? Вера соединяла и скрепляла все сословия союзом любви и повиновения воле Божией, чрез исполнение заповедей Его и учение Православной Церкви, приближением сколько возможно к Богу, имея надежду на будущую вечную жизнь; а без сей надежды и утешения, при переворотах и приключениях в жизни, где найти можно укрепление и утешение? Нынешние цивилизаторы и прогрессисты думают умом своим и усилиями достигнуть чего-нибудь, для благоденствия народа, лучшего; но ошибаются! Так как без корабля нельзя переплыть моря, и достигнуть пристанища благотишного, так нельзя без веры и повиновения учению Православной Церкви достигнуть пристанища здешнего благоустройства и спасения душевного...» 10.

 

(17.05.1860): «Сердце болезнует, что ныне так много восстают на мать нашу, Церковь, чада, возрожденные ею Св. крещением и воспитанные млеком православного учения, оставившие оное и заразившиеся духом западного вольномыслия. Журнальная гласность с вольномыслием разливается, как зараза, в члены почти всех сословий; а особенно юное поколение, образованное, быстро стремится путем цивилизации и прогресса, и само не знает куда и к какой цели. Да и не попустит Господь восторжествовать тьме над светом. Видно, что есть подвизающиеся на поприще воинствующей Церкви против лживых нападений на нее» 11.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов, 1807-1867), епископ Ставропольский по поводу событий в Европе 1848 г.: «Когда я услышал о происшествиях, изменяющих лице земли, - я не почувствовал ни удивления, ниже того интереса, который бывает при слухе о чем-нибудь новом. Когда я услышал об этих происшествиях - я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного этим недугом прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа, или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время, как я размышлял о моей холодности - внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда же услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия» (Мк. 13:7-8). Здесь особенно замечательно то, - и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, - что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни - антихристу, Писание выставляет «мятежи». Рационализм с своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо искать большего и большего развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого столетия; чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев, как из французской революции родился его предъизображение - колоссальный гений Наполеон. - Что меня поражало больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно к одному вещественному, будто бы оно было вечно, - забвение вечного, как бы несуществующего, - насмешки и ругательства над христианством, - утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь Ее, на Святаго Духа - заменение Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца - общая, всесветная молва, как бы при столпотворении, - повсеместное устройство железных дорог - работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит Писание, с тою целию смесил языки и разделил народ на народы, чтобы лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества: паровозы возвращают людям эту возможность. Тогда, при столпотворении, низшел Бог, говорит Писание, взглянуть на дела человеческие, и остановил безумное начинание смешением языков; теперь близок час, в который снова сойдет Бог воззреть на дела человеческие, и положить им конец уже не смешением языков, а заменением мира, созревшего и обветшавшего в беззакониях, миром новым и непорочным. - Во время странствования моего я имел возможность довольно подробно взглянуть на землю Израилеву, - на Церковь. Что сказано о ней? О ней надо сказать слова пророка о земле, «низвращенной от меча, собранных от язык многих на землю Израилеву». «Бысть пуста весьма» (Иез. 38:8). Это говорит пророк вдохновенный, когда видел в дали времен время последнее, судьбу Церкви, и могущественное царство, возникшее на севере. - По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: «познание Христа, Православная вера во Христа». Народ, - и в частности - душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе ограждены Святою Верою. Надо бдеть и молиться по завещанию Господа, чтоб избежать напастей видимых и невидимых» 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: