Подростковый возраст: 12-15 лет




Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок, примерно с 12 лет до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) человек из ребёнка превращается во взрослого: меняются его организм, психика, отношение к нему окружающих, причём эти изменения могут происходить не одновременно, то помогая, то мешая друг другу. Биологически зрелый человек может ещё на долгие годы по состоянию души и положению в обществе оставаться ребёнком; кроме того, реальная степень взрослости может сильно отличаться от того, что думает о себе сам подросток и окружающие его люди.

Наиболее очевидны физические изменения. Увеличивается рост, происходит половое созревание. Этот процесс сопряжен и не только с радостями, но и с трудностями. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяется неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток-акселерат порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно ещё не запомнил новых границ своего тела. Внутренние органы не успевают приспособиться к обслуживанию больших габаритов, работают с напряжением, отсюда утомляемость, сонливость. Нередко обостряются хронические заболевания, появляются новые. Отражается на самочувствии и гормональная перестройка. Привычные для взрослого, но совершенно новые для подростка дозы половых гормонов потрясают его организм. Накатывая волнами, они вызывают то апатию, то беспричинное возбуждение, снижают умственную работоспособность, доставляют неприятности побочными явлениями: проблемами с кожей, полнотой. С гормональными выбросами просыпаются генетические программы, которые, подобно скульпторам, начинают лепить новое тело девушки или юноши.

Изменения тела в свою очередь вызывают смятение в душе. А вдруг не вырасту (вырасту слишком сильно)? Почему я такой худой (толстый)? По-моему, у меня очень маленькая (большая) грудь. У меня совсем не растут (так быстро растут) усы! Тело находится в процессе постоянных изменений, разные его органы развиваются в своем темпе, отсюда непропорционально длинные конечности подростков, высокий детский голос у здоровенного парня или заметная грудь у девочки, которая ещё выглядит и чувствует себя ребёнком. Подростку трудно поверить, что пройдет совсем немного времени, и дисгармония исчезнет, он обретет ладное юношеское тело. Год — полтора кажутся вечностью. Подстегиваемые гормонами эмоции могут заставить отказаться от долгожданной вечеринки из-за замеченного прыщика, или считать жизнь конченой ввиду «ужасного» изъяна во внешности, заметного, как правило, только самому его обладателю. Постоянное и сильное недовольство своим обликом может говорить о нервном расстройстве — дисморфофобии (см. дополнительный очерк «В погоне за топ-моделями»).

Однако трудности переходного возраста не исчерпываются физиологией. Само положение подростка в нашей культуре весьма двусмысленно. В древние времена и в ныне сохранившихся архаичных культурах человек, достигший половой зрелости, становился полноправным членом общества, получал право заводить семью, распоряжаться собой, на равных с другими принимать решения, касающиеся судьбы племени. Момент перехода из детей во взрослые отмечался особым обрядом — инициацией, который символизировал смерть человека как ребёнка и рождение его как взрослого. Нередко при этом происходила смена имени, изменялась внешность (прическа, узоры на теле, одежда). Хотя сам обряд был сопряжен с нешуточными испытаниями, сопровождался болью, страхом, разнообразными лишениями, иногда даже нанесением увечий, инициация была радостным и долгожданным событием. Ведь статус молодого человека после неё резко повышался, у него становилось намного больше прав и возможностей.

Совсем иначе обстоит дело в современной европейской цивилизации. В ней недостаточно уметь держать копье и построить шалаш, в котором можно поселиться с понравившейся девушкой из племени. Чтобы обеспечить не то что семью — самого себя — нужно долго учиться, осваивать множество навыков жизни в сегодняшнем мире: от оплаты счётов и пользования сложной техникой до взаимоотношений с начальством и организации своего рабочего дня. Проходит от 7 до 10 лет, прежде чем взрослый с точки зрения природы человек становится взрослым с точки зрения общества. Кроме того, поскольку специального обряда, подобного инициации, не существует, непонятно, в какой именно момент происходит окончательный переход. Кто-то считает рубежом достижение определённого возраста, кто-то — получение аттестата, диплома или первой зарплаты. Взгляды самого подростка, его родителей, учителей, общественное мнение могут в этом отношении существенно расходиться.

Двусмысленность положения подростка в своих собственных глазах и глазах окружающих вызывает немало трудностей. Действительно, он лишен большинства привилегий детского возраста. От него ждут взрослой серьезности и ответственности за свои поступки. Закон, например, обычно предусматривает ответственность за совершение правонарушений с 13—14 лет. Учителя и родители тоже не склонны теперь снисходительно относиться к проявлениям легкомыслия, беспечности, импульсивности — всего того, что прощают детям. Однако взрослых привилегий подростку пока не предоставляется. Он зависит от родителей материально и морально, он должен отчитываться перед ними, куда идёт, с кем и зачем, любой взрослый считает себя вправе сделать ему замечание, его общение и сексуальная жизнь находятся под пристальным вниманием. Между подростком и взрослыми словно идёт нескончаемый спор: «Я уже не ребёнок!» — заявляет он, отстаивая своё право на самостоятельность, на распоряжение собой. «Но ты же ещё не взрослый!» — отвечают ему, ограничивая и контролируя. «Я ещё не взрослый!» — говорит подросток, прося о поддержке, о помощи, о терпимости. «Но ты же уже не ребёнок!» — слышит он в ответ, и сталкивается с постоянным требовательным недовольством взрослых. Неудивительно, что подростков часто отличает конфликтность, раздражительность, даже агрессивность.

Если биологические изменения происходят сами собой, а изменение социального статуса предусмотрено устройством общества, то работу по перестройке души приходится делать самому человеку. К 12 годам в основном уже проявляется все то, с чем ребёнок пришёл в мир: темперамент, характер, способности. За плечами важнейший опыт детства. Теперь на основе этого материала подростку предстоит начать строительство своей личности, того начала, которое в скором будущем позволит ему распоряжаться своей жизнью, самостоятельно принимать важные решения. Эрик Эриксон назвал эти переживания кризисом идентичности, цель которого — обрести самого себя.

Начинается работа по обретению себя очень тяжело. Подросток, в отличие от того жизнерадостного, уверенного в себе ребёнка, которым он был совсем недавно, остро чувствует своё несовершенство, свою зависимость от старших и от сверстников. Он старается быть лучше — и в результате страдает от чувства неискренности, фальши. Потом решает: «раз я такой плохой, нечего это скрывать» — и делает и говорит много такого, о чем потом жалеет. Поглощенность собой, постоянная потребность оценивать себя делает подростка очень ранимым. Поведение, слова, чувства окружающих воспринимаются им через пелену собственных эмоций. Ему кажется, что все вокруг только и делают, что наблюдают за ним, обсуждают его внешность и поступки. Малейшая неловкая ситуация, некстати сказанное слово, допущенная ошибка заставляют «проваливаться сквозь землю», становятся предметом долгих мучительных размышлений. Мнительность подростков беззастенчиво используется рекламой: ее создатели прекрасно понимают, как пугает в этом возрасте образ привлекательной девушки, демостративно отшатывающейся от тебя из-за «несвежего дыхания» или запаха пота.

Для человека в этом возрасте самое важное в жизни — отношения с людьми. Это отодвигает на второй план и учебу, и увлечения. Но вот парадокс — именно свойственная этому возрасту крайняя эгоцентричность, поглощенность собой, затрудняет контакт и взаимопонимание с окружающими. Часто становятся очень напряжёнными отношения в семье. Подросток решает задачу по отделению от родителей, по преодолению в своем сознании их незыблемого авторитета. Он вдруг впервые видит вместо самого сильного, самого умного, самого справедливого на свете отца какого-то почти незнакомого ему человека: раздраженного, немолодого и, похоже, не очень умного. Вместо лучшей в мире, самой красивой и доброй мамы — уставшую, располневшую женщину, полную дурацких предрассудков насчёт секса и жизни вообще. Такое открытие пережить нелегко. Подросток вдруг понимает, насколько он и его родители — разные люди, как отличаются их вкусы, мнения, ценности. Естественно, свои предпочтения он считает единственно верными, а родительские — устаревшими и скучными. Даже если это не говорится вслух, то сквозит в голосе и взгляде, и взрослые порой обижаются, как дети. Ведь они в это время и сами остро чувствуют приближение старости, а тут ещё собственный ребёнок нажимает на больное место. В результате обычный спор из-за музыкальных вкусов может разгореться в жесточайший конфликт, казалось бы, совершенно неадекватный теме (см. статью «Семья»).

Подросток и его родители находятся словно в разных системах координат: он стремительно меняется -- они стараются сохранить стабильность; они хотят, чтобы он сначала поумнел и стал ответственным, а потом проявлял своеволие -- у него получается только наоборот. Растерянные происходящими в любимом ребёнке изменениями, родители срочно «берутся за воспитание», что окончательно портит отношения. Подросток приходит к выводу, что «с ними не о чем разговаривать» И вместе с тем ему остро не хватает близости с родителями, он страдает от одиночества, хочет возобновить контакт — и не знает как. Он отдаляется от семьи, подчёркивает своё равнодушие. Возможно, этот характерный для подростков способ психологической защиты и лег в основу распространённого убеждения, что семья в этом возрасте не важна. Однако исследования психологов показывают, что причиной психологических проблем, тяжёлых переживаний и даже попыток самоубийства у подростков в подавляющем большинстве случаев становятся отношения с родителями. Хотя сами родители обычно бывают уверены, что «ему все равно».

Особую роль в жизни подростка играют сверстники. На самом деле, даже в школу, как показывают опросы, они ходят в первую очередь ради общения с одноклассниками. Успехи в учебе имеют для них смысл, только если способствуют авторитету среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный мальчик может, например, специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям», потому что роль белой вороны, изгоя из коллектива для подростка намного хуже любых репрессий со стороны родителей и учителей. Он стремится одеваться, говорить, думать «как все наши». Существует и развивается (не без помощи бизнеса, делающего на этом огромные прибыли) целая подростковая субкультура: музыка, кино, журналы, одежда, спортинвентарь, электроника, напитки, жаргон, способы проведения досуга. Всем этим подростки как бы сообщают окружающим взрослым: мы уже не дети, мы не такие, как вы, и мы вместе. Взрослых, особенно родителей, мечтающих вырастить своего ребёнка независимо мыслящей, яркой индивидуальностью, очень раздражает этот групповой конформизм (см. статью «Человек в группе»). Героине рассказа Ильи Зверева «Второе апреля», семикласснице Маше, родители не разрешают отрезать косы. Она спорит с ними. убеждая, что сейчас все коротко стригутся, это современно и оригинально. Папа пытается с толковым словарем в руках убедить её, что «оригинально» и «как все» — совсем разные вещи, но Маша, девочка вообще-то очень неглупая и самостоятельно мыслящая, остаётся при своем мнении. Особенно трудно родителям понять подражание лидеру, часто менее интеллектуальному, чем их ребёнок, и обладающему неприятными чертами характера. Тратить усилия на развенчание авторитета в глазах подростка бесполезно. Лучше просто подождать, когда возраст коллективизма и подражания сменится возрастом индивидуализации, подчёркивания своей неповторимости — а это произойдет совсем скоро.

* * *

Некоторые трудности подросткового возраста неизбежны. Однако далеко не для всех он становится очень тяжёлым, травматичным периодом. Многое зависит от того, насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него «группа поддержки» — друзья, семья, учителя. Как писал Эриксон: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий промежуток времени, полагаясь на надёжность тех, кого он должен отпустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

2. Кризис идентичности. Сюжет к статье «Кто такой Я?»

Период отрочества называют «самым трудным возрастом». И действительно, в это время многое меняется в душе человека (пока именно в душе – в жизни начнет меняться позже, в юности и молодости). Подростка перестают удовлетворять оценки со стороны и хочется узнать «какой я на самом деле». В десять лет героический фильм или книга вызывает мечты, в которых ребёнок видит себя таким же непобедимым героем. В тринадцать мысли могут быть совсем другими: «Да, он не трус. Не то, что я…», «Хорошо ей быть принцессой и красавицей. А мне, страшненькой троечнице, что в этой жизни делать?»

Подросток начинает осознавать свою ответственность за то, что с ним происходит. Прежде поступки, хорошие и не очень совершались импульсивно, под действием мгновенных чувств. Потом самому было непонятно — как угораздило такое натворить? Ребёнок искренне утверждает, что чашка «сама упала» или что беспорядок в комнате учинил «гномик». Что касается последствий, то ребёнку хочется только одного — чтобы все бури поскорее миновали, родители перестали сердиться и снова все стало хорошо. Теперь все иначе. Сделать какую-нибудь глупость по-прежнему очень легко под влиянием момента, зато потом, независимо от того, повлекло ли это за собой какие-то неприятности, начинается мучительный процесс обдумывания, порой настоящего самоедства. Это касается не только особо значимых поступков, но буквально каждой своей мысли и чувства. «О ребёнке следовало бы говорить «мне думается», «мне запоминается» – безлично; о подростке: «я думаю, я запоминаю» – писал Л. Выготский.

Познание себя, чувство ответственности, самоосознание – все это составляющие того самого чувства идентичности, которое обретает человек именно в этом возрасте. Оно порой переживается так ново и остро, что подросток кажется себе «не таким, как все», особенным, и это чувство может колебаться от сознания своей гениальности, особой миссии, до ощущения полного ничтожества, уродства, ненормальности. Даже заурядность в этом возрасте переживается как приговор, как крайне отрицательная характеристика, что поразительным образом сочетается со стремлением «быть как все». Чувства и устремления юного человека противоречивы, непонятны ему самому. Он хочет войти в большой мир, найти в нем свое место, и вместе с тем подвергает этот мир жесткой критике, не приемлет его всей душой «Надоело мне, что все чего-то добиваются, чего-то хотят сделать выдающееся, стать кем-то интересным. – говорит юная Френни, героиня повести Сэллинджера --Надоело, что у меня не хватает мужества стать просто никем!... Все они такие. И всё, что они делают, всё это до того — не знаю, как сказать, — не то, чтобы неправильно, или даже скверно, или глупо — вовсе нет. Но всё до того мелко, бессмысленно и так уныло. А хуже всего то, что, если стать богемой или ещё чем-нибудь вроде этого, всё равно это будет конформизм, только шиворот-навыворот».

Впервые о подростковом возрасте как трудном, критическом этапе в жизни человека сказал в 1904 году английский психолог Стэнли Холл. Он назвал отрочества возрастом «бури и натиска», описав его как трудное, проблемное время, полное противоречивых чувств, внутренних и внешних конфликтов, тяжелых переживаний. Эту точку зрения разделяли психологи самых разных направлений. Психоаналитическая традиция, в которой особое внимание подростковым проблемам уделяли Анна Фрейд и Франсуаза Дольто, исходила из того, что психологические проблемы – это нормальный вариант развития подростка, и настораживать взрослых должно скорее благополучное, без потрясений протекание отрочества. В своей знаменитой книге «На стороне подростка» Дольто пишет: «Подросток… должен то и дело предпринимать все новые и новые попытки жить. Это Сизифов труд… его настроение колеблется между депрессией и экзальтацией, это его постоянный фон».

Эрик Эриксон считал подростковый кризис самым важным из всех возрастных кризисов. По его мнению, в это время оживают все психологические проблемы, которые были в детстве и появляются готовые, связанные с социальным, половым, мировоззренческим самоопределением.

Такое восприятие отрочества было подвергнуто сомнению, когда антропологи изучили жизнь архаичных культур и с удивлением обнаружили, что никакого подросткового кризиса там нет – напротив, этот возраст воспринимается как самый комфортный в жизни человека, поскольку сочетает в себе максимум возможностей с беззаботностью. из этого делался вывод, что подростковый кризис – один из «пороков цивилизации», связанный с удлинение периода обучения и более поздним вступлением в брак, а значит, промежуточным положением подростков между детьми и взрослыми. «Юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. – иронично отмечал Ф. Масгрейв --Паровую машину построил Уатт в 1765 г., а юношу — Руссо в 1762г. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону».

Опровергали теорию «бунтующего отрочества»и психологи, проводившие массовые обследования подростков, такие как Мишель Кле, (Имя?) Мастерсон и (Имя?) Уошборн. Результаты многочисленных опросов показали, что психологическое неблагополучие свойственно лишь меньшей части подростков, причем их процент не больше, чем процент таких людей среди взрослых. То есть, нельзя считать тяжелые переживания в отрочестве нормой, для них всегда есть какие-то причины, и эти причины не сводятся к возрасту и задачам развития.

Трудно однозначно сказать, какая из точек зрения ближе к истине. Ведь если соглашаться с тем, что основная задана подросткового возраста – обретение способности к самоопределению, к принятию решений, ответственности за свою жизнь, то нет ничего удивительного, что он не отмечается в архаичных культурах. Эти общества предоставляют человеку немного возможностей для выбора и потому предъявляют намного меньше требований к его способности распоряжаться собой. Поэтому для кризиса идентичности просто нет почвы. И совершено естественно, что эта почва появилась именно с Нового времени, со времен парового двигателя и Руссо, когда традиционное, строго регламентированное общество стало уходить в прошлое. Что касается того факта, что большая часть подростков не отмечает у себя заметных психологических сложностей, то этому может быть два объяснения. Либо это очень устойчивые, выросшие в совершено благополучных семьях подростки, либо они просто избегают пройти через кризис, предпочитая продлевать бездумное детство. Иначе откуда бы бралось столько взрослых, явно не способных осознано и ответственно строить свою жизнь и принимать решения?

3. Юность.

Понятие «тинэйджеры» (от англ. суффикса teen — общего для всех числительных от 13 до 19 и aigе — возраст) включает в себя и подростков 13-15 лет, и молодых людей в возрасте от 15 до 19 (реально – до 21-22). Однако разница между этими возрастами очень велика.

На смену смутному отрочеству приходит юность — время заметно более светлое, хотя и далеко не простое.

К 15-16 годам в основном завершается физиологическое взросление, улучшаются самочувствие и внешность. Постепенно человек обретает всю полноту физических и интеллектуальных возможностей. Уже примерно с 12 лет быстро развивается способность к обобщениям, логическое мышление. Но в отрочестве слишком многое мешает в полной мере оценить открывшиеся перспективы. Ухудшение концентрации внимания, падение умственной работоспособности, вызванное гормональной нестабильностью, может даже создать у некоторых подростков и их учителей впечатление «поглупения», снижения умственных способностей. Только часть подростков, имеющих устойчивые познавательные интересы, делают интеллектуальный рывок сразу же. Остальные начинают использовать новые возможности позже, когда придут в себя после потрясений отрочества — если за это время не махнут на себя рукой и не будут списаны в безнадёжные нетерпеливыми родителями и педагогами.

Исследования психологов показывают, что существенной разницы между мышлением и юноши и взрослого человека нет. То есть уже с 15-16 лет человеку в принципе посильна любая интеллектуальная задача. Но, может быть, ещё важнее то, что новый уровень развития мозга позволяет осознавать сам процесс мышления, получать удовольствие от поиска решения задачи. В юности человека интересуют границы возможностей его интеллекта, ему любопытно сравнивать себя с другими. Многие в этом возрасте с удовольствием играют в сложнейшие интеллектуальные игры, азартно решают хитроумные задачи, не упускают ни одной возможности «поиграть мускулами» ума.

Расцвет переживают и другие способности: в юности многие сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают, занимаются творческим рукоделием. Именно на возраст от 15 до 22 приходится пора наивысших достижений во многих видах спорта. Успеху способствует и крепнущая способность к самоконтролю, саморегуляции. Юноша уже довольно часто знает, что ему нужно, и может управлять собой, от чего-то отказываясь, совершая немалые усилия ради достижения цели. Меняется отношение к учёбе, она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов. Даже если некоторые моменты вызывают протест и скуку, юноша уже может сознательно смириться с ними, если это необходимо для достижения своей цели — например, поступления в институт.

Один из основных вопросов подросткового возраста “Кто я?” сменяется вопросами о своих реальных возможностях и жизненных целях: “Чего я хочу?” и “Что я могу?”. 16-18-летних даже сами обстоятельства их жизни — окончание школы, необходимость зарабатывать на жизнь, отделение от семьи из-за учебы в другом городе или службы в армии, первая любовь и т.п. — вынуждают делать серьезные жизненные выборы: намечать свое будущее, выбирать профессию, образ жизни, стиль поведения, способ проведения досуга, а возможно и спутника жизни. Это очень важные, серьезные решения, которые по сути человеку приходится принимать раньше, чем он к этому готов, раньше, чем у него появляется достаточно опыта, информации, мудрости, чтобы оценить тот или иной вариант. В этом и состоит главная особенность и главная трудность юношеского возраста.

В это время иным становится восприятие мира, себя, других людей. Появившаяся уже в подростковом возрасте способность к обобщению, к построению глобальных схем, в сочетании с отроческим максимализмом не способствовала хорошему настроению. Видение мира в черно-белом свете (исключительно плохой — полностью хороший, совершенно правильный — абсолютно неправильный) затрудняло общение с людьми, обрекало на постоянную эмоциональную качку. В юности способность к обобщению дополняется умением видеть переходы и полутона, единство в различном. Это улучшает самооценку, поскольку какой-то мелкий изъян уже не заслоняет всего остального, человек способен помнить, что хоть он и застенчивый, зато умный, пусть не красавец, но с хорошим чувством юмора. Вознаграждается и тяжёлый труд по осознанию себя, формированию своей личности. Человек уже не зависит так сильно от мнения окружающих, сам «знает себе цену».

Постепенно налаживаются отношения со старшими (если обе стороны за это время не поставили друг на друге крест). Пережив острое разочарование подросткового возраста, в юности человек начинает по-новому относиться к родителям и учителям. Он никогда больше не будет обожествлять их, как в детстве, но и их несовершенство больше не кажется ему трагедией: люди как люди, со своими достоинствами и недостатками, которые не мешают их любить и уважать. И положение в глазах окружающих от промежуточного заметно смещается в сторону взрослого. Возмужалый вид и стиль поведения убеждает родителей, они готовы предоставить большую самостоятельность, постепенно свыкаются с мыслью, что их ребёнок — уже не ребёнок. В юношеском возрасте многие стремятся самостоятельно зарабатывать если не на жизнь, то на личные расходы, полная материальная зависимость уже несовместима с внутренним состоянием человека.

Некоторые американские психологи считают, что в возрасте 17-20 лет человеку совершенно необходимо “вырвать корни”, то есть отделиться от своих родителей и психологически и физически: стать независимыми, самостоятельными и по возможности покинуть родной очаг. Так оно обычно и происходит в американской культуре, где начало учебы в колледже или университете, поиск выгодной, интересной работы обычно становятся поводом для переезда из родительского дома. Однако для многих других культур, в том числе и российской, столь раннее отделение от семьи скорее свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями и детьми, о том, что молодого человека дома ничто не держит – или слишком сильно держит, так, что он стремится поскорее вырваться. Ранняя самостоятельность, безусловно, многое дает молодому человеку, но в чем-то и обделяет, не давая ему навыка жизни в семье не на правах ребенка, а в качестве одного из ее взрослых членов. А чувство одиночества и неприкаянности порой толкает на поиски рискованных способов проведения досуга или завязывание очень тесных отношений с совершенно случайными людьми.

Отношения с окружающими продолжают играть в юности столь же важную роль, что и в отрочестве, но их характер меняется. Новая уверенность в себе позволяет оставить в прошлом полную подчиненность группе сверстников. Теперь человек стремится найти свое, особое место в группе друзей, ему важно не слиться с ней, а сделать так, чтобы его ценили и слышали. Если же есть принципиальные разногласия, юноша уже способен противопоставить себя группе, выдержать изоляцию от сверстников, но не уступить в важном для себя вопросе. Сверстники начинают восприниматься боле избирательно, на первое место выходят не такие, в общем, случайные, признаки, как музыкальные вкусы или манера поведения, а сходный образ мыслей, интересы, убеждения. Именно в этом возрасте часто рождается глубокая, на всю жизнь, дружба.

Само слово «юность» неразрывно связано в нашем сознании со словом «любовь». Мало что в этом возрасте кажется таким же важным, как отношения с любимым человеком. Обретая самостоятельность, юный человек психологически отделяется от прежнего источника эмоциональной поддержки – своих родителей. Это вызывает повышенную тревогу, обостренную потребность в понимании и нередко заставляет молодых людей искать в другом человеке такой несравненный идеал, который заменит собой всё, что ушло вместе с детством. Поэтому юным свойственно стремление полностью слиться с другим человеком. При этом их гораздо больше волнуют собственные чувства, чем состояние любимого, от него же требуются безусловные признание и понимание. Но так как предмет привязанности скорее всего не сможет оправдать столь высоких ожиданий, рано или поздно эмоциональный союз даст трещину. Чем больше идеализировался партнер, тем большее разочарование может испытать человек, столкнувшись с реальностью. Недавний идеальный друг или возлюбленный сразу превращается в противоположность — предателя или негодяя. “Ликование до небес и печаль до смерти” — так говорил о юношеских чувствах Гете.

Однако в этих эмоциональных потрясениях и переживаниях этого возраста заключен глубокий смысл. Юношеская “сила страстей” способствует развитию личности и ускоряет его, также как и всякое сильное переживание. Одиночество, ревность, обида, разочарование переживаются очень остро, доставляют много сердечных мук, но все это совершенно необходимо для душевого роста, для обретения подлинной глубины чувств.

Еще одна важнейшая задача отрочества и юности — создание системы ценностей. Человек больше не может и не хочет «жить чужим умом», он должен сам для себя определить, что важно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Поэтому в этом возрасте так много читают, спорят, думают. Если время будет упущено и потрачено на бездумное подчинение воле старших или столь же бездумные развлечения, есть риск и всю остальную жизнь не жить, а «коротать время до смерти». Обычно молодые люди очень остро осознают это. В юности меняется восприятие времени. Если ребенок живет настоящим, подросток поглощен задачей отделения от своего прошлого — детства, то юноша устремлен в будущее. Именно в юности человек принимает свой первый жизненный план, который в будущем будет определять его судьбу, причем независимо от того, будет ли он реализован. Будущее разочарование или чувство измены своему предназначению могут стать основой глубочайших кризисов в зрелые годы.

Юношеские планы — это ещё не чисто прагматичные расчёты взрослого человека, исходящего их жёстких реалий жизни и своих ограниченных возможностей. Они часто носят глобальный характер, включая в себя не просто личные достижения, а идеи переустройства общества, изменения жизни всех людей. Часто суждения молодых людей вызывают у взрослых тяжелый вздох: «Жизни не знаешь…» или возмущают своей категоричностью. Но вряд ли у тех же взрослых вызвал бы симпатию шестнадцатилетний человек, которого бы отличали приземленность, расчетливость и циничное признание несовершенства мира. В юности существует негласный запрет на критику своих идей и планов, человек не хочет сам себе заранее подрезать крылья. И никому другому не стоит этого делать, даже с добрыми намерениями «уберечь от разочарований». Юношеское ощущение своего всемогущества, конечно, иллюзия, хотя бы потому, что на осуществление всех планов и проектов просто физически не хватит времени, даже если достаточно способностей и энергии. Но благодаря этой иллюзии человек переживает один из самых ярких, творческих, счастливых периодов жизни и поднимается вверх, на расстилающееся перед ним плато зрелости. И никто заранее не может сказать, каким мечтам и в какой мере предстоит исполниться.

Юность.

Юношеский возраст, как самостоятельный период развития, выделяется достаточно редко. Чаще всего юность рассматривается как вторая подстадия подросткового возраста, которую относят на 16—20 лет (первая подстадия охватывает возраст 11-15 лет). Подобное выделение двух подстадий в подростковом возрасте объясняется особенностями происходящих перемен психического развития от первой ко второй подстадии подросткового периода. В чем состоит суть различий между ранней подростковой подстадией и поздней, обозначаемой юношеским периодом?

Первое отличие касается интеллектуального развития. Ж. Пиаже считал, что в подростковом возрасте мышление достигает своей высшей точки. Напомним, что высшая стадия развития интеллекта — стадия формальных операций, характеризующаяся способностью к абстрактно — логическому мышлению, свойственному и взрослым, достигается к 12—15 годам, т. е. раннему подростковому возрасту. Однако способность абстрактно и логически мыслить вряд ли означает максимальное развитие мышление, которое не изменяется в дальнейшей жизни человека. В юношеском возрасте продолжается интенсивное развитие познавательных способностей, которые включают возможность проявлять нестандартный подход к уже известным проблемам, умении включать частные проблемы в более общие, способности вычленить суть вопроса из неполно сформулированных условий. Познавательные процессы юношей отличаются большим совершенством и гибкостью. Тяга юношей рассматривать более глобальные модели, вести споры об отвлеченных предметах демонстрируют эти особенности. Они часто вызывают учителей и родителей на мировоззренческие разговоры, обсуждают более общие проблемы, отвлекаясь от решения конкретных задач. Подобное «философствование» порой раздражает учителей и родителей, кажется пустым провождением времени. Более того, подобные рассуждения юношей порой совершенно не корректируются реальностью. Однако данная особенность мышления служит тренингом в освоение более сложных мыслительных построений, временная нечувствительность к реальным аргументам является следствием необходимости развития более общих мыслительных моделей. Совершенствование мышления в юношеском возрасте носит избирательный характер в значительно большей степени. Направленность размышлений отвечает индивидуальным интересам и ценностям. Если в раннем подростковом возрасте ребёнок пытается осмыслить общие законы взрослой жизни, то юноша — собственные возможности реализации своего потенциала. Личностное развитие начинает направлять способности мышления. Американские психологи М. Парлоф и Л. Датта провели исследования особенностей личности юношей и взрослых, отличающихся выраженными творческими способностями. Оказалось, что более творческие и взрослые и юноши отличались более выраженной индивидуальностью, стремлением рассчитывать на свои силы, эмоциональной подвижностью, большой самостоятельностью, уверенностью в себе, уравновешенностью и целеустремленностью. Возрастных различий по данным характеристикам обнаружено не было. Однако взрослые отличались от юношей уровнем самоконтроля, уровнем притязаний и ощущением самореализации. Все эти качества способствовали организации творческого процесса и увеличивали его эффективность. Следовательно, положение юноши и взрослого различно. Юность психологически более подвижна и склонна к усвоению нового, к увлечениям. В то же время для достижения творческой продуктивности, юношам необходимо достичь интеллектуальной собранности, дисциплины, самоконтроля, сформировать свой стиль максимальной продуктивности. Интересным представляются результаты исследований 200 юношей по изучению влияния трудности учебной деятельности на развитие личностных особенностей, проведенное американскими психологами К. Миллер, М. Кон и К. Скулер. Оказалось, что более сложная и более самостоятельная учебная работа значительно лучше развивает у подростков гибкость мышления, творческий подход к решению задач, формирует самостоятельность и снижает эмоциональное напряжение. В свете этих данных, усредненный подход к обучению старшеклассников, жёсткая регламентация учебного процесса, снижают развитие творческого потенциала, учебную активность и ответственность за свою учебу. При видимой перегрузке учебного процесса в старших классах, возможна реальная интеллектуальная недогрузка, связанная с психологическим отказом юношей принимать активное участие в выполнении программ школы. Выходом из этого положения может стать индивидуальный подход к детям юношеского возраста. Следует обратить внимание, что по многочисленным данным, школьная успеваемость не всегда связана с дальнейшим творческим развитием человека. Многие известные люди неважно учились в школе (Ч. Дарвин, Гегель, Шиллер, Г. Гейне, Верди, Дж. Свифт, выдающийся психолог Дж. Уотсон и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: