Жизненные циклы спроса, технологий, товаров.




Управление жизненным циклом продукции

Жизненный цикл

жизненный цикл изделия (ПВН), жизненный цикл (Product Life Cycle): общий срок существования изделия от замысла до утилизации, условно разделенный на стадии (временные интервалы)

стадия жизненного цикла: часть жизненного цикла изделия, характеризующаяся совокупностью выполняемых работ и конечными результатами. Стадии ЖЦ могут быть разбиты на этапы, соответствующие контрольным точкам, в которых предусматривается проверка и контроль характеристик проектных решений или физических характеристик экземпляров изделий

разработка: Стадия ЖЦ, на которой выполняется разработка конструкции изделия, изготовление и испытание опытного образца, технологическая подготовка производства

производство: Стадия ЖЦ, на которой осуществляется промышленное изготовление изделий

эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и

восстанавливается его качество, включающая в общем случае использование по назначению,

транспортирование и техническую эксплуатацию: хранение, техническое обслуживание и все виды

ремонта, кроме тех, которые выполняются на условиях временного вывода изде лия из

эксплуатации, например, капитальный ремонт

модель жизненного цикла: Формальное описание состава и структуры ЖЦ, включающее принятый набор стадий, их взаимосвязь, последовательность, особенности состава информации об изделии или состояния изделия на каждой из стадий

управление жизненным циклом: составная часть деятельности в области разработки, производства, обеспечения эксплуатации, ремонта и утилизации продукции, осуществляемая для контроля выполнения требований к продукции при заданных ограничениях на затраты на стадиях жизненного цикла путем целенаправленного воздействия на конструкцию изделия, производственную среду и систему технической эксплуатации.

Управление ЖЦ продукции – это интеграция набора информационных и организационно-управленческих стратегий и инструментов для обеспечения организации деятельности всех участников ЖЦ с целью достижения оптимальных значений по ключевым показателям ЖЦ – длительности ЖЦ, стоимости ЖЦ, надёжности и качества изделий. Для каждого процесса ЖЦ должны рассчитываться количественные оценки эффекта и затрат, оцениваться факторы риска, внедряться методы реинжиниринга для повышения качества изделий и минимизации совокупной стоимости ЖЦ изделия.

Таким образом, в качестве объектов управления ЖЦ необходимо выделить следующие элементы:

- с точки зрения создания объекта техники: надежность, эксплуатационная технологичность, ремонтопригодность, долговечность, сохраняемость, безотказность изделия, контролепригодность;

- с экономической точки зрения: получение прибыли от эксплуатации (или уменьшения расходов при производстве и эксплуатации изделий ВВСТ), минимизация затрат на постпродажное обслуживание; технико-экономическая и эксплуатационно-экономическая эффективность изделий; минимизация совокупной стоимости ЖЦ продукции.

 

 

Жизненные циклы спроса, технологий, товаров.

Инновационный процесс описывается рядом признаков.

1) устанавливается стадия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление).

2) определяется характер динамики жизненного цикла спроса на продукцию (ЖЦС). ЖЦС делится на несколько стадий:

1. Зарождение – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.

2. Ускорение роста – период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение.

3. Замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.

4. Зрелость, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.

5. Затухание, спад – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.

3) Жизненный цикл технологии ЖЦТ. В зависимости от уровня изменчивости технологий, рассматривают три разновидности ЖЦТ: стабильная, плодотворная и изменчивая.

4) Определяется сочетание ЖЦС, ЖЦТ, ЖЦИ. В зависимости от различных типов ЖЦТ возможны следующие ситуации:

А. Стабильная технология

Б. Плодотворная технология

В. Изменчивая технология

Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТ и ЖЦИ. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

В случае стабильной технологии высокая потребность в технологических инновациях проявляется в областях возникновения спроса и развития производства и зрелости, насыщения рынка.

Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.

В случае плодотворной (неизменной) технологии потребность в инновациях также невелика, так как спрос удовлетворяется путем модификации продукции (П1, П2, П3) или освоения новых изделий без существенных изменений начальной технологии производства.

Изменчивая технология - характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. По принципу изменчивой технологии (Т1, Т2, Т3) работают фирмы, относящиеся к технологически активным отраслям промышленности, таким как электронная, химическая, фармацевтическое производство. Большая часть отраслей машиностроения имеет среднюю технологическую активность и, следовательно, средний уровень потребности в инновациях.

В случае изменчивой технологии фирмы для поддержания жизненного цикла спроса он нуждается в инновациях на всех стадиях: от зарождения технологии и первоначального производства до насыщения рынка.

Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды.

Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но также с организационно культурной и стратегической.

Ма́рке́тинг — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

В маркетинге для характеристики изменения уровня потребности в каком-либо товаре используется кривая жизненного цикла спроса. В соответствии с теорией жизненного цикла циклические изменения во времени любой потребности и такой ее характеристики, как, например, объем потребления (продажи) какой-либо ценности, проходят следующие стадии: внедрение (зарождение), неравномерный рост (ускорение и замедление роста), зрелость, спад (затухание).

"Бум", описывает популярный товар со стабильным сбытом на протяжении длительного времени. Гречневая крупа, пользуется повышенным спросом у населения. Получив хозяйственную независимость, колхозы, совхозы, фермеры, ориентируясь на рынок, стали больше ее производить. Потребность рынка в этом продукте еще не удовлетворена, и в перспективе можно ожидать дальнейшего увеличения его производства.

"Вспышка" характеризует товары, продажа товара вначале стремительно возрастает, а затем столь же резко падает.

"Сезонность или мода", имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени. Реализация продукции растениеводства связана со сменой времен года и сезонов производства (реализация плодоовощных соков, прохладительных напитков в летнее время или сахара и период массового домашнего консервирования).

"Продолжительное увлечение" проявляется таким же образом, за исключением того, что "остаточный" сбыт продолжается в размерах, составляющих лишь часть прежнего объема реализации.

"Возобновление" или "Ностальгия" характеризует продукт, на который по истечении определенного времени спрос возобновляется (производство кумыса и других национальных напитков и блюд).

"Провал" раскрывает обычно поведение товара, который вообще не имеет рыночного успеха.

Каждая стадия любого жизненного цикла имеет собственные характеристики и требует различных маркетинговых подходов. Их краткая характеристика приведена в таблице 8.1., а более подробно рассмотрена в тексте.

 
Продолжительное увлечение   Вспышка
 
Сезонность или мода   Бум
 
Возобновление или ностальгия   Провал

Рис. Виды жизненных циклов товаров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: