1. Пусть ваш ребенок будет здоров. (авт.Е.Самойлова, С.Зайцев).
По биологической истории и наследственности дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заметно отличаются от обычных детей. Родители первых достаточно часто злоупотребляют алкоголем, наркотиками; являются носителями ВИЧ, гепатитов и носителями венерических инфекций, а также страдают «букетом» хронических заболеваний. Однако, стоит отметить, что вышеперечисленные заболевания не всегда возникают у родителей до рождения ребенка, поэтому здоровье большинства детей прямо не связано с заболеваниями родителей. Иногда не удается получить достоверные сведения о заболеваниях родителей, их возрасте и данные о раннем развитии ребенка, вследствие чего бывает трудно, порой невозможно, оценить влияние наследственных факторов на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Очевидно, огромная роль в формировании качества здоровья ребенка принадлежит социальной среде, в которой растет ребенок (семейные отношения, бытовые условия, степень ответственности и медицинской активности родителей).
Характеристика физического и нервно-психического развития. Дети, перенесшие эмоциональное пренебрежение и жестокое обращение, достаточно часто отстают в физическом развитии от своих сверстников (низкий рост, малый вес). Это может быть связано с неправильным питанием (количество и качество продуктов, недостаток витаминов), а также с дефицитом внимания со стороны взрослых. С целью исключения патологических изменений такие дети проходят полное амбулаторное или стационарное обследование. При отсутствии патологии после помещения в семью обычно в течение первых 6 – 12 месяцев отставание в росте и весе значительно уменьшается или исчезает. Иногда, встречаются дети с наследственной низкорослостью (родители невысокого роста). Довольно часто встречаются дети с задержкой психического и речевого развития, которая преимущественно связана с воздействием социальных факторов (дефицит информации). Однако, нельзя исключить связь психоречевой задержки с изменениями центральной нервной системы, возникшими в раннем возрасте (тяжелая беременность, патология родов, перенесенные заболевания на первом году жизни). Для неблагоприятной социальной обстановки характерно отсутствие своевременного лечения данной категории детей, поэтому с возрастом происходит усиление степени психоречевой задержки. В большинстве случаев, в процессе адекватного наблюдения и лечения, большая часть проблем, связанных с нервно-психическим развитием, исчезает без следа.
|
Наиболее часто встречающиеся проблемы здоровья. Пренебрежение нуждами ребенка (неправильное питание, отсутствие режима дня и гигиенических навыков, игнорирование требований личной безопасности ребенка) приводят к различным острым и хроническим заболеваниям. Наиболее часто встречаются изменения желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, гастриты, панкреатиты, холециститы, кариес и т.д); заболевания ЛОР-органов (тонзиллиты, отиты, аденоиды…); аллергические заболевания, болезни органов зрения (косоглазие, близорукость, астигматизм…), патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие…); кроме того наблюдаются дети, болеющие респираторными инфекциями более 4 – 6 раз в год. Со стороны центральной нервной системы (особенно в периоды резких жизненных изменений) наиболее часто наблюдаются следующие проблемы: невротические реакции (поведенческие нарушения, энурез, навязчивые движения, страхи, расстройства сна и т.д.); астенические проявления (утомляемость, истощаемость, снижение внимания и памяти, эмоциональная нестабильность, головные боли). Данные изменения главным образом носят временный характер, и не связаны с органической мозговой патологией. Тем не менее, в этих случаях довольно часто необходимо проведение реабилитационных мероприятий, который включают медикаментозную и психологическую терапию. Своевременные совместные действия неврологов, психологов и педагогов чаще всего приводят к значительному уменьшению или исчезновению психоневрологических проблем.
|
Пути решения выявленных проблем, координация работы специалистов. Дети, имеющие проблемы со здоровьем, в обязательном порядке обеспечиваются постоянным динамическим наблюдением соответствующих специалистов (педиатр, невролог, окулист, ЛОР-врач, ортопед и т.д.). Наблюдение осуществляется специалистами соответствующего учреждения, и поликлиники по месту жительства (при необходимости проводится обследование и лечение в специализированных стационарах). Кандидат, который хочет взять ребенка в свою семью, должен строго следовать рекомендациями специалистов. Не6ходимо получить у лечащего педиатра следующие сведения: история жизни ребенка и данные о наследственности; перенесенные заболевания, травмы, операции; наличие хронических болезней и аллергических реакций. Кроме того, кандидат должен располагать следующей информацией:
|
v План действий в экстренных ситуациях (обострение хронического заболевания, травма, отравление);
v Набор необходимых медикаментов в домашней аптечке;
v Объем гигиенических мероприятий (чистка зубов, принятие ванны и душа, мытье рук и ног и т.д.)
v Особенности режима дня (часы сна и бодрствования, период прогулок, объем физических нагрузок, время просмотра телепередач и занятий с компьютером)
v Особенности режима питания (ограничение в приеме некоторых продуктов, количество и кратность кормления, технология приготовления пищи)
v План наблюдения определенными специалистами, сроки и место консультаций и обследований
v Профилактические мероприятия (курсы противорецидивной терапии, витаминотерапия, закаливание, занятия спортом, охранительный режим)
Формирование режима дня и питания, основных гигиенических навыков К сожалению, довольно часто дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, не обладают в полной мере гигиеническим навыками и представлениями о правильном режиме дня и питания. Во время первого знакомства ребенка с местом своего будущего проживания, кандидат показывает и рассказывает ему: Где находиться туалет, ванная комната, комната ребенка (кровать, полки для белья, место для игрушек, письменный стол), кухня и т.д. Где висит полотенце для рук, ног, банное полотенце, туалетная бумага и т.д. Где находиться мыло, мочалка, шампунь, зубная щетка, зубная паста. Необходимо помнить, что некоторые дети не умеют пользоваться туалетом и душем, и чтобы приучить ребенка к чистоте, требуется время и терпение. Кроме того, часть детей не знает определенных видов продуктов и боится пробовать новые для них блюда, поэтому нужно очень постепенно приучать детей к разнообразному питанию на основе рекомендаций педиатра. Ряд детей имеет нарушения ритма сна и бодрствования, вследствие чего приходится планомерно формировать правильный режим дня, точно обозначая для ребенка часы приема пищи, прогулки, игры, сна и т.д.
2. ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ:
Во время первого знакомства ребенка с местом своего будущего проживания, кандидат показывает и рассказывает ему:
· Где находиться туалет, ванная комната, комната ребенка (кровать, полки для белья, место для игрушек, письменный стол), кухня и т.д.
· Где висит полотенце для рук, ног, банное полотенце, туалетная бумага и т.д.
· Где находиться мыло, мочалка, шампунь, зубная щетка, зубная паста. (Необходимо помнить, что некоторые дети не умеют пользоваться туалетом и душем.)
3. БЕЗОПАСНОЕ ПРОЖИВАНИЕ.
Кандидат, берущий ребенка на воспитание, обязан иметь представление об основных принципах безопасности в квартире, на улице и в общественных местах, в зависимости от возраста ребенка и его социальной адаптации. Квартира должна быть безопасна для проживания ребенка: электрические розетки, потенциально опасные бытовые электроприборы, любые медикаменты и инструменты находятся вне зоны досягаемости ребенка, который не представляет степень их опасности. Необходимо планомерно обучать ребенка правилам использования бытовых приборов под контролем взрослого. Кухня представляет собой место повышенной опасности, - кухонная плита (газовая или электрическая) и, стоящая на ней горячая кухонная посуда (чайник, кастрюля, сковородка и т.д.); столовые приборы (ножи, вилки и т.д.); бытовая кухонная техника (мясорубка, комбайн, миксер, микроволновая печь и т.д); предметы бытовой химии (моющие средства, уксус, растворители и т.д.). На основании вышеизложенного, необходимо уделять большое внимание изучению правил поведения на кухне, и не оставлять ребенка без присмотра взрослых до момента полного усвоения им навыков пользования кухней.
· Маленького ребенка в ванной комнате оставлять одного нельзя ни в коем случае, особенно, если ванна наполнена водой. Нужно научить ребенка правильно пользоваться кранами (открывать, закрывать, регулировать температуру и напор воды), а также предотвратить возможность падения ребенка на скользких поверхностях (резиновый коврик на полу и на дне ванны), кроме того, нельзя разрешать ребенку запираться в ванной комнате на защелку.
· Всегда имеется серьезная опасность падения ребенка из окна или с балкона, поэтому нельзя оставлять ребенка одного, если есть вероятность такого несчастного случая (открытое окно, балкон). Если в доме имеются домашние животные, ребенок знакомится с правилами ухода и общения с ними.
· Нужно помнить, что ребенок не должен самостоятельно открывать входную дверь, когда кто-то приходит в дом.
· Существуют определенные отличия проживания ребенка в загородном доме: наличие там лестниц на 2-й этаж и чердак, колодец и туалет во дворе, высокий забор, печка или камин, котел парового отопления и т.д., поэтому с особой тщательностью следует соблюдать правила безопасности.
· Пребывание ребенка во дворе и на улице также сопряжено с целым рядом проблем: наличие в этих местах объектов, представляющих травматическую опасность (пустые разрушенные здания, гаражи, ямы и колодцы, куски арматуры, сломанные машины и т.д.). Необходимо выбирать безопасные места для игр и прогулок, а также следить за ребенком в процессе его прогулки.
· С целью предотвращения аварийных ситуаций во время движения по улице взрослый обязан контролировать поведение ребенка. Ребенок должен знать и соблюдать правила дорожной безопасности, уметь пользоваться общественным транспортом.
4. КАК РАСПОЗНАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ СРОЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. * Курс правила поведения в отношениях с детьми общества Американского Красного Креста. 19 90.
• Младенцу меньше четырех месяцев, и у него высокая температура (выше 37 градусов по Цельсию).
• У ребенка старше 4 месяцев температура выше 37,5 градусов.
• У ребенка до четырех месяцев наблюдается частая рвота после еды.
• Ребенок выглядит больным, и ему быстро становится хуже.
• Ребенок жалуется на боль в области шеи при движении головой.
• У ребенка обложено горло и сильно болит голова.
• У ребенка впервые наблюдается приступ потери сознания и (или) судороги.
• Ребенок ведет себя необычно.
• У ребенка есть друзья, не подходящие ему по возрасту (проверьте зрачки глаз).
• Вы замечаете у ребенка кровоподтеки и покраснение в виде следов от уколов или прижиганий, не связанных с ранением в результате несчастного случая.
• Ребенок так часто или тяжело дышит, что даже не может играть, говорить, кричать или пить.
• Ребенок жалуется на сильные боли в области живота.
• Ребенок жалуется на боль в области живота без признаков рвоты или диареи после недавней травмы, удара в живот или падения.
• У ребенка стул черного цвета или с кровью.
• У ребенка не было мочеиспускания более 4 - 6 часов, и у него отмечается сухость рта и языка.
У ребенка задержка стула более 2 суток
5. НЕ ЗАБУДЬТЕ СПРОСИТЬ У ВРАЧА:
Кандидат, который хочет взять ребенка в свою семью, должен строго следовать рекомендациями специалистов. Необходимо получить у лечащего педиатра истории жизни ребенка и данные о наследственности: перенесенные заболевания, травмы, операции; наличие хронических болезней и аллергических реакций. Кроме того, кандидат должен располагать следующей информацией:
· План действий в экстренных ситуациях (обострение хронического заболевания, травма, отравление);
· Набор необходимых медикаментов в домашней аптечке;
· Объем гигиенических мероприятий (чистка зубов, принятие ванны и душа, мытье рук и ног и т.д.)
· Особенности режима дня (часы сна и бодрствования, период прогулок, объем физических нагрузок, время просмотра телепередач и занятий с компьютером)
· Особенности режима питания (ограничение в приеме некоторых продуктов, количество и кратность кормления, технология приготовления пищи)
· План наблюдения определенными специалистами, сроки и место консультаций и обследований