Цель тематических занятий: развивать у обучающихся чувство социальной значимости и сопричастности к общественно полезным делам, способность выражать гражданскую позицию в активной деятельности, создавать условия социализации и личностного развития обучающихся, вовлеченных в разнообразные направления волонтерского движения, преобразующего жизнь социума.
Анализ возможностей дидактического процесса для развития творческих и познавательных способностей обучающихся приводит к особой значимости активных методов обучения.
Активные методы обучения имеют существенные преимущества перед традиционными, и, по данным исследователей, это подтверждается тем, что в памяти человека сохраняется до 90% того, что он делает, до 50% того, что видит, и только 10% того, что слышит.
К технологиям, активизирующим деятельность обучающихся, относят следующие:
1) интеллектуальные, которые обучают разнообразным стратегиям активизации мыслительных процессов, используемых для достижения запланированного результата (мозговой штурм, интеллект-карты, эвристические беседы и т.п.);
2) игровые, с помощью которых возможно не только имитировать волонтерские качества от элементарных до сложных, но и формировать их;
3) уровневой дифференциации, которые представляют обучающимся возможность овладевать добровольческими умениями на разных уровнях образования;
4) проектные, предполагающие решение определенной проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся;
5) компьютерные, позволяющие адаптировать новые информационные (интернет-) технологии к индивидуальным особенностям обучающихся;
6) интеграционные, базирующиеся на использовании различных методов обучения, повышающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе волонтерской деятельности.
|
В контексте волонтерской тематики выбор методов обучения должен осуществляться с учетом целевой установки на формирование готовности к добровольному участию в безвозмездной помощи и благотворительности.
Беседа – вопросно-ответный метод обучения, который сочетает слово учителя и обучающихся, предполагает наличие у обучающихся определенных знаний по теме.
Одной из форм проведения является эвристическая беседа. Учитель использует логическую систему в виде перечня вопросов, которые позволяют вести обучающихся от одного уровня рассуждений к другому. Это упорядоченный разговор, направляемый учителем, обмен сведениями и мыслями обучающихся, в результате которого происходит обогащение знаний, формируются новые понятия и формулируются выводы. Ценность эвристической беседы состоит в организации коллективной мыслительной деятельности обучающихся. Образовательный эффект обеспечивается содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, аналитическими и обобщающими и т.д.
В зависимости от обсуждаемой тематики беседа может представлять собой диалоговую форму массового мероприятия, которая начинается сообщением учителя (выступающего) и продолжается разговором с обучающимися; если же предусматривается далее практическое занятие, то это беседа-практикум.
Для того чтобы акцентировать внимание на интерактивности, используется метод беседы с элементами обсуждения – дискуссии.
|
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины; дискуссия повышает интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучающихся в коллективный поиск истины.
Видеометод – один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека, особенно детей. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной насыщенности, влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на решение образовательной проблемы. Используют такие методы, как видеоурок – урок, построенный с помощью видеоматериала, или видеомероприятие или его часть, которое связано с записью и воспроизведением видеоинформации, несущей информацию об изображении и демонстрирующей его.
Групповая работа – это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества. Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать учебные группы, внимательно подбирать командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся. Учитель должен учить школьников сотрудничать при разборе учебного материала, выполнении заданий, решении проблемных задач.
|
Игры усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету рассмотрения. В практике используются разнообразные виды игр:
Игра интеллектуальная – игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, его ума.
Игра тематическая – массовое мероприятие, насыщенное игровыми элементами и посвященное какой-либо теме. Например, игра-загадка, игра-фантазия.
Игра познавательная – игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников.
Игра ролевая – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.
Игра-конкурс – мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.
Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.
Индивидуальная работа – это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
Интеллект-карты(Mind-maping) – это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями. Интеллект-карты способствуют развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.
Круглый стол – форма свободного обмена мнениями по какой-либо проблеме. Ведущие «круглого стола» разрабатывают план обсуждения проблемы по конкретным вопросам. Цель «круглого стола» – привлечение внимания участников к обсуждению актуальных аспектов выбранной темы.
Метод иллюстрации, включая использование в качестве иллюстрации отрывков литературных произведений, предполагает показ обучающимся иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, графиков, изображений, использование в качестве иллюстрации отрывков литературных произведений.
Мозговой штурм (Brain-storming) – интеллектуальная игра, требующая от участников в минимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывание идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.
Праздник – массовое мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, общешкольного или классного характера. Праздник, посвященный торжественной дате, включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, подведение итогов); концерт, показ спектакля, сольные номера, театрализованные представления, которые могут носить благотворительный характер (сбор денег на благотворительность или концерт для людей с ограниченными возможностями).
Проект – это одна из форм исследовательской работы, комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.