Содержание
Введение 3
1 Конструктивная специфика судна 4
2 Выбор шпации и системы набора 7
3 Определение числа непроницаемых переборок, деление на отсеки 9
4 Определение дедвейта и водоизмещения 13
5 Выбор категории и марки судостроительной стали 14
6 Конструирование наружной обшивки 16
7 Расчет днищевого перекрытия 26
8 Расчет бортового перекрытия 32
9 Расчет палубного перекрытия 35
10 Расчет водонепроницаемой переборки 40
11 Проверка общей прочности судна 42
Заключение 48
Список литературы 49
Введение
Целью данного проекта является разработка конструкции корпуса универсального сухогрузного судна.
Универсальные сухогрузные суда предназначены для перевозки генеральных тарно-штучных грузов, промышленного оборудования, металлоконструкций, иногда рефрижераторных и насыпных грузов.
Наиболее распространены сухогрузы дедвейтом до 10 тыс. т, которые в сумме обеспечивают 80-90% всех мировых перевозок.
Задачами данного проекта являются:
- Разработка архитектурно-конструктивного типа судна и описание его технических характеристик;
- Компоновка схемы поперечного сечения корпуса и определение шпации;
- Выбор категории и марки судостроительной стали проектируемого судна;
- Определение расчетных нагрузок на элементы корпуса судна;
- Расчет толщин наружной обшивки;
- Разработка схем перекрытий: днищевого, бортового, палубного и проектирование их элементов;
- Проектирование водонепроницаемых переборок;
- Проверочный расчет общей прочности корпуса судна в первом приближении.
Конструктивная специфика судна
Исходные данные для проектирования приведены в таблице 1. Общий вид прототипа приведен на рисунке 1.
|
Таблица 1 – Исходные данные для проектирования
Длина | L | 127,0 м. |
Ширина | B | 18,0 м. |
Высота борта | D | 10,6 м. |
Осадка | d | 7,4 м. |
Водоизмещение | Δ | 12 000 тонн |
Дедвейт | DW | 7 700 тонн |
Скорость хода | Vs | 16 узлов |
Дальность плавания | r | 5000 морских миль |
Автономность | A | 40 суток |
Экипаж | nэ | 35 чел. |
Категория ледовых усилений | Ice3 | |
Балласт | Рб | 250 тонн |
Тип двигателя | МОД | |
Кол-во гребных винтов | nв | |
Конструкция переборок | Плоские | |
Конструкция борта | Двойной | |
Система набора | Поперечная | |
Ширина люков | bл/В | 0,6 |
Число марок стали |
Рисунок 1 – Общий вид прототипа
Архитектурно-конструктивный тип судна определяется назначением судна: прежде всего родом груза, который судно должно перевозить, условиями эксплуатации, особенностями проведения грузовых операций. Архитектурно-конструктивный тип судна характеризуется совокупностью признаков, определяющих структуру конструктивного мидель-шпангоута судна:
- формой и количеством корпусов;
- количеством, расположением и протяженностью надстроек;
- положением машинно-котельного отделения (МКО) по длине судна;
- высотой надводного борта;
- количеством и конструкцией палуб;
- системой набора отдельных перекрытий;
- числом и степенью раскрытия палуб;
- установкой внутренних бортов, продольных переборок;
- размерами и общей протяженностью грузовых помещений и др.
Указанные факторы не только формируют структуру конструктивного мидель-шпангоута, но и определяют прочностные характеристики корпуса и эксплуатационные качества судна.
|
Объектом разработки данной работы является универсальное сухогрузное судно дедвейтом DW= 7 700 тонн.
Судно проектируется на класс Правил РМРС (Российский Морской Регистр Судоходства) КМ Iсe 3 1 А2.
Длина между перпендикулярами – 127 м; ширина – 18,0 м; высота борта на миделе – 10,6 м, осадка – 7,4 м. Район плавания судна - в разреженном однолетнем льду морей: Балтийского, Белого, Северного, Японского и Охотского, а также арктических морей Баренцева, Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского.
Универсальный сухогруз представляет собой одновинтовой теплоход с баком, кормовым расположением машинного, насосного отделений и жилой рубки. Судно имеет полуледокольную форму носовой оконечности, что улучшает условия плавания в битом льду.
Объем автоматизации механической установки самоходного судна позволяет ее эксплуатацию 1 (одним) оператором из центрального поста управления без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинном отделении.
В соответствии с требованиями международных конвенций судно имеет двойное дно между пиковыми переборками. Его наличие – важный фактор повышения живучести при повреждении наружной обшивки днища, а образованные им объёмы междудонного пространства служат ёмкостями для приёма водяного балласта, хранения топлива.
Поперечные переборки делят грузовые отсеки на четыре грузовых трюма. Грузовая часть отделяется от МО и форпика коффердамами.