Расчетные нагрузки, определяющие продольную прочность судна, включают изгибающие моменты на тихой воде и волновые изгибающие моменты.
Изгибающий момент на тихой воде:
,
где
- водоизмещение судна;
- коэффициент изгибающего момента:
.
Волновой изгибающий момент, вызывающий перегиб судна п.1.4.4. Правил:
,
где
- волновой коэффициент;
- ширина судна;
- коэффициент общей полноты;
- коэффициент для миделевого сечения:

Волновой изгибающий момент, вызывающий прогиб судна п.1.4.4. Правил:

Суммарный изгибающий момент на вершине волны:

Суммарный изгибающий момент на подошве волны:

Эквивалентный брус является геометрической моделью поперечного сечения корпуса, которая используется для проверки общей прочности судна. Эскиз элементов эквивалентного бруса показан на рисунке 12.

Рисунок 12 – Схема эквивалентного бруса
В первом приближении все связи расчетного сечения считают жесткими, не теряющими устойчивость при действующих сжимающих напряжениях и работающих всей своей площадью.
Для определения фактического момента сопротивления и момента инерции корпуса судна проводят ось сравнения, относительно которой рассчитывают статические моменты площадей и моменты инерции всех связей расчетного сечения. Ось сравнения лежит в ОП. Расчет характеристик эквивалентного бруса выполняется в табличной форме (таблица 6). В таблицу заносим площади поперечных сечений всех связей расчетного сечения Fi и отстояние их центров тяжести от оси сравнения Zi. Произведения Fi*Zi – статические моменты площадей связей. После этого определяется расстояние от нейтральной оси корпуса до оси сравнения:

Далее определяются переносные моменты инерции связей Fi*(Zi)2. Собственные моменты инерции горизонтальных связей не учитываются в виду их малости по сравнению с суммой переносных моментов инерции.
Для вертикальных связей собственные моменты инерции учитываются:
,
где
- толщина связи;
- высота связи, м;
Полный момент инерции:
,
где 
.
Таблица 6 – Расчет характеристик эквивалентного бруса
| Наименование элемента эквивалентного бруса (для половины сечения) | Площадь связи Fi, cм2 | Отстояние от оси сравнения Zi, м | Статический момент Fi*Zi, см2*м | Fi*Zi2, см2*м2 | ioi, м2*см2 | |
| Горизонтальный киль | 1,6x90 | 0,008 | 1,12 | 0,01 | ||
| Днище | 1,4x552,5 | 773,5 | 0,008 | 6,188 | 0,05 | |
| Обшивка скулы | 1,4x480 | 1,4 | 940,8 | 1317,1 | ||
| Подводный борт | 1,2x350 | 5,62 | 2360,4 | 21274,2 | ||
| Надводный борт | 1x100 | 6,875 | 687,5 | 4942,9 | ||
| Ледовые усиления | 2x310 | 8,9 | 18683,6 | |||
| Ширстрек | 1,5x150 | 11,15 | 22378,1 | |||
| Вертикальный киль | 1,5x120 | 0,6 | 64,8 | |||
| Стрингеры | 1,2x120x3шт | 0,6 | 259,2 | 155,5 | ||
| Набор стрингеров | 14,05х3шт | 42,15 | 0,6 | 25,29 | 15,2 | |
| Второе дно | 1х890 | 1,2 | 1281,6 | |||
| Набор днища | 27,36х7шт | 191,52 | 0,12 | 22,9824 | 2,8 | |
| Набор второго дна | 14,05х7шт | 98,35 | 1,14 | 112,119 | 127,8 | |
| Твиндек | 1,2х150+1х140 | 7,1 | 16131,2 | |||
| Набор твиндека | 14,05х2шт+22 | 55,7 | 7,04 | 392,128 | 2760,6 | |
| Палуба | 1,2х150+1х140 | 12,1 | 46851,2 | |||
| Набор палубы | 14,05х2шт+22 | 55,7 | 12,04 | 670,628 | 8074,4 | |
| Комингс палубы | 1,2х120+1,4х20 | 12,2 | 2098,4 | 25600,5 | ||
| Комингс твиндека | 1,2х0,75+1,4х20 | 6,75 | 796,5 | 5376,4 | ||
| Сумма |
Момент сопротивления палубы:
;
Момент сопротивления днища:
;
Минимальный момент сопротивления для палубы – его принимаем за расчетный.
Согласно п. 1.4.6.7 момент сопротивления корпуса должен быть не менее:

Условие выполняется.
Также необходимо, согласно п. 1.4.6.9 Правил, чтобы момент инерции корпуса был не менее:
.
Кроме того момент сопротивления должен быть не менее:

Таким образом, выполняются требования по общей продольной прочности судна, предъявляемые Регистром.
Отстояния центров тяжести элементов эквивалентного бруса до нейтральной оси определяются как:

Расчетные напряжения в любой связи определяются по формуле:

Расчетные напряжения в связях приведены в таблице 5.
Прочность считаем обеспеченной, если выполняются условие:

Устойчивость элементов конструкции считается обеспеченной, если выполняется условие:
,
где
- максимальные сжимающие напряжения (со знаком минус);
- критические напряжения, согласно п.1.6.5.3 Правил принимаются:
, при
;
, при
;
- Эйлеровы напряжения, для пластин определяются в соответствии с п.1.6.5.5 Правил:

где
- коэффициент, в расчете принято минимальное из значений;
- толщина пластины с учетом износа, мм,
- ширина пластины, м.
Для набора Эйлеровы напряжения определяются согласно п. 1.6.5.4.1:

где
- собственный момент инерции элемента набора с учетом присоединенного пояска (присоединенный поясок принимается с учетом износа), см4;
- площадь сечения элемента набора, см2,
- пролет балки, м.
Значения расчетных, допускаемых, Эйлеровых и критических напряжений приведены в таблице 7.
Согласно данным таблицы 7 условия прочности и устойчивости для всех элементов конструкции корпуса выполняются, прочность и устойчивость конструкции корпуса обеспечена.
Таблица 7 – Расчетные напряжения в связях
| Наименование элемента эквивалентного бруса | Отстояние от нейтральной оси, м | Напряжения на вершине волны, МПа | Напряжения на подошве волны, МПа | Допускаемые напряжения, МПа | Эйлеровы напряжения, МПа | Критические напряжения, МПа |
| Горизонтальный киль | -3,72 | -97,80 | -39,12 | |||
| Днище | -3,72 | -97,80 | -39,12 | |||
| Обшивка скулы | -2,33 | -61,18 | -24,47 | |||
| Подводный борт | 1,89 | 49,82 | 19,93 | |||
| Надводный борт | 3,15 | 82,83 | 33,13 | |||
| Ледовые усиления | 5,17 | 127,10 | 54,44 | |||
| Ширстрек | 7,42 | 195,28 | 78,11 | |||
| Вертикальный киль | -3,13 | -82,22 | -32,89 | |||
| Стрингеры | -3,13 | -82,22 | -32,89 | |||
| Набор стрингеров | -3,13 | -82,22 | -32,89 | |||
| Второе дно | -2,53 | -66,44 | -26,58 | |||
| Набор днища | -3,61 | -94,85 | -37,94 | |||
| Набор второго дна | -2,59 | -68,02 | -27,21 | |||
| Платформы | 3,37 | 88,75 | 35,50 | |||
| Набор платформ | 3,31 | 87,17 | 34,87 | |||
| Палуба | 8,37 | 220,27 | 88,11 | |||
| Набор палубы | 8,31 | 218,69 | 87,48 | |||
| Комингс платформы | 8,47 | 222,90 | 89,16 | |||
| Комингс палубы | 3,02 | 79,55 | 31,82 |
Заключение
В результате работы над проектом разработан архитектурно-конструктивный тип сухогруза, компоновка его поперечного сечения. Рассчитаны в соответствии с Правилами РМРС элементы конструкции корпуса судна и выполнена проверка его общей прочности.