Рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях тематических занятий, посвященных социальной активности и добровольчеству




Цель тематических занятий: развивать у обучающихся чувство социальной значимости и сопричастности к общественно полезным делам, способность выражать гражданскую позицию в активной деятельности, создавать условия социализации и личностного развития обучающихся, вовлеченных в разнообразные направления волонтерского движения, преобразующего жизнь социума.

Анализ возможностей дидактического процесса для развития творческих и познавательных способностей обучающихся приводит к особой значимости активных методов обучения.

Активные методы обучения имеют существенные преимущества перед традиционными, и, по данным исследователей, это подтверждается тем, что в памяти человека сохраняется до 90% того, что он делает, до 50% того, что видит, и только 10% того, что слышит.

К технологиям, активизирующим деятельность обучающихся, относят следующие:

1) интеллектуальные, которые обучают разнообразным стратегиям активизации мыслительных процессов, используемых для достижения запланированного результата (мозговой штурм, интеллект-карты, эвристические беседы и т.п.);

2) игровые, с помощью которых возможно не только имитировать волонтерские качества от элементарных до сложных, но и формировать их;

3) уровневой дифференциации, которые представляют обучающимся возможность овладевать добровольческими умениями на разных уровнях образования;

4) проектные, предполагающие решение определенной проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся;

5) компьютерные, позволяющие адаптировать новые информационные (интернет-) технологии к индивидуальным особенностям обучающихся;

6) интеграционные, базирующиеся на использовании различных методов обучения, повышающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе волонтерской деятельности.

В контексте волонтерской тематики выбор методов обучения должен осуществляться с учетом целевой установки на формирование готовности к добровольному участию в безвозмездной помощи и благотворительности.

Беседа – вопросно-ответный метод обучения, который сочетает слово учителя и обучающихся, предполагает наличие у обучающихся определенных знаний по теме.

Одной из форм проведения является эвристическая беседа. Учитель использует логическую систему в виде перечня вопросов, которые позволяют вести обучающихся от одного уровня рассуждений к другому. Это упорядоченный разговор, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями обучающихся, в результате которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы. Ценность эвристической беседы состоит в организации коллективной мыслительной деятельности обучающихся. Образовательный эффект обеспечивается содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, аналитическими и обобщающими и т.д.

В зависимости от обсуждаемой тематики беседа может представлять собой диалоговую форму массового мероприятия, которая начинается сообщением учителя (выступающего) и продолжается разговором с обучающимися; если же предусматривается далее практическое занятие, то это беседа-практикум.

Для того чтобы акцентировать внимание на интерактивности, используется метод беседы с элементами обсуждения – дискуссии.

Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины; дискуссия повышает интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучающихся в коллективный поиск истины.

Видеометод – один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека, особенно детей. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной насыщенности, влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на решение образовательной проблемы. Используют такие методы, как видеоурок – урок, построенный с помощью видеоматериала, или видеомероприятие или его часть, которое связано с записью и воспроизведением видеоинформации, несущей информацию об изображении и демонстрирующей его.

Групповая работа – это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.

Игры усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету рассмотрения. В практике используются разнообразные виды игр:

Игра интеллектуальная – игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Игра тематическая – массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное какой-либо теме. Например, игра-загадка, игра-фантазия.

Игра познавательная – игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников.

Игра ролевая – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.

Игра-конкурс – мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.

Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.

Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Интеллект-карты(Mind-maping) – это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями. Интеллект-карты способствуют развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.

Круглый стол – форма свободного обмена мнениями по какой-либо проблеме. Ведущие «круглого стола» разрабатывают план обсуждения проблемы по конкретным вопросам. Цель «круглого стола» – привлечение внимания участников к обсуждению актуальных аспектов выбранной темы.

Метод иллюстрации, включая использование в качестве иллюстрации отрывков литературных произведений, предполагает показ обучающимся иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, графиков, изображений, использование в качестве иллюстрации отрывков литературных произведений.

Мозговой штурм (Brain-storming) – интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывание идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.

Праздник – массовое мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, общешкольного или классного характера. Праздник, посвященный торжественной дате, включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, подведение итогов); концерт, показ спектакля, сольные номера, театрализованные представления, которые могут носить благотворительный характер (сбор денег на благотворительность или концерт для людей с ограниченными возможностями).

Проект – это одна из форм исследовательской работы, комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: