Сущность пассионарности в её взаимосвязи с другими качествами




Понятие «пассионарность» было введено в науку историком и этнологом Львом Николаевичем Гумилёвым в 1989 году в рамках теории происхождения этносов – этногенеза. Л.Н. Гумилёв выработал концепцию, согласно которой развитие этноса происходит вследствие пассионарных подъёмов и спадов, которые характеризуются повышением или понижением количества пассионарных личностей в составе этноса.

Согласно Л.Н. Гумилёву, пассионарность – это характерологическая доминанта, внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей; способность усваивать (абсорбировать) энергию внешней среды и выдавать её обратно в виде активности, концентрируя эту энергию на достижение поставленной цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а также жизни, счастья современников и соплеменников [5]. Однако анализ жизненного пути пассионариев даёт основания предполагать, что данная логика может быть обращена: именно при наличии цели или, если сказать точнее, идеи, индивид обретает возможность абсорбировать энергию внешней среды с высокой эффективностью и выдавать её обратно в виде активности (с психологической точки зрения, интериоризировать и экстериоризировать). Идея становится своеобразной призмой для концентрации этой энергии. Пассионарность – подчёркивает Л.Н. Гумилёв, – это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, – к нарушению инерции агрегатного состояния среды; это та энергия, которая должна преодолевать и среду, окружающую пассионария, и собственную природу.

Согласно мнению Л.Н. Гумилёва и его последователей [3, 8], процесс развития этносов (а, следовательно, и процесс развития человечества как такового) зиждется на пассионарных спадах и напряжениях. Во время нарастания пассионарного напряжения, когда людей с высокой степенью пассионарности становится больше, их позиции и идеи становятся твёрже и громче звучат в рамках своего общества, этнос претерпевает трансформации, творятся переломные вехи истории и начинается новый этап развития обществ. Когда начинается пассионарный спад, характеризующийся тем, что количество пассионариев уменьшается и в составе общества начинают преобладать люди гармоничные и субпассионарные, этнос встраивает произошедшие с ним перемены, как бы «отдыхает» от инноваций, развивает заложенные ранее нововведения. Самый опасный момент для целостности этноса – максимальное снижение пассионарности, ситуация, в которой пассионарных личностей крайне мало, а общество настроено против них, подавляя их активность своей инертной массой. Данный период – обскурация – грозит этносу различными бедами, вплоть до полного уничтожения или растворения в других, более сильных, этносах. Эта стадия неизбежна, но в силах народа сделать её максимально короткой, как бы переходной гранью между предыдущим этапом и новым взлётом пассионарности.

Однако термин «пассионарность» может применяться не только к характеристике целого этноса, пассионарными может быть и более узкая группа, и личность, и проявления личности. Часто под пассионарностью как характеристикой индивида и группы индивидов понимают характеристику, определяющую способность к сверхусилиям, сверхнапряжению, и параллельно с этим потребность в самоактуализации, способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении.

Л.Н. Гумилёв разделяет всех членов этноса согласно трём уровням проявленности пассионарности: пассионарии, гармоничники и субпассионарии.

Сильно выраженная пассионарность (пассионарность как таковая) определяет в структуре личности креативность, готовность идти на жертвы и сверхусилия ради идеи и идеала, потребность и способность изменять мир и, особенно, свою среду окружения. Чётко оформленная идея понимается таким индивидом как первичная цель, доминирующая потребность и толкает его к целенаправленной активности. Такое понимание выдвигает на первый план не подавление биологических потребностей у пассионариев, а существование наряду с этими потребностями группы более значимых для личности потребностей. Ведущими для пассионариев являются их стремление к активности, «повышенная тяга к действию», потребность в целенаправленной деятельности, всегда ведущей к изменению среды, социальной или природной.

Для слабо выраженной пассионарности (гармоничности) характерно поведение, при котором её носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой. Гармоничные люди быстро приспосабливаются к среде, не проявляя при этом повышенной энергичности, свойственной пассионариям. Люди подобного склада тоже выполняют важную функцию в этносе, они представляют большую его часть. Они воспроизводят его, сохраняют стабильность, копят материальные ценности, производя их по уже существующим шаблонам. Они не испытывают нужды в пассионариях, пока не почувствуют внешнюю угрозу. По существу, это обычные люди, интеллектуально и морально полноценные, адаптированные. По словам учёного, идеал такого «гармоничника» – господство посредственности. Среди черт гармоничных людей можно отметить человеколюбие, снисходительность к человеческим слабостям, толерантность. Патриотизм как любовь к традициям национального прошлого, связанная с самопожертвованием, которую демонстрируют пассионарии, у гармоничных людей замещается «натализмом» – любовью к родной природе. Усредненный облик гармоничного человека – это скромный обыватель, адаптированный к биоценозу ареала.

Ещё менее выраженная или невыраженная пассионарность (субпассионарность) означает склонность к лени, пассивности, потреблению, паразитизму и предательству, полному отсутствию идеалов и осознанных конструктивных стремлений.

Описание положения пассионарных и непассионарных людей можно обнаружить в заметках К.Г. Юнга: «Быть «нормальным» – идеал для неудачника, для всех тех, кому ещё не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи способности намного выше среднего, кому нетрудно было достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, – для таких людей рамки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормальны, в то время как другие страдают неврозами оттого, что не могут стать нормальными» [13, с. 310].

Пассионарность не характеризует с точностью содержательную сторону личности, то есть ценностные ориентации, мировоззрение личности. Пассионарии могут быть как патриотичными, так и увлекающимися иноземными системами мировоззрения, святыми и преступными. Пассионарность, по словам самого Л.Н. Гумилёва, – понятие формально-динамическое, внеэтичное.

Именно поэтому для более чёткого понимания пассионарности, необходимой преподавателю в педагогичекой деятельности, мы условно разделим данное качество по типам: конструктивная и деструктивная. Оставаясь идентичной в своей основе, конструктивная и деструктивная пассионарность будут различаться по проявлениям.

Конструктивная пассионарность проявляется в высокой активности лич-ности по достижению целей, способствующих её самоактуализации, духовному и личностному развитию. Даже если пассионарий сознательно жертвует одной сферой своей жизни во имя воплощения идей другой сферы своей жизни (например, отказ заводить семью из-за полной погружённости в профессию или уход в монастырь во имя духовных целей и т.д.) – до тех пор, пока такие действия не имеют явного деструктивного воздействия на личность пассионария (и, соответственно, других людей) – это будет расцениваться проявлением конструктивной пассионарности. Деструктивная пассионарность проявляется в высокой активности личности по воплощению идей деструктивного и самодеструктивного характера. К счастью, деструктивные пассионарии в обществе встречаются реже: как правило, человек, склонный к асоциальному и безнравственному поведению, не обладает чётко выраженной «идеей зла» и вместе с тем не склонен к проявлению сильной воли и сплочению людей вокруг идеи.

Исходя из этого, конструктивной пассионарностью преподавателя вуза можно назвать интегративное качество личности, представляющее собой единство развитой идейности преподавателя, высокой активности и устойчивой направленности в реализации гуманистических идей развития и саморазвития субъектов образовательного процесса. Деструктивная же пассионарность преподавателя может находить выражение в стремлении разрушить существующую систему образования, злоупотреблении властью над обучающимися и стремлении подчинить их своей воле, манипулировании коллегами в интересах своей выгоды, а также в извращении идеи обучения вплоть до её противоположности, намеренном сокрытии знаний и т.д.

Для более системного понимания пассионарности преподавателя необходимо также рассмотреть сущность и природу явления пассионарной индукции.

Пассионарная индукция – это изменение поведения гармоничных людей и субпассионариев в присутствии пассионариев под влиянием пассионарного поля. Иными словами, это «заряжение» более пассионарной личностью – менее пассионарной, передача пассионарного импульса от пассионария к его аудитории.

Данный механизм имеет место во взаимодействии пассионарной личности с окружающей средой, в частности, менее пассионарными личностями. Пассионарий индуцирует своей энергией окружающих его людей – как целенаправленно собранную им группу (сознательно выбранные последователи, слушатели), так и вовлечённых во взаимодействие с ним совершенно случайным образом (случайный прохожий, услышавший речь пассионария; человек, ознакомившийся с его работами и т.п.).

Поскольку конструктивная пассионарность и, следовательно, пассионарная индуктивность могут быть целенаправлено развиваемы, мы можем быть уверены, что при соответствующих количестве и качестве сознательных усилий и благоприятных характеристиках психики, гармоничный или субпассионарный человек, испытавший на себе воздействие идейно-энергетического импульса пассионария, может сохранить его, а точнее, запустить с его помощью собственные психические процессы, способствующие актуализации пассионарности. Поэтому уместно говорить о пассионарной индукции не столько как о кратковременном внешнем факторе воздействия, искусственно приращивающем пассионарность другим, сколько как об энергетическом импульсе психологической природы, дающем толчок к актуализации собственной пассионарности людей, и впоследствии – сознательном использовании этого импульса или же игнорировании. Используя аналогию, можно сравнить этот процесс с традиционным взаимодействием мастера и учеников: мастер передаёт знание ученикам, каждый из которых либо встраивает это знание в свою деятельность, закрепляя его, либо игнорирует, забывает – и возвращается в своё прежнее состояние.

Анализируя сущность и проявления конструктивной пассионарности, можно выделить следующие компоненты данного качества:

· развитый идейный мир;

· активность;

· волеизъявление;

· внутренняя согласованность;

· индуктивность.

Соответственно компонентам обозначим критерии и показатели, руководствуясь которыми можно судить о развитости конструктивной пассионарности у субъекта (Таблица1) [4].

Развитый идейный мир преподавателя отражён в критерии «идейность»; активность выражена «готовностью к действию»; волеизъявление – «волевыми усилиями»; внутренняя согласованность – «целостностью и внутренней убеждённостью»; индуктивность – соответственно, дополнительным критерием «пассионарная индуктивность».

 

Таблица 1 – Соотношение критериев и показателей пассионарности преподавателя

Критерии пассионарности Показатели пассионарности
Идейность Чёткость формулировки идей
Оригинальность и субъективная значимость идей
Способность найти пути, методы и средства воплощения идей
Готовность к действию Способность к спонтанности
Принятие агрессии
Контактность
Волевые усилия Упорство
Настойчивость
Целостность и убеждённость Независимость личных ценностей
Синергичность
*Пассионарная индуктивность Умение донести идею
Умение вдохновить обучающихся

 

Конструктивная пассионарность – уникальное качество, имеющее, однако, множество связей с прочими профессионально-личностными качествами личности преподавателя вуза. Исследуя качества, необходимые успешному преподавателю, мы будем неизменно видеть среди них пассионарные особенности.

Так, В.А. Сластёнин, определяя сущностные характеристики личности учителя, пишет: «Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья» [12, с. 144]. Со всей уверенностью можно говорить, что в приведённых описаниях и примерах совершенно отчётливо читается образ педагога-пассионария.

Пассионарность также напрямую связана с направленностью преподавателя. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности:

1) истинно педагогическую;

2) формально педагогическую;

3) ложно педагогическую [9].

Именно истинно педагогической направленностью обладает преподаватель-пассионарий. Стратегия его деятельности основывается на искреннем, «неодолимом» стремлении изменять окружающий мир (из определения пассионарности). В данном случае под окружающим миром можно понимать педагогическую среду, окружающую преподавателя. Тогда в изменение, совершенствование окружающего мира будет входить внедрение инноваций, создание максимально выгодных условий для достижения педагогических целей, эмоционально положительное отношение к делу, стремление помочь студентам, воспитать в них необходимые человеческие качества и довести до высокого уровня компетентности в предметной области и т.д.

Описание истинно педагогической направленности можно увидеть и в работе В.И. Загвязинского: «Учитель может патетически воскликнуть: "О каком благородстве идет речь, когда вокруг столько злобы, хамства, обмана!?" И сделать вывод, будто воспитывать благородство в будущих гражданах страны пока рано, общество не готово принять таких людей. Чем это грозит? Уверены, девальвацией идеала! Но тот же учитель мог бы воскликнуть: "Благородный Человек – вот эталон моей творческой педагогической жизни, и я буду по мере сил по капле наращивать в каждом своем воспитаннике эту силу благородства!"» [6, с. 7].

Но не только признаки пассионарности угадываются в исследованиях учёных, немало знаменитых учёных-педагогов в своих работах так или иначе осветили явление пассионарной индукции.

Так, пассионарную индуктивность преподавателя можно проследить и в индивидуальном стиле педагогической деятельности. Рассуждая об эффективных видах педагогического общения, В.А. Кан-Калик особо выделяет общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью [7]. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлечённость совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом и умения сплотить обучающихся вокруг общей цели или идеи.

Кроме того, пассионарная индукция способна повысить сознательность учения студентов, о которой ведут речь в своих работах А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие авторы [10]. Индуцирующий педагог-пассионарий передаёт не только инструментальное знание и даже более высоко стоящее в ряду мыслительных процессов понимание, но и передаёт идею дисциплины, предмета, а также нравственные, воспитательные идеи. Восприятие обучающимся идеи приводит к осознанию им её дальнейших форм проявления, таких как мотив, цель, задача и т.д., что повышает сознательность учения как такового. По данным исследований Л.М. Яо, проблема сознательности обучающихся действительно существует: около половины студентов после первого курса теряют уверенность в правильности выбора своей специальности [14 ].

Конструктивная пассионарность преподавателя также способна определять степень его эпистемического авторитета для студентов. Эпистемический авторитет – это степень доверия, которое испытывает человек по отношению к субъекту как носителю и транслятору знаний и источнику информации [16]. Иными словами, чем более высоким эпистемическим авторитетом обладает человек, тем более вероятно информацию, транслируемую им, примут за достоверное знание, поверят его словам, доверятся его осведомленности.

Здесь стоит развести такие понятия, как простой «авторитет преподавателя» и «эпистемический авторитет».

Авторитет преподавателя определяется как «интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса» [11].

Эпистемический авторитет, которым наделяют преподавателя обучающиеся, как правило, основывается на компетентности преподавателя в его профессиональной области, уровень его осведомленности по научным, этическим, философским вопросам, а также его профессионализме и манере преподавания. По мнению А. Круглански, создателя теории поверхностной эпистемы, в основании стремления человека формировать эпистемический авторитет лежит стремление закрыть пробел в знании, свойственное любому человеку [16].

Сила влияния эпистемического авторитета на формирование знания настолько велика, что может превзойти даже фактор обратной очевидности. Иными словами, в определённых случаях человек готов поверить эпистемически авторитетному человеку, даже если его собственный опыт говорит об обратном. В таком случае можно выделить чёткую параллель с процессом пассионарной индукции: пассионарный полководец заставляет бойцов поверить в собственные силы даже при очевидном неравенстве сил и негативном опыте предыдущих сражений (как, например, Александр Македонский перед нападением на Среднюю Азию). В свете рассмотрения данного явления в русле психологии и педагогики, можно привести соответствующий пример: А.С. Макаренко обескураживал своих воспитанников уважительным поведением и раздачей серьёзных поручений, заставляя их изменить «очевидное» восприятие себя как хулиганов и неумех.

Кроме того, А. Круглански отмечает, что знание, полученное от более эпистемически авторитетного субъекта, ценится выше, чем полученное от менее авторитетного субъекта. Такому знанию придаётся больше значения, в связи с чем мотивация к получению такого знания очень высока.

Итак, рассматривая механизм формирования эпистемического авторитета и механизм пассионарной индукции, можно отметить, что пассионарная индукция в немалой степени способствует усилению эпистемического авторитета преподавателя.

Выделим особенности влияния пассионарной индукции на эпистемический авторитет преподавателя:

1. «Заражая» обучающихся той или иной идеей, пассионарный преподаватель помогает учащимся поверить ему и, собственно, достоверности его идей.

2. Пассионарий, как правило, обладая высокой харизмой, склоняет гармоничных и субпассионарных людей к доверию. О влиянии харизмы на эпистемическую авторитетность можно судить по результатам знаменитого эксперимента «Доктор Фокс», в ходе которого учёным и профессионалам в области медицины было предложено оценить доклад некоего доктора Фокса (на деле профессионального, подготовленного артиста), харизматично выступавшего с научным докладом, в котором присутствовали явные логические нестыковки и очевидное искажение информации. Однако очарованные поведением «доктора», учёные и профессионалы не обратили внимания на содержательные недостатки доклада и оценили его выступление очень высоко [17].

3. Способствуя актуализации пассионарного потенциала обучающихся, преподаватель-пассионарий побуждает их к самостоятельному углублению в преподаваемую им область, а также к самостоятельному, энергичному решению педагогических задач.

4. Возбуждая посредством пассионарной индукции интерес обучающихся к области своего предмета, преподаватель вызывает у них положительное эмоциональное отношение к предмету и самой личности преподавателя, а эмоциональное подкрепление является одним из способов укрепления эпистемического авторитета.

Таким образом, можно констатировать взаимосвязь между пассионарной индукцией и укреплением эпистемического авторитета преподавателя в образовательном процессе. Конечно, определённой степенью эпистемического авторитета обладает любой преподаватель, в том числе и субпассионарный. Но если педагог ставит перед собой цель действительно повлиять на «круг мыслей» обучающегося, ему стоит обратить особое внимание на формирование своего эпистемического авторитета в глазах студентов, на формирование которого в немалой степени может повлиять актуализация пассионарного потенциала преподавателя. Возможно, к подобному качеству обращается В.А. Сластёнин, отмечая, что качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности, в том числе как субъекта предоставления знаний.

Развитие и саморазвитие

Когда речь заходит о развитии конструктивной пассионарности субъектов образовательного процесса, надо понимать, что данный процесс будет с необходимостью охватывать всех его участников. Поэтому можно смело говорить как о развитии, так и о саморазвитии конструктивной пассионарности. Преподаватель, развивающий это качество у обучающихся, конечно, должен в определённой степени обладать им, однако надо иметь в виду, что развитие конструктивной пассионарности не является пассионарным индуцированием, это целенаправленный и технологически организуемый процесс. Преподавателю не обязательно быть пассионарием высшей степени, чтобы «зарядить» своей активностью обучающихся; однако в силах преподавателя так организовать педагогический процесс, чтобы он учитывал ряд факторов и реализовывал ряд условий, влияющих на развитие конструктивной пассионарности – как его собственной, так и обучающихся.

В развитии конструктивной пассионарности мы выделяем две группы факторов – внешние и внутренние.

К внешним факторам развития пассионарности относятся:

1. Пассионарное индуцирование личности другим пассионарием (имеет кратковременный, нестабильный эффект). О пассионарной индукции как таковой уже было сказано выше. Если преподаватель пассионарен, его педагогическая деятельность ведёт к реализации его субъективно значимых идей и смыслов. Реализуя её, он будет пассионарно индуцировать окружающих, в том числе обучающихся.

2. Развитие личности в среде высокого пассионарного напряжения. Этот фактор тесно связан с предыдущим. Чем выше пассионарная индукция, чем больше вокруг «заряженных», вдохновлённых субъектов, тем сильнее окажется пассионарное напряжение среды и тем самым внешнее воздействие на субъекта будет ещё сильнее.

К внутренним факторам развития пассионарности относятся:

1. Идейность личности как умение ориентироваться среди разнообразия идей и наличие собственных субъективно значимых идей, направляющих её профессиональную и другие виды деятельности. Посредством анализа чужих идей и выделение своих собственных, субъективно значимых, у субъекта педагогического процесса формируется выраженная идейность, которая и является одним из компонентов пассионарности. Личность учится видеть глубинные идеи, стоящие за конкретными действиями, учится собирать общую идеологическую мозаику, определяющую как направление изучаемой им дисциплины, научной школы, так и управляющую другими сферами жизни. А наличие собственных субъективно важных идей выполняет направляющую и смыслообразующую функцию его жизни. Любопытно в связи с этим отметить, что относительно недавнее исследование Роя Баумайстера и его коллег показало, что люди, обладающие собственными идеями и смыслами и ведущие деятельность в соответствии с ними, оказываются гораздо счастливее, чем люди, просто получающие удовольствие от жизни [15].

2. Активное сопряжённое взаимодействие веры и воли в психической структуре личности. Здесь под верой мы понимаем особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком, его разумом и душой, фактов внутреннего и внешнего существования, живого, истинного откровения. Фиксируясь в идеях и образах, эти факторы могут стимулировать и направлять последующие деяния человека. Под волей понимаем способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия; за волевым усилием скрывается особая активность во внутреннем плане сознания, направленная на мобилизацию возможностей человека. Таким образом, веря в субъективно значимые идеи и смыслы и направляя волю на их реализацию, человек развивает собственную пассионарность. Стоит отметить, что и формирование веры, и направление воли не есть спонтанные или мистически-религиозные процессы, это совершенно осознанные, рефлексивные усилия разума человека, которые он в состоянии контролируемо осуществлять.

3. Рефлексивная культура, обусловливающая гармонизацию субличностей (как элемент личностного психосинтеза). Субличности нельзя отождествить ни с социальными ролями, ни с качествами характера, ни с состояниями сознания – они стоят отдельной, интегральной категорией психики, служа естественным посредником между личностным ядром и окружающей средой. Согласно мнению Р. Ассаджоли, создателю концепции психосинтеза, субличность можно определить как совокупность черт и качеств, сгруппировавшихся вокруг некой роли [2]. Г.И. Гурджиев, российский философ, бывший вдохновителем Р. Ассаджиоли, так описывает субличностный подход к строению психики: «Существуют сотни, тысячи маленьких «я» в каждом из нас. Мы разделены в самих себе, но мы можем узнать множественность своего существа только посредством наблюдения и изучения. В данный момент – это одно «я», в следующий момент – это другое «я». Многие «я» в нас являются противоречивыми, вот почему мы не функционируем гармонично. Мы обычно живем только с ничтожной частью наших функций и нашей силы, потому что не отдаем себе отчета в том, что являемся машинами и что не знаем природы и функционирования нашего механизма». Осознавание действия своих субличностей и сознательное их использование ведёт личность не только ко внутренней гармонии, но и освобождает от многих внутренних противоречий, мешающих активным волевым проявлениям.

Помимо задействования перечисленных факторов, преподавателю в ходе педагогического процесса следует реализовывать и психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструктивной пассионарности.

К таким условиям относится следующая совокупность.

Ориентация преподавателя на оптимально высокий уровень пассионарности. Реализуя данное условие, преподаватель ориентируется на развитие оптимального уровня конструктивной пассионарности, проявляющейся в высокой социальной активности и волеизъявления в направлении реализации собственных идей, зачастую сопряжённой с формированием группы единомышленников и вдохновением последователей в педагогической деятельности. Следует помнить о том, что пассионарность может отражаться как в слабых, так и в самых крайних, жертвенных или агрессивных проявлениях. Конечно, развивая конструктивную пассионарность в себе и других, педагог не должен ориентироваться на крайние проявления, равно как и не должен снижать планку, нивелируя пассионарность до «вдохновлённости» или простого упорства.

Для реализации данного условия в ходе развития данного качества исключаются чрезмерно эмоциональные лозунги и требования от сторонников моментальных высоких результатов, а также исключается необходимость развития максимально высокого, жертвенного уровня пассионарности.

Также необходимо помнить, что низкопассионарная среда может реагировать на высокопассионарную личность с сомнением и в крайних случаях даже с агрессией. С поправкой на интеллектуальную и гуманистическую природу образовательной среды было бы нецелесообразно развивать излишне высокий уровень пассионарности участников непосредственно перед их погружением в низкопассионарную среду образовательного учреждения.

Осознание собственной позиции в сфере педагогических идей современного образования. Независимо от уровня развитости идейности каждый человек имеет ряд идей, которые он осознанно или неосознанно воплощает. Данное условие выводит уже воплощаемые идеи на уровень осознанности, а также способствует интериоризации новых идей и оформлению устойчивой позиции в сфере современных идей.

Достижению данного условия способствует, с одной стороны, просвещение в вопросах уже существующих современных педагогических идей и классических педагогических идей прошлых лет, а с другой – актуализация собственных, субъективно значимых.

Отечественные учёные-педагоги современности сходятся во мнении о том, что актуальная ситуация в высшем образовании не способствует развитию идейного аспекта профессионально-педагогической деятельности, развиваясь в более дифференцированных, бюрократических, экономических аспектах, в то время как окончательная утрата педагогического идеала была бы неоценимой потерей и привела к значительному снижению эффективности профессионального образования в высшей школе, а также к ухудшению профессионального «самочувствия» преподавателя.

Для формирования собственных идей, воплощаемых в педагогической деятельности, обучающимся необходимо владеть информацией относительно сложившейся ситуации в образовательной среде страны, области и вуза. Настоящее условие реализуется в ходе обсуждений, дебатов, а также в процессе практической педагогической деятельности участников.

В это же условие включена актуализация у участников потребности в активном воздействии на социальную среду. Для успешного развития пассионарности необходимо собственное сильное желание участников, сопровождающееся устойчивой внутренней мотивацией, воздействовать на окружающую образовательную среду. Для этого преподавателем поднимаются актуальные педагогические и научные темы, в ходе обсуждения которых особо подчёркивается необходимость в активных мерах по трансформации проблемной ситуации. Происходит совместный поиск возможных путей приложения идей участников к практической действительности, а также возможных стратегий по воплощению этих идей. Педагогом особо подчёркивается значимость волевых действий каждого участника в выбранной им сфере и ответственность за успешную реализацию продвигаемых идей.

Немаловажным аспектом данного условия является помощь преподавателя в поиске субъективных смыслов и формирование субъективных ценностей участников программы развития конструктивной пассионарности в ситуации оценивания со стороны других членов группы.

Актуализация механизмов развития конструктивной пассионарности преподавателя. Данное условие подразумевает целенаправленную актуализацию механизмов идейной доминанты, взаимодействия веры, воли и идентификации-дисидентификации у участников программы.

Актуализация механизма идейной доминанты начинается с выделения основной идеи, движущей профессиональной деятельностью участника и развития качества идейности.

Актуализации механизма взаимодействия веры и воли способствует, в первую очередь, установление связи между данными категориями. Добиться этого можно посредством проблемных и эвристических методов, используемых в системе. Эвристические методы (этическая беседа, имитационное моделирование и др.) задействуют главным образом сферу веры участников, актуализируют их убеждения, приоритеты, идеалы, в то время как проблемные методы (дискуссии, деловые игры, диспуты) направлены главным образом на умение проявить вовне данные убеждения, отстоять свою позицию, проявить волю конструктивным образом.

Рассмотрим далее возможность актуализации механизма идентификации-дисидентификации в образовательной среде. Актуализация данного механизма осуществляется преимущественно осознания теории и участия в практике психосинтеза.

Методы психосинтеза воздействуют на личность в нескольких направлениях, каждое из которых приводит общее состояние личности к гармонии с собой и осуществлению беспрепятственной работы в выбранном направлении. Актуализация произвольной идентификации и дисидентификации происходит через выполнение ряда соответствующих упражнений в рамках применения проблемных и эвристических методов, а также при помощи развития рефлексивных способностей участников, стимулирования их стремления к самонаблюдению и внимательному аналитическому наблюдению за профессиональной деятельностью преподавателей и коллег-участников.

В педагогике концепция психосинтеза также находит своё применение в технологии позиционного обучения. В рамках позиционного обучения может быть ярко инсценирована и тщательно проанализирована ситуация по взаимодействию педагогической субличности (или группы таковых) с другими в ходе учебного занятия. Рефлексивный этап позиционного обучения предоставляет широкие возможности для осознания эмоций, сопровождающих проявление той или иной субличности, идей, на воплощение которых эти субличности направлены, реакцию среды (в виде других участников занятия, в т. ч. их поведения согласно их роли) на проявление субличностей и др.

Формирование атмосферы доверия в группе. Необходимым психолого-педагогическим условием актуализации субъективной идейной позиции, активного волеизъявления и демонстрации своих идей является формирование атмосферы доверия в коллективе, обеспечивающей гармоничное протекание процессов идентификации и дисидентификации.

В данном случае мы рассматриваем доверие как «отношение к учащимся (воспитанникам), основанное на уважении и убеждении, что каждый из них обладает широкими возможностями умственного и нравственного развития» [1, с. 77].

Реализация данного условия необходима для обеспечения эффективности развития любых качеств участников, в особенности основанных на актуализации механизма взаимодействия веры и воли.

Ощущая поддержку преподавателя и коллег, участник становится более склонен к открытому обсуждению своих идей и намерений, более раскован в тренинговых ситуациях и упражнениях, основанных на процессах идентификации и дисидентификации. Соблюдение данного условия сопряжено с сознательными усилиями преподавателя по воссозданию такой атмосферы при помощи доверительного общения, стимулирования всех участников к открытому представлению собственных идей и позиций при отсутствии давления и принуждения. Очень важно сохранять и поддерживать субъективную значимость каждой сознательной идеи участников и поощрять их уверенность и убеждённость. Тем не менее дискуссии и обсуждения идей участников поощряются лишь в том случае, если они не носят осуждающего характера.

Таким образом, учитывая факторы развития конструктивной пассионарности и по отношению к себе, и по отношению к обучающимся, а также реализуя представленную совокупность псизолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса, преподаватель будет способствовать развитию конструктивной пассионарности у самого себя и своих воспитанников. Это, в свою очередь, повлечёт за соб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: