Основы организации спортивной медицины в России.





Предмет задачи методы спортивной медицины.

 

Медицина - наука которая изучает не только человека, но и его здоровье и болезненное состояние с целью укрепления здоровья предотвращение болезней, а если болезни уже существуют, то их лечение.

Спортивная медицина это наука которая изучает состояние здоровья спортсмена с целью предупреждения возможных возникновений патологических состояний у спортсменов, предотвращение этих состояний путем диспансеризации и самое главное правильное лечение.

Связь медицины и спорта заключается в выявлении возможности человеческого организма (спортсмена) в экстримальных ситуациях. Потому как физическая нагрузка не только предъявляет высокие требования к возможностям и способностям организма, но и оказывает влияние адаптации - уровень тренированности. Однако состояние тренированности спортсмена определяется не только его функциональными возможностями, но и возможностями использовать технические, тактические и психологические резервы, поэтому спортивная медицина в спорте необходима для:

1 для эффективного физического воспитания детей подростков. Укрепление их здоровья и трудоспособность.

2 определение медицинских групп

3 для адаптации организма не только к физическим нагрузкам, но и к другим экстремальным факторам среды (перекрестный эффект адаптации)

4 используется с целью восстановления

5 с целью выявления уровня и степени адаптации (за счет врачебно педагогического наблюдения)

6 с целью правильной и осознанной деятельности врачебных рекомендаций

7 с целью профилактики травматизма и заболевания

8 с целью оказания первой доврачебной помощи.

Поэтому основными целями спортивной медицины являются:

1 Оценка степени и уровня здоровья (медики)

2 оценка физического развития (тренер учитель фк)

3 оценка функционального состояния спортсмена (состояние тренированности)

Поэтому спортивная медицина в спорте это наука в основе которой лежат методы врачебно педагогического контроля.

Врачебный контроль осуществляет доктор при помощи диспансеризации.

Спортивная медицина в педагогически вузах это основа диагностики изменения в состоянии физического развития и функциональных показателей под влиянием физических нагрузок.

Задачи:

1 оценка физического развития и степени здоровья.

2 спортивная ориентация

3 определение медико биологических критериев, тренированности и условий тренировки.

4 врачебно педагогический контроль

5 профилактика заболеваний, патологий, травматизма

6 лечение спортивной патологии (лфк массаж)

7 оказание медицинской психологической и спортивно технической помощи занимающимся.

 

Основы организации спортивной медицины в России.

 

1 министерство здравоохранения и социального развития РФ

Именно она занимается формированием сетевого обеспечения лечебно профилактических учреждений.

2 научно методической деятельности занимается федерация спортивной медицины России, эта федерация входит в состав европейской федерации спортивной медицины которая непосредственно осуществляет контроль на европейских соревнованиях, а также контроль при возникновении спортивных патологий.

Врачебный контроль осуществляется в форме врачебных обследований первичных, повторных и дополнительных.

Первичные осуществляются перед началом занятий где определяется состояние здоровья, физическое развитие, обязательно определяется медицинская группа и даются рекомендации по спортивной ориентации. Привлекаются все без исключения специалисты.

Повторное врачебное обследование позволяет установить какие изменения произошли у занимающихся в процессе спортивной деятельности, а также определить правильность и эффективность учебно тренировочного процесса.

Дополнительное обследование проводится когда выявляется первичная патология, перед соревнования спортсмена, после соревнований (если соревнования мирового масштаба), в случае заболевания спортсмена, при жалобах спортсмена.

 

Порядок обследований.

 

- Поликлиники либо это медицинские пункты которые находятся в учебных заведениях, именно там определяется такое состояние как степень здоровья.

- Углубленное обследование должно проводится не реже одного раза в год в основной медицинской группе, а если это специальная группа или подготовительная, то дополнительное углубленно обследование должно проводиться 2 раза в год.

- Члены спортивных групп те кто занимаются профессионально, они также должны проходить 2 раза в год в спортивных диспансерах.

- Представители Дюсш допускается диспансеризация в поликлиниках по месту жительства, медицинским пунктам находящимся в школе, либо в диспансерах. 1 раз в год.

- Если дети и подростки допускаются к участию в соревнованиях, то обследование они должны проходить за 2-3 дня до начала соревнований, в течении соревнований они должны подвергаться врачебному контролю (пюльсотахометрия, электрокардиография, спирометрия и общий осмотр)

- В таких видах спорта как бокс, борьба, врачебное обследование проводится между раундами, а если вдруг в боксе произошел нокаут, то врач должен осмотреть сразу же после нокаута. После соревнований в такж видах спотра обязательно проводится электроэнцефолография (осмотр головы)

К основным задачам врачебно педагогического обследования относятся:

1 систематическое медицинское наблюдение не только в промежутках между занятиями, но и в процессе тренировки

2 медико санитарное обследование условий

3 профилактика и лечение заболеваний травм

4 медицинское просвещение (в контексте тренировочных нагрузок, профилактики заболеваний, предупреждения травматизма)

5 агитация пропаганды физической культуры и спорта.

 

3 Методы врачебных обследований. (4 методы исследования и оценка физ развития)

 

1 группа клинических методов обследования (методы которые позволяют по внешним признакам диагностировать норму и патологию)

 

1.1 Анамнез воспоминание с греч.

В основе метода лежат тщательный опрос.

3 группы:

Общий возраст условия жизни привычки

Медицинский сведения о болезнях, первичных обследованиях, заболеванях в семье.

Спортивныйвключает когда начались первые данятия, вид спорта, разряженность, системность, заболевания и травмы спортивные, содержание объема тренировок.

В ходе опроса врач получает сведения о состоянии здоровья о самочувствии о жалобах, болевых ощущениях?0, психологическом состоянии и это позволяет в дальнейшем:

- диагностировать влияние спорта на организм, характер учебно тренировочного процесса.

1.2 Метод осмотраон включает в себя осмотр частей тела (метод соматоскопии)

Начинается с выражения лица, состояние кожи, окраска, состояние потливости сыпи рубцов шрамов, дальше состояние слизистых оболочек, положение тела (активное, пассивное, вынужденное) осматривают развитие мускулатуры, состояние питание, определяется состояние осанки (голова симметрична позвоночному столбу и параллельно плечевому поясу, уровень лопаток иметь одну симметрию, структуру позвоночного столба, форма грудной клетки, углы талии, объем движение крупных и мелких суставов.

1.3 метода пальпации(метода ощупывания) на наличие влажности, сухости, шероховатостей. Ощупывание лимфатических узлов, внутренних органов, болевых точек.

1.4 метод перкуссии(выстукивание) на основании этого метода определяют границу органа и воспалительный процесс (очаг воспаления накопление жидкости, гноя, уплотнения органов, либо потеря структуры)

1.5 метод аускультации(выслушивание)

 

2 инструментальная группа методов.

 

Простые и сложные. Простые не требуют специальное медицинской подготовки (метод тонометрии, пульсометрии, спирометрии, динамометрии)

методы рентгенографии, балистиокардиографии, метод томографии.

 

3 лабораторные методы.

 

Включает в себя анализ внутренних сред организма.

 

4 метод функциональной диагностики.

Все вышеперечисленные методы в целом дают представление об общем сост здоровья и физическом развитии обследуемого. Однако все перечисленные методы осуществляются в сост физиол покоя и поэтому они не позволяют выявить изменения функционального состояния организма в экстремальных или стрессовых состояниях. ( именно эти состояния позволяют организму реализовать свой скрытый потенциал).

Таким образом все данные полученные при перечисленных методах исследов позволяют говорить о функциональных возможностях, а методы функ диагностики позволяют выявить функ способности.

Функ способности это умение всех функ систем и регуляторные механизмы организма адекватно и типично использовать свои возможности поэтому в основе функ диагностики лежат различного рода функ пробы с специфическими и неспецифическими нагрузками. Как правило в физиологии спорта, спорт медицине и медицине осущ оценка уровня работоспособности и функ состояния кардиоресператорной системы при этом выборка идет функ проб в соответствии со спецификой спорта. Наиболее распростр пробы это пробы Летунова, стэп тест, пвц 170, велоэргометрия и тд.

Именно эти пробы позволяют выявить изменения функ показателей и проанализировать их разл в норме и при использовании функ возможностей, а так де исключить развитие патологий

 

5 Клинические и инструментальные методы исследовании ССС*

 

Клинические методы исследования.

 

Исследование ссс в спорте необходимо для:

-для того что сердце осуществляет лимитирующую деятельность мыш системы в случае нар функ состояния.

-ссс первая реагирует на изменения как внешних так и внутр факторов среды, те она является наиболее чувствительной, поэтому по статистике как перв причиной смертности стоит заболевание ссс.

-ссс обеспечивает основные гомеостатические константы которые в свою очередь позволяют осущ уровень адаптаци организма относительно факторов окр среды.

Кроме того состояние ссс является важным критерием осущ допуск к занятиям в спорте а также дозирование физических нагрузок.

 

1) метод анамнеза.

Какова родовая встречаемость заболеваний связанных с ссс, родовая сметрность по причинам забол ссс. Вторичные причины забол ссс: сахарный диабет, острые респераторные заболевания.

Вредные привычки: курение

Применение стеройдных и анаболитических препаратов.

Жалобы при сборе анамнеза: отдышка, высокое сердцебиение, ощущение холода в конечностях, дискомфорт в груди или за грудиной, быстрое утомление.

Осмотр: цвет кожных покровов, осмотр конечностей, состояние слизистых оболочек.

Метод пальпации: опред чсс, отечность нижних конечностей

Метод перкуссии: определение границы сердца. Правая граница опред по правому краю грудины. Левая сторона опред 4-5 межреберное пространство, на 1-2см к нутри от среднеключичной кости, просл 2-3 межр пространстве.

Метод аускультации: есстественные физиол тоны, функциональные шумы, при изменении можно сделать выводы об огран деятельности сердца. Также к этому методу относ метод измерения арт давления, в основе этого метода лежит метод Караткова или метод тонометрии, как правило аускультация осуществляется в облости локтевого сустава на внутр поверхности. В основе тонометрии лежит метод дикомпрессии. При сжатии плечевой артерии, давление в ней повышается и это прип току крови, при снижении давления в манжете до того когда оно становится меньше чем в артерии в момент систолы мы слышим тон. При дальнейшем снижении давления в манжете и выравнивается с давл в аорте во время диастолы мы слышим последний диастолический тон и опред дад.

Давление в момент систолы создаваемое в сосуде осуществляется за счет влияния давления сердца в момент систолы на кровь.

Для того чтобы кровь беспрепятственно циркулировала по системе кровообр, анатомическая структура сосудов также осущ давление на кровь при помощи своих упруговязких свойств. И поэтому кровь испытывает давление со стороны сосудов обеспечивая непрерывный ток по системе кровообращение.

По данным ВОЗ, нормотоническим типом реакции в покое считается давление 130/70. Искл явл возраст, пол, индив особенности.

Гипертонический тип реакции в покое хар по данным ВОЗ, выше.....

Гипотонический тип снижение давл

Пульсовое давление 50% от сад.

Пульсовое давл характеризует с функ точки зрения сокр способность сердца и всегда эквивалентно ударному объему крови.

Артериальное давление никогда не является показателем тренированности, однако в единичных случаях мы также как брадикордию можем наблюдать и гипотанию тренированности. 13% спортсменов.

Никогда повышение арт давление не бывает случайностью. Определяется как предрасположенность к развитию патологии и может возникать в следствии очагов хранической инф, перетренировки, переутомлении, в следствии латентной врожд аномалии, в следствии латентной наследсвенной причины.

У спортсменов повышенная гипертония явл следствием нейроциркуляторной дистонии.

 

Инструментальные методы исследования ССС

 

2 направления:

1 простые (пульс, тонометрия)

2 сложные

Электрокардиография - "пограничный метод" в основе определение основных кардиоциклов, кардиоцикл отражение электрической активности миокарда, при этом электрическая активность определяет и характеризует сократимость сердца в фазу систолы и диастолы, каждая фаза несет в себе степень функционального значения работы сердца, а также осуществляется поддержание основных гомеостатических показателей (давление крови, передвижение крови, объем выбрасываемой крови, вязкость, давление)

Сердце - центральное звено кровообращеия, выполняющее основные функции (в основе автоматия)

Автоматия - способность сердца работать в автономном режиме (это способность генерировать биоэлектрический потенциалы) без влияния факторов внешней и внутренней среды. В основе автоматии - уникальная особенность строения сердечной мышцы, миокард состоит из двух видов тканей:

1 типическая ткань (поперечно полосатая мускулатура, но в отличии от скелетной ткани волокна в миокарде не лежат параллельно друг другу)

2 атипическая ткань (образет проводящую систему сердца, она представлена мексусами (белковые плазматические ... ) функц ... Характеризуется тем, что генерация биоэлектрического потенциала в любой части распределяется по всему миокарду вцелом, охватывая миокард возбуждением => обеспечивает процесс сокращения сердца.

Сердце - мышечный полый орган с герметичной перегородкой.

- строение, клапаны, круги кровообращения

- узлы, объем импульсов

- (р) в желудочках.

 

ЭКГ графическое отображение биоэлектрической активности сердца.

 

У высоко квалифицированных спортсменов (может быть синусная аритмия, характеризуется понижением тонуса ... блуждающего и симпатического нерва, связано это у спортсменов с задержкой дыхания.

Если это не спортсмен, то синус аритмия связана с поражением СА узла (синоатриального)

Причиной нарушения ЭКГ могут служить особенности спортсменов.

За этим следует установка следующих методик:

- рентгенографии (размеры сердца, его положение и объем)

- рентгенокимография (-"-, +сократимость миокарда)

- фонокардиография (тоны и шумы сердца) шумы: функц (открывание и закрывание клапанов) патологически

- Балистокардиография (графич регистр колеб человеческого тела, возникает при работе сердца, очень часто жто используется в спортивной практике для определния уровня тренированности, состояния переутомления, перетренировки, исключения развития атеросклерозов)

- сфигмография (определяет величину колебаний стенок сосудов)

- поликардиография (комплексный метод) .

 

 





Читайте также:
Обучение и проверка знаний по охране труда на ЖД предприятии: Вредный производственный фактор – воздействие, которого...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.026 с.