Наблюдениям учат выделение опорных слов из произведения, «Двойной дневник».
Учимся проводить эксперимент: прием «Мысленныйэксперимент» ( Вопросы после чтения: А что бы сделали вы на месте…? А что бы вы сказали герою, если бы были его другом? И т.д.)
Делать выводы и умозаключения помогут методика «Три слова» (какими тремя словами вы бы могли высказать своё мнение о произведении?); с инквейн; игра «Философский стол» (п редставить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли).
Структурировать материал можно при помощи приема «Составление телеграммы, инструкции, памятки» ( учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде); «Кластер»; «Фишбоун».
Подготовке текстов собственных докладов помогут написание отзыва (в опросы: Понравился ли тебе рассказ? Почему? Удачно ли созданы автором образы героев? Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…? Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?; приём «Поясни заглавие рассказа»; прием «Написания эссе» (письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи: прием «Свободное выступление», который учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его, необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе; приём «Шесть шляп».
Каждый из этих приёмов – это небольшая творческая работа (письменная, реже устная) в конце урока, каждый раз, как правило, новая. Но один приём я повторяю ежеурочно – это «отсроченное название». Интрига названия (а иногда и автора) держится почти до конца занятия. Это своеобразная рефлексия – соотношение задуманного автором и услышанного детьми. Это соотношение было практически единичным в начале курса, к концу учебного года доля учащихся, слышащих и понимающих произведение, увеличивается, но сказать, что эта проблема решается быстро, нельзя. Именно поэтому курс должен быть не «годичным», а проводиться в системе на протяжении 5-9 класса, тогда, может быть, у нас появится шанс научить детей слушать, понимать произведение, а главное – сопереживать.
Анализ первого года работы показал развитие метапредметных умений (0 – не умеет; 1- слабо выраженный навык или умение; 2 – хорошо умеет, но иногда допускает ошибки; 3 навык сформирован):
Параметры | Начало года | Конец года |
Видеть проблемы | 1-2 | |
Ставить вопросы | 0-1 | 1-2 |
Выдвигать гипотезы | 0-1 | 1-2 |
Давать определение понятиям | ||
Классифицировать | 0-1 | 1-2 |
Наблюдать | ||
Проводить эксперименты | 0-1 | 1-2 |
Делать умозаключения и выводы | 0-1 | |
Структурировать материал | 0-1 | |
Готовить тексты собственных докладов | 1-2 | |
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи | 0-1 | 1-2 |
Результаты внедрения программы рассматривались на заседаниях РМО учителей русского языка Петровского и Лысогорского районов Саратовской области, на КПК ГАУ ДПО «СОИРО». Программа стала победителем I Регионального конкурса программ учебных и внеучебных курсов, формирующих метапредметный результат в Саратовской области, победителем конкурса муниципальных (школьных) методических служб в номинации «Методический семинар», где был обобщён опыт работы по программе «Час чтения» в районах области.
Косвенным показателем значимости данного опыта для учителей могут быть только положительные отзывы в обсуждении программы «Час чтения» на сайте «Общественные консультации по примерной образовательной программе основного общего образования» в разделе «Дорабатывайте программы элективных курсов».
В 2016 годц программа вошла в число лучших методик России, Вконтакте работает группа «Час чтения» - https://vk.com/chas_chteniya_petrovsk
Президент Российской Федерации В. Путин сказал, что именно учителя русского языка и литературы «играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию». «Час чтения», на наш взгляд, - это ещё одна попытка помочь учителю привить у учащихся вкус к хорошей литературе и полностью выполнить своё предназначение – быть учителем нравственности.
Задания по прочитанным текстам к мастер-классу Сторожевой Т.Ю. (раздатка и презентация прилагаются)