Дети, ставшие жертвами сексуального насилия: | Как замещающие родители вы должны |
· Смотрят на себя как на «подпорченный товар». Это ставит их на грань риска подвергнуться сексуальному насилию и в дальнейшем. Более того, некоторые мужчины и юноши рассматривают такого ребенка-жертву как участника игры: «Еще один раз уже не повредит». | · Помнить, что необходимо относиться к жертве как к ребенку, а не как ко взрослому или «подпорченному товару». Вам следует внимательнее присматриваться к ребенку-жертве, когда он/она находятся среди подростков или взрослых, знающих его/ее историю |
· Винят себя за то, что стали жертвами, они верят, что каким-то образом «сами напросились» на это или могли остановить это. Они относят себя к «соблазнителям». | · Напоминать ребенку, что инициатор является единственным виновником сексуального насилия. Дети не могут соглашаться на сексуальную активность, они «участвуют», потому что инициатор является их родителем, членом семьи или человеком, которому они доверяют. |
· Винят себя за то, что поведали другим о сексуальном насилии, за разрушение семьи. Члены семьи могут винить ребенка за их боль: «Посмотри, что ты наделал со своей семьей/отцом». | · Постоянно убеждать ребенка в том, что он/она поступил правильно, сообщив о сексуальном насилии. Вам также следует делать упор на то, что ребенок никогда не может быть ответственным за инициацию или участие в сексуальных отношениях со взрослым или за разрушение семьи, которое за этим последовало. |
· Испытывают страх перед тем, что насилие может повториться. В результате могут отмечаться нарушения сна и ночные кошмары. Большинство детей-жертв также испытывают депрессию. | · Побуждать ребенка к разговору о его страхах. Вы должны создать обстановку, в которой ребенок сможет выражать все чувства, позитивные и негативные, и верить в то, что всегда получит поддержку. |
· Инициируют сексуальные отношения (может быть, даже неразборчивые), чтобы доказать то, что они желанные партнеры. Эти отношения носят сексуальный характер, так как это единственный тип известных им отношений и способ выражения любви. | · Предложить ребенку различные виды социальной активности, где участвуют представители обоих полов, чтобы дать ему возможность научиться общаться с другими людьми вне сексуальных отношений. |
|
· Необходимо постоянное профилактическое лечение соответствующими антибиотиками, так как иммунная система ребенка становится чрезвычайно уязвимой.
· Необходимо постоянное наблюдение за ростом и развитием и внимании к любым изменениям, таким как недостаточное прибавление в весе, что сигнализирует о серьезном прогрессировании ВИЧ-инфекции.
· Необходимо установить режим питания ребенка, чтобы помочь укрепить иммунную систему и стимулировать развитие ребенка.
· Необходима постоянная вакцинация/иммунизация в соответствии с рекомендациями специалистов.
· Необходимы частые консультации со специалистами, знакомыми с проблемами ребенка, вопросами лечения ВИЧ-инфекции у детей, а также с экспертами в данной области.
4. Понятие «мозаики» развития. (По материалам тренинга М.Капилина)
Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена. Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным – какие-то участки будут выше, какие-то ниже.
|
- То же самое происходит с развитием ребенка. Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденные участки стены будут соответствовать периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.
- Это означает, что в норме 10-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 10 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано «10 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».
- Условно можно выделить следующие 5 сфер:
1) физическое развитие и внешность
2) поведение и социальные навыки
3) интеллект и образование
4) эмоции и чувства
5) сексуальное развитие
· Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:
|
Физи-ческое развитие и внеш- ность | Поведе- ние и соци- альные навыки | Интел- лект и образо- вание | Эмоции и чувства | Сексу- альное развитие | ||||||||||||||||||||||||
· Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.
· Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла - тем большееколичество сфер она «заденет» и разрушит. По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня– по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическое насилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях).
· Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическом развитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение его становится неурпавляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения со стороны взрослых. Наконец, результатом сексуального насилия станет чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (ранее созревание либо значительное отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуется не олько любовь и поддержка со стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов – врачей, психологов.
· Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем. Работа с травмой и изменение жизненных условий
· Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль родительской поддержки – определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциала данного ребенка – с учетом его реальных обстоятельств. Тактика:
1)Постепенность и последовательность;
2)Отмечать любое продвижение к лучшему:
3)Хвалить не за результат, а за усилия;
4)Сравнивать досижения ребенка не с успехами других и не с идельными нормами, а с начальным уровнем его самого;
5)Стремится сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.
1. При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональное и интеллектуальное развитие.
2. Влияние факторов наследственности и среды на развитие: по мнению ученых, соотношение этих факторов 50% на 50%. Наследственность определяет потенциал человека – как положительный, так и отрицательный, а среда определяет – до какой степени он сможет реализоваться.
Если ребенок не родился с серъезными органическими нарушениями, задержка в его развитии связана с отсутствием развивающей среды и дефицитом эмоционального тепла.
3. Внешность и поведение – то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент.
Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается ближайшее окружение, с другой стороны, с его проблемами в прошлом. На настоящее можно повлиять достаточно быстро, проработка прошлых травм требует времени и иногда – специальной помощи.
Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения и с учебной мотивацией (желанием учиться). Все дети начинают с того, что учатся для своих родителей.
4. Комментарии к вопросам о травматических последствиях. (По материалам тренинга М.Капилина).
1. При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональная и интеллектуальная сферы.
Насилие, в отношении ребенка, очень сильно ранит его чувства, и как следствие, вызывает своеобразную «атрофию» чувствительности. Происходит, своего рода отсоединение способности воспринимать чувственный опыт и способности адекватно эмоционально реагировать. Такие дети плохо ориентируются в физических ощущениях – у них может возникать нечувствительность к холоду, боли. Они могут не различать свои физические потребности (например, путать голод или необходимость сходить в туалет). В сфере переживаний они так же делаются зажатыми, заторможенными, могут быть хронически печальны или агрессивны, испытывают трудности в сочувствии и доверии к другим людям.
В интеллектуальной сфере нарушение имеет двоякую природу: с одной стороны, отсутствие развивающей среды и нормального общения в неблагополучных семьях тормозит естественный процесс развития ребенка. С другой стороны – насилие вызывает шоковую реакцию и настолько не укладывается в нормальный ход событий, настолько нелогично, что приводит к хаосу в мыслительной сфере, разрушает саму способность правильно рассуждать: «аффект тормозит интеллект». (Пример нарушения мышления у людей в стрессовой ситуации – экзамен, больница, ссора с близким человеком и т.д.). Для детей близкие отношения со значимыми взрослыми - это основа жизни. Насилие подрывает у детей способность жить и чувствовать себя живыми.
2. Влияние факторов наследственности и среды на развитие: по мнению ученых, соотношение этих факторов 50% на 50% - это традиционный взгляд психологов, официально принятый в мире. Наследственность определяет потенциал человека – как положительный, так и отрицательный, а среда определяет – до какой степени он сможет реализоваться.
Известно очень много врачей наркологов, выросших в семьях, где кто-то страдал от алкогольной или наркотической зависимости. Люди, выросшие в семьях пострадавших от криминала, зачастую идут работать в правоохранительные органы. С другой стороны известно много случаев, когда дети из благополучных (богатых) семей становились наркоманами или преступниками.
3. а, б) Внешность и поведение – то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент. Отторжение оборванцев, неприятие в обществе неопрятных, некрасивых или плохо одетых детей – печальная реальность. Часто для того, чтобы защитить своего ребенка, в первую очередь надо его хорошо одеть и научить приличным манерам. В то же время, внешний вид влияет на самоощущение. Человек, который знает, что с его внешностью все в порядке, чувствует себя уверенно.
в) Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается ближайшее окружение, с другой стороны, с его проблемами в прошлом. На настоящее можно повлиять достаточно быстро (в течении года ребенок привыкает к новым отношениям и у него формируется привязанность к заботящимся взрослым). Проработка прошлых травм требует времени и иногда – специальной помощи.
г) Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения и с учебной мотивацией (желанием учиться). Все дети начинают с того, что учатся для своих родителей. Навыки учения формируются постепенно, детям приходится «догонять» экстерном своих сверстников, восполняя пропущенные этапы в знаниях.
д) Если ребенок подвергался сексуальному насилию или развращению, ему требуется специальная терапия. Однако дети, живущие в неблагополучных семьях, имеют негативные представления о супружеских отношениях в целом. И требуется время, терпение, и последовательность в воспитании для того, чтобы сформировать у них положительный взгляд на взаимоотношения мужчины и женщины.
4. Когда действия несут угрозу для жизни и здоровья окружающих, и направлены против замещающего родителя или кого-то из других людей, очевидно, что это становится проблемой замещающего родителя. Если внутренние проблемы ребенка приводят к аутоагрессии или депрессивные состояниям - это разрушительно для самого ребенка. Для хорошего воспитателя это является не меньшей проблемой, чем первый случай.
Приложение 2.
Материалы для домашнего чтения.
!! Все статьи представлены авторами без права использования в коммерческих изданиях!!