После выбора практической шпации судна необходимо определить длину каждого из районов, на которое разделено судно согласно Правилам Регистра.
Район возможного положения пиковых переборок на судне с учётом требований международных конвенций согласно Правилам Регистра:
L оконечностей = (0.05 ¸ 0.08) L, м.
В соответствии с этим принимаем длину форпика:
L ф £ 0.06 L = 0.06×127 = 8.16 м.
Число рамных шпаций в форпике
n р.шп. ф = L ф/ a р.н. ф = 8.16/1.8 = 4.53 р.шп.
Принимаем в форпике 5 рамных шпаций и, соответственно, длину форпика
L ф = a р.н. ф × n р.шп. ф = 1.8×5 = 9 м.
Принимаем длину ахтерпика равной 5 р.ш.:
L ахт= a р.н. ахт.×5 р.шп. = 1.8×5 = 9 м.
Машинное отделение располагается в корме и длина МО может быть определена как:
L MO = 0.15 ×L = 0.15×127 = 20.4 м.
n р.шп. МО = L MO / a р.н. МО = 20.4/2.4 =8.5 р. шп.
Принимаем в машинном отделении 9 р. шп. Тогда
L MO = a р.н. МО×9 р.шп. = 2.4×9 = 21.6 м.
Длина района переходной шпации:
L п..p. » 0.2 L – L форпика=0.2×127 – 9=18.2м.
Так как a р.н. п.р = 1.8 м, то по длине переходного района может уложиться
18.2/ a р.н. п.р = 18.2/1.8 = 10.1 р.шп.
Принимаем в переходном районе 10 рамных шпаций и соответственно длину переходного района:
L п.р = а р.н. п.р.×10 р.шп. = 1.8 ×10 =18м.
Согласно Правилам [1] длина трюма (или расстояние между соседними водонепроницаемыми переборками) не должна превышать 30м:
В переходном районе располагаем трюм длиной L п.р = 18м.
Длина грузовых помещений (трюмов) в средней части судна
L ср.ч.= L – (L ф + L п.р + L МО + L ахт).
L ср.ч.= 127 – (9+18+21.6+9) =78.4м.
Число переборок не менее, включая переборки форпика и ахтерпика не должно быть менее 6. Число грузовых трюмов, без учета трюма в переходном районе, в соответствии с заданием, должно быть 3 шт. Длина трюма:
|
L т= L ср.ч./3=78.4/3=26.13м
С учетом рамной шпации принимаем длину трюма (11р.шп.):
L т=26.4м
Длина трюма не превышает 30м, что соответствует правилам Регистра.
Длина средней части:
L ср.ч.= L т × 3=26.4×3 =79.2м
Общее число переборок 6 шт, что отвечает требованиям Регистра.
Откорректированная длина проектируемого судна:
L откорр. = L ср.ч + L ф + L п.р + L МО + L ахт=79.2+9+18+21.6+9=127.8м
Устанавливаем водонепроницаемые переборки на границах трюмов и отсеков и определяем их положение по длине судна в зависимости от номера шпангоута. Конструктивные шпангоуты по длине судна располагаются через одну практическую шпацию. Местоположение начального шпангоута совпадает с носовым перпендикуляром и имеет нулевой номер, последний находится на кормовом перпендикуляре.
Расположение помещений в привязке к системе практических шпангоутов приведено в таблице 2 и рисунке 2.
Определяем местоположение миделевого сечения.
Теоретическое местоположение мидель-шпангоута находится посредине длины судна, т.е.:
xL /2 = 127.8/2 =68.4 м.
Практическое – определяется положением ближайшего к xL /2 шпангоута. Как видно из рисунка 3 номер этого шпангоута 96+600шп.
Рисунок 2 – Размеры и расположение отсеков по длине судна
Таблица 2 – разбивка судна на отсеки
Наименование отсека | Длина отсека, м | Число практических шпаций | Расположение по длине судна (номера концевых шпангоутов) | Отстояние кормовой переборки отсека от носового перпендикуляра, м |
Форпик | 9/0.6 = 15 | 0 – 15 | ||
1 трюм | 18/0.6 = 30 | 15 – 45 | ||
2 трюм | 26.4 | 26.4/0.8 = 33 | 45 – 78 | 53.4 |
3 трюм | 26.4 | 26.4/0.8 = 33 | 78 – 111 | 79.8 |
4 трюм | 26.4 | 26.4/0.8 = 33 | 111 – 144 | 106.2 |
МО | 21.6 | 21.6/0.6 = 36 | 144– 180 | 127.8 |
Ахтерпик | 9/0.6 = 15 | 180– 195 | 127.8 | |
ИТОГО | 127.8 |
|
Рассматриваемое сухогрузное судно имеет двойное дно. Для судовых перекрытий в грузовой части принята: палубное и днищевое - по продольной системе набора, бортовое – по поперечной. Днище плоское, борта вертикальные. Соединение бортов с палубой угловое без закругления.
Погибь палубы в соответствии с рекомендациями Правил равна 0.02В = 376мм. Принимаем погибь палубы равной 380 мм.
Радиус закругления скулы определим по формуле:
Принимаем R = 2.8 м.
Высота двойного дна определена по п. 2.4.4.1 Правил [1]:
Принимаем высоту двойного дна:
По правилам РС расстояние между стрингерами не может превышать 5м. Устанавливаем стрингеры через расстояние, равное рамной шпации, т.е через 2400мм тогда по ширине судна с каждого борта устанавливается по три стрингера. Продольные ребра жесткости устанавливаются через 800мм..
Верхнюю палубу располагаем на высоте 12.1 м от ОП. Нижнюю палубу располагаем на высоте 7.1 м от ОП. Высота трюма получается 5.9 м, а высота твиндека – 5 м. Эскиз сечения судна приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Предварительный эскиз сечения судна
4 Определение водоизмещения судна
Принимаем дедвейт для проектируемого судна согласно заданию DW = 7700т, который складывается из массы корпуса, надстроек, массы перевозимого груза; механизмов; силовой установки, грузовых устройств.
Водоизмещение судна теоретическое рассчитываем по формуле:
D = r× сb×L×B×d, м3;
где: r = 1.025 т/м3 – плотность воды;
|
сb = 0.69 – коэффициент полноты судна;
L = 127.8 м;
В = 18 м;
d = 7.4 м;
D = 1.025×0.69×127.8×18×7.4=16552 м3.