Сколько значений у слова «рыжий» в этом рассказе и какое бы из этих значений можно было бы убрать из языка? Как это сделать?




В связи с введением допска к ОГЭ в форме устной части, где первое задание связано с чтением незнакомого текста, начинать урок можно с чтения начада рассказа учащимися. Например:

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.

Отрывок из рассказа Леонида Андреева «Ангелочек»(школьники названия не видят)

Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени. Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему показалось, что жизнь никогда не кончится. Пройдет год, и еще год, и еще год, а он будет ходить в гимназию и стоять дома на коленках. И так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши. Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя. Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: "Проси прощенья, щенок", -- и ответ: "Не попрошу, хоть тресни". Перед рождеством Сашку выгнали из гимназии, и, когда мать стала бить его, он укусил ее за палец. Это дало ему свободу, и он бросил умываться по утрам, бегал целый день с ребятами и бил их, и боялся одного голода, так как мать перестала совсем кормить его, и только отец прятал для него хлеб и картошку. При этих условиях Сашка находил существование возможным.

1сек. = 2слова

Прочитать могут несколько человек, друг за другом. Потом чтение оценивается учащимися по следующим критериям.

Задание 1. Выразительное чтение текста вслух.

Критерии оценивания выразительного чтения вслух
Выразительность речи Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.  
Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.  
Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам) Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка).  
Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки.  
Речь содержит значительные ошибки (частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. Понимание речи затруднено.  
Максимальное количество баллов за всё задание  

Такая работа уже подготовит учащихся к подготовке к прослушиванию текста.

 

1. Как Вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе. Запишите в тетради план представленного вами сюжета.

2.(после прочтения рассказа учителем). Насколько точно совпали ваши предположения?

3. Придумайте заголовок к прослушанному рассказу, насколько он совпал с вашим? Если не совпал, то почему?

Приложение№1

 

Мастер-класс «Метапредметный курс «Час чтения» как основа формирования и развития читательской компетенции» проведённый на районном семинаре директоров в 2016году

 

Курносова Е.А.,

учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №5 г. Петровска

Саратовской области

 

Снова в печке огонь шевелится,

Кот клубочком свернулся в тепле,

И от лампы по книгам ложится

Мирный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы:

Спит задачник, закрыта тетрадь.

Руки тянутся к книге. Но что ты

Будешь, мальчик, сегодня читать?

 

А читают ли дети сейчас?

Давайте с вами заполним страницы импровизированной диаграммы. Я Вам буду задавать вопросы, а вы в соответствии с ответом наполните диаграмму содержанием.

(зеленый цвет –много читали, книга интересна),

(желтый цвет – читали по случаю, книга менее интересна,)

(красный – читали редко, книга совсем не интересна)

- Вам читали родители?

- Вы читали своим детям?

- Ваши дети читают?

- Знакомы ли вы с произведениями современной литературы? Интересна ли она Вам?

- Классическая литература Вам интересна?

- Большой ли Ваш читательский опыт?

Посмотрите, какой цвет преобладает на вашем столе? Задумайтесь, а что необходимо сделать, чтобы был только зеленый цвет?

 

Чтение, книжная культура - фундаментальные достижения человечества. Роль чтения и читательской культуры велика, но в современной России всё чаще говорят о кризисе чтения, о падении интереса детей к книге, классике, что сказывается и на уровне общей грамотности детей. Причём дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению, в отсутствии привычки к умению интеллектуально трудиться, квырождению домашнего чтения. Чтобы возродить интерес к чтению, «необходимо формировать и развивать основы читательской компетенции. У выпускников должна быть сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». (Эти метапредметные результаты прописаны в Примерной образовательной программе ООО)

Не менее важной образовательной задачей по ФГОС является формирование у детей навыка чтения: в начальной школе осознанного, а на средней и старшей ступени обучения – грамотного и полноценного. И поэтому в год литературы важно не только говорить о чтении, но и научить правильно учиться читать.

Передо мной, как учителем, преподающим литературу в рамках ФГОС, возникали вопросы:

· Как привить интерес учащихся к чтению?

· Как организовать уроки чтения, чтобы каждый ученику мог высказать свою точку зрения?

· Как заинтересовать чтением?

При решении этих вопросов возникали противоречия: с одной стороны, высокий уровень требований к метапредметным результатам, с другой, - низкая мотивации к чтению.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:как привить интерес к чтению?

Настолько важным и злободневным является этот вопрос, что экзамен по литературе стал обязательным. Фронт современной цивилизации проходит по образованию. Эпоха физиков, математиков, русистов прошла, сейчас эпоха информации. Метапредметные курсы являются эффективным инструментом в мировом информационном пространстве. Социокультурная ситуация диктует нам следующую цель: сформировать способность выживать и быть успешным. Завтрашний день требует от ребенка готовности созидать будущее. Ключевыми компетенциями являются следующие: учиться добывать знания, действовать, взаимодействовать, полноценно жить.

Решение всех этих вопросов, выполнение социального заказа общества возможно благодаря введению в образовательную программу метапредметного курса «Час чтения»

На мой взгляд, программа, разработанная группой авторов (Сторожева Т.Ю. и Горох Н.Г.) и утвержденная МО, является актуальной. Сегодня просто необходимо читать детям хотя бы в школе, если семейное чтение (нужно это признать!) возродить не удастся. Если мы хотим познакомить детей с литературой, то это должны сделать мы, учителя, в школе. В процессе чтения мы учим понимать, размышлять, сочувствовать, содействовать, т.е. формируем нравственные качества подрастающего поколения. А главное – выполняем социальный заказ общества.

Но перед нами, учителями, встает еще одна проблема: как проверить восприятие ребёнка, научить слушать и слышать.

Уроки - это не только чтение, но и формирование умения слушать, слышать и воспринимать информацию, это еще и духовное единение над прочитанным текстом. Но на этом тоже не должна заканчиваться работа. Ведь важным является творческое обсуждение. Важно проверить, как усвоен текст, какой жизненный опыт ребенок может из этого «вынести». Поэтому важно определить формы и приемы работы с текстом.

Попробуем с Вами побыть в роли учителя и ученика. Послушайте…(отрывок и работа с текстом)

Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.

— Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. Мама сказала: «От собаки одна только грязь!» Какая грязь может быть от собаки? От собаки одна радость. Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!» Так я для того и взял собаку, чтобы заниматься самому. Моя собака была очень умной. Когда я учил наизусть стихи, она смотрела мне в глаза и слушала. А когда у меня не выходила задача, собака тёрлась о мою ногу. Это она подбадривала меня. А потом приехал он и выгнал собаку.

Таборка не отрывал глаз от пепельницы, а директор скрестил пальцы и положил их под щёку и не спускал с мальчика прищуренных глаз.

— Чем ему помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку. Её один раз уже выгоняли. Я поселил её в сарае. Там было темно и скучно. Я всё время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может быть, она боится темноты?.. Это, конечно, ерунда: собака ничего не боится! В школе я тоже думал о ней. Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая. Я привёл её в школу. Мне некуда было её деть.

Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками. Они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.

— Я не знал, что он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. Он подозвал её и выстрелил ей в ухо.

В комнате стало тихо. Как после выстрела. И долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

Неожиданно директор сказал:

— Слушай, Табор! Хочешь, я подарю тебе собаку? Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.

Мальчик покачал головой:

— Мне нужна моя собака. Я бы её научил спасать утопающих. У меня книжка такая есть, как учить собак.

Директор встал со стула. Он стал ещё выше, чем казался вначале.

Пиджак висел на его худых плечах, как на вешалке. Может быть, его костюм тоже принадлежал когда-то старому директору. Как большое кресло.

Он подошел к мальчику и наклонился к нему:

— Ты можешь помириться с отцом?

— Я с ним не ссорился.

— Но ты с ним не разговариваешь?

— Я отвечаю на его вопросы.

— Он тебя когда-нибудь бил?

— Не помню.

— Обещай мне, что ты помиришься с отцом.

— Я буду отвечать на его вопросы… Пока не вырасту.

— А что ты будешь делать, когда вырастешь?

— Я буду защищать собак.

Директор молча прошёлся по кабинету и вернулся в своё неуютное кресло. А мальчик взял портфель за ручку, которая держалась на одном ушке, и пошёл к двери. Когда он уходил, директор заметил, что штопка на рукаве порвалась и острый локоть вырвался сквозь решётку наружу.

-Какое впечатление произвел на Вас отрывок из рассказа Ю. Яковлева?

-Как бы вы озаглавили его?

-Как бы поступили вы на месте мальчика?

- А на месте директора?

Сюжетная таблица

Кто? Какой? Где? Зачем?
       

 

- Что произошло на самом деле? (отец мальчика убил собаку)

- Как вы узнали, что это отец Саши? (привел собаку домой, он был в отъезде)

- Почему он это сделал? (Потом он заплатил штраф за порванное пальто и выгнал собаку из сарая.; он задумал убить мою собаку. Меня тогда не было. И он ее убил.)

- Почему Таборка говорит об отце в третьем лице (он)? (не может простить смерти собаки)

- Как автор описывает переживания Таборки о собаке? (Я не мог выгнать собаку. Ее один раз уже выгоняли. Я поселил ее в сарае. Там было темно и скучно. Я все время думал о своей собаке. Даже ночью просыпался: может быть, ей холодно и она не спит? А может, она боится темноты?.)

- Как относится к собаке мать Саши? (она ей безразлична, но в тоже время от нее грязь и новые обязанности; «Потом мама сказала: «Я твоей собакой заниматься не буду. Занимайся сам!»)

- Кто же решает взять собаку домой? Найдите ответ в тексте (мальчик: Так я и взял собаку, чтобы заниматься самому.)

- Какой смысл мальчик вкладывает в слова «заниматься самому» (Саша берет на себя ответственность за собаку – осознанно мальчик взял на себя ответственность за собаку).

- Как, по вашему мнению, называется рассказ Ю. Яковлева? (ученики придумывают названия) Ю.Яковлев назвал свой рассказ «Он убил мою собаку».

- Почему рассказ называется именно так? (высказываются).

Рассказы Ю. Яковлева затрагивают важные нравственные проблемы.

Чтение и обсуждение рассказов, включенных в метапредметный курс «Час чтения»- это мостик для подготовки к сочинению – рассуждению на ОГЭ. Уроки чтения помогают построить сочинение – рассуждение, заставляют учащихся размышлять, чувствовать.

Практический опыт убеждает меня в том, что самое главное в обучении чтению – это мотивация. Без внешней, внутренней, коммуникативной мотивации невозможно достичь желаемых результатов.

 

Таким образом, используемые универсальные методы и приёмы, позволят активизировать интеллектуальные способности учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся, т.е. способствуют формированию метапредметных компетенций, что ведёт к положительным результатам в образовательном процессе.

В результате такой работы дети смогут:

- слушать и слышать художественный текст;

- эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

- слушать чтение, рассказ учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию текста и иллюстрации;

- запоминать отдельные слова, выражения из текста;

- выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;

- узнавать и называть литературные жанры.

Уверена, такая работа вернёт желание читать книгу, интересоваться литературными новинками, понять преимущество бумажного носителя перед электронным.Читайте! Книга – ваш верный компас в жизни! И в конце я хочу Вам сказать словами В.А. Сухомлинского:

Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

 

Приложение№2

Подготовка к ОГЭ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: