Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста




(система оценивания) 7 класс, час чтения (районный семинар учителей русского языка и литературы МБОУ«СОШ №8 г.Петровска Саратовской области»

Хребтищева Елена Юрьевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 г.Петровска Саратовской области»

 

Творческое задание на ОГЭ – самая сложная часть экзаменационной работы. Каждое из сочинений 15.1, 15.2 или 15.3 пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом.

Цель мастер-класса:

  • рассмотреть особенности структуры сочинения 15.3, композицию сочинения, пошаговую работу с текстом,
  • обратить внимание на типичные ошибки,
  • изучить критерии оценивания работы.

 

Ход проведения:

 

1. Приём «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» (Текст рассказа Веры Чаплиной «Росомаха» в Приложении 1[1])

1) Однажды ранней весной привезли в Зоопарк росомаху. (Как вы думаете, как стал вести себя этот зверёк?)

2) Прошло несколько недель, и вдруг поведение зверя неожиданно изменилось. (Как Вы думаете, почему?)

3) Теперь она и не рвалась, как прежде, на волю. (Почему?)

4) два серых хищника пролезли в клетку к росомахе.(Что случилось дальше, как поведёт себя мама-росомаха?)

5) Потом крепко заделал отверстие и подошёл к росомахе. (Как поведёт мама-росомаха теперь?)

2. Формулировка задания. Как Вы понимаете значение слова МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Формулировка задания показывает нам алгоритм его выполнения (обратите внимание на выделенные в задании слова!):

1) дать толкование значения приведённого слова и прокомментировать своё определение;

2) подтвердить свой тезис (определение) двумя аргументами: один – из текста, другой – из жизненного опыта (можно взять два аргумента из текста);

3) логично выстроить всю работу и грамотно её написать;

4) проверить сочинение с точки зрения соблюдения всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

 

Работа с понятием «Композиция сочинения-рассуждения 15.3»

1) Вступление. Определение предложенного в задании слова

2)Комментарий определения

3)Первый пример – аргумент из текста

4)Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта (или из текста)

5)Вывод

Таким образом, сочинение состоит из пяти абзацев:

1 абзац – вступление – посвящён определению слова. Это одна из самых трудных частей работы, ведь толковых словарей на экзамене не будет. Но от вас и не требуется такое же точное определение, как, например, в словаре С.И. Ожегова.

2 абзац посвящён комментарию данного вами определения.

3 и 4 абзацы имеют одинаковую структуру. Здесь от вас потребуется умение работать с текстом: находить в нём нужную информацию, цитировать текст, делать ссылки на номера соответствующих предложений или вспоминать факты из литературы или из своего жизненного опыта.

5 абзац завершает все ваши рассуждения, а следовательно, представляет собой возвращение к тезису (определению значения слова), необходимое для подтверждения правильного толкования вами значения слова.

Пошаговая работа с текстом при написании сочинения 15.3

Шаг первый. Читаем задание. Соотносим слово и тему, данные в задании.

(Как вы понимаете значение словосочетания «материнская любовь»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное вами определение).

Шаг второй. (Ученикам раздаются тексты с заданием – Приложение №2 [2]) Читаем текст для чтения. Ищем в нём героев, их поступки, мнение автора или рассказчика о них (если есть), для того чтобы более полно сформулировать определение значения слова, прокомментировать его.

Шаг третий. Формулируем определение слова (тезис вашего сочинения) и комментируем его.

Избегайте ошибки:

1. Во вступлении вместо определения нельзя приводить цитату из текста или делать простой пересказ!

2. Иногда в сочинениях отсутствует комментарий определения. (Помните, что прокомментировать определение лучше всего с опорой на содержание прочитанного текста).

Способы толкования слова

Описательный способ

Ма­те­рин­ская лю­бовь — это огром­ная сила. Она спо­соб­на тво­рить чу­де­са, спа­сать от опас­ностей, которые тебя подстерегают. Кто лучше ма­те­ри по­жа­ле­ет, при­лас­ка­ет и успо­ко­ит? Толь­ко неж­ные, род­ные руки своим при­кос­но­ве­ни­ем сни­мут боль и уста­лость. Толь­ко теп­лые ма­те­рин­ские губы об­лег­чат фи­зи­че­ские и мо­раль­ные стра­да­ния.

Синонимический способ

Ма­те­рин­ская лю­бовь — это самая силь­ная, по­сто­ян­ная и бес­ко­рыст­ная лю­бовь на земле. Она все­про­ща­ю­ща, не ждёт бла­го­дар­но­сти и ни­че­го не тре­бу­ет вза­мен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: