Место дисциплины в структуре образовательной программы




Рабочая программа дисциплины

Деловые коммуникации

 

 

Направление подготовки (специальности)

080400.62 – Управление персоналом

 

Профиль (программа подготовки)

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Формы обучения

_____(очная, очно-заочная, заочная)______

 

Согласована с учебно-методической комиссией факультета (института): Протокол «__»___________2014г. №___ Председатель УМКом________________ /Голышев В.Г./ Рекомендована кафедрой   Протокол от «__» _________ 2014г. №___   Зав. кафедрой_________________________ /Власова Т.И./

 

Москва

2014 г.


Автор-составитель:

Белова Ольга Львовна

кандидат экономических наук, доцент.

Рабочая программа дисциплины «Деловые коммуникации» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл вариативной части и является обязательной для изучения.

Рецензенты:

Коренькова Т.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» экономического факультета МГОУ

 

Согласование с деканом___________________ факультета, реализующего образовательную программу высшего образования.

 

Декан факультета /_____________/

(Ф.И.О.)

 

 


\









СОДЕРЖАНИЕ

1. Планируемые результаты обучения

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

3. Объем и содержание дисциплины

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине

6. Учебно-методическое и ресурсное обеспечение дисциплины

7. Методические указания по освоению дисциплины

8. Информационные технологии для осуществления образовательного процесса по дисциплине

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

 

ПЛАНИРУЕМЫРЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ

Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является формирование компетенций в области деловой коммуникации и делового общения, необходимых менеджеру для эффективной деятельности, а так же для организации и реализации коммуникативных процессов в организациях.

Задачи дисциплины «Деловые коммуникации»:

· формирование целостного и системного понимания функций, роли и принципов эффективной коммуникации, теоретическое освоение студентами основ делового общения и деловой коммуникации;

· ознакомление с особенностями деловой культуры и делового этикета;

· развитие у студентов умения логически верно, аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь;

· получение студентами навыков планирования, разработки и организации различных форм делового взаимодействия;

· развитие навыков делового общения в различных формах делового взаимодействия: организации и проведения деловых бесед, деловых совещаний, коммерческих переговоров, официальных приемов, брифингов, пресс-конференций и т.д., с использованием современных средств коммуникации;

· освоение студентами тактических приемов и техник делового общения в том числе техник активного слушания, публичного выступления, аргументации в коммуникационном процессе, управления эмоциональной атмосферой и др.;

· изучение основных видов деловой переписки (включая и международную), особенностей составления деловых документов и развитие практических навыков ведения деловой переписки;

Планируемые результаты обучения

Результаты обучения должны быть соотнесены с планируемыми результатами освоения образовательной программы. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

· цели и задачи изучения дисциплины «Деловые коммуникации»;

· теоретические основы делового общения и деловой коммуникации, основные принципы и средства межличностного взаимодействия, формы, технологии и техники делового общения и деловой коммуникации;

· этические нормы деловых взаимоотношений;

уметь:

· формировать и развивать эффективные деловые отношения с сотрудниками организации разного уровня, деловыми партнерами и внешними организациями;

· управлять эмоциональной атмосферой делового взаимодействия;

· эффективно использовать все виды и формы деловых коммуникаций;

· использовать психологический инструменты для изучения и диагностики процессов делового общения и деловой коммуникации;

владеть:

· навыками межличностного понимания и взаимодействия;

· технологиями и техниками эффективного построения отношений;

· методами оказания влияния на людей;

· навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций;

· навыками использования в работе современные средств ведения деловых коммуникаций и построения сети деловых контактов (интернет, презентация, нетвокинг).

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Данная дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический цикл, относится к вариативной части.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в учебной деятельности.

Данная дисциплина базируется на компетенциях развивающихся на таких дисциплинах как «Психология управления», «Социология» и «Социология и психология управления», логически связаны с такими дисциплинами как «Командообразование», «Инновационный менеджмент и управление персоналом», является предшествующей для таких дисциплин, как: «Рекрутинг персонала», «Технологии работы службы занятости», «Маркетинг персонала», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» и других дисциплин управленческого цикла.

 

 

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины

Показатель объема дисциплины Форма обучения
Очная Заочная Очно-заочная
Объем дисциплины в зачетных единицах  
Объем дисциплины в часах  
Контактная работа*:      
Лекции      
Практические      
….      
Самостоятельная работа      

Содержание дисциплины

По очной форме обучения**

Наименование разделов (тем) Дисциплины с кратким содержанием Кол-во часов
Лекции Семинарские занятия Практические занятия Лабораторные занятия
         
Раздел I.Теоретические основы деловой коммуникации.        
Тема 1. Объект, предмет, содержание и задачи дисциплины «Деловые коммуникации».Цели и задачи изучения курса. Основные понятия и содержание дисциплины, требования, предъявляемые к результатам обучения. Определение понятия «общение» и «коммуникация». Взаимосвязи дисциплины «Деловые коммуникации» с другими профессиональными и гуманитарными дисциплинами. Роль деловых коммуникаций в реализации управленческих функций в условиях глобализации мира. Этические аспекты в профессиональных взаимоотношений и коммуникациях. Моральные категории, принципы и нормы профессиональной этики. Противоречия между этикой и деятельностью, основные этические проблемы российского бизнеса. Профессиональные и корпоративные этические кодексы, корпоративная культура.   -    
Тема 2.Социально-психологические основы теории делового общения и деловых коммуникаций. Характеристика и содержание общения. Структура и основные социально-психологические особенности процесса общения. Перцептивная сторона общения, особенности и феномены восприятия и их роль в процессе общения. Интерактивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Типология общения. Цели и функции общения. Интимно-личностное, деловое, социально-ролевое общение. Особенности делового общения и деловой коммуникации: предметно-целевое содержание коммуникации, соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, взаимозависимость участников деловой коммуникации, коммуникативный контроль, формальные, конвенциональные, эмоциональные и ситуативные ограничения.   -    
Тема 3. Коммуникативная компетентность и её структура, особенности коммуникативной компетентности менеджера. Соотношение знаний и навыков в коммуникационном процессе. Коммуникация как двусторонний процесс во внутриличностном, межличностном и социальном контекстах. Особенности и ограничения деловой коммуникации. Сущность и классификация информационных данных, средств и каналов коммуникации.        
Тема 4. Вербальные средства передачи информации и их роль в деловой коммуникации. Понятие речевой коммуникации. Человеческая речь как источник информации. Речевые средства общения. Язык и речь. Характерные особенности языка и речи. Отличия. Функции языка и речи. Связь речи и мышления. Типы речи (внутренняя и внешняя). Основные этапы речевой деятельности: подготовка высказывания, структурирование высказывания, переход к внешней речи. Формы речевой коммуникации (устная и письменная). Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Стили письма и речи: официально-деловой, научный, публицистический, разговорная речь. KISS.-принцип (держись краткости и простоты) в деловой коммуникации. Краткость и ясность изложения. Значение и акцент, правописание, грамматика и пунктуация в речевой коммуникации. Подтекст. Умение формулировать свои мысли.        
Тема 5. Невербальные средства передачи информации и их роль в деловой коммуникации. Типы каналов невербальной коммуникации: паралингвистика, визуальный, проксемика, такесика. Их роль в деловой коммуникации. Особенности и правила использования невербальных средств общения в деловой коммуникации. Сензинтивность партнеров коммуникации.        
Тема 6. Коммуникативные барьеры, их преодоление. Взаимопонимание как основа и условие делового общения. Уровни понимания. Виды барьеров. Внешние и внутренние барьеры. Психологические, социальные, культурные, гендерные, эмоциональные и др. барьеры. Роль суггестии и контрсуггестии в процессе общения. «Избегание», «авторитетность» как способы контрсуггестии. «Непонимание» как коммуникативный барьер. Фонетический, семантический, стилистический и логический уровни непонимания... Преодоление коммуникативных барьеров: способы и приемы. Основные технологии преодоления барьеров в деловой коммуникации. Роль активного слушания в деловом общении.        
Тема 7. Личность в практике делового общения.Понятие “личность”. Типы личности и деловое общение. Психологическое типирование: классификация по типам темперамента. Детерминация поведения личности в деловом общении. Эмоциональный интеллект. Понятие и сущность.        
Тема 8.Эмоциональный аспект делового общения. Деловое общение как восприятие людьми друг друга. Законы и эффекты межличностного восприятия. Феномен каузальной атрибуции (приписывание) как источник ошибок при восприятии. Варианты приписывания: «проекция», «интуиция», «эмоция». «Эффекты» межличностного восприятия («пигмалиона», галоэффект, «эффект бумеранга», новизны и первичности, стереотипы). Источники галоэфекта (факторы превосходства, привлекательности, отношения к оценивающему). Уверенность в себе и самопрезентация в общении. Роль социальных ожиданий в деловом общении. Механизмы взаимопонимания в общении (идентификация, эмпатия, рефлексия). Техники управления эмоциональной атмосферой делового общения.        
Раздел 2. Формы деловых коммуникаций в организации.        
Тема 8. Коммуникационные процессы в организации, их роль, формы и взаимосвязь с другими процессами в организации.Организация, регулирование и управление коммуникационными процессами. Влияние организационной культуры предприятия на характер деловых коммуникаций. Уровни и стили взаимодействия партнеров в деловой коммуникации (продуктивный, подавляющий, дистанционный, прагматический, популистский, дружеский и т. д.)     -  
Тема 9. Деловое общение. Его виды и формы, используемые в организации.Деловая беседа как основная форма делового общения. Структура деловой беседы. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Техники использования вопросов в деловой коммуникации. Виды вопросов. Ответы на вопросы. Парирование замечаний собеседников. Психологические приемы влияния на партнера. Слушание как важнейший элемент деловой коммуникации, виды и техники активного слушания. Деловой разговор по телефону.        
Тема 10.Исскуство публичного выступления. Риторика. Технологии подготовки публичного выступления. Выработка навыков.Технологии влияния, используемые при публичном выступлении.        
Тема 11. Переговоры. Конфликты в деловой коммуникации. Понятие и сущность конфликта, причины возникновения конфликтов в деловой коммуникации, технологии предупреждения и управления конфликтами.        
Тема 12. Письменные формы деловой коммуникации: деловая переписка, деловая документация. Классификация документов и общие правила оформления документов. Деловой язык        
Тема 13. Деловая коммуникация в компьютерных сетях. Электронная коммерция и деловая коммуникация. Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах. Специфика электронных переговоров. Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи. Особенности консультирования в Интернете. Деловая коммуникация в блогах.     -  
Раздел 3.Кросс-культурные особенности деловой коммуникации        
Тема 14.Влияние кросс-культурных особенностей на деловые коммуникации. Общая характеристика и специфика национальных и культурных особенностей народов мира в деловых коммуникациях. Технологии и тактики преодоления кросс-культурных различий на переговорах и в других видах деловых коммуникаций.        
Тема 15.Принципы и нормы международного и национального этикета деловых коммуникаций. Организация официальных мероприятиий, пресс-конференций, фуршетов.        
Итого        

*Виды учебных занятий, предусмотренные учебным планом, указываются в таблице в в часах;

**Количество таблиц с содержанием дисциплины зависит от колич ества реализуемых форм обучения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: