Компетентностный подход как основа системы высшего образования в современных условиях




Педагогика высшей школы: дополнительные главы по курсу

Учебное пособие для магистрантов и аспирантов

 

Воронеж

Издательский дом ВГУ

 


 

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии от 21 ноября 2018 г., протокол.№1400-09

 

Рецензент доктор педагогических наук, профессор Воронежского государственного технического университета Комарова Э.П.

 

 

Учебное пособие для магистрантов и аспирантов вузов по дисциплине «Педагогика высшей школы» подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей высших учебных заведений.

 

От авторов

Высшее образование в современных условиях переживает этап глобальных перемен. На государственном уровне происходит переход от знаниевой парадигмы в образовательном процессе, существовавшей на протяжении нескольких столетий, к компетентностной. Вузы призваны подготовить компетентных специалистов, обладающих общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Первостепенной задачей системы высшего образования становится обеспечение высокого качества обучения, воспитания и развития студентов в образовательном процессе вуза, как необходимого условия продуктивной жизнедеятельности будущего специалиста в системе рыночной экономики и конкуренции на рынке труда.

Все это предъявляет новые требования к преподавателям высшей школы, которые должны владеть не только предметными знаниями, но и быть профессионалами в области организации учебного процесса, обладать высоким уровнем педагогической культуры. Это, прежде всего, предполагает знания психологии и педагогики высшей школы, владение как традиционными, так современными методами обучения и воспитания студентов.

В последнее время издано большое количество учебников и учебно-методических пособий по педагогике высшей школы. В представленном пособии, которое названо «Педагогика высшей школы: дополнительные главы по курсу», анализируются проблемы, которые, на взгляд авторов, не получили достаточного освещения в других изданиях.

В пособие четыре раздела. Первый посвящен общим вопросам организации образовательного процесса в современном вузе. Второй - проблемам обучения. В третьем разделе анализируются теоретико-прикладные аспекты личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы. Четвертый раздел посвящен студентам как субъектам образовательного процесса в вузе.


Раздел I. Общие вопросы организации образовательного процесса в современном вузе

1.1. Современные концепции обучения и воспитания в вузе (Т.А. Дронова)

Миссия университета как отправная точка образовательных концепций

1. Университеты играют важную роль в развитии экономики, государства, гражданского общества, предоставляя знания, навыки, идеи и фундаментальные исследования, необходимые любой стране для обеспечения экономического, социального, политического развития и роста. Практически все вузы видят свою миссию и роль в том, чтобы быть центрами образования, науки и культуры. Сущность моделей университетов состоит не в отрицании какой-либо из функций университета, а в преимущественном развитии одного из направлений деятельности, которое становится для данного университета базовым.

Понятие «миссия университета» может рассматриваться и в широком, и в узком смысле. В широком – миссия понимается в качестве смыслообразующего ядра университетской идеи, определяющего предназначение университета в современном обществе. В более узком, корпоративном смысле, миссия обусловливается идеей стратегического управления, т.е. она оказывается связанной с самоопределением данного высшего учебного заведения среди других, с его спецификой.

Российские классические университеты, представляя собой часть мирового научного сообщества, видят свою миссию в сохранении, развитии и распространении отечественной и мировой культуры. Следует отметить, что такое видение предназначения университета как культурно-образовательной миссии было свойственно университетам на всех этапах его развития.

Современные университеты стремятся сохранить за собой и свою значимую роль в подготовке интеллектуальной элиты общества, указывая на необходимость развивать у студентов способности к исследовательской деятельности, что согласуется с Великой Хартией университетов, которая предполагает единство учебного процесса в университетах и исследовательской деятельности. Кроме того, в Хартии указывается, что «университет должен обеспечить будущим поколениям такое образование и такую подготовку, которые позволят им внести свой вклад в соблюдение великого равновесия окружающей среды и самой жизни», поднимая тем самым систему университетского образования на новый уровень решения задач нравственного воспитания и обосновывая миссию формирования личности.

Поскольку современные университеты определяют свою историческую роль, кроме всего сказанного, в том, чтобы быть представителями российского образования, науки и культуры, они становятся центрами развития регионов и активно работают над созданием системы переноса знаний из сферы науки в сферу экономики, промышленности, социальную сферу. Эту направленность можно обозначить как миссию содействия социально-экономическому развитию региона [7].

В миссииВоронежского государственного университетакак классического высшего учебного заведения находят отражение все названые выше миссии. ВГУ видит себя:

· современным конкурентоспособным вузом Европейского Центра России, обеспечивающим получение высшего образования, послевузовского и дополнительного профессионального образования, соответствующего мировым стандартам качества образования;

· среди общероссийских лидеров по фундаментальным и прикладным исследованиям в области естественно-научных и гуманитарных наук, сохраняющим и развивающим лучшие традиции российской высшей школы;

· системообразующим центром образования, науки и культуры региона.

Воронежский государственный университет будет всемерно содействовать процветанию России, социально-экономическому и культурному развитию Центрально-Чернозёмного региона и Воронежской области, укреплению инновационных отраслей отечественной экономики, реализации требований и задач, формируемых «экономикой знаний» [4].

Некоторые современные авторы [1] говорят о том, что традиционных функций, присущих университету, – обучения и исследования – уже недостаточно для того, чтобы оставаться одним из главных социальных институтов современного общества. Ими подчёркивается, что деятельность университета должна носить «социальную направленность», «социальную активность», «обращенность к обществу», «гражданскую активность». В связи с этим провозглашается концепция «социальной миссии» университета, или как ее принято называть «третьей миссии », которая влечет за собой изменения в понимании сути деятельности университетов. И хотя сам термин далеко не новый, до сих пор нет единого определения для понятия «третья миссия» университета (само понятие «третья миссия» университетов активно обсуждается с 1990 года и является предметом многих официальных документов).

Действия в рамках третьей миссии связаны с генерированием, использованием, практическим применением, получением выгоды от знаний и других ресурсов университетов (помещений, техники) за пределами академической среды. «Третья миссия» становится ключевой в становлении университета как предпринимательской структуры, ориентируясь на потребности местного сообщества и участие в социальной (общественной) жизни

Специалистами проектной сети E3M была предложена система параметров, которые отражают специфику «третьей миссии»: непрерывное образование», «трансфер технологий и инновации», «социальная вовлеченность». Первый параметр – «непрерывное образование» – включает в себя все программы получения высшего образования и повышения квалификации. Второй параметр – «трансфер технологий и инновации» – предполагает деятельность по обмену знаниями, включая научные исследования. Третий параметр – «социальная вовлеченность» в общественную жизнь – предполагает сотрудничество между университетами и обществом (на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях) с целью взаимовыгодного некоммерческого обмена знаниями и материальными ресурсами. Первые два параметра основаны на общем представлении о «предпринимательском университете», взаимодействующем с обществом на экономической основе. Третий параметр больше связан с ролью университета как поставщика социальных услуг для общества.

В частности, государственные ВУЗы как некоммерческие организации должны иметь обязательства, связанные с участием в обеспечении общественного благополучия, что не всегда приводит к финансовой выгоде для университета, а порой и вовсе является убыточным. Однако университет, будучи одним из столпов общества, имеет социальные обязательства и, следовательно, должен развивать виды деятельности, позволяющие ему выполнять эту особую роль (может осуществлять исследовательскую работу и консультирование на договорной основе, защиту прав на интеллектуальную собственность, лицензирование, создание стартапов, компаний на базе университетов с целью коммерческой реализации научно-технических достижений, бизнес-инкубаторов при университете, а также научных, исследовательских и технологических парков).

В России концепция «социального партнерства», которая должна строиться на взаимодействии многих партнеров: университетов, органов власти, органов местного самоуправления, разнообразными общественными объединениями и некоммерческими организациями, и самим населением, находится на стадии становления.

 

Концепция инновационного образования.

Анализ формирования современных моделей высшего университетского образования показал, что одной из наиболее перспективных идей их становления и развития стала идея предпринимательства. В начале 90х гг. XX в. термины «предпринимательский» и «инновационный» считались синонимами, хотя концепция инновационногоуниверситета охватывает больше, чем перспектива увеличения прибылей. Недостаточное государственное финансирование и постоянное изменение требований внешней среды поставили университеты в условия необходимости принять предпринимательскую концепцию для сохранения своей академической сущности, автономности и независимости, заставив решать сложную задачу интеграции академических ценностей и предпринимательской культуры. Стратегической целью создания инновационного университета является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и введение в хозяйственный оборот результатов НИР, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России.

В целом, инновация – это конечный результат интеллектуальной деятельности, представленный в виде какого-либо нового объекта (системы, технологии, товара или услуги) или в виде некоторого объекта, существенно отличающегося от созданного ранее. Инновация характеризуется более высоким научным уровнем, новыми потребительскими качествами продукта. Целью такого рода деятельности является снятие последствий деструктивных процессов или получение новых продуктов или услуг (возможно, имеющих новые свойства) с высоким рыночным потенциалом.

Можно обозначить цели инновационного образования, которые отражены в таких задачах, как обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента, создание условий для овладения им навыками научных исследований и выработки соответствующего стиля мышления, овладение методологией нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах. Если достижение первой цели осуществимо в процессе изучения блока гуманитарных, общенаучных и естественных дисциплин, на основе применения таких учебных технологий, которые содействуют развитию навыков самостоятельного мышления, овладению методологией творческого решения задач, то вторая цель (постижение сути методологии научных исследований) достигается в процессе изучения фундаментальных общепрофессиональных теоретических дисциплин.

Что же касается развития инновационного мышления, эта цель реализуется в ходе изучения специальных профессиональных дисциплин, но ключевым моментом образовательной деятельности является человеческий фактор. Производственное поведение персонала, направленное на достижение стоящих перед вузом стратегических задач, может быть обеспечено только творческой деятельностью всех его сотрудников.

Академический инновационный университет активно создает нововведения и использует инновации в своей деятельности. Он ориентирован на развитие инновационного образования с применением проблемно-ориентированных технологий обучения, осуществление опережающей подготовки элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности, формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.

В качестве основных базовых принципов трансформации университетов в структуры инновационного типа и их особенностей следует отметить следующие:

• развитие инновационного образования с использований междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий;

• создание системы элитной подготовки специалистов на базе научных школ, которая должна включать конкурсный отбор способных студентов, усиление роли фундаментального образования, максимальную интеграцию университета и производственных организаций в учебный процесс, а также определенную мотивацию всех участников этого процесса (студентов, преподавателей, научных организаций и работодателей);

• интеграция научной образовательной и инновационной деятельности в университете, которая предполагает организационное оформление взаимодействия университета и институтов Российской академии наук, а также объединение их научно-технической базы и финансовых ресурсов с целью выполнения совместных проектов и создания учебно-научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники;

• развитие взаимодействия университета с внешней средой, которая включает попечителей университета, Ассоциацию его выпускников, институты Российской академии наук, а также малые и крупные предприятия и транснациональные компании, фонды и общественные организации;

• формирование корпоративной культуры университета, которая понимается как совокупность коллективных базовых представлений, необходимых и достаточных для адаптации к изменениям внешней среды и создания конкурентной внутренней среды университета;

• совершенствование системы управления университетом, для чего необходимо четко сформулировать миссию университета, принятую руководителями и сотрудниками университета, которые готовы и способны ее реализовать [7].

Концепция непрерывного образования.

 

«Образование длиною в жизнь – единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ сохранения идентичности человека» (Джарвис П.)

Система непрерывного образования в России является в настоящее время одним из приоритетов государственной политики развития. В программных документах – «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – подчеркивается необходимость перехода на компетентностную парадигму образования.

В современной педагогической науке непрерывное образование рассматривают, во-первых, как систему взглядов на образовательную практику, провозглашающую учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. Во-вторых, как целостный процесс, состоящий из последовательно возвышающихся ступеней специально организованного обучения, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. При этом системообразующим фактором непрерывного образования выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования.

Достижение этих целей напрямую связано с индивидуализацией образовательного процесса. В качестве перспективных моделей индивидуализации предлагаются положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте модели: (1) организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов и образовательных программ; (2) индивидуальные образовательные маршруты в образовательных сетях; (3) накопительная кредитно-рейтинговая система, основанная на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий.

Индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) можно рассматривать как: (а) один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности обучающегося, как субъекта собственного образования. В основе этого понятия – собственная роль и ответственность обучающегося в осуществлении познавательной деятельности, которая выявляет его личностный потенциал; (б) индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося; (в) целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором обучающийся выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке преподавателя; (г) непрерывную условную линию, перемещение по которой личность осуществляет в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки (образовательными цензами) и с учетом преемственности ранее приобретенных знаний.

При этом система непрерывного образования должна обеспечивать три главных условия: во-первых, преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования; во-вторых, возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т. д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда; в-третьих, отсутствие тупиковых образовательных программ, образовательных учреждений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

«Концепция формирования образовательной траектории – образование через всю жизнь» должна строиться на основе следующих принципов:

(а) базового образования – образовательная стартовая основа для успешного продолжения движения личности в образовательном пространстве;

(б) многоуровневости – наличие многих уровней и ступеней образования позволяет личности удовлетворить свои запросы и реализовать возможности;

(в) диверсификации – предполагает расширение видов деятельности системы образования и приобретение новых, не свойственных ей ранее форм и функций;

(г) экономической компетентности – как обязательного компонента обучения, так как каждый человек сегодня непроизвольно включается в экономические отношения, являясь либо активным участником (который открывает свое дело и зарабатывает предпринимательской деятельностью), либо пассивным (просто являясь потребителем товаров и услуг, предлагаемых на рынке);

(д) дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования, что обеспечивает личности необходимые условия для совершенствования профессионального мастерства в образовательном пространстве;

(е) маневренности и преемственности образовательных программ – позволяет личности профессионально переориентироваться на том или ином этапе жизненного пути;

(ж) интеграции образовательных структур – соответствует процессам реструктуризации образовательных систем и позволяет создавать многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые образовательные учреждения на основе социального партнерства и др.

Выбор индивидуальной образовательной траектории реализуется на предметном поле, которое включает многообразие углубленного и обогащенного содержания образования, видов и форм предметного материала, рациональных приемов учебной деятельности, форм контроля учебных результатов, форм самостоятельной работы, а также уровней и путей получения образования.

Механизм составления индивидуальной образовательной траектории обучающихся предполагает следующие этапы:

(1) этап целеполагания – предполагает грамотную постановку целей и диагностику базовых личностных качеств (ценностные, мотивационные, нормативные, позиционные, организационно-информационные, контрольно-оценочные), необходимых для «запуска» образовательной траектории и характеризующих двух субъектов образовательной деятельности – преподавателя и обучающегося;

(2) технологичный этап – предусматривает создание индивидуальной образовательной программы, как средства реализации образовательной траектории в соответствии с разработанной методикой.

При разработке ИОТ важное место отводится педагогическому сопровождению, суть которого заключается не только в научении обучающегося самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт обучающегося и/или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии.

Направлениями педагогического сопровождения разработки и реализации ИОТ являются: (а) аналитически-проектирующее, включающее анализ индивидуальных особенностей и образовательных запросов обучающихся, динамику их развития; (б) консультирующее, в рамках которого проводятся индивидуальные и микрогрупповые консультации обучающихся; (в) координирующее работу педагогов образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования, психолога, социальных работников и призванное содействовать построению конструктивных позитивных взаимоотношений всех субъектов открытого образовательного пространства, социальной поддержке обучающихся; (г) организационное, затрагивающее вопросы организации образовательного процесса.

С целью расширения возможностей педагогического сопровождения ИОТ обучающихся целесообразно использовать ресурсы других образовательных организаций, например, систему сетевого взаимодействия.

Основные достоинства выстраивания индивидуальной образовательной траектории личности в условиях непрерывного образования заключаются:

(а) для личности – в возможности осуществлять индивидуальный выбор содержания, уровня, пути получения и результативного завершения образования на каждом уровне, удовлетворяющего интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям личности;

(б) для общества – в возможности получить специалиста с затребованными квалификационными параметрами в различные сроки обучения, что защищает права потребителей, оплачивающих стоимость подготовки работников, которые им необходимы;

(в) для преподавателей – в возможности наиболее полной реализации своего научно-педагогического потенциала, так как эта система дает большую самостоятельность в определении содержания, технологий обучения и защищает право преподавателей работать с учениками, подготовленными к обучению на данном уровне и заинтересованными в получении выбранных образовательных услуг.

Таким образом, с использованием индивидуальных образовательных траекторий система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям каждой личности [3].

ФГОС ВПО третьего поколения разработаны на основе компетентностного подхода и учёта принципа индивидуализации. Из них следует, что основная образовательная программа вуза должна включать в себя дисциплины по выбору студента в объёме не менее одной трети вариативной части каждого цикла. Университет обязан предоставить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

Для российской высшей школы это новое явление. Опыт университетов Великобритании в реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов намного больше, чем в вузах России [8].

Концепция смешанного образования МООС.

 

Эволюционные процессы в области разработки и использования электронных материалов для высшего образования за последние два десятилетия привели к формированию концепции публикации учебных материалов для удаленного доступа в виде массовых открытых онлайн курсов (Massive Open Online Course, МООС).

Термин МООС был использован в 2010 г. Дэйвом Кормье (университет Острова Принца Эдварда, Канада). В том же году MOOC оказался в центре всеобщего внимания, когда Себастьян Тран, профессор Стэнфорда, предложил бесплатный курс по искусственному интеллекту, привлекший 160 000 студентов из 190 стран.

Наборы МООС являются богатейшими коллекциями лекций, учебных и контрольных заданий, превосходных компьютерных демонстраций природных явлений и лабораторных опытов, созданных выдающимися учеными ведущих университетов мира. В рамках МООС появляется возможность установления виртуальных контактов с разработчиками курсов и людьми, которые изучают эти материалы. Помимо своей главной функции – предоставления доступа к учебным материалам, МООС выполняет и функцию своеобразной рекламы учебного заведения. Будущие студенты могут составить впечатление об уровне и широте преподавания в университете. Университет действительно открывает себя миру, давая возможность каждому человеку приобрести новые знания.

В России многие университеты предоставляют электронные учебные материалы для дистанционного обучения. Примером российского университета, организующего весь учебный процесс только в дистанционной форме, является Современная гуманитарная академия. Большое количество электронных материалов предлагает интернет-университет информационных технологий – Национальный открытый университет ИНТУИТ.

В формировании МООС-сообществ участвуют различные образовательные учреждения мира, в том числе крупнейшие университеты. Из российских университетов пока только три (ВШЭ, МФТИ – московский физико-технический институт, СПбГУ) приобщились к этой деятельности. Всего задействованы учебные организации из 33 стран.

МООС содержит открытые учебные материалы для работы в режиме онлайн. Безусловно, эту информацию можно использовать и для аудиторных занятий. Лекционная составляющая чаще всегопредставлена в формате видео, реже аудио или текстовом. В большей части курсов в качестве рабочего языка используется английский, в некоторых курсах поддерживается многоязычность или субтитры. Для текущей работы учащихся применяются разнообразные интерактивные средства обучения: групповые онлайн обсуждения, совместная работа на основе Wiki, ведение блогов, онлайн лаборатории, тестовое оценивание уровня освоения материала.

Категории курсов, представленных в различных наборах МООС, охватывают очень большое количество направлений обучения: гуманитарные, физико-математические, естественнонаучные, социальные, медицинские, художественные.

Продолжительность курсов может быть самой разной, от недели до года. Для каждого курса указывается планируемая недельная нагрузка от 1 часа в неделю до20 часов в неделю. Организационные платформы представляют собой отдельные организации или сообщества образовательных учреждений, разрабатывающие и публикующие материалы, относящиеся к МООС. В настоящее время известно о 36 таких сообществах.

MOOC как основа новой формы обучения требует разностороннего анализа. Например, создатели MOOC отмечают, что из всех записавшихся на курсы более половины действительно обучаются, но далеко не все полностью проходят весь курс. Количество слушателей, которым можно дать сертификаты об окончании курса, составляет 5–10% от количества записавшихся на курс. В чем причина такой ситуации? Понятно, что некоторые люди записываются на курс из любопытства, из желания посмотреть содержание лекций и оценить формы преподнесения учебного материала. Эта часть аудитории заранее не планирует завершение курса. Логично предположить, что слушатели, действительно заинтересованные в получении новых знаний, сталкиваются с непреодолимыми проблемами во время учебы.

Одна из таких проблем, которая наблюдается и в традиционно организованном обучении, связана со сложностью или даже невозможностью самостоятельного овладения основами теории или самостоятельного применения положений теории для решения практических задач. Это ситуации, в которых требуется помощь преподавателя. Концепция смешанного обучения и образования предлагает решать данную проблему, органично сочетая в ходе обучения электронные и человеческие ресурсы. Но когда речь идет о тысячах учащихся, никакого человеческого ресурса не хватит. Идея автоматизации учебного процесса в этих условиях представляется разумной. Следует отметить, что автоматизированные системы обучения существовали и ранее. Российское образование имеет богатый теоретический и практический опыт в этом направлении. Достаточно вспомнить системы АОС-ВУЗ, популярные в 70–80-е гг. прошлого века. В этой связи отечественные исследования МООС, по сути современных АОС-ВУЗ, представляются очень перспективными.

В МООС слаба система оценки самостоятельной работы студента. Авторы большинства МООС предлагают студентам тесты, оценивающие автоматически только конечный результат, и проекты (от эссе до анализа стратегии фирмы), оцениваемые другими студентами. Именно использование взаимоконтроля позволяет в настоящее время разрешить проблему проверки развернутых ответов очень большого количества обучающихся.

Массовые открытые онлайн курсы, дающие возможность широкому кругу людей обучаться разнообразным предметам бесплатно и дистанционно, представляют собой мощную мировую тенденцию современного высшего образования. Они ориентированы на активное использование всехсервисов сетевого и мобильного взаимодействия, т.е. широчайшее использование технических и программных возможностей современных информационных технологий. В то же время они являются вызовом традиционному образованию, мотивируя его к инновационному развитию, одним из направлений которого является исследование и реализация смешанных диагностических тестов [6].

 

Концепция опережающего образования

 

Одной из важных и конструктивных идей в стратегии повышения интеллектуального потенциала любой нации является идея опережающего образования. Суть этой идеи заключается не только в том, чтобы обеспечить приоритетное развитие системы образования на фоне других социально-экономических факторов, но, главным образом, в том, чтобы своевременно подготовить людей к историческим вызовам.

В рамках новой образовательной парадигмы учащегося необходимо обучать не сумме знаний, а способам мышления, развивать творческие способности, умения самостоятельно искать новые способы решения задач, свободно осуществлять деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях.

Идея опережающего образования была выдвинута в России в 1995-1996 гг. Как научно обоснованная концепция она впервые была рассмотрена на II-м Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" (Москва, 1996 г.). Суть этой концепции состоит в том, чтобы перестроить содержание и методологию учебного процесса во всех звеньях системы образования таким образом, чтобы она была способной готовить людей к новым условиям их существования в глобальном информационном обществе.

При этом предполагается, что человек получит такие знания и умения, которые позволят ему адаптироваться в новой социальной и информационной среде, а также воздействовать на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и природы.

Эта концепция была поддержана многими участниками Конгресса ЮНЕСКО и нашла отражение в его итоговых документах и рекомендациях. Она должна была стать практической реализацией стратегической образовательной концепции ЮНЕСКО «Образование через всю жизнь». Однако в полной мере она в настоящее еще практически не реализована. Современная система образования ориентирована, главным образом, на текущие потребности рыночной экономики и поэтому не уделяет должного внимания проблемам будущего развития цивилизации, хотя нарастание этих проблем становится в последние годы все более очевидным.

Концепция опережающего образования предполагает изменений структуры знаний, что должно быть продиктовано изменением общественного уклада.

 

  Традиционная система Система опережающего образования
базовые знания 70-75% 40-45%
прагматические знания 15-20% 10-15%
новые знания, основанные на передовых достижениях науки 5-7% 15-20%
знания, направленные на развитие личности 1-3% 20-25%

 

Основным направлением формирования системы опережающего образования в России является развитие прямых связей между университетами и институтами академической науки.

С этой целью в российских университетах создаются специализированные научно-образовательные центры (НОЦ), которые должны стать проводниками для внедрения новых знаний в систему образования. В формировании и обеспечении деятельности НОЦ активное участие принимают академические институты, специалисты которых привлекаются для разработки программ новых учебных курсов, повышения квалификации преподавателей университетов и выполнения исследовательских проектов.

В качестве примера здесь можно привести НОЦ «Информатика, информационные технологии и управление», созданный в 2009 г. в составе Сибирского федерального университета. В его формировании приняли участие три института Российской академии наук: Институт проблем информатики, Институт проблем управления и Институт вычислительной математики. Одним из первых научно-образовательных проектов этого НОЦ стала разработка цикла академических лекций ведущих ученых России по актуальным проблемам развития науки, образования, техники и технологий.

Опыт показал, что создание НОЦ может стать в России весьма эффективной формой интеграции академической науки и образования. Однако для этого необходима государственная поддержка деятельности НОЦ, которая в настоящее время практически отсутствует. Эти Центры создаются университетами в инициативном порядке, а их деятельность финансируется за счет собственных средств этих университетов. Это и является сегодня одним из препятствий на пути развития системы опережающего образования в России.

Второе препятствие – это Государственные образовательные стандарты. Их содержание отражает традиционные подходы к системе образования и не соответствует основным целям концепции опережающего образования. Предложения Российской академии наук о модернизации этих ста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: