(система оценивания) 7 класс, час чтения (районный семинар учителей русского языка и литературы МБОУ«СОШ №8 г.Петровска Саратовской области»
Хребтищева Елена Юрьевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8 г.Петровска Саратовской области»
Творческое задание на ОГЭ – самая сложная часть экзаменационной работы. Каждое из сочинений 15.1, 15.2 или 15.3 пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом.
Цель мастер-класса:
- рассмотреть особенности структуры сочинения 15.3, композицию сочинения, пошаговую работу с текстом,
- обратить внимание на типичные ошибки,
- изучить критерии оценивания работы.
Ход проведения:
1. Приём «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» (Текст рассказа Веры Чаплиной «Росомаха» в Приложении 1[1])
1) Однажды ранней весной привезли в Зоопарк росомаху. (Как вы думаете, как стал вести себя этот зверёк?)
2) Прошло несколько недель, и вдруг поведение зверя неожиданно изменилось. (Как Вы думаете, почему?)
3) Теперь она и не рвалась, как прежде, на волю. (Почему?)
4) два серых хищника пролезли в клетку к росомахе.(Что случилось дальше, как поведёт себя мама-росомаха?)
5) Потом крепко заделал отверстие и подошёл к росомахе. (Как поведёт мама-росомаха теперь?)
2. Формулировка задания. Как Вы понимаете значение слова МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
|
Формулировка задания показывает нам алгоритм его выполнения (обратите внимание на выделенные в задании слова!):
1) дать толкование значения приведённого слова и прокомментировать своё определение;
2) подтвердить свой тезис (определение) двумя аргументами: один – из текста, другой – из жизненного опыта (можно взять два аргумента из текста);
3) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;
4) проверить сочинение с точки зрения соблюдения всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.
Работа с понятием «Композиция сочинения-рассуждения 15.3»
1) Вступление. Определение предложенного в задании слова
2)Комментарий определения
3)Первый пример – аргумент из текста
4)Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта (или из текста)
5)Вывод
Таким образом, сочинение состоит из пяти абзацев:
1 абзац – вступление – посвящён определению слова. Это одна из самых трудных частей работы, ведь толковых словарей на экзамене не будет. Но от вас и не требуется такое же точное определение, как, например, в словаре С.И. Ожегова.
2 абзац посвящён комментарию данного вами определения.
3 и 4 абзацы имеют одинаковую структуру. Здесь от вас потребуется умение работать с текстом: находить в нём нужную информацию, цитировать текст, делать ссылки на номера соответствующих предложений или вспоминать факты из литературы или из своего жизненного опыта.
5 абзац завершает все ваши рассуждения, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису (определению значения слова), необходимое для подтверждения правильного толкования вами значения слова.
|
Пошаговая работа с текстом при написании сочинения 15.3
Шаг первый. Читаем задание. Соотносим слово и тему, данные в задании.
(Как вы понимаете значение словосочетания «материнская любовь»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное вами определение).
Шаг второй. (Ученикам раздаются тексты с заданием – Приложение №2 [2]) Читаем текст для чтения. Ищем в нём героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них (если есть), для того чтобы более полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его.
Шаг третий. Формулируем определение слова (тезис вашего сочинения) и комментируем его.
Избегайте ошибки:
1. Во вступлении вместо определения нельзя приводить цитату из текста или делать простой пересказ!
2. Иногда в сочинениях отсутствует комментарий определения. (Помните, что прокомментировать определение лучше всего с опорой на содержание прочитанного текста).
Способы толкования слова
Описательный способ
Материнская любовь — это огромная сила. Она способна творить чудеса, спасать от опасностей, которые тебя подстерегают. Кто лучше матери пожалеет, приласкает и успокоит? Только нежные, родные руки своим прикосновением снимут боль и усталость. Только теплые материнские губы облегчат физические и моральные страдания.
Синонимический способ
Материнская любовь — это самая сильная, постоянная и бескорыстная любовь на земле. Она всепрощающа, не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.