Самостоятельная деятельность студентов




(Мазкина О.Б.)

Содержание понятия «самостоятельная деятельность»

В современных условиях способность студента к самостоятельной деятельности приобретает качественно новое значение, которое определяется готовностью выпускника университета быстро адаптироваться к практической профессиональной деятельности в интенсивно изменяющихся условиях.

Данные требования позволили усилить роль самостоятельной деятельности студентов и пересмотреть подходы к ее организации в учебном процессе вуза. Это дало возможность развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию, творческому применению полученных знаний в процессе самореализации и способам адаптации к профессиональной деятельности.

Самостоятельная деятельность студентоврассматривается как целенаправленная самоорганизованная, самоуправляемая деятельность, структурированная самим обучающимся, построенная на глубоких внутренних мотивах и корригируемая им при необходимости. Самостоятельная деятельность является формой учебно-познавательной деятельности, в которой проявляются такие качества личности студента как организованность, целеустремленность, ответственность и др. Выполнение самостоятельной деятельности требует от студентов достаточно развитых общеучебных умений, к которым исследователи относят: умение самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, работать с информацией, контролировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. В результате у обучающихся повышается уровень самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, что является основой развития самостоятельности обучающегося.

Самостоятельная деятельность осуществляется на основе индивидуальной образовательной траектории, учитывает специфику обучении на факультете и направлена на развитие творческого потенциала личности с целью успешной самореализации в профессиональной деятельности.

В ходе самостоятельной деятельности, которая является субъектной по своей сути, постижение учебного предмета осуществляется через взаимоотношения студента и преподавателя, при этом, научно организованная самостоятельная деятельность студентов способствует значительному повышению эффективности обучения. Это высшая форма учебной (учебно-профессиональной – для студентов) деятельности, выступающая как форма самообразования (С.М. Годник, В.С. Листенгартен, К.М. Гайдар, И.В. Завгородняя).

Организация самостоятельной деятельности студентов рассматривается как процесс и результат взаимодействия преподавателя и студентов по созданию условий успешного продвижения студентов к более высокому уровню этой деятельности при постоянном снижении внешнего и усилении внутреннего контроля за процессом и результатом этой деятельности.

Организация самостоятельной деятельности включает 4 этапа:

· Формирование умений воспроизводить алгоритмы деятельности. Основными действиями студентов на этом этапе являются восприятие и осмысление информации по инструкции, отбор учебного материала, структуризация изучаемого материала, выделение стержневых линий изучаемой информации, конспектирование главных идей, сравнение, формулирование выводов.

· Формирование у студентов способности применять алгоритмы деятельности в стандартной ситуации. Студенты на втором этапе самостоятельно могут из известных способов деятельности выбрать наиболее оптимальный, при этом они должны решать типовые задачи, анализировать первоисточники, аргументированно отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссию и т.д. Для этого им необходимо уметь отбирать учебный материал, формулировать цель, составлять план деятельности, анализировать результаты, делать выводы.

· Формирование умений применять алгоритмы деятельности в нестандартной ситуации. В ходе реализации третьего этапа студенты осваивают навыки самостоятельного подбора информации для решения проблем в нетрадиционной учебной ситуации на основе выбора и корректировки известных способов деятельности, самостоятельно осознавать проблему, ставить цель, прогнозировать результат, планировать, реализовывать, контролировать и оценивать достижение цели.

· Формирование умений создавать новые способы деятельности, моделировать самостоятельную деятельность. Это позволяет студентам видеть и решать проблемы своей деятельности, использовать самостоятельную деятельность для решения проблем и задач профессионального развития, формулировать проблему, цель, разрабатывать план самостоятельной деятельности, критически оценивать и корректировать свою деятельность по профессиональному и личностному развитию.

Рассмотрим уровни самостоятельной деятельности студентов – воспроизводящий, достаточный, творческий.

На воспроизводящем уровне самостоятельной деятельности в качестве видов деятельности определяются следующие: овладение студентами навыками изучения учебника, лекций, обучение навыкам конспектирования, составления плана ответа, анализа научных статей, монографий, решения задач по образцу.

Данный уровень самостоятельной деятельности студентов является важным – на нем происходит формирование основных базовых навыков по усвоению предмета и овладению умениями и навыками самостоятельной деятельности. Его реализация осуществляется на первом курсе в силу того, что у большей части обучающихся не сформированы необходимые умения эффективной организации самостоятельной деятельности.

Важным видом воспроизводящего уровня самостоятельной деятельности студентов является овладение навыками конспектирования и изучения лекций. Для того чтобы лекция была развивающей, необходимо выполнение следующих условий: осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки; осознание аудиторией новизны излагаемого материала, такой, которая сразу связывается в сознании слушателей с имеющимися знаниями, дополняя и преобразуя их; побуждение и стимулирование мышления студентов.

Следующим видом самостоятельной деятельности студентов является формирования навыков анализа научной литературы, в частности, монографий и научных статей. Для этого используются такие задания как: составление тезисов, плана, цитирование. Для составления тезисов необходимо внимательное изучение научного источника в целом, либо по главам и разделам. При помощи тезисов сжато и кратко выражается то, что более подробно изложено в тексте.

В процессе подготовки к семинару студенты вырабатывают у себя такие важные навыки работы с литературными источниками, как отбор материала и его логическая обработка в соответствии с уяснением определенной проблемы, литературное оформление результатов при подготовке к семинару (составление плана, тезисов, конспектирование, выписки и т.д.).

Цель семинара будет определять наиболее эффективные методы его проведения. В зависимости от целевой направленности и методов ее реализации семинарские занятия можно подразделить на такие наиболее общие их виды, как: конференция, семинар-беседа (собеседование), дискуссия, комбинированный семинар.

Подготовка к написанию реферата требует глубокого знания методологических и научно-практических аспектов изучаемых проблемы и вопроса, умение обстоятельно их анализировать. Защита реферата может проходить в виде доклада, при этом могут назначаться оппоненты, которые заранее читают его и готовят свои отзывы, отмечают достоинства и недостатки, делают замечания и дополнения по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются все студенты. Затем руководитель семинара анализирует работу группы, дает оценку реферату, высказываниям оппонентов и других выступающих.

Следующий уровень самостоятельной деятельности – достаточный. На этом уровне студенты осваивают навыки реализации репродуктивных навыков в самостоятельной деятельности. Его важной качественной характеристикой является практическая направленность и индивидуализация самостоятельной деятельности. Видами самостоятельной деятельности могут быть: составление обзоров книжных изданий, рецензий (на книгу, на рассказ, произведение искусства), отчетов (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе), написание, изложений (прочитанного, услышанного), резюме (основная идея прочитанного, услышанного), аннотаций (основное содержание рассказа, книги, фильма), рефератов (краткий обзор прочитанного).

Для организации данных видов самостоятельной деятельности преподавателю необходимо иметь банк заданий для самостоятельного выполнения, причем эти задания должны быть дифференцированы по степени сложности, а оценка за выполнение выставляться с учетом трудности их решения. При интенсивной продуктивной работе на занятиях, а так же с учетом заданий, выполненных в виде домашней самостоятельной работы, на каждом занятии студент имеет возможность получить несколько дополнительных баллов. Самостоятельная деятельность студентов, которая сопровождается проверкой результатов преподавателем и накоплением баллов, способствует повышению мотивации изучения предмета.

Такие виды самостоятельной деятельности развивают системное мышление, способствуют развитию профессиональных компетенций.

Необходимо отметить, что на данном уровне важно использовать активные формы организации обучения: деловые игры, метод проектов и метод «мозгового штурма», кейс-метод, портфолио, групповые дискуссии и т.п. Это связано с тем, что они дают больше возможности студентам для высказывания и защиты своей позиции и т.д.

Третий уровень самостоятельной деятельности – творческий. Он включает такие виды самостоятельной деятельности, как анализ, решение ситуационных задач, опытно-экспериментальную работу, научно-исследовательскую деятельность. Формами контроля деятельности на данном этапе служат доклад на конференции, проведение онлайн-конференций, подготовка презентаций, написание эссе, защита творческих и курсовых проектов, защита выпускных квалификационных работ, отчет по производственной практике, отчет по педагогической практике.

При реализации этого этапа используются проблемные методы обучения. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты путей решения, выбирается оптимальный вариант действия, он осуществляется и затем делается вывод. Такова общая схема выполнения исследовательских самостоятельных работ. При выполнении такого типа работ проявляется творчество студентов. В ряде случаев оригинальность деятельности студентов выражается в своеобразном комбинировании уже известных приёмов действия или самостоятельном переносе этих приёмов в новые условия для решения новых задач.

Данный уровень самостоятельной деятельности качественно отличается от предыдущих совокупностью мотивов самостоятельной деятельности. Если на предыдущих уровнях главной мотивационной установкой деятельности является достижение результата, то на творческом этапе основной мотив – решение проблемы. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Особенностью творческой деятельности является то, что в результате этой деятельности студенты создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта.

Курсовые и дипломные работы являются практическим результатом исследовательской деятельности. Они включают: самостоятельную формулировку научной, научно-производственной, творческой или учебно-методической проблемы, самостоятельный анализ методов исследований, применяемых при решении научно-исследовательской задачи, научный анализ и обобщение фактического материала, получение новых результатов, имеющих теоретическое, прикладное или научно-методическое значение; апробацию полученных результатов и выводов в виде докладов на научных конференциях или подготовленных публикаций в научных журналах и сборниках с обязательными результатами их рецензирования.

Формы контроля на данном уровне могут быть разнообразные, например, творческое написание статей.

Этот уровень характеризуется применением активных методов включающих игровые задания, дискуссионные и проблемные вопросы, задачи на нахождение оптимального решения в рамках предложенного способа, дебаты по проблемным ситуациям, тренинги, ситуационный анализ, деловая игра, рефлексия и т.д.

В качестве средств самостоятельной деятельности активно используются в образовательном процессе сетевые и программные ресурсы, когда самостоятельная деятельность студентов базируется на использовании широкого спектра новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: