Понимание и помощь детям, переживающим разлуку или потерю.




Эта таблица создана на основе информации, найденной в собрании сочинений Веры Фальберг, названном «Сведение всех частей воедино», которое включает следующую книгу: «Привязанности и Разлучения». Собрание сочинений «Сведение всех частей воедино» было первоначально опубликовано в 1982 году и переиздано и распространено в январе 1988 года организацией «Сполдинг ФорЧилдрен». Мичиган.
Перемещение/потеря – это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них – значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребенком и новой семьей.
Возраст Задачи развития Последствия разлучения или потери Помощь в минимизации
Младенчество Младенцы развивают чувство защищенности и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа – развить чувство доверия к другим. Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Они могут потерять способность полагаться на окружающий мир и людей, живущих в нем. Они могут стать менее гибкими. Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму.
Дети, только начинающие ходить и говорить Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно. Разрушение чувства независимости, уверенности в собственных силах и самоуважении. Дети, уже начавшие ходить и говорить, могут демонстрировать поведение, характерное для младенцев. Понимать, что дети нуждаются в развитии независимости или в развитии баланса между зависимостью и независимостью. Терпимо относиться к прилипчивому поведению, причиной которого является то, что дети не верят, что взрослые всегда будут рядом, как только им понадобятся. Могут вести себя, как будто являются своими собственными родителями, нуждаются в возможностях для проявления доверия, самостоятельности и возможностях контролировать окружающий их мир. Понимать те события, которые связаны с разлучением и потерей, так как подобные события могут вызвать воспоминания в будущем.
Дошкольники Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми, демонстрируют огромный интерес к окружающему миру, развивают речевые навыки и умения. не способны понимать причину и следствие. Мир непонятен им; боязнь быть брошенными; характерно неправильное понимание причин перемещений, возложение вины на себя. Прислушиваться ко всем странным заявлениям для того, чтобы получить представление о понимании ребенком причин размещения его в приемную семью. Быть внимательным к развитию ребенка. Задержки развития речи являются характерной чертой для детей, которые пережили физическое насилие или отсутствие внимания. Нуждаются в постоянстве и предсказуемости, для того чтобы выработать чувство доверия и контроля.
От 6 до 10 лет Учеба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обостренное чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать. Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития. Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.
Подростки Потребность в признании сверстниками становится сильнее потребности в сопричастности с семьей. Должны справляться с возникающими сексуальными и агрессивными импульсами. Начинают искать свое место в мире. Хотят независимости от семьи. Развивают интеллектуальные способности и способности к аргументированию. Чувство сопричастности и отношения со сверстниками крайне важны. Чувство потери усиливается вследствие эмоциональной нестабильности и импульсивности, характерных для подросткового возраста. Потеря осложняет процесс осознания себя как личности и влияет на самооценку. Будучи разлученными с семьей на стадии, когда нужна независимость, ребенок испытывает чувство гнева. Имеют потребность быть полноправными участниками процесса планирования, потребность ощущать, что их желания всегда принимаются во внимание. Нуждаются в помощи, чтобы осознать и справиться со своими негативными чувствами и низкой самооценкой. Нуждаются в помощи в обсуждении сексуальных проблем на базе несексуальных отношений. Нуждаются в поддержке в отношениях со сверстниками; например, в помощи справляться с давлением сверстников.

 

5. Вера Фалберг «Путь ребенка в семью», гл. 7, выдержки.

Книга жизни.

Традиционно семья является хранилищем информации о ребенке. Дети, которые не живут в кровных семьях, не имеют регулярного доступа к этому источнику сведений об истории своей жизни. Когда детей постоянно разлучают с теми людьми, с которыми они делили жизненный опыт, история их личной жизни становится фрагментарной. Им труднее развивать чувство собственного "я" и понимать, в какой степени их прошлое влияет на поведение в настоящем. И еще менее вероятно, что они смогут понять закономерности развития своей семьи или собственной жизни. А без этого им будет сложнее сделать сознательный выбор и нести ответственность за свои поступки. Наше прошлое укрепляет нас в осознании самих себя и обеспечивает нам чувство идентичности.

Каждый человек имеет право на собственную историю жизни. Именно поэтому мы уверены, что Книга жизни должна заводиться для всех детей без исключения, как только они попадают в ведение системы социальной опеки. Книга жизни должна сопровождать их в дальнейшей жизни и постоянно пополняться новыми сведениями, независимо от того, воссоединятся ли они с кровной семьей, будут ли жить с родственниками или в приемной семье либо выйдут из-под опеки социальной системы по достижении совершеннолетия.

Если ребенок по закону может быть усыновлен/удочерен, а его Книга жизни до сих пор не была заведена ни патронатными воспитателями, ниработниками социальной службы, задача социального работника, который отвечает за его усыновление/удочерение, – собрать материал для нее в качестве одного из аспектов подготовки к усыновлению.

Если дети уже находятся в патронатной семье и не имеют подобной книги, то, патронатные воспитатели, работая над ней вместе со специалистами, могут способствовать усилению привязанности ребенка к членам патронатной семьи. Никогда не бывает слишком поздно или слишком рано завести Книгу жизни.

Очень трудно вырасти психологически здоровым человеком, не имеядоступа к истории собственной жизни. Сам факт, что взрослые иногда колеблются, не решаясь познакомить ребенка с его прошлым, подразумевает, что оно настолько ужасно, что ребенок не сможет справиться с этим. Каким бы это прошлое ни было, ребенок прожил его и выжил, продемонстрировав навыки выживания. События жизни могут быть представлены ребенку или в позитивном виде, что поможет ему понять свое прошлое и принять его, одновременно повысив его самооценку, или в негативном, что снизит у него чувство собственной ценности. Располагая определенным опытом, взрослые могут научиться видеть даже отрицательный жизненный опыт как положительные устремления, которые оказались направлены не в то русло.

Успешное составление Книги жизни зависит от того, насколько хороший контакт установился между взрослым и ребенком. В общем, взрослый должен доказать, что он заслуживает доверия, прежде чем ребенок сможет поделиться с ним своими самыми сокровенными мыслями и чувствами. И опять основной целью общения между взрослым и ребенком будет внушение ребенку мысли: "Ты важен. Знание твоих мыслей и чувств необходимо, чтобы я принял правильное решение". Как замечал Райан (Ryan, 1985), "при работе с детьми ваша самая важная задача заключается в том, чтобы понять, как ребенок сам себе объясняет себя, как он понимает ситуацию, в которой находится".

Многие родители, подвергающие детей жестокому или пренебрежительному обращению, имеют пробелы в знании собственной жизни. Некоторые социальные работники помогают родителям составить свои Книги жизни и понять свое прошлое. Социальный работник, искреннее желающий помочь семье восполнить пробелы семейной истории, пользуется гораздо большим доверием, чем тот, кто игнорирует прошлое. Если родители на собственном примере поймут пользу Книги жизни, Генограммы или Экокарты, они с большей вероятностью будут предоставлять информацию о своих детях, находящихся на попечении государства.

Цели Книги жизни.

Самое главное в Книге жизни то, что она является хронологией событий в жизни ребенка и помогает ему вспомнить и понять, что с ним произошло в прошлом. Кроме того, ее можно использовать для повышения самооценки у ребенка и формирования у него идентичности. С психотерапевтической точки зрения Книга жизни может быть использована как средство для высвобождения сильных эмоций, относящихся к событиям прошлого ребенка, особенно к утрате или отрыву от родителей. Составляющий Книгу взрослый сможет отделить чувства от поведения - принимая чувства и в то же время выступая против неприемлемого поведения, которое демонстрируют ребенок, его родители или другие взрослые. Книга жизни дает возможность узнать прошлое и настоящее семьи, связывает его, помогая ребенку понять, каким образом события прошлой жизни влияют на его нынешнее положение и поведение. Она также может быть использована для подготовки ребенка к устройству в патронатную семью. Знание собственного прошлого поможет ребенку в общении с новыми значимыми для него людьми, например с патронатными или приемными родителями.

Таблица 7-6. Книга жизни может:

· представить хронологию жизни ребенка;

· повысить самооценку и способствовать формированию идентичности;

· помочь ребенку рассказать другим о своей жизни;

· помочь при разрешении проблем, связанных с отрывом от семьи;

· определить связи между прошлым, настоящим и будущим;

· усилить привязанность к новым значимым людям;

· повысить доверие к взрослым;

· помочь ребенку осознать и разобраться в сильных переживаниях в связи с событиями в прошлом;

· отделить реальность от фантазий и содержания магического мышления;

· понять хорошие и плохие стороны жизни своей кровной семьи.

Далее в этом разделе вы увидите, как можно использовать Книгу жизни в самых разных целях при непосредственной работе с детьми на протяжении всего периода их роста и развития. С помощью этой Книги мы можем доходчиво объяснить ребенку события его жизни, помочь ему и его семье понять, что лежит в основе поведения ребенка в тот или иной момент, помочь ему оценить свои поступки сквозь призму времени.

Что включается в Книгу жизни?

Книга жизни – это рассказ о жизни ребенка в документах, рисунках и фотографиях. В каждой такой книге должны быть сведения о кровных матери и отце ребенка. Такое выражение как "у нас нет информации о твоем родном отце" уже как минимум признает сам факт его существования и что о нем можно говорить. Детям приятно, когда имеются сведения об их рождении, включая такую информацию, как сколько они весили, какой у них был рост, в какой день недели они родились и в каком родильном доме. В книгу должна быть включена фотография ребенка в грудном возрасте, если таковая имеется. В некоторых родильных домах работает специалист, фотографирующий новорожденных, к которому может обратиться социальный работник. Любые проблемы со здоровьем и патологии при родах также нужно занести в Книгу.

В Книге должно быть представлено объяснение, почему и как ребенок попал в ведение системы патронатного воспитания и какие решения были приняты в отношении его судьбы. Дети попадают в ведение системы патронатного воспитания по причине жестокого или пренебрежительного обращения или если сами родители обращаются за помощью. Нередко взрослые, помогающие ребенку в создании его Книги, в искаженном виде объясняют эти причины, и это может привести ко многим долгосрочным проблемам.

Черил

Двенадцатилетняя Черил демонстрирует поведение, характерное для детей, подвергавшихся сексуальным домогательствам. Перед удочерением Черил социальный работник предупредила приемных родителей, что у нее есть сильные подозрения, что девочка подверглась сексуальному надругательству, когда жила в кровной семье. Однако ничего не было сделано, чтобы доказать или опровергнуть эти подозрения. В Книге жизни Черил говорилось, только о том, что ее забрали из родной семьи, так как родители были очень молоды. Несмотря на то, что кровные родители никогда не просили перевести свою дочь в патронатную семью, в Книге не было никаких указаний на имевшие место насилие или пренебрежительное отношение.

Сейчас Черил категорически отрицает любые предположения о сексуальных надругательствах. Если психотерапевт или приемные родители высказывают подобное предположение, она злится и кричит: "Я покинула их,потому что они были молоды. Мне так сказала социальный работник. Вы ничего не знаете, вас там не было".

В данном случае социальный работник, которая помогала Черил составлять Книгу жизни, сделала серьезную ошибку, не упомянув ни в какой форме жестокое и пренебрежительное обращение и возможное сексуальное надругательство. Черил сможет посмотреть правде в глаза, только если кому-нибудь удастся поднять документацию и показать ей, почему социальные работники в самом начале подозревали, что она подверглась сексуальному надругательству.

В Книгу жизни необходимо поместить фотографии кровных родителей. Если фотографии только в одном экземпляре, то с них необходимо снять копии. Информацию о родителях, а также о братьях и сестрах ребенка необходимо собирать как можно раньше и в виде Генограммы включить в книгу. Информация об основных событиях в жизни ребенка и его поведении в родном доме должна быть доведена до него в понятной ему форме, по возможности ее хорошо сопроводить фотографиями. Во время пребывания ребенка в патронатной семье в Книгу жизни должна вноситься дополнительная информация (см. табл. 7-7).

Таблица 7-7 Информация, которую должны заносить в Книгу жизни приемные родители:

· основные вехи в развитии ребенка;

· детские болезни;

· прививки;

· травмы, болезни или случаи госпитализации;

· как ребенок проявлял свою привязанность;

· как он себя вел, когда был счастлив или возбужден;

· чего боялся;

· любимые друзья, занятия и игрушки;

· день рождения и другие праздники (религиозные);

· поездки с патронатной семьей;

· члены расширенной патронатной семьи, которые играли важную роль в жизни ребенка;

· забавные поступки ребенка;

· прозвища;

· домашние животные;

· общение с кровными родственниками;

· имена учителей и названия школ, которые посещал ребенок;

· успеваемость;

· особые увлечения (туризм, клубы, скаутские отряды);

· воскресные школы и церковь;

· фотографии каждой патронатной семьи, их дома и домашних животных.

Большинство малышей и дошкольников совершают проступки, которые сначала огорчают их родителей, но с течением времени становятся семейным преданием, смешными воспоминаниями. Упоминая о них, вы внушаете ребенку, что он может и будет меняться. Даже если нет фотографий иллюстрирующих эти события, их легко зрительно себе представить. Например, один малыш очень любил сидеть на большом пакете с сухим кормом для собак и, кормя собаку, клал кусочек-другой и себе в рот. Другая девочка дважды за день вымыла голову в грязной луже, в то время как мать пыталась подготовить ее к походу в гости. У каждого ребенка имеются в архиве такие особенные поступки, которые обычно вызывают всеобщий смех, когда дети перерастают такое поведение, и они, конечно, должны быть включены в Книгу жизни.

Можно также включить в нее письма, написанные в период, когда родители оформляют свой отказ от детей. Повзрослев, бывшие дети захотят получить дополнительную информацию о своих кровной родителях. Такие письма могут быть включены в Книгу жизни или вручены отдельно людям, заботящимся о детях, чтобы впоследствии можно было ознакомить с ними подростка.

У ребенка часто возникает желание узнать основные сведения о своей прошлой жизни, но он не хочет испытывать при этом негативные эмоции. Это одна из причин, почему рекомендуется поместить копию Жизненного пути ребенка в начало или конец Книги жизни. Это даст ребенку возможность ознакомиться с резюме основных событий его жизни и определить, сколько времени он провел в той или иной семье.

Источники информации

Источники информации, к которым можно обратиться, составляя Книгу жизни, могут быть достаточно разнообразными. Совершенно очевидно, что документация социальных служб является основным источником, который используют большинство работников, ведущих дело конкретного ребенка. В тех случаях, когда у ребенка менялся социальный работник, следует обратиться к сотруднику ранее занимавшиеся данным делом, он может предоставить много важных для ребенка сведений, по каким-либо причинам не включенных в официальный отчет. Источником информации могут служить отчеты других социальных служб, имевших контакты с данным ребенком, а так же отчеты больниц, клиник для новорожденных или психиатрических клиник. Иногда у сотрудников детских дневных учреждений могут оказаться фотографии, сведения о развитии ребенка, его навыках общения со сверстниками. Информация от некоторых учителей и из школьных отчетов тоже может быть полезной. Обычно, если нет личных фотографий, находятся фотографии всего класса.

Члены кровной семьи ребенка зачастую предоставляют фотографии, памятные предметы и другую информацию. Легче всего получить доступ к этому источнику на стадии первоначальной оценки. Однако даже если Книгу жизни начинают составлять уже по прошествии значительного времени после того, как ребенок покинул кровную семью, социальным работникам, ведущим дело, иногда удается получить сведения и фотографии в результате контактов с родителями даже спустя несколько лет после лишения их родительских прав или добровольного отказа от юридических прав на ребенка. Обращение к кровным родителям в таких случаях строится на том, что, хотя они и не выполняют родительских функций, но в данный момент, у них все же есть что предложить своему ребенку. Просьбы родителей, усыновивших/удочеривших ребенка, о предоставлении им фотографий или другой информации убеждают кровных родителей в их собственной значимости в жизни ребенка. Если социальному работнику удается наладить контакты с кровной семьей ребенка, то проблемы с конфиденциальностью сводятся к минимуму.

Таблица 7-8 Источники информации:

· сам ребенок;

· отчеты по данному делу;

· кровные родители*;

· другие родственники*;

· соседи;

· люди, ранее осуществлявшие уход за ребенком*;

· школьные документы*;

· документация из медицинских учреждений о состоянии здоровья;

· судебные отчеты;

· полицейские отчеты;

· взрослые, участвовавшие в жизни ребенка

Иногда желаемые фотографии или информацию могут предоставить бабушки, дедушки и другие родственники. Как уже упоминалось выше, патронатные семьи, в которых находился или находится ребенок, также обязаны предоставлять информацию. Другие взрослые, работающие с патронатными детьми и общающиеся с ними, могут быть полезны в сборе информации. Это, например, учителя воскресных школ, руководители церковных групп и групп скаутов или спортивные тренеры.

Полицейские отчеты, датированные временем непосредственных контактов с семьей, особенно полезны, так как они обычно основаны на фактическом материале, в котором есть четкая граница между реальными наблюдениями и впечатлениями. Иногда отдельные сотрудники полиции имеют обширную информацию о некоторых семьях и ситуациях. У них даже могут быть фотографии, полученные для розыска пропавших без вести.

Филиппа

Двенадцатилетняя Филиппа хотела побольше узнать о своей матери, пропавшей восемь лет назад. Филиппа помнила, что проводилось полицейское расследование и что приятель матери подозревался в ее убийстве. В деле было указано имя сотрудника полиции, проводившего расследование.

Психотерапевт Филиппы связался с ним. Тот хорошо помнил данное дело. Он подтвердил, что приятель матери действительно подозревался в ее убийстве. Однако два года спустя друзья матери получили от нее письмо. Эксперты подтвердили, что письмо было несомненно написано ее рукой.

У сотрудника полиции оказались фотографии матери, сделанные в год ее исчезновения, из бюллетеня о людях, пропавших без вести, а также копия письма, подшитого в дело. Он послал их психотерапевту и предложил встретиться с самой Филиппой.

В газетах могут публиковаться объявления о рождении, свадьбе или разводе, некрологи, иногда тоже с фотографиями. В процессе поисков всегда целесообразно спрашивать мнение ребенка о том, где можно найти фотографии или дополнительную информацию. Нередко самим детям известны сведения о родственниках, соседях или других людях, у которых могут оказаться либо фотографии, либо документы.

Как составлять Книгу жизни

каких-то специальных правил составления Книги жизни не существует. Точно так же, как каждый ребенок уникален, каждое жизнеописание будет единственным в своем роде. Некоторые дети хотят начать свою Книгу с момента рождения или даже раньше, с момента знакомства кровных родителей и т.д. Другие не готовы думать или говорить о своем прошлом, пока не станут доверять взрослым, которые помогают им заполнять их Книгу. Для них лучше было бы начать с текущего момента, описывая нынешнюю семью, школу, друзей, все то, что они любят и не любят. Некоторые дети иногда хотят начинать Книгу со своих планов на будущее. У каждого из этих подходов есть свои преимущества.

Некоторые социальные работники используют Книги со страницами, которые должен оформить сам ребенок. Многим детям нравится идея оформления таких страниц (с помощью газетных вырезок, например), однако для детей, воспитывающихся в патронатных семьях, в силу их низкой самооценки слово "вырезки" может иметь негативный смысл, поэтому целесообразно его избегать. Можно использовать фотоальбомы с вкладными листами, в которых некоторые страницы с конфиденциальной информацией можно закрыть пластиковыми вкладышами. Некоторые взрослые используют готовые книги, другие делают их сами. Некоторые включают в них напечатанные или скопированные листы для заполнения.

Большое значение имеет и то, какие слова используются в Книге. Следует избегать употребления слов "родные", "настоящие", говоря о родителях ребенка, поскольку тем самым подразумевается, что патронатные и приемные родители, мачеха, отчим – неродные и ненастоящие. Мы также намеренно избегаем слова "навсегда", которое может оказывать подавляющее воздействие на ребенка. Слова "находиться в семье" или "вырасти в семье" одинаково хорошо отражают то чувство постоянства, которое вы хотите дать ребенку при его усыновлении/удочерении.

Несмотря на то что обычно дети активно участвуют в написании Книги или предоставлении материалов для нее, в большинстве случаев дети хотят пользоваться Книгами, написанными разборчивым почерком, предпочитая их даже тем, которые полностью написаны их собственной рукой в более раннем возрасте. Если они в раннем возрасте сами написали эту Книгу, с течением времени они будут рассматривать ее как Книгу "для маленьких". В качестве альтернативы социальный работник должен включать в нее образцы детского письма или рисунков, но лишь наряду с другими документами.

Дети очень конкретно мыслят, особенно в том, что касается эмоционально окрашенных материалов. Поэтому оказывающий помощь взрослый должен очень осторожно выбирать используемые слова. Отделение эмоций и желаний от реального поведения, как мы увидим на примере Книги жизни Сары Энн, помогает понять, почему взрослые совершают деяния, приносящие вред детям.

Когда дети сопротивляются своему участию в написании Книги, взрослым приходится быть более изобретательными. Например, с помощью видеокамеры снять родильный дом, где ребенок родился, район, где он жил, и здание суда, где принималось решение о его дальнейшей судьбе. Социальный работник из Делавэра рассказала о том, как она использовала видеокамеру в особо трудном случае, когда готовившийся к усыновлению подросток наотрез отказывался принимать участие в написании Книги. Она знала, что этот мальчик мечтал стать телезвездой, когда вырастет, и использовала это, чтобы заинтересовать его. Она попросила его снять несколько видеоинтервью. Первым интервьюировали предыдущего куратора мальчика. В конце съемки новый куратор задал несколько дополнительных вопросов и сделал фотографию. Следующее интервью взяли у предыдущей патронатной воспитательницы. После того как она подробно рассказала о том, что нравилось и не нравилось ребенку в ее доме, было упомянуто, что она встречалась несколько раз с его кровными родителями. Хотя ребенок и не задавал сам вопросов о своих родителях, он не протестовал, когда такие вопросы задавал социальный работник.

Социальный работник Майлс Хэпгуд (Miles Hapgood, 1988) рассказал замечательную историю о своем воспитаннике, подростке Крэге. Г-н Хэпгуд перепробовал множество способов, в том числе и предлагаемых автором этой книги, чтобы Крэг принял участие в составлении своей Книги жизни. Все его усилия оказались безуспешными. Крэг оставался безразличным к своему прошлому. Ему были интересны лишь компьютеры. Наконец, Хэпгуд решил использовать это увлечение подростка. Он помог ему купить собственный компьютер: половину накопил Крэг, половину ему представила социальная служба. Социальный работник предложил, чтобы Крэг придумал игру для детей, живущих в патронатных семьях. Крэг разработал собственную компьютерную программу для детей и подростков, которых планировали отдать на воспитание в патронатные семьи.

Для детей дошкольного возраста социальные работники часто сами пишут их Историю жизни, иногда используя материал, который им дают дети. Для детей такого возраста рассказ может быть написан от второго или третьего лица. Очевидно, что слова, использованные в рассказе, должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

История жизни Сары Энн Дженсен

Это История жизни девочки четырех с половиной лет. Поскольку многие важные события в ее жизни произошли до трех лет, социальный работник предпочла написать ее от третьего лица. Вместе с Сарой они обсуждали написанное. Используя карточки с изображением различных эмоций, социальный работник помогла Саре определить, какие эмоции она могла испытывать в различные моменты жизни. Ее История жизни была написана социальным работником в Книге жизни Сары во время подготовки ребенка к переводу в приемную семью.

Сара Энн

Сара Энн Дженсен родилась в воскресенье, 10 ноября 1986 года в госпитале Мемориал в Денвере, штат Колорадо. Она родилась здоровой, красивой девочкой весом около 2 кг 700 г и ростом в 49,5 см. Ее кровные родители, Джанет и Джо, были рады и гордились Сарой. Однако вскоре после ее рождения отец потерял работу. Иногда в семье не хватало еды и денег, чтобы заплатить за квартиру.

Мама Джанет и папа Джо очень беспокоились. Иногда, когда они беспокоились, а Сара плакала, как все дети, они не знали, что им делать и иногда они слишком сильно шлепали Сару, вместо того чтобы взять ее на руки и приласкать.

У родителей Сары появилось множество проблем. Они ругались большую часть времени. Иногда они без причины сердились на Сару. Однажды мама Джанет разозлилась и ударила Сару так сильно, как никогда нельзя шлепать детей. Потом она жалела об этом. Сара сильно повредила ногу и вынуждена была много дней пробыть в больнице. В то время Саре было девять месяцев.

В больнице Саре было больно и страшно, и она часто плакала. Когда родители навещали ее, Сара плакала, как все дети, когда они долго остаются без мамы и папы. Но мама Джанет и папа Джо не знали, что это с детьми обычное дело. Они думали, что Сара плачет потому, что сердится на них. Скоро они вообще перестали навещать Сару.

Когда нога Сары достаточно зажила и она смогла выйти из больницы, ей было одиннадцать месяцев. У ее родителей, мамы Джанет и папы Джо, все еще было немало трудностей. Иногда, когда у взрослых есть проблемы, они не могут заботиться о детях. Сара попала в патронатную семью Джоунс, в которой было трое детей: Сэм девяти лет, Вирджиния семи лет и Вероника пяти лет.

Сара научилась любить новых маму и папу Джоунс, а также Сэма, Вирджинию и Веронику. Когда ей было около шестнадцати месяцев, она научилась ходить. Она уже могла сказать десять слов. У нее была любимая мягкая игрушка по имени Тедди, которую она везде таскала с собой. Новая мама Джоунс подарила ее Саре во время первой встречи в больнице. Сэм любил катать Сару на спине. Вирджиния читала ей сказки. Вероника, которую Сара называла "Вонни", учила ее кувыркаться.

Когда Саре было два с половиной года, ее кровные родители – мама Джанет и папа Джо – решили, что они готовы заботиться о ней. Пока Сара жила у Джоунсов, у мамы Джанет и папы Джо родился мальчик Джеффри. Они переехали на новую квартиру.

Когда Сара начала посещать маму Джанет, папу Джо и Джеффри, она была обескуражена. Она не помнила маму и папу и не знала Джеффри. Все было чужим для нее. Она не понимала – дети в два с половиной года еще многого не понимают, – почему все называют их ее "настоящими" родителями. Она думала, что мама и папа Джоунс и есть ее "настоящие" родители, так как они заботились о ней точно так же, как и о Сэме, Вирджинии и Веронике.

Сначала она думала, что Сэм, Вирджиния и "Вонни" поедут с ней, но она ошиблась. Сара была встревожена. Она боялась переезда в "новый" дом. Ей грустно было покидать дом Джоунсов. Она сердилась. Она была так зла и печальна, что когда переехала к маме Джанет и папе Джо, то без перерыва плакала и не желала ничего понимать. Иногда ей было страшно и она пряталась. Когда она особенно скучала по семье Джоунс, она иногда била Джеффри. Возможно, она думала, что тогда мама Джанет и папа Джо отошлют ее обратно к Джоунсам; может, она просто не знала, что делать со всеми своими чувствами.

Мама Джанет и папа Джо не знали, что делать, когда Сара плакала. Они не понимали, что Сара напугана, одинока, огорчена и рассержена и что ей нужно больше любви и теплоты. Они отсылали ее в свою комнату, когда она плакала, но там Саре было еще более одиноко и страшно. Она плакала все больше и больше. Это все сильнее злило маму Джанет и папу Джо, и они снова начали ее бить, а иногда называли дурной девчонкой. Сара верила им, но они были не правы. Она не была "дурной". Она была одинокой, испуганной и печальной.

Однажды мама Джанет позвонила социальному работнику г-ну Данлэпу и сказала, что с Сарой невозможно жить и что ее следует вернуть к патронатным родителям. Мама Джанет и папа Джо собрали все ее вещи, и г-н Данлэп забрал ее. Сара была "дома" два месяца и все еще скучала по Джоунсам. Но г-н Данлэп не вернул ее к ним в семью. Он привел ее в патронатную семью Робинсон. Сара вновь была встревожена и огорчена. Она скучала по маме и папе Джоунсам и их детям.

У Робинсонов был родной маленький сын – Джеймс и два взрослых патронатных сына – Ричард и Ронни. Сара не понимала, как Ронни может быть мальчиком, если у Джоунсов "Ронни" была девочкой. Когда она слышала имя "Ронни", она думала о "Ронни" и скучала по ней. Она не любила Ронни и иногда крала и прятала его игрушки, когда он был в школе. Маленький Джеймс напоминал ей о Джеффри, и она вспоминала, как мама Джанет называла ее "дурной".

Иногда Саре снова хотелось стать маленькой. Тогда она брала бутылочку Джеймса и пила из нее. Это злило г-жу Робинсон, и она наказывала Сару. Она не понимала тревоги Сары. Сара не называла Робинсонов "мамой" и "папой". Она хотела уйти от них. Она была очень несчастна.

Г-н Данлэп видел это. Он попытался объяснить г-же Робинсон чувства Сары, но она не поняла. В результате, как раз перед ее третьим днем рождения, г-н Данлэп решил, что Саре слишком грустно у Робинсонов, и забрал ее оттуда. На этот раз она попала обратно к Джоунсам.

Сначала она была счастлива оказаться там, но в душе сердилась и боялась, что ее снова могут забрать. В доме жила и другая патронатная дочь, Хизер, четырех с половиной лет. Хизер и Вероника часто играли вместе, и Сара чувствовала себя одинокой и брошенной.

Саре подарили на трехлетие специальный торт с клоуном и собственный трехколесный велосипед. Это был прекрасный день, мама Джоунс украсила дом шариками. Другие дети подарили ей книги и пластилин. Она была счастлива в тот день и чувствовала, что ее любят. Она все время повторяла: "Я люблю тебя, мамочка. Я хочу праздновать все свои дни рождения в твоем доме". Мама Джоунс тоже говорила Саре, что любит ее. Сара спросила: "Могу я праздновать здесь все свои дни рождения?" Мама Джоунс сказала, что
г-н Данлэп решит, сколько своих дней рождения она здесь отметит.

Когда г-н Данлэп пришел к Саре, она очень надеялась, что он разрешит ей остаться с Джоунсами. Г-н Данлэп работал с мамой Джанет и папой Джо, чтобы помочь им понять, что чувствует Сара. Когда Саре было три года и четыре месяца, она стала регулярно посещать маму Джанет и папу Джо. Иногда они ходили в парк на пикник или в зоопарк. Саре было хорошо в эти дни. Но иногда они ходили в их "дом". Тогда к Саре возвращались все старые страшные и печальные чувства и она снова плакала.

Мама Джанет и папа Джо хотели, чтобы все было хорошо, но, как они ни старались, Сара и они не чувствовали любви друг к другу. Наконец они решили, что ситуация скорее всего не изменится. Сару больше к ним не приводили. Она не могла понять, почему визиты прекратились.

С одной стороны, Сара радовалась, что больше не придется ходить "домой", но с другой – печалилась. Она не понимала своих смешанных чувств, поэтому просто "забыла" о маме Джанет, папе Джо и Джеффри. Когда кто-нибудь спрашивал ее о семье, она говорила о Джоунсах. Если кто-то говорил о маме Джанет и папе Джо, она не слушала. Она думала о своем и молчала.

Сара жила у Джоунсов, когда наступил четвертый день ее рождения. Ей подарили новую куклу, которую она назвала Мелоди. Ей подарили особый торт-мороженое в виде куклы, и к ней в гости пришел ее лучший друг Тамми. Даже пес Оскар попробовал немного торта.

Вскоре после дня рождения г-н Данлэп, мама Джанет и папа Джо пришли к судье. Они вместе решили, что Сара никогда не вернется к ним. Они решили, что ей необходима новая, постоянная семья, в которой она вырастет. Сара сказала, что у нее уже есть семья – Джоунсы. Но мама и папа Джоунсы и г-н Данлэп объяснили ей, что это патронатная семья. Дети живут в патронатных семьях до тех пор, пока смогут возвратиться в родную семью или пока их не усыновит/удочерит приемная семья. У Сары появился новый куратор, г-жа Смолл. Она должна была найти Саре семью, в которой ей предстояло вырасти.

Сара все еще не могла свыкнуться с мыслью о переезде в другую семью. Она хотела остаться с Джоунсами. Когда она думала о переезде, то становилась печальной и злой. Иногда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: