!! Все статьи представлены авторами без права использования в коммерческих изданиях!!
Жестокое обращение.
Жестокое обращение, насилие над детьми это одно из самых тяжелых преступлений и, к сожалению довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах. По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми.
Пренебрежение нуждами - когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т.п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.
Эмоциональное насилие - это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства - с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя; конфликты между замещающими и кровными родителями ребенка; вопросы типа «кого ты больше любишь, папу или маму?».
Физическое насилие это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Так же это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в замещающей семье, как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».
Сексуальное насилие - любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
|
Для детей последствиями насилия становятся травмы (эмоциональная всегда, но иногда еще и физическая), а так же дурные навыки и негативные модели поведения. Душевные и телесные травмы необходимо врачевать (врачи и психологи), а дурные навыки – перевоспитывать. И то и другое требует времени, по мере формирования новой привязанности, поведение ребенка начинает меняться. Последствия могут проявиться в самый неожиданный момент, в ситуациях, которые чем-то напомнили травматический эпизод. Некоторые дети могут панически боятся того, что замещающие родители выпивают спиртные напитки или страшиться их интимной жизни родителей; другие могут вовлекать детей в сексуализированные игры. Необходимо помнить, что дети – жертвы, а не преступники и не «испорченные», хотя сами они в результате пережитого считают себя «испорченным товаром», а от взрослых ждут повторения того, что было раньше.
Эмоциональном состоянии у детей, переживших жестокое обращение, нестабильно. У них часто наблюдаются проблемы с активностью – гиперактивность\заторможенность, трудности средоточения - не концентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональных проблем (аффект тормозит интеллект).
Ребенок, пережившего насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд безобидные действия, жесты или слова.
|
Замещающие родители должны тщательно обдумать, как они будут устанавливать позитивные взаимоотношения с такими детьми. Очень важно в таких случаях быть в постоянном контакте с детским психологом или специалистом, который может помочь вам разработать стратегию поведения.
Для нормального роста и развития детям необходима крепкая и здоровая привязанность к родителям. Некоторым детям, особенно тем, у кого есть проблемы со здоровьем, задержки в развитии и т.п., привязаться к новым родителям или воспитателям может быть трудно.
Это означает, что воспитателям придется уделять ребенку много своего времени, проявлять терпение, постепенно завоевывать его доверие. Вам необходимо настроиться на то, что долгое время им потребуется работать в «режиме отдачи» ничего не ожидая и не получая взамен.
Даже когда в целом последствия жестокого обращения будут преодолены, в случае стресса (тяжелая болезнь, сильный испуг, эмоциональное потрясение, потеря) возможно возвращение его прежнего поведения и страхов.
Ребенок может принимать на себя вину за все, что с ним произошло. Например, дети, перенесшие сексуальное насилие считают, что они «сами на него напросились». В таких случаях воспитателям важно понимать самим, и объяснять детям, что ответственен за случившиеся всегда только взрослый человек, который был инициатором насилия. Недопустимы любые высказывания, хоть в какой-то мере возлагающие часть ответственности на ребенка: «Что же ты позволил?», «Надо было убежать!».
Если насилие совершал человек, к которому у ребенка была или есть привязанность, особенно, если это была мать или отец, важно найти правильный способ выражать свое отношение к тому, что произошло. Нужно формулировать высказывания, не содержащие оценки самого человека, но однозначно плохо оценивающие факт насилия. Например, «Он не должен был так делать!», «Так никогда нельзя поступать с детьми!».
Хорошо, если дети начинают доверять взрослым, рассказывать им о пережитом, проговаривать свои страхи. Но не все дети готовы говорить о прошлом. В таких случаях важно не пытаться расспрашивать ребенка, а обратиться к специалистам служб – детским психологам, врачам.
2. Признаки насилия.