Роль преподавателя в организации самостоятельной деятельности студентов




Самостоятельная деятельность в вузе может быть организована индивидуально с каждым студентом или с группой студентов в процессе аудиторной, внеаудиторной и инициативной деятельности.

Роль преподавателя в данном процессе заключается в организации самостоятельной деятельности с целью приобретения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у него способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

У преподавателей вуза должны быть сформированы: позитивное отношение к организации и процессу самостоятельной деятельности студентов; профессиональные компетенции (умения включать обучающихся в различные виды самостоятельной деятельности; формировать потребности в самостоятельном приобретении знаний, вооружать студентов навыками самостоятельной работы, способствовать усвоению основ научной организации учебного труда; способность излагать учебный материал, учитывая уровень подготовленности, жизненный опыт и возраст студентов; применять технические средства для организации самостоятельной деятельности, создавать условия для развития индивидуальных особенностей, осуществлять в этих целях индивидуальный подход; прививать устойчивый интерес к профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям студентов; организовывать совместную творческую деятельность, имеющую своей целью развитие социально значимых качеств личности и т.п.).

Одной из основных задач преподавателя является: формирование у студентов самостоятельности мышления, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в течение всей жизни.

Самостоятельная деятельность должна осуществляться под руководством преподавателя и протекать в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя по организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию действий студента. Самостоятельная деятельность должна предполагать максимальную активность студентов в различных аспектах: организации труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями. Психологическими предпосылками развития самостоятельной деятельности студентов являются успехи в учебе, положительное отношении к ней, заинтересованность и увлеченность предметом; правильная организация самостоятельной деятельности приводит к приобретению навыков и опыта творческой деятельности.

Задача преподавателя – создать образовательную среду, стимулирующую студента к участию в аудиторной, внеаудиторной и инициативной самостоятельной деятельности, используя все формы мотивации. Преподавателю необходимо знать, что при организации образовательного процесса для развития у студентов мотивации к самостоятельной деятельности нужны современные, научно-обоснованные учебные и методические пособия как средство, с помощью которых студент может выстроить индивидуальную траекторию самостоятельной деятельности.

Для повышения качества самостоятельной деятельности студентов преподавателю необходимо учитывать ее психолого-педагогические аспекты (каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста). Ориентируясь на результаты образовательной программы, включающей формирование профессиональных и общекультурных компетенций преподавателям необходимо для каждой дисциплины произвести тщательный отбор фундаментальных заданий и специальных задач, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной деятельности.

Контроль самостоятельной деятельности организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей. Доля самоконтроля должна возрастать в ходе учебного процесса.

Следует отметить, что позиция преподавателя во взгляде на самостоятельную деятельность студентов отражается в категориях «участие», «руководство», «управление». Отталкиваясь от конкретной позиции, преподаватель задает внешнюю плоскость реализации самостоятельной деятельности студентов, обусловленную системой связей между компонентами процесса обучения. Системообразующим признаком в данном случае является системное управление самостоятельной деятельностью обучающихся со стороны преподавателя. Оно, в частности, проявляется в создании или учете условий протекания самостоятельной деятельности, «через использование методических указаний (организация бесед, коллоквиумов, консультаций и др.)», через «целенаправленный процесс, организуемый и направляемый в структуре обучения для решения конкретных учебно-познавательных задач» и др. Роль преподавателя при организации самостоятельной деятельности студентов от уровня к уровню меняется по содержанию.

Литература

1. Гайдар К.М. Проблема индивидуальных и групповых форм самостоятельной учебной деятельности студентов в системе современного высшего образования / К.М. Гайдар, И.В. Завгородняя // Вестник ВГУ. – 2008. – № 1. – С. 42–46.

2. Дроботенко Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин: дис.... канд. пед. наук / Ю.Б. Дроботенко. – Омск, 2006. – 215 с.

3. Листенгартен B.C. Самостоятельная деятельность студентов: пособие для преподавателей вузов / B.C. Листенгартен, С.М. Годник; предисл. В.В. Гусева. – Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996. – 96 с.

4. Пидкасистый П.И. Пути активации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам / П.И. Пидкасистый. – Москва: Педагогика, 1976. – 36 с.

5. Турбина Н.Е. Организация самостоятельной деятельности студентов в современном образовательном процессе университета: учебное пособие для вузов / И.Ф. Бережная [и др.]; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж: Научная книга, 2013. – 161 с.

Вопросы для самоконтроля

1..Что такое самостоятельная деятельность студента.

2. Какие этапы предполагает организация самостоятельной деятельности студентов?

3. Дайте характеристику структурным компонентам самостоятельной деятельности студентов.

4. В чем вы видите роль преподавателя в организации самостоятельной деятельности студентов?

 

2.3. Контроль в образовательном процессе вуза:

Анализ методов и форм

(О.В. Галустян)

 

Управление процессом обучения в высшей школе невозможно без осуществления обратной связи, которая содержит характеристику его результативности. Выполнить эту функцию позволяют методы контроля сформированности компетенций студентов, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателя.

Анализ научных работ И.Н. Гулидова, О.А. Долгиной, В.И. Загвязинского, Ю.Б. Зотова, И.Л. Колесниковой, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, К.М. Хоруженко, Д.В. Чернилевского позволил рассмотреть традиционные методы контроля сформированности компетенций студентов в высшей школе, используемые в различных сочетаниях.

Классификация традиционных методов контроля:

1. Устный метод контроля может осуществляется в индивидуальной, фронтальной и групповой формах.

Целью устного индивидуального контроля является выявление преподавателем уровня знаний отдельных студентов. Устный опрос может проходить в форме собеседования на контактном занятии и/или в форме чата с использованием виртуальной образовательной среды. Устный опрос сопровождается выставлением оценки в баллах, в ряде случаев преподаватель выставляет парциальную оценку. В ходе проведения устного опроса преподавателю необходимо выстроить алгоритм задаваемых вопросов. Устный опрос в формате чата в виртуальной образовательной среде осуществляется посредством Skype, Whatsapp, Hangouts. Их использованиепозволяет вовлечь в обсуждение сразу несколько студентов.

В ходе устного фронтального контроля преподаватель сначала задает вопросы всей группе, а потом спрашивает отдельных студентов. Целью этого вида контроля является повторение и закрепление пройденного учебного материала. Устный фронтальный контроль имеет ряд достоинств и недостатков. К преимуществам следует отнести то, что он позволяет задействовать большинство студентов, тем самым активизируя работу всей группы и экономя время на проверку и оценку домашнего задания; к его недостаткам – краткие ответы студентов не позволяют оценить глубину знаний, кроме того, возможны их случайные ответы. В ходе устного фронтального контроля преподаватель может организовать взаимоконтроль студентов – студенты сами могут формулировать вопросы и задавать их друг другу. Преподаватель, оценивая работу студентов, может оценивать не только их ответы, но и сами вопросы.

К формам устного контроля относятся коллоквиум (проводится по отдельным темам или разделам), зачет (проводится в конце семестра без оценки (зачет/незачет), или с выставлением оценки (дифференцированный зачет); экзамен – проводится в конце семестра и направлен на выявление уровня знаний по всей дисциплины.

2. Письменный контроль представляет собой выполнение контрольных заданий по пройденной тематике в письменной форме. Основными формами письменного контроля являются самостоятельная работа, диктант, контрольная работа.

В качестве самостоятельных работ могут выступать задания на проверку усвоения теоретических основ по предмету, а также задания на проверку умений их практического применения. Как правило, написание контрольных работ должно осуществляться после завершения темы, раздела, курса. Следует отметить, что контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех студентов. Тем не менее, студентам, имеющим высокий уровень знаний, можно подготовить дополнительные задания.

По окончании написания самостоятельной и контрольной работы проводится анализ с целью выявления количества неуспевающих студентов и материала для дополнительного изучения.

Диктанты, в зависимости от предмета, могут быть разных видов. Например, для дисциплины «Русский язык» диктант представляет собой написание определенного текста или отдельных слов под диктовку преподавателя с целью проверки грамотности студентов; для дисциплины «Иностранный язык» диктант представляет собой перевод слов с иностранного на русский и наоборот. Для ряда других дисциплин диктант как форма письменного контроля может представлять собой перечень вопросов, на которые студенты должны дать краткие ответы. В основном диктант проверяет освоение студентами различных понятий. Время на выполнение должно быть строго регламентировано. Достоинством данной формы контроля является быстрота проведения.

Срезовая контрольная работа – форма письменного контроля, которая осуществляется по инициативе администрации вуза или самого преподавателя. Студенты заранее не предупреждаются о предстоящей срезовой контрольной работе. Ее целью является определение уровня знаний студентов на конкретном этапе обучения. По окончании выполнения срезовой контрольной работы должен проводиться ее тщательный анализ, который позволяет определить достоинства и недостатки образовательного процесса, выявить причины недостатков.

При организации матричного контроля студентам выдаются матрицы с вопросами по дисциплине курса, студенту необходимо дать точный ответ, отметив его знаком «X» или «+». При проверке матричных заданий преподаватель накладывает контрольную матрицу на матрицу с ответами студента, за каждое выполненное задание студенты получают фиксированное количество баллов, пустое место в матрице означает неправильный ответ.

Матричный контроль позволяет проводить анализ типичных ошибок студентов и корректировку образовательного процесса. Преимуществами матричного контроля являются: быстрота проверки выполнения заданий; точность и объективность оценки даже в случае усталости преподавателя.

Эссе (от фр. «essai» – «попытка, проба, очерк») – форма письменного контроля. Термин «эссе» ввел Мишель Монтень и использовал в своих трудах. В работах Л.М. Корчагина эссе рассматривается как творческая форма контроля. Его целью является проверка навыков самостоятельного творческого мышления. Эссе представляет собой изложение своих размышлений и выводов на основе прочитанного и изученного материала, увиденного или прожитого события. Различают следующие виды эссе:

1. Описательное эссе.

2. Аргументирующее эссе, представляет собой обоснованное мнение автора относительно предмета, лица или события.

3. Сравнительное эссе основано на выражении сходства и/или различия между предметами, лицами или событиями.

4. Причинно-следственное эссе фокусируется на определенной ситуации. Задачей студента является попытка ответить на вопросы: «В чем причина данного события?», «Каков результат?».

5. Литературный анализ – это размышление о прочитанной книге, об увиденном или прожитом событии.

6. Определяющее эссе представляет собой расширенное толкование того или иного предмета, лица или события.

Характерными чертами эссе являются: наличие вступления, в котором обозначена проблема, и заключения, в котором подводятся итоги; характерный стиль изложения, которому присущи эмоциональность и экспрессивность. Следует отметить, что посредством эссе студент может выразить свои личностные качества и способности.

3. Программированный (компьютерный) контроль широко используется в высшей школе. Это связано с развитием и внедрением современных информационных технологий контроля в учебный процесс. Основные возможности компьютерного контроля были сформулированы С.Д. Смирновым:

- простота выполнения контролирующих тестовых заданий и внесения изменений в базу данных;

- выбор заданий определенной сложности;

- автоматизация при подсчете баллов;

- осуществление проверки посредством дополнительных вопросов;

- фиксированное время выполнения контролирующего задания;

- разнообразие контролирующих заданий;

- возможность вернуться к предыдущему заданию;

- возможность запроса студентом подсказки для выполнения задания с применением дифференцированных штрафных баллов за каждую подсказку;

- выведение на экран результатов выполнения заданий, просмотр контролирующего задания полностью с возможностью фиксирования собственных ошибок;

- предоставление отчетности для преподавателя как по группам, так и по отдельным студентам.

Следует отметить, что программированный (компьютерный) контроль необходимо применять дозированно, поскольку ряд заданий невозможно проверить при помощи компьютера. Преимуществом программированного (компьютерного) контроля является то, что в отличие от преподавателя машина беспристрастна. Данный метод контроля должен применяться наряду с другими методами.

Портфолио – может являться формой как письменного, так и компьютерного контроля. Портфолио, или папка индивидуальных учебных достижений студентов, становится в последнее время все более популярной формой контроля. Все больше учебных заведений применяют его в своей практике. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов в определенный период его обучения, пополняемый архив учебных, творческих, общественных дел за время обучения в учебном заведении, характеризующийся целенаправленной, систематической и непрерывной оценкой и самооценкой.

Основная задача создания портфолио – стимулирование развития творческих способностей студента, достижение высоких результатов в учебном процессе, участие в общественной жизни учебного заведения. Портфолио – это и способ мотивации студента к равномерной и активной работе, в том числе и самостоятельной, в течение всего времени обучения. Целью формирования портфолио является повышение качества подготовки студентов путем управления его учебной деятельностью в течение всего периода обучения. В случае предметного портфолио – формы, которая доминирует в настоящее время в Европе – речь идет о сборе работ студента в рамках определенного курса. Она служит по преимуществу как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также имеет место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки общих достижений.

Электронное портфолио может существовать как в виде мультимедийной презентации, так и в виде папки с набором документов студента, размещенных в сети Интернет. Подобные папки могут включать: введенный текст, электронные файлы, изображения, мультимедиа, записи и гиперссылки. Электронное портфолио становится популярной заменой уже привычной бумажной версии, позволяющей преподавателям и студентам оценивать, комментировать и просматривать портфолио в асинхронном режиме. Следует отметить, что работа над созданием электронного портфолио позволяет студентам строить планы своего дальнейшего личностного и профессионального развития. Многие электронные портфолио размещены на различных Интернет-порталах, таких как: Facebook, MySpace, LinkedIn, Twitter и т.д.

Следует отметить, что строгой структуры портфолио не существует, однако, мы рекомендуем включить в портфолио студента следующие разделы: резюме / CV; перечень пройденных учебных курсов по основной специальности и связанные с ней области знаний; список выполненных работ; список достижений и документов, их подтверждающих; список внеаудиторных мероприятий: олимпиады, конференции, фестивали, тренинги и свидетельства об участии в них; проекты (описание, презентации); участие в грантах, получение именных стипендий; свидетелства о получении дополнительного образования; отзывы, рецензии; рекомендации; форсайт-план для дальнейшего личностного и профессионального развития».

В процессе работы над портфолио необходимо тесное взаимодействие педагога и обучающихся. Преподавателю следует давать информацию студентам о возможных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, конференциях, помогать в подготовке заявок на подачу грантов и т. д. Уместно подчеркнуть, что портфолио будет способствовать профессиональному и личностному развитию студентов, их самоорганизации, саморефлексии и самоконтроля.

4. Практический контроль представляет собой проверку применения знаний, умений и навыков в ходе практической деятельности. В ходе практического контроля используется как внешний открытый контроль, так и латентный (скрытый) контроль. Реализация данного метода контроля возможна при привлечении студентов к научно-практическим конференциям, открытым занятиям, дискуссионным клубам, деловым играм, тематическим вечерам, проектной деятельности. К примеру, студенты, изучающие иностранный язык в вузе, реализуют себя в участии в олимпиадах по иностранному языку, а также в международных проектах с целью прохождения практики в зарубежных вузах-партнерах. В качестве примера можно привести конкурсы для студентов и магистрантов российских вузов, которые проводят такие организации, как DAAD, Fulbright, IREX и т.д. Участие в подобных конкурсах позволяет проверить сформированные компетенции в вузе на практике, расширить кругозор. Данные конкурсы способствуют возникновению научных контактов с представителями факультетов аналогичной специальности других государств.

Наряду с традиционными, в вузе возможно применение и других методов контроля.

1. Метод коучинга (от англ. сoaching – тренировка) – это сотрудничество преподавателя и студентов при организации контроля с целью достижения профессиональных и/или личных результатов развития. Задачей данного метода является установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка студентов, консультационная помощь. Благодаря этому осуществляется опосредованный контроль. По мнению Т.В. Заикиной, В.В. Зеленина, О.В. Коновой, В.Т. Смирнова, этот метод позволяет раскрыть потенциал студента, чтобы максимизировать его производительность, и тем самым, повысить результаты контроля. Задачей коучинга в организации контроля является улучшение качества работы в краткосрочной перспективе. Преподаватель-коуч должен обладать следующими качествами «быть заботливым, поддерживать студента; иметь хорошие коммуникативные навыки; иметь возможность диагностировать проблемы и находить решения; быть осведомленным о своих сильных и слабых сторонах; быть коммуникабельным и вдохновлять других; быть хорошим наблюдателем и консультантом» [507; 508].

Основными принципами коучинга в организации контроля, основанные на принципах организации обучения К. Роджерса, являются

1опора на собственные ресурсы студента для выполнения определенных заданий;

2) направленность на раскрытие их потенциала студента путем диалога;

3) самостоятельность в составлении плана действий по выполнению контролирующих заданий.

Метод коучинга включает в себя диагностику, установление личных целей и наблюдение за прогрессом в их осуществлении. Преподаватель-коуч, как правило, рассматривается в качестве эксперта, партнера, руководителя и катализатора деятельности студента для определения собственного пути в достижении целей. Необходимо обратить внимание, что при реализации традиционных методов контроля ответственность за его результаты, как правило, возлагается на преподавателя. Метод коучинга предполагает, что студент принимает на себя ответственность за результаты контроля своей деятельности.

Метод коучинга в организации контроля заключается в:

1) «сосредоточении на настоящем и будущем успехе в определенной области;

2) ориентации на работу над настоящим и будущим результатом;

3) ориентации на планирование конкретных шагов, действий студента, чтобы у него была возможность выполнять их с уверенностью, и если эти шаги будут завершены определенным результатом, будет достигнута цель;

4) поощрении положительных решений студента» [507; 508].

Преподаватель-коуч помогает в предоставлении информации и ресурсов для студента из широкого спектра источников для подготовки к контрольным мероприятиям.

2. Метод контроля в «перевернутом обучении » (Flipped learning). «Перевернутое обучение» было предложено западными учеными Б. Альварезом, Дж. Бергманом, Дж. Сэмсом (B. Alvarez, J. Bergmann, A. Sams). Реализация данного метода обучения заключается в новой концепции подачи материала студентам и, соответственно, новом способе контроля его усвоения. Суть «перевернутого обучения» состоит в том, что преподаватели предоставляют электронные материалы для самостоятельного изучения дома, а различного рода упражнения выполняются в аудиторном формате. Данный метод позволяет сократить время на объяснение теоретического материала на занятии, тем самым дать возможность уделить больше внимания на его практическое применение. Сложность заключается в том, что предметный презентационный материал должен подвергаться постоянному обновлению, что занимает у преподавателя значительное количество времени. Кроме того, возникает необходимость в разработке контролирующих тестовых материалов для каждого студента согласно уровню сформированности его компетенций. Принципиальное отличие данного метода состоит в том, что контроль проводится по результатам самостоятельного изучения теоретического материала и предусматривает выполнение практических заданий в аудитории. Таким образом, обучающая функция контроля реализуется в полной мере [376; 388].

3. Метод BYOD (Bring Your Own Device) (в переводе означает «принеси свое собственное устройство»). Данный метод был предложен Р. Баллагасом, Дж. Борхерсом, М. Русом, Дж. Шериданом. Реализация данного метода заключается в использовании личных электронных устройств: смартфонов, портативных компьютеров, mp3 плееров, планшетов и т.д. В настоящее время данный метод обучения стал использоваться как в зарубежных вузах, так и в вузах нашей страны. Контроль на основе метода BYOD осуществляется следующим образом: каждому студенту отправляются задания по электронной почте, которые необходимо выполнить за определенное время. Использование данного метода позволяет сократить время на проверку, используя личные устройства студентов. Следует отметить, что вместе с тем метод BYOD не свободен от недостатков, а именно: 1) отсутствуют валеологические (здоровьесберегающие) технологии относительно использования данного метода; 2) возможность использования технических средств и беспроводного Интернета не исключает списывание во время занятия; 3) проблема сохранности личного технического устройства также является немаловажной [469; 496].

4. Метод кейсов рассматривается в работах Т.Ю. Айкиной, А.Л. Ботовой, М.В. Гончаровой, А.С. Еремина, И.М. Козиной, А. Джонса (A.M. Johns). Решение кейсов как метод контроля, демонстрирует не только знания студентов, но и умение защищать точку зрения, умение работать как в команде, так и самостоятельно и т.д.

5. Особое место в системе контроля в настоящее время принадлежит тестированию. Тест – форма как письменного, так и компьютерного контроля. Выполнение теста предполагает выбор правильного ответа среди нескольких предложенных. Тесты – это совокупность заданий, в ходе проведения которых обучающиеся выполняют их за одинаковый период времени. Целью выполнения тестов является определение уровня знаний по дисциплине. Наиболее распространенными видами тестовых заданий являются задания открытого типа (свободное изложение, дополнение) и закрытого типа (множественный, альтернативный выбор, установление соответствия, последовательности, исключение лишнего). К достоинствам тестирования относится высокая технологичность процесса – возможность проверить уровень знаний и сформированность определенных компетенций за короткий срок. К основным недостаткам тестов можно отнести невозможность проверить критическое и творческое мышление студентов, угадывание ответов испытуемыми.

В настоящее время большое распространение получило компьютерное тестирование, что является оправданным средством в современных условиях.

6. Мультимедийная презентация. Создание мультимедийных презентаций является творческой формой контроля и способствует раскрытию творческого потенциала студентов. Для демонстрации мультимедийных презентаций можно использовать интерактивные доски (Smart Boards). Форма презентации позволяет студентам продемонстрировать свои компетенции на практике. Мультимедийные презентации могут быть использованы в качестве формы контроля при представлении творческих заданий, проектов, докладов на занятиях, конференциях, в качестве представления дополнительных материалов, изученных самостоятельно студентом и т.д. Одной из самых популярных программ, в которой выполняются мультимедиа презентации, является программа компании Microsoft – PowerPoint. Она проста в использовании, ею может овладеть любой преподаватель и студент. Достоинства этой программы заключаются в том, что на создание презентационных материалов не требуется много времени, а также она позволяет сэкономить время для осуществления контроля.. Возможности программы PowerPoint, позволяют объединить вместе и текст, и картинки, и аудио, и видео. Есть возможность приводить примеры по представленной теме, представлять дополнительную информацию, задавать вопросы, тем самым, развивая активную деятельность в аудитории. Для того чтобы во время презентации можно было задавать вопросы и давать дополнительную информацию, программа PowerPoint позволяет остановить аудио или видеоролик в нужном месте. Интернет также является обширным хранилищем видеофайлов.

Важной особенностью программы PowerPoint является возможность использования гипертекстовых связей для быстрого перемещения в любую часть презентации, или к другим программам или вебсайтам. В состав презентации можно включать гиперссылки для того, чтобы студенты самостоятельно изучили некоторую информацию в Интернете.

Следует отметить, что при использовании компьютерных технологий в организации контроля студентам предоставляется возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выбору способов поиска информации.

7. Веб-квест – форма программированного (компьютерного) контроля сформированности компетенций студентов. Веб-квест является формой контроля, предполагающая выполнение определенного задания, в котором используются заранее подготовленные для этого Интернет-ресурсы, а также другие оффлайн материалы (Б. Додж/ B. Dodge). Чтобы выполнить задание, данное преподавателем, студентам необходимо собрать, обобщить, синтезировать, оценить информацию в рамках четко определенных параметров. По мнению Е.И. Багузиной, О.Н. Горбатовой, О.В. Горбуновой, Б. Доджа, А.Н. Жалдыбиной, И.А. Иващенко, Н.С. Кузьминовой, А.А. Левицкой, Т. Марча, Н.Г. Муравьевой, О.В. Олядничук, А.В. Федорова, использование веб-квеста как формы контроля позволяет усилить критичность мышления студентов, вовлечь студента в процесс контроля как активного его участника.

В архитектуре веб-квеста используется принцип Универсального Дизайна Обучения (Universal Design for Learning), который направлен на организацию контроля таким образом, чтобы он подходил всем студентам с разным уровнем сформированности компетенций. С технологической точки зрения, создание веб-квест заключается в создании документа, содержащем гиперссылки. Веб-квест может быть создан в Word, Powerpoint, Excel. Существуют платформы, такие как: Zunal WebQuest, TeacherWeb, QuestGarden, CreateWebQuest, WebQuest Direct, TeAchnology, WebQuest Page, Web Poster Wizard, Filamentality, PHPWebQuest, которые содержат подробные пошаговые инструкции по созданию и выполнению веб-квеста.

Сформулируем достоинства веб-квеста:

1) возможность осваивать материалы студентами в индивидуальном темпе;

2) приобретение навыков работы с Интернетом и компьютером, которые помогут студентам на протяжении всей их жизни;

3) активизация учебной деятельности студентов;

4) обучение анализу, синтезу и систематизации различной информации;

5) обучение планированию и управлению деятельностью по выполнению проекта;

6) поддержка творческого и инновационного мышления студентов;

7) развитие взаимодействия студентов посредством цифровых коммуникаций;

8) обучение обрабатывать, интегрировать и представлять результаты научно-исследовательских работ.

Технология работы над веб-квестом была предложена Е.И. Багузиной согласно следующим этапам:

1. «Формулировка краткого введения, где четко описаны главные роли участников, например, «Ты – детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия» и пр.

2. Предоставление банка информационных ресурсов (в электронном виде – на компакт дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернете, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания студентами.

3. Выполнение задания предполагает:

1) самостоятельное изучение студентами предложенного преподавателем материала;

2) консультация преподавателя по вопросам, связанным непосредственно с содержанием веб-квеста либо с его презентацией;

3) заполнение студентами заданий;

4) обсуждение индивидуальных результатов работы каждого члена команды среди студентов, выполняющих веб-квест по теме. Отбор всеми членами команды наиболее значимого материала для итоговой презентации (веб-страницы и т. п.);

5) рекомендации преподавателя по использованию электронных источников;

6) рекомендации преподавателя по оформлению итоговой презентации (руководства, веб-страницы и т.п.), включая картинки, звуковое и цветовое оформление, разработку структуры итоговой презентации.

7) заключение, в котором суммируется опыт, полученный студентами при выполнении веб-квеста, в виде итоговой презентации, публикации работ студентов в виде веб-страниц и веб-сайтов, эссе, организация круглых столов и т.п.».

Изучение веб-квестов, размещенных в сети Интернет, позволило выделить следующие формы веб-квестов:

1. Создание базы данных по предложенной проблеме.

2. Творческое задание – написание пьесы, рассказа, стихотворения, песни, создание видеоролика.

3. Журналистское расследование – изложение информации на основе предложенных фактов.

4. Научное исследование – изучение различных явлений, открытий, фактов с использованием Интернет-ресурсов.

5. Интервью с виртуальным персонажем.

Подводя итог, важно отметить, что формы контроля, предполагающие творческую активность студентов, выбирают, как правило, студенты, которые увлечены изучаемым предметом. Для реализации положительного потенциала творческих форм контроля требуется проведение дополнительных консультаций и методических указаний.

 

Литература.

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Москва: Идательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Галустян О.В. Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку / О.В. Галустян // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Воронеж, 2015. – №3. – С. 115-121.

3. Галустян О.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в условиях контроля учебных достижений студентов / О.В. Галустян // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – Белгород, 2011. –Т. 11. – №18 (113). – С. 242-248.

4. Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: дисс. … докт. пед. наук / О.В. Галустян. – Воронеж, 2017 – 432 с.

5. Галустян О.В. Современные образовательные технологии в организации учебного процесса / О.В. Галустян // Информатизация образования и науки. – Москва, 2013. – № 3 (19). – С. 24-34.

6. Галустян О.В. Технология веб-квест в преподавании иностранных языков в высшей школе / О.В. Галустян // Дистанционное и виртуальное обучение. – Москва, 2015. – № 5 (95). – С. 45-56.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – Москва, 2001. – 192 с.

8. Нестеров А.В. Контроль и оценка знаний обучаемых в системе образования: дисс. … канд. пед. наук / А.В. Нестеров. – Санкт-Петербург, 2004. – 188 с.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. – Москва, 2003. – 304 с.

10. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – Москва: 2002. – 437 с.

11. Balzer L. Reform der Kaufmännischen Grundausbildung / L. Balzer, A. Frey, U. Renold, P. Nenniger. – Band 3: Ergebnisse der Evaluation (Reform of Basic Commercial Training in Switzerland). – Volume 3: Results of Evaluation. – Landau, 2002. – 230 s.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте характеристику традиционным методам контроля. В чем их преимущества и недостатки?

2. Что такое «метод коучинга»? На ваш взгляд, такой метод необходим в системе высшего образования в России?

3. Могут ли применяться в Российском образовании инновационные методы контроля, такие как метод контроля в «перевернутом обучении», метод BYOD?

4. В чем суть кейс-метода?

5. В чем вы видите преимущества и недостатки тестирования?

6. Считаете ли вы возможным применение веб-квестов как метода контроля?


Раздел III.Теоретико-прикладные аспекты личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: