Конструирование наружной обшивки




Корпус судна - это сложная система, которая может быть разделена на две структуры: листовую (обшивки, настилы) и балочную (судовой набор). Из листовых структур особую роль в обеспечении технико-эксплуатационных качеств судна играет внешняя металлическая оболочка корпуса, состоящая из наружной обшивки днища и борта и настила верхней палубы. Полотнище обшивки или настила изготавливают из простых конструкций - металлических листов объединенных в поясья.

Листы обшивки в поясьях располагают длинной стороной вдоль судна, последовательно соединяя их между собой короткими сторонами. Размеры листов, используемых при изготовлении обшивки морских судов колеблются от 1-2,5 м по ширине до 4-10 м по длине при толщине 8-20 мм. Число типоразмеров листового и профильного проката, применяемого для изготовления корпуса судна, должно быть минимальным. Размещение поясьев наружной обшивки рекомендуется начинать от диаметральной плоскости, листов настила палуб - от бортов, не допуская совпадения с линиями приварки продольных связей. Минимальное расстояние между пазами (стыками) листов и угловыми швами, соединяющими балки набора с обшивкой или настилом должно быть не менее 75 мм.

При разработке конструкции корпуса в средней части проектируемого судна принята продольная система набора по днищу и палубе, а для бортов - поперечная. Поперечная система набора борта принята с рамными шпангоутами. Плоскость их установки совпадает с плоскостью установки сплошных флоров. В промежутке между рамными шпангоутами устанавливаются обыкновенные шпангоуты. Конструкция днища выбрана в виде двойного дна.

Нормальная шпация а в средней части судна выбрана в соответствии с требования п. 1.1.3 Правил РС и равна 0.8 м. Шпация в поперечном и продольном направлениях одинаковая. Рамная шпация принята равной 2.4м.

Длина расчетного отсека (грузовое помещение № 3) в районе миделя L1 = 26.4 м, высота трюма 5.9м.

Для конструкций проектируемого судна используется сталь повышенной прочности марки РСА32, предел текучести которой Rен = 315 МПа.

В качестве расчетных характеристик материала конструкций корпуса принимается расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям σn = 301 МПа

Наружная обшивка состоит из металлических листов, объединенных в поясья. Проектирование НО заключается в определении толщины и габаритных размеров листов обшивки и настилов.

Для определения толщины поясьев наружной обшивки вычисляются расчетные нагрузки в характерных точках конструкции (рисунок 4). Для определения расстояния расчетных точек от ГВЛ нужно знать ширину поясьев. Произведем разбивку периметра НО на поясья. Вначале определим ширину основных поясьев.

Ширина горизонтального киля:

Принимаем ширину горизонтального киля равной 1800мм для обеспечения расстояния между сварными швами 100мм.

Ширина ширстрека

Примем ширину ширстрека 1500мм.

Ширина палубного стрингера:

Примем:

Очертания скулы обычно принимаются по дуге окружности. Радиус окружности скулы:

Принимаем R = 2.8 м.

Ширина скулового пояса:

где Δb1 и Δb2 - ширина плоских участков для присоединения скулового пояса к обшивкам борта и днища, соответственно. Принимаем Δb1 = Δb2 = 0.2 м. Тогда:

Ширину остальных поясьев принимаем в соответствии возможностями судостроительного предприятия по обработке листового материала в пределах
1.5 – 2.5 м.

Для принятия решения находим:

- ширину участка днищевой обшивки между кромками горизонтального киля и скулового пояса с одного борта:

b дн.обш. =

- высоту участка бортовой обшивки между нижней кромкой ширстрека и верхней кромкой скулового пояса:

h обш. =

- ширину участка палубы между кромкой палубного стрингера и продольным комингсом принимаем равной:

b п.обш. = 1.4 м.

Размеры поясьев наружной обшивки приведены на рисунке 7.

Проверка требования Правил о разнесении пазов поясьев и угловых швов, крепящих продольный набор к обшивке, на расстояние не менее 75 мм при таких размерах поясьев и продольной шпации 0.8 м показывает, что оно выполняется.

В соответствии с выполненным разбиением периметра поперечного сечения корпуса на поясья производим определение положения расчетных точек по высоте корпуса для вычисления нагрузок на обшивку со стороны моря.

Расчет нагрузок на наружную обшивку проводим в соответствии с п.1.3.2 Правил [1]. Схема распределения нагрузок по наружной обшивке дана на рисунке 2.1. Нагрузки определяем в характерных точках: точка 1 находиться в районе днища, точка 2 находиться в районе скулового пояса, точка 3 на высоте, равной половине осадки, точка 4 находиться на КВЛ, и точка 5 находиться на половине высоты надводного борта, точка 6 на уровне главной палубы.

Расчетная нагрузка для днищевых поясьев обшивки:

,

где - расчетное статическое давление, кПа;

- отстояние днищевого пояса обшивки от ГВЛ;

- расчетное давление, обусловленное перемещением корпуса относительно профиля волны для подводной части корпуса, кПа;

;

- волновой коэффициент для судов длиной от 90 до 300м

, для миделевого сечения;

,

,

,

,

.

Расчетная нагрузка для скулового пояса:

,

где

- отстояние скулового пояса обшивки от ГВЛ;

:

Расчетная нагрузка для подводной части борта:

,

где

- половина осадки;

:

.

 

 

Рисунок 4 – Распределение давления по наружной обшивке

 

Расчетная нагрузка ГВЛ:

,

где

:

.

Расчетная нагрузка для надводного борта:

,

- расчетное давление, обусловленное перемещением корпуса относительно профиля волны для надводной части корпуса, кПа;

, для миделевого сечения;

,

Расчетная нагрузка на уровне главной палубы (точка 6):

Ледовая нагрузка – условная расчетная нагрузка на корпус судна от воздействия льда. Районы ледовых усилений показаны на рисунке 5. Рассчитываем значение нагрузки от льда только на миделе.

Интенсивность ледовой нагрузки на миделе – в районе BI:

,

где - коэффициент принят для ледового класса Ice3;

 

Рисунок 5 – Районы ледовых усилений

 

- водоизмещение по ГВЛ;

.

Высота распределения ледовой нагрузки в районе BI:

,

где , - коэффициенты, принимаемые по табл. 3.10.3.3.1 и табл. 3.10.3.3.3 соответственно как для класса Ice2;

- коэффициент:

Ширина ледового пояса:

, где

- ледовая ватерлиния;

- ледовая балластная ватерлиния;

Ширину ледового пояса принимаем 3.1м.

Найденные значения давления на наружную обшивку и ВП позволяют перейти к вычислению толщин соответствующих поясьев, которые определяются на основе рассмотрения работы элементарных панелей (пластин) судовой обшивки. На рисунке 5 представлены фрагменты обшивки (настила) с выделением отдельных пластин.

Рисунок 5 – Фрагменты обшивки и элементарные пластины. а) днищевая обшивка (настил ВП); б) бортовая обшивка.

 

Толщина листовых элементов судового корпуса должна быть не менее, определяемой по формуле:

, мм,

где, а = 0.8 м - шпация основного набора;

- коэффициент изгибающего момента для наружной обшивки (п. 2.2.4.1 Правил);

– расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям, определен ранее:

- коэффициент значение, которого не должно приниматься более 1, следовательно, примем ;

- рамная шпация, определена выше;

- коэффициент допускаемых напряжений, при продольной системе набора, в средней части судна (п. 2.2.4.1 Правил);

- расчетное давление на элемент обшивки;

- запас на износ;

- среднегодовое уменьшение толщины для данного пояса обшивки, определяемое по табл. 1.1.5.2 Правил;

- планируемый срок службы конструкции, если он специально не задан.

Толщина обшивки в районе ледовых усилений:

, ,

,

Примем толщину обшивки в районе ледовых усилений 20мм.

Дальнейшие вычисления толщины обшивки борта и днища выполняем в табличной форме (таблица 4).

 


Таблица 4 – Определение толщины НО и ВП в расчетных точках

Расчетные величины и обозначения Обшивка днища Обшивка борта (надску-ловой пояс) Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс) Обшивка борта (подшир-стречный пояс) Настил палубы
Расчетные точки
1 и 1’        
Меньший размер пластины а, м 0.8 0.8 0.8 0.8 0.8
Коэффициент k = 1,2 - 0,5а/b ≤ 1          
Расчетное давление р, кПа 103.99     22.97 19.97
Коэффициент kσ 0.6 0.6 0.6 0.6 0.6
Предел текучести σn, МПа          
s’, мм 9.9 7.8   5.9 4.3
Интенсивность износа и, мм/год 0.2 0.18 0.19 0.21 0.1
Срок службы Т, год          
Запас на износ Δs, мм 2.4 2.2 3.4 2.5 1.2
Толщина пластины sп = s’+ Δs, мм 12.3   21.4 8.4 5.5
smin = (5,5 + 0,04L) √η, мм 9.7 9.7 9.7 9.7 -
smin = (7,0 + 0,02L) √η, мм - - - - 8.6
Принятая толщина s = max(sп, smin), мм          

 

Используем полученные значения толщин для вычисления толщины основных поясьев.

Толщина горизонтального киля должна быть увеличена по отношению к толщине обшивки днища на 2-3 мм.

Принимаем sгк = 16 мм.

Толщину ширстрека принимаем sш = 12 мм.

Толщину скулового пояса должна быть не менее большей из толщин обшивки днища и надскулового пояса обшивки борта. Принимаем sскп = 14 мм.

Толщину палубного стрингера принимаем sп.стр = 12 мм.

По результатам расчета составляем итоговую таблицу 5.

 

Таблица 5 - Итоговые значения строительной толщины поясьев наружной обшивки, верхней палубы и габаритные размеры листов, образующих поясья

Название листовой конструкции и условное обозначение ее толщины Значение толщины s, мм Габаритные размеры листов в поясьях bл×1л, мм
Обшивка днища   2400 ×8400
Горизонтальный киль   1800 × 8400
Скуловой пояс   2400 × 8400
Надскуловой пояс   2000 × 8400
Обшивка борта в районе ГВЛ (ледовый пояс)   1600 × 8400
Подширстрековый пояс   1050× 8400
Ширстрек   1500 × 8400
Палубный стрингер   1500 × 8400
Настил верхней палубы   1400 × 5600

 

Рисунок 6 – Поясья обшивки




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: