Описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся:




Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:

– исследовательское;

– инженерное;

– прикладное;

– бизнес-проектирование;

– информационное;

– социальное;

– игровое;

– творческое

Приоритетными направлениями реализации проектной работы на уровне СОО являются:

– социальное;

– бизнес-проектирование;

– исследовательское;

– инженерное;

– информационное.

В случае если учащийся выбирает исследовательское направление, им должны быть соблюдены следующие обязательные условия:

- Исследовательское направление работы должно носить выраженный научный характер.

- Для руководства исследовательской работой учащихся привлекаются специалисты и ученые из различных (выбранных учащимся) областей знаний. В случае если нет организационной возможности привлечь специалиста и/или ученого для руководства проектной и исследовательской работой очно, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой (посредством сети Интернет).

- Возможно и желательно выполнение исследовательской работы/проекта учащимся вне школы.

- Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

• естественно-научные исследования;

• исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например в психологии, социологии);

• экономические исследования;

• социальные исследования;

• научно-технические исследования.

- При выполнения исследовательского проекта учащийся должен соблюсти в полном объеме следующий алгоритм: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.

Этапы и примерные сроки работы над индивидуальным проектом

В процессе работы над индивидуальным проектом учащийся при участии тьютора планирует свою деятельность по следующим этапам: подготовительный, поисковый, презентационный (защита проектной идеи), аналитический, практический, контрольный, презентационный (защита реализованного проекта).

Подготовительный этап включает в себя определение руководителя проекта; поиск проблемного поля; выбор темы и её конкретизацию. На поисковом этапе происходит уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация; определение и анализ проблемы; постановка цели проекта.На презентационном этапе производится презентация идеи проекта и совместно с тьютором проекта обеспечивается внесение корректив в тему проекта, цель и/или задачи работы над проектом (по итогам защиты). На аналитическом этапе работы над проектом учащийся осуществляет анализ имеющейся информации; поиск информационных источников; сбор и изучение информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; анализ материальных и нематериальных ресурсов. Практический этап включает в себя выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества составления проекта; внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта. Контрольный этап позволяет провести анализ результатов выполнения проекта; изучение возможностей использования результатов проекта; оценку качества выполнения проекта. Презентационный этап представляет собой подготовку презентационных материалов и непосредственно защиту реализованного проекта.

Проект допускается к защите при наличии положительного отзыва тьютора (куратора), письменной части, оформленной в соответствии с правилами, и проектного продукта. По итогам защиты составляется протокол, результаты утверждаются приказом директора. В рамках защиты экспертная комиссия заслушивает публичную защиту (презентацию), знакомится с представленным продуктом и отзывом руководителя (возможен вариант предварительного ознакомления с описанием проекта и отзывом руководителя), осуществляет оценивание предоставленных материалов. Место защиты индивидуального проекта – школа либо то социальное и культурное пространство, где проект разворачивался. Для проведения защиты создаётся экспертная комиссия, в которую обязательно входят педагоги и представители администрации школы, по возможности - представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполнены проектные работы. Комиссия состоит из 3 человек или более. Состав комиссии определяется с учётом предметных областей, в рамках которых выполнены индивидуальные проекты.

II.1.6. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности учащиеся получат представление:

– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

– об истории науки;

– о новейших разработках в области науки и технологий;

– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Учащийся сможет:

– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей учащиеся научатся:

– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Таким образом, итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост компетентности в выбранном для исследования или проекта профиле, формирование умения самостоятельно работать, сотрудничать с учителем- руководителем, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности при профильной направленности.

II.1.7. Описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у учащихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Условия реализации в школе основной образовательной программы, в том числе программы развития УУД, обеспечивают совершенствование компетенций проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Условия включают:

– укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками, оптимальный уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации;

– непрерывность профессионального развития педагогических работников школы, в том числе по межпредметным технологиям.

Педагогические кадры школы имеют необходимый уровень подготовки для реализации программы УУД, что включает следующее:

– педагоги владеют представлениями о возрастных особенностях учащихся начальной, основной и старшей школы и обеспечивают преемственность образовательных программ;

– педагоги проходят курсы повышения квалификации по ФГОС в соответствии с графиком;

– педагоги участвуют в методических событиях, посвященных особенностям применения программы развития УУД;

– педагоги могут строить образовательную деятельность в рамках учебного предмета в соответствии с особенностями формирования конкретных УУД;

– педагоги осуществляют осознанное формирование УУД в рамках проектной, исследовательской деятельности;

– характер взаимодействия педагога и учащегося не противоречит представлениям об условиях формирования УУД;

– педагоги владеют методиками формирующего оценивания;

– педагоги умеют применять инструментарий для оценки качества формирования УУД в рамках одного или нескольких предметов.

Наряду с общими можно выделить ряд специфических характеристик организации образовательного пространства на уровне среднего общего образования, обеспечивающих формирование УУД в открытом образовательном пространстве:

– сетевое взаимодействие школы с другими организациями общего и дополнительного образования, с учреждениями культуры (МБДОУ № 8, №9, №10 села Выльгорт, ОПДН, КПДН и ЗП Сыктывдинского района, ГИБДД ОМВД Сыктывдинского района, Администрацией МО МР «Сыктывдинский», Администрацией сельского поселения «Выльгорт», Школой художественных ремесел «Зарань», Детской музыкальной школой им. С. Налимова, ГПОУ «Коми республиканский агропромышленный техникум» им. Н.Оплеснина, Районным центром внешкольной работы с.Выльгорт, МБУЗ «Сыктывдинская ЦРБ», учреждениями культуры, библиотеками Центральной библиотечной системы Сыктывдинского района, Сыктывдинским лесничеством и др.);

– обеспечение возможности реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся (разнообразие форм получения образования в данной образовательной организации, обеспечение возможности выбора учащимся формы получения образования, уровня освоения предметного материала, учителя, учебной группы, обеспечения сопровождения образовательной траектории учащегося);

– обеспечение возможности «конвертации» образовательных достижений, полученных учащимися в иных образовательных структурах, организациях и событиях, в учебные результаты основного образования (зачет достижений учащихся для промежуточной аттестации по предметам и при защите проекта);

– привлечение дистанционных форм получения образования (обучения с применением ДОТ, онлайн-курсов, заочных школ, дистанционных университетов (онлайн-школа Фоксфорд, Учи.ру и пр.) как элемента индивидуальной образовательной траектории учащихся;

– привлечение сети Интернет в качестве образовательного ресурса: образовательные события с ровесниками из других городов России и других стран, культурно-исторические и языковые погружения с носителями иностранных языков и представителями иных культур;

– обеспечение возможности вовлечения учащихся в проектную деятельность, в том числе в деятельность социального проектирования и социального предпринимательства (реализация курса «Индивидуальный проект», участие в волонтерском движении);

– обеспечение возможности вовлечения учащихся в разнообразную исследовательскую деятельность (участие в межпредметных неделях, участие в муниципальных и региональных очных конференциях и конкурсах, очное и заочное участие на всех уровнях);

– обеспечение широкой социализации учащихся как через реализацию социальных проектов, так и через организованную разнообразную социальную практику: работу в волонтерских и благотворительных организациях, участие в благотворительных акциях, марафонах и проектах (при реализации социальных проектов классов и подшефных классов, в рамках общешкольного образовательного проекта).

К обязательным условиям успешного формирования УУД относится создание методически единого пространства в школе. Понимая, что успешное обучение невозможно без одновременного наращивания компетенций, педагогический коллектив школы ведет целенаправленную работу, чтобы свести к минимуму ситуации, при которых на уроках разрушается коммуникативное пространство (нет учебного сотрудничества), не происходит информационного обмена, не затребована читательская компетенция, имеются препятствия для собственной поисковой, исследовательской, проектной деятельности. Перед учащимися ставятся такие учебные задачи, решение которых невозможно без учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми (а также с младшими, если речь идет о разновозрастных задачах), без соответствующих управленческих умений, без определенного уровня владения информационно-коммуникативными технологиями.

Например, читательская компетенция наращивается не за счет специальных задач, лежащих вне программы или искусственно добавленных к учебной программе, а за счет того, что поставленная учебная задача требует разобраться в специально подобранных (и нередко деформированных) учебных текстах, а ход к решению задачи лежит через анализ, понимание, структурирование, трансформацию текста. Работа по формированию читательской компетентности учащихся ведется в школе целенаправленно - тексты подбираются педагогами или группами педагогов-предметников под конкретную учебную ситуацию.

Все перечисленные элементы образовательной инфраструктуры школы призваны обеспечить возможность самостоятельного действия учащихся, высокую степень свободы выбора элементов образовательной траектории, возможность самостоятельного принятия решения, самостоятельной постановки задачи и достижения поставленной цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: