Структура учебной дисциплины




№ п/п Тема, раздел Всего час. В том числе (час)
Всего аудит Лек. Сем. Лаб. Контр СРС
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Научные основы изучения зарубежной педагогики. Изучение истории мировой педагогики. Методология сравнительной педагогики. Преподавание зарубежной педагогики.              
2. Возникновение педагогической мысли и школы. Зарождение воспитания. Воспитание и обучение в Древнем мире. Воспитание и обучение в Месопотамии. Воспитание и обучение в Египте. Воспитание и обучение в Индии. Зарождение педагогической мысли в Китае.              
3. Воспитание и школа Средневековья. Педагогические идеалы Средневековья. Воспитание и обучение в Индии. Школа и взгляды на воспитание в Китае. Педагогическая мысль и воспитание на мусульманском Востоке.              
4. Педагогика и школа Запада Новое время. Педагогика позднего Возрождения и Просвещения. Классическая педагогика. Образование в начале Нового времени. Развитие образования в XIXв. Университеты и другие высшие школы.              
5. Новейшая педагогика и школа. Педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Педагогика в многонациональном мире. Мигрантская педагогика. Глобализация и образование.              
                 

5.2. Планы и содержание лекционных занятий

Лекция 1 (2 часа).

Научные основы изучения зарубежной педагогики. Изучение истории мировой педагогики. Методология сравнительной педагогики. Преподавание зарубежной педагогики.

Основные понятия: образование, история образования, философия образования, задачи науки, объект науки, предмет науки, научная концепция, воспитание, историко-педагогический факт. Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная:

1. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 1. М.: Книжно – журнальное издательство «Школа», 1995. - Введение.

2.Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа, 1995.-Введение.

Задания для СРС

1. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Инициации в первобытном обществе»

2. Выполните схему «Отрасли педагогической науки».

3. Выполните лист сжатия информации «Концепции происхождения воспитания»

Лекция 2 (4 часа) Возникновение педагогической мысли и школы. Зарождение воспитания. Воспитание и обучение в Древнем мире. Воспитание и обучение в Месопотамии. Воспитание и обучение в Египте. Воспитание и обучение в Индии. Зарождение педагогической мысли в Китае.

Основные понятия: школа, типы школ, типы воспитания, обучение, гармонически развитая личность, методы воспитания, методы обучения, гимнасий, воспитательный идеал, педагог, дидаскал.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная:

1. Аристотель. Политика// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

2. Квинтилиан М.Ф. о воспитании оратора. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

3. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 1. –М.: Книжно – журнальное издательство «Школа», 1995.; гл.3.

4. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа. 1995.- раздел III.

Задания для СРС

1.Составьте портфолио(набор из отдельных файлов) в рукописной или электронной форме «Педагогические идеи античных авторов»(5-7 авторов).

2.Выполните эссе «В чем разница между формированием всесторонне развитой личности и формированием разносторонне развитой личности?»

 

Лекция 3 (4 часа). Воспитание и школа Средневековья. Педагогические идеалы Средневековья. Воспитание и обучение в Индии. Школа и взгляды на воспитание в Китае. Педагогическая мысль и воспитание на мусульманском Востоке.

Основные понятия: средневековая школа, догматизм, схоластика, томизм, учение книжное, гуманитарный гуманизм, классическое образование, классно-урочная система, урок, класс, дидактические принципы, природосообразность

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. 1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. – Избр. пед. соч.: В 2-х т.т. Т. 1. –М.: Педагогика, 1982.

2. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы. – Избр. пед. соч.: В 2-х т.т. Т. 2. –М.: Педагогика, 1982.

3. Домострой // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России./ Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.

4. Епифаний Славинецкий. Гражданство обычаев детских. // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986

5. Поучение Владимира Мономаха.// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986

6. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 1. – М.: Книжно – журнальное издательство «Школа», 1995.: гл. 5,7.

7.Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа, 1995.- Разделы 4,6.- С. 34-41; 59-60

Задания для СРС

1.Подготовить презентацию «Я. А. Коменский- великий педагог 17 века».

2.Напишите аналитическую записку «В чем отличие образовательной практики Древней Руси и средневековой Западной Европы?» (объем-1,5страницы).

 

Лекция 4 (2 часа). Новейшая педагогика и школа. Педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Педагогика в многонациональном мире. Мигрантская педагогика. Глобализация и образование.

Основные понятия: новая школа, реформаторская педагогика, дидактоцентристская система, педоцентристская система, прагматизм, утилитаризм, дальтон-план, системы организации обучения, идея непрерывного образования, Болонский процесс.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная:

1. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. –М.: Просвещение, 1971

3. Маркс К. Критика Готской программы // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

4. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

5. Дьюи Д. Школа и общество. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

6. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 2. –М.: Творческий центр «Сфера», 1998. - гл. 3,4

7. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа, 1995.- Раздел 5.

8. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.,М., 1993; Т. 2, М., 1999. статьи: Соединенные Штаты Америки. Раздел – «Современная система образования»; Франция. Раздел – «Современная система образования», а также другие статьи о народном образовании любой европейской страны по выбору студента.

Задания для СРС

1. Подготовьте компьютерную презентацию «Системы организации обучения периода реформаторской педагогики».

2. Выполните эссе «В чем заключается положительное значение Болонского процесса?»

 

5.3. Планы и содержание практических занятий

Практическое занятие 1. Научные основы изучения зарубежной педагогики. (4 часа)

Основные понятия: образование, история образования, философия образования, задачи науки, объект науки, предмет науки, научная концепция, воспитание, историко-педагогический факт.

1. Что такое социальный подход в изучении мировой педагогики?

2. Каково соотношение эволюционных и революционных факторов в раз­
витии мировой педагогики?

3. Как вы понимаете преемственность в истории мировой педагогики?

4. Какое место занимают в изучении мировой педагогики философские
идеи позитивизма и релятивизма?

5. Назовите основную тематику зарубежной педагогики.

6. Как вы понимаете связи зарубежной и отечественной педагогики?

7. С какими работами по зарубежной педагогике вы знакомы?

Темы рефератов

1. Методология изучения истории зарубежной педагогики.

2. Роль сравнительной педагогики в понимании современного воспита­ния и образования за рубежом.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, составление портфолио, написание эссе.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная:

1. Аристотель. Политика// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

2. Квинтилиан М.Ф. о воспитании оратора. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

3. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 1. –М.: Книжно – журнальное издательство «Школа», 1995.; гл.3.

4. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа. 1995.- раздел III.

Задания для СРС

1.Составьте портфолио(набор из отдельных файлов) в рукописной или электронной форме «Педагогические идеи зарубежных педагогов»(5-7 авторов).

2.Выполните эссе «В чем разница между формированием всесторонне развитой личности и формированием разносторонне развитой личности в зарубежной педагогике различных эпох?»

Практическое занятие 2. Возникновение педагогической мысли и школы. (4 часа)

1. Каковы особенности воспитания в первобытном обществе? Расскажите об обряде инициации.

2. В чем состояли особенности воспитания в древних цивилизациях?

3. Что вы знаете о «домах табличек» в Месопотамии и школах писцов в Египте?

4. Объясните, что такое кастовое воспитание в Древней Индии. Как оно осуществлялось?

5. Что вы знаете о педагогических взглядах Конфуция?

6. Какие основные этапы развития воспитания и образования вам известны в цивилизациях античного Средиземноморья?

7. В чем состоял идеал воспитания в Афинах?

8. Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции.

9. Проследите преемственность и отличия педагогических взглядов Сократа, Платона и Аристотеля.

10. Каким было отношение к педагогическим идеям эллинизма римских
философов Катона, Цицерона, Сенеки и Квинтилиана? В чем особенности

их взглядов?

11. Расскажите о педагогических воззрениях отцов христианской церкви
Климента Александрийского, Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Аврелия Августина,

12. Что вы знаете о влиянии греко-римского образования на варварский

мир Европы?

Темы рефератов

1. Смысл и способы воспитания в первобытном обществе.

2. Возникновение письменности и школы в Древнем мире.

3. Брахманизм и воспитание.

4. Буддизм и воспитание.

5. Китайские мудрецы о воспитании.

6. Греческие философы о воспитании.

7. Педагогический опыт Спарты и Афин.

8. Воспитание и образование в эллинистическую эпоху.

9. Философско-педагогическая мысль Рима.

10. Иудаистская педагогика.

11. Идеалы воспитания и обучения ранних христиан.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, составление портфолио, написание эссе.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная литература

1. Антология гуманной педагогики. Платон. М., 2000.

2. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика // Собр. соч.: в 4 т. М., 1984. Т. 4. Блаватская, Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 5976.

3. Быт и история античности. М., 1976.

4. Винничук, Л, Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

5. Г. Чжэмин. Мэнцзы//Перспективы. 1985. № 12.

6. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

7. Джуринский, А. И. История образования и педагогической мысли. М., 2003, 2004.

8. Джуринский, А. Н. История педагогики. М., 1999, 2000.

9. Джуринский, А. Н. История педагогики Древнего и Средневекового мира. М., 2000.

10. Джуринский, А. Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. М., 1972—1973. Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч. 1—2. М., 1994.

11. Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. История педагогики /под ред. Н. Д. Никандрова. М., 2007. Истрин, В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. Йегер, В. Пайдея. Воспитание античного грека: пер. с нем. М., 1997. Корнетов, Г. В. Воспитание в первобытном обществе. М., 1993. Ксенофонт. Киропедил. М., 1965. Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 1993. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. М., 1994. Мору, А.-И. История воспитания античности (Греция): пер. с франц. М., 1998.

12. Оппенхейм, А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации: пер. с англ. М., 1991.

13. Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

14. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964.

15. Савельева, Т. Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид. М., 1971.

16. Семененко, И. И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.

17. Сенека, Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М,, 1977.

18. Сыркин, А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971.

19. Тейлор, Э. Б. Первобытная культура: пер. с англ. М., 1989.

20. Три великих сказания Индии. М., 1978.

21. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

22. Хофман, Ф. Мудрость воспитания: пер. с нем. М., 1979.

23. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980.

24. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. и авт. ввод. ст. А. И. Пискунов. М., 1981.

25. Цицерон. Диалоги. М., 1966.

26. Цицерон, М. Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974.

27. Цицерон, М. Т. Тускуланские беседы//Избр. соч. М., 1975.

Задания для СРС

1.Составьте портфолио(набор из отдельных файлов) в рукописной или электронной форме «Педагогические идеи античных авторов»(5-7 авторов).

2.Выполните эссе «В чем разница между формированием всесторонне развитой личности и формированием разносторонне развитой личности?»

Практическое занятие 3. Педагогика и школа Запада Новое время. (4 часа)

Основные понятия: новая школа, реформаторская педагогика, дидактоцентристская система, педоцентристская система, прагматизм, утилитаризм, дальтон-план, системы организации обучения, идея непрерывного образования, Болонский процесс.

1. Назовите новые общие черты педагогики и школы Запада в XVII-XVIIIвв. Дайте общую оценку особенностей и результатов развития педагогики и школы на западе в эпоху Нового времени.

2.. Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы начала Нового времени на примере воззрений Ф. Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта.

3.. Проанализируйте идеи природосообразного, пансофического образования и воспитания в работе Я.А.Коменского «Великая дидактика».

4. Проследите эволюцию педагогических идей Просвещения во Франции от взглядов Ф. Фенелона и Ш. Роллена до концепций философов-энциклопедистов.

5. На основе педагогического романа «Эмиль, о воспитании» проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Особое внимание уделите идеям свободного, отрицательного, физического, трудового воспитания.

6. В чем выразилась связь между педагогическими идеями Просвещения и педагогическими проектами Французской революции? Проанализируйте эти проекты.

7.. Назовите выдающихся западных философов.

8. В чем вы видите преемственность педагогических идей И.Г. Пестолоцции, И.Ф. Гербарта, Ф. А. Дистервега с педагогикой Ж.-Ж. Руссо?

9. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения, сочетании обучения и воспитания, управлении воспитанием?

10. Какую роль сыграли римско-католическая и протестантская церкви в развитии начального образования в Западной Европе в XVII-XVIIIвв? Расскажите о программах и результатах начальных школ в этот период.

11. Чем отличались городские, грамматические школы и гимназии во второй половине XVII-XVIIIвв. От более ранних аналогичных учреждений?

12. Какие проблемы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIXв?

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, составление портфолио, написание эссе.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная:

1. Аристотель. Политика// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

2. Квинтилиан М.Ф. о воспитании оратора. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

3. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 1. –М.: Книжно – журнальное издательство «Школа», 1995.; гл.3.

4. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа. 1995.- раздел III.

Задания для СРС

1.Составьте портфолио(набор из отдельных файлов) в рукописной или электронной форме «Педагогические идеи зарубежных педагогов»(5-7 авторов).

2.Выполните эссе «В чем разница между формированием всесторонне развитой личности и формированием разносторонне развитой личности в зарубежной педагогике различных эпох?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: