Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» «В тот день, когда закончилась война...», «К обидам горьким собственной персоны.», «Признание» Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века.
Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Стансы», «На смерть Жукова», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических,философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
|
Теория литературы. Аллюзии и реминесценции
Тема Великой Отечественной войны «Лейтенантская проза»: В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой», Ю.В. Бондарев «Горячий снег»
В.В. Быков. Очерк жизни и творчества. «Сотников». Человек на войне: стремление к самосохранению и патриотический подвиг. Выбор линии поведения: Сотников и Рыбак. Беда и вина Рыбака. Безымянный подвиг Сотникова.
Литература 50—60-х годов. Литература «оттепели».
Возникновение «молодежной позы»: новый герой, ищущий новые ориентиры жизни (А.Т. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского», В.Н. Войнович «Хочу быть честным», В.П. Аксенов «Апельсины из Марокко»). Исключение Б.Л. Пастернака из Союза писателей. Процессы над И.А. Бродским, А.А. Синявским и Ю.М.Даниэлем.(обзор)
«Лагерная» литература: А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов, Ю.О. Домбровский, Е.С. Гинзбург. Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
|
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).«Архипелаг ГУЛАГ (опыт художественного исследования)» (главы из произведения)
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Литературный процесс 70-80-х годов. Борьба за освобождение литературы от партийного руководства, за творческую свободу художника. Появление маргинального героя: творчество
В.М. Шукшина и «деревенская проза» (В.Г. Распутин, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев). Высылка А.И. Солженицына за границу.
Возникновение «самиздата». Формирование «Третьей волны» эмиграции.