Подсчет энергозатрат. Одним из основных экономических показателей эффективности содержания и использования сельскохозяйственной техники считаются затраты, измеряемые в рублях на условный гектар (р./усл. га) или в рублях на физический гектар (р./га). Этот показатель имеет смысл себестоимости механизированных работ или условной единицы механизированных работ. Его определяют делением суммы всех производственных затрат на содержание, использование и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и транспортных средств на количество выполненных работ в условных гектарах.
Погектарный расход топлива
q т = (G т.р Т р + G т.х Т х + G т.о Т о)/ W см,
(5.6)
где q т — погектарный расход топлива, кг/га; G т.р, G т.х, G т.о — часовые расходы топлива соответственно при работе агрегата под нагрузкой, при поворотах и заездах и при остановках агрегата с работающим двигателем, кг/ч; Т р — время работы двигателя при работе агрегата под нагрузкой, ч; Т х — время движения агрегата при холостых поворотах и заездах смены, ч; Т о — время работы двигателя при остановках агрегата, ч.
Время на остановки агрегатов в течение смены:
Т о = Т р t техн + Т отд + Т ЕТО,
(5.7)
где T о — время на остановки агрегатов в течение смены, ч; tтехн — время простоев из расчета на 1 ч чистой работы агрегата при технологическом обслуживании машин; Т отд — время на отдых механизаторов, ч (0,1…0,25 ч); Т EТО — время простоев при техническом обслуживании машин в течение смены, ч (0,2…0,5 ч); Т х — рассчитывается исходя из баланса времени смены Т х = Т см − Т р − Т о.
|
Часовые расходы топлива соответственно при работе агрегата под нагрузкой, при поворотах и заездах, и остановках агрегата с работающим двигателем представлены в табл. 1.5.
В связи с тем что суммарные потери топлива в сельском хозяйстве могут достигать 10% потребляемого, экономия его, особенно в рыночных условиях, приобретает большое значение.
Основными направлениями экономии топлива являются: обоснованные выбор вида и числа обработок почвы, трактора, сельскохозяйственной машины, погрузочных и транспортных средств, тщательная регулировка сельскохозяйственных машин, более полная загрузка тракторов, применение механизированной заправки и улучшение качества топлива.
Например, колесные тракторы К-744Р, Т-150К больше, чем гусеничные, уплотняют почву, разрушают ее структуру и на единицу работы расходуют больше топлива на 10…16, а при высокой влажности почвы — даже до 30%. Поэтому следует по возможности использовать гусеничные тракторы, а на колесных тракторах и сельскохозяйственных машинах применять арочные шины, сдвоенные, с использованием специальных проставок, колеса.
Значительное количество дизельного топлива перерасходуется при работе тракторов с неполной нагрузкой. Если за 100% принять удельный расход топлива двигателем трактора при загрузке его на 90%, то при уменьшении загрузки удельный расход топлива увеличивается в зависимости, представленной в табл. 5.4.
|
Таблица 5.4. Удельный расход топлива в функции степени загрузки двигателя трактора | ||||||
Загрузка двигателя, % | ||||||
Удельный расход топлива двигателем, % от номинального |
Простои машин в борозде из-за использования некачественных нефтепродуктов могут составлять примерно до 20…25% общего времени простоев по техническим причинам. Падение мощности двигателей в процессе эксплуатации может доходить до 10…15 %, а перерасход топлива — 8…12%. В результате этого производительность МТА снижается, стоимость обслуживания и ремонта увеличивается не менее чем на 40…60%.
Экономия топливно-смазочных материалов. Обеспечение сельскохозяйственных потребителей топливом и смазочными материалами (ТСМ) и их использование сопровождаются значительными количественными и качественными потерями. Кроме того, примерно 25% поставляемых ТСМ не соответствует требуемому уровню качества.
Потери ТСМ зависят от конструктивных, технологических, эксплуатационных и организационных факторов.
Конструктивные факторы включают в себя мероприятия по совершенствованию конструкций машин: снижение их массы, совершенствование двигателей, их рабочих процессов и ходовой системы, создание шин с автоматическим регулированием давления воздуха на ходу, трансмиссий с переключением передач на ходу и автоматизацией скоростного и энергетического режимов; улучшение геометрии и остроты рабочих органов машин, покрытие их малофрикционными материалами; повышение жесткости рам, уменьшение энергоемкости приводов, применение новых видов рабочих органов и др.
|
Основными факторами, влияющими на снижение расхода ТСМ на основе совершенствования конструкций, являются: повышение надежности машин и термостойкости деталей двигателей при одновременном уменьшении теплопередачи через них; снижение массы при одновременном повышении жесткости конструкции, а также механических потерь в деталях с целью сокращения энергетических затрат на привод систем охлаждения, питания и освещения; возможность работы двигателей на низкосортных и альтернативных видах топлива; улучшение режимов пуска и прогрева двигателей за счет совершенствования характеристик ТНВД; разработка и внедрение электронных систем регулирования, контроля технического состояния механизмов и управления процессами подачи, дозирования и впрыска топлива, а также скоростными и энергетическими режимами работы МТА и др.
Технологические факторы — совершенствование производственных процессов и технологий возделывания сельскохозяйственных культур: минимальная обработка почвы, прямой посев, замена отвальной обработки почвы чизельной, дискованием, совмещением операций. Затраты энергии можно сократить применением азотофиксирующих культур и микроорганизмов, позволяющих уменьшить дозы минеральных азотных удобрений, а также новых технологических процессов, исключающих или снижающих затраты топливной энергии при выполнении полевых работ, сушке, хранении и обработке сельскохозяйственных культур.
Наиболее энергоемкими в растениеводстве являются почвообрабатывающие операции, основная часть которых приходится на долю вспашки. Например, затраты топлива на производство озимой пшеницы составляют 64 кг/га, из них на вспашку — 15 кг/га, а в целом на почвообработку — около 40%.
Несоблюдение сроков проведения основных операций (вспашка, закрытие влаги) снижает урожайность на 20…40% и за счет этого увеличивает затраты ТСМ на единицу продукции. Экономичность различных организационно-технологических мер, способствующих экономии топлива, приведена в табл. 5.5.
Таблица 5.5. Перечень организационно-технологических мер, способствующих экономии нефтепродуктов | |
Мероприятие | Экономия топлива, % |
Применение обработки почвы:
|
|
Применение комбинированных агрегатов при обработке почвы | 20…30 |
Замена колесных тракторов гусеничными при обработке почвы, посеве | 20…25 |
Использование агрегатов для приготовления витаминно-травяной муки в две смены | 15…20 |
Проверка и технологическое регулирование сельхозмашин | 10…15 |
Применение:
|
|
Оптимизация схем внутрихозяйственных перевозок грузов | 10…15 |
Использование средств малой грузоподъемности для обслуживания производственных подразделений внутри хозяйства | 8…15 |
Эксплуатационные факторы — мероприятия по улучшению качества технического обслуживания машин, выбору оптимальных режимов работы и состава МТП. Наиболее актуальными становятся внедрение средств диагностирования, качественное выполнение регулировок, особенно систем питания, охлаждения и механизма газораспределения двигателя. Большое влияние на затраты энергии оказывает состояние рабочих органов: острота лезвий, наличие выступов, толщина лемехов и т. д. Основные причины увеличения расхода топлива при работе МТА представлены в табл. 5.6.
Таблица 5.6. Основные причины потерь топлива МТА | |
Причина потери топлива | Объем потерь, % |
Использование неисправных средств заправки | 2…10 (до 1 кг на заправку) |
Неправильная установка топливного насоса | До 5 |
Подтекание трубопроводов, баков | До 3 |
Пониженная температура охлаждающей жидкости (до 40…50 °C) | 8…10 |
Накипь в радиаторе более 1 мм | 8…10 |
Неисправность одной форсунки | 30…35 |
Снижение давления воздуха в шинах на 0,5 МПа от номинала | 4…5 |
Износ деталей цилиндропоршневой группы на 0,01 мм | 0,5 |
Неправильная регулировка муфты сцепления, тормозов, подшипников | До 15 |
Применение в трансмиссии масла повышенной вязкости | До 10 |
Засорение воздухоочистителя | 4…5 |
Работа трактора вхолостую 1…2 ч в смену | 2…3 |
Неправильное использование всережимного регулятора | 2…7 |
Неправильный выбор длины гона | До 6 |
Использование переднего ведущего моста на транспортных работах в хороших условиях | До 10 |
Неправильное регулирование зазоров между клапаном и коромыслом | 5…7 |
Нагар в камере сгорания | 4…6 |
Недогрузка двигателя по мощности на 40, 50, 60, 70% | Соответственно 7, 10, 15, 27 |
Отсутствие подогрева двигателя зимой на открытой стоянке | 0,5…0,6 т за сезон |
Применение неисправного оборудования при транспортировании и хранении топлива | До 6 |
Основные показатели топливной экономичности — удельный и погектарный расход — зависят от технического состояния двигателя, физикомеханических характеристик почвы, типа конструкции и состояния ходовой системы, рабочих машин и орудий, способа агрегатирования трактора, организации использования МТА. Топливная экономичность зависит в первую очередь от исправности двигателя: топливного насоса, форсунок, механизма газораспределения, системы охлаждения.
Неисправная форсунка резко лимитирует работоспособность дизельной топливной аппаратуры. Проведенные ГОСНИТИ исследования показали, что недозатяжка пружины форсунки на каждые 3 МПа приводит к увеличению расхода топлива на 3%, а при отклонении от номинального значения на 6…7 МПа расход возрастает на 20…25%. Закоксовывание сопловых отверстий распылителей форсунок на 20…28% приводит к падению мощности дизеля на 6,5…8,0% и топливной экономичности — на 5%.
Организационные факторы — выбор форм использования техники, организация работы и обслуживания МТА в полевых условиях, учет и нормирование потребления ТСМ, виды поощрения за его экономию и др. Снижение расхода ТСМ за счет лучшего использования техники может быть достигнуто созданием четкой системы учета расхода ТСМ и поощрения механизаторов за их экономию и др.
Даже при полной загрузке тракторов на основных работах неизбежен перерасход топлива, когда МТА работает на плохо подготовленных загонах с большими переездами. Если борозда непрямолинейна, то увеличивается тяговое сопротивление, на 2…3% растет расход топлива. На длинных загонах сокращается время на повороты и заезды агрегата, и поэтому при длине гона, например, 300 м, расход топлива будет на 15…20% выше, чем при гоне 1 500 м. Недопустимо использовать мощные тракторы на коротких гонах.
В зависимости от выполняемой операции и уровня организации работ двигатель до 1,5…2,0 ч в смену работает вхолостую. В этом случае двигатель непроизводительно расходует около 600…800 кг топлива в год в зависимости от марки трактора. По возможности следует максимально ограничивать время холостой работы двигателя.
Значительное количество топлива перерасходуется при холостых переездах тракторов с участка на участок. На эти цели за смену тратится до 6% рабочего времени и около 7% годового расхода топлива. В крупных хозяйствах за год переезды составляют 300…350 км, а в хозяйствах с мелкими полями — 500…600 км. Уменьшить холостые переезды можно за счет укрупнения участков, составления плана работ с учетом очередности и времени выполнения.
Расход ТСМ при работе техники зависит не только от ее технического состояния и организации эксплуатации, но и от квалификации механизаторов и водителей. Квалифицированные работники больше экономят ТСМ и обеспечивают надежную работоспособность машин.
В одинаковых условиях водители разной квалификации также расходуют неодинаковое количество топлива, разница достигает 20…25%. Снижение расхода ТСМ, повышение эффективности использования техники невозможны без четко налаженной организации работы МТА: выбора машин, подготовки их для выполнения различных операций, составления схемы движения, расчета потребного числа машин и обеспечения их согласованной работы с сельскохозяйственной техникой (тракторы, уборочные, посевные агрегаты), механизации погрузочно-разгрузочных работ, современного и качественного технического обслуживания, ремонта машин.
Большие потери топлива происходят и от его неправильного хранения. Например, при заполнении резервуаров лишь на 60% потери бензина составляют 1,6…2,3% в год. Потери бензина из неокрашенного резервуара без нефтеарматуры и прокладок составляют примерно 4% в год. Анализ результатов работы нефтехозяйств сельскохозяйственных предприятий показывает, что значительное количество ТСМ теряется при хранении и заправке машин. Потери образуются от испарения топлива, утечек из резервуаров, потерь при сливе топлива и заправке машин (табл. 5.7).
Таблица 5.7. Потери топливно-смазочных материалов
Основные потери (до 75% общих) приходятся на испарение.
Потери от испарения происходят:
- от «малых дыханий», обусловленных испарением топлива при периодических суточных изменениях температуры окружающей среды и газового пространства резервуара;
- «больших дыханий», происходящих из-за вытеснения паровоздушной смеси при заполнении резервуара нефтепродуктами;
- вентиляции газового пространства вследствие истечения паровоздушной смеси через неплотности в резервуаре;
- насыщения пространства пустого резервуара, когда в него заливают небольшое количество топлива, которое начинает испаряться;
- кипения, когда вследствие нагревания давление паров нефтепродуктов становится выше того, под которым находится его поверхность.
Потери от утечек топлива вызваны несовершенством или неисправностью оборудования. Через неплотность, пропускающую одну каплю топлива в секунду, за сутки теряется 4 кг, а за год это составляет уже около 1,5 т. Потери бензина через 1 м потеющего шва составляют до 60 л/мес. Хороший растворитель — бензин часто проникает через неплотности, растворяя находящиеся в них вещества, через которые вода и даже керосин не просачиваются.
Утечки топлива могут быть через подземные трубопроводы, поврежденные электрокоррозией из-за воздействия «блуждающих» токов.
При ручной заправке тракторов и других машин теряется до 2% дизельного топлива и до 3,5% бензина. При выдаче масла из бочки в мерную кружку (ведро) опрокидыванием теряется примерно 2,3% моторного масла и до 11,5% трансмиссионного.
Уменьшение потерь от испарения достигается:
а) уменьшением больших дыханий (не допускается хранение в резервуарах небольшого количества топлива);
б) уменьшением малых дыханий и за счет окрашивания резервуаров в светлые тона (сокращаются потери в 3…4 раза), их экранирования, охлаждения и теплоизоляции, заглубления и применения подземных резервуаров;
в) поддержанием в исправности всех соединений и резервуаров, регулировкой дыхательного клапана.
Потери от утечек уменьшаются содержанием в исправном состоянии оборудования, а при заправке машин топливом и маслами — применением механизированных средств заправки, уменьшающих потери ТСМ от 4…5 до 0,2%.
Резервы снижения расхода масла. Расход масла определяется длительностью его работы до замены, угаром и утечками из системы.
Существенно повысить сроки замены масел в агрегатах трансмиссии машин можно, используя высококачественные всесезонные масла, при этом отпадает необходимость в сезонной замене при переходе с летней эксплуатации на зимнюю, и наоборот. Срок службы масел может быть увеличен минимально в четыре раза и доведен до двух лет. В результате этого сокращается расход и становится экономически эффективным использование дорогостоящих загущенных масел.
Для гидросистем навесного оборудования тракторов производится всесезонное масло, использование которого позволит работать без замены в четыре раза дольше, чем при сменяемых сезонных маслах.
Эффективная очистка масел от механических примесей при малой скорости срабатывания присадок позволит повысить сроки их службы в трансмиссиях и гидросистемах машин.
В тракторных двигателях масла раньше меняли через 120 мото-ч работы. В современных теплонапряженных двигателях их меняют через 500 мото-ч. Это стало возможным благодаря внедрению высококачественных моторных масел и топлива с содержанием серы не более 0,5%.
Другой путь экономии масел — улучшение качества их очистки в двигателе. На всех современных двигателях устанавливают полнопоточные реактивные маслоочистители. Их применение, по сравнению с фильтрами грубой и тонкой очистки, позволило значительно уменьшить скорость загрязнения масла. Однако они не задерживают частицы менее 3…5 мкм. Поэтому разрабатывают новые типы центрифуг, устанавливают дополнительные фильтры, применяют ультразвуковую обработку и бумажные полнопоточные масляные фильтры, повышающие качество очистки. При использовании эффективных систем очистки и высококачественных масел становится возможным дальнейшее увеличение сроков их замены.
Наибольшая экономия достигается при уменьшении расхода масла в двигателях на угар. В двигателе на замену расходуется до 40% общего количества масла, на угар — до 60%. При повышении срока смены с 240 до 500 мото-ч расход масла сокращается на 7…10%, при дальнейшем увеличении — приблизительно на 5%. Поэтому первоочередная задача — снижение расхода масла на угар.
Решение проблемы снижения расхода масла на угар — задача комплексная: нужно совершенствовать конструкцию двигателей, повышать качество применяемых масел, обеспечивать высокое качество ТО и ремонта.
За счет совершенствования цилиндропоршневой группы, смазочной системы, улучшения конструкции, технологии изготовления и материала поршневых колец в тракторных и комбайновых двигателях угар масла не превышает 0,7…1,0% расхода топлива. Разработана и реализуется программа работ по дальнейшему снижению расхода масла на угар. Исследованиями показано, что угар может быть уменьшен до 0,2…0,3% расхода топлива.
Причины повышенного расхода масла на угар — увеличение зазора в сопряжениях цилиндропоршневой группы, повышенный уровень масла в картере двигателя, нарушение теплового режима двигателя из-за неисправностей и регулировок.
Использование не специальной охлаждающей жидкости, а водопроводной воды приводит к образованию накипи в системе охлаждения и нарушениям теплового режима двигателя. Увеличение, например, толщины слоя накипи только на 1 мм повышает расход масла на 25%.
Фактический расход масла на угар при эксплуатации двигателей в два-три раза превышает нормы, установленные техническими условиями для современных двигателей. Этот резерв экономии масел может быть реализован только при достаточно высоком уровне организации и строгом соблюдении правил эксплуатации двигателя. Экономия масла при этом может составлять до 0,1…0,3 т/год на один трактор.
Для планирования потребности в маслах, контроля за эффективностью использования разработаны и применяются нормы эксплуатационного расхода масел. Они являются усредненными для различных условий эксплуатации техники.
Например, для трактора МТЗ-80.1 норма расхода моторного масла: общая — 3,5 %, расход двигателем — 2,3, в том числе на угар — 0,7, трансмиссионного — 1% израсходованного топлива.
Нормы расхода масла на 100 мото-ч (часов работы) для гидросистемы трактора МТЗ-80.1 (вместимость бака гидросистемы — 20 л): на долив — 1,8 л, сезонное обслуживание — 4,7, ТО-3 — 3,8 л.
Для грузовых автомобилей с бензиновым двигателем нормы расхода масел и смазок на 100 л общего расхода топлива: моторное масло — 2,4 л, трансмиссионное — 0,3 л, пластичные смазки — 0,2 кг.
Потери от утечек масла. Установлено, что свыше 65% тракторов сельскохозяйственных предприятий эксплуатируется с подтеканием смазочных масел: более 35% — с подтеканием из гидросистем; более 17 — из двигателей; до 15% — из трансмиссий.
Основные причины потерь масел. К основным причинам потерь масел относятся: нарушение правил заправки и уплотнений ведущего вала насоса; утечки из-за неплотностей в узлах, соединительной арматуре, трубопровода; неисправность или отсутствие соединительных и запорных узлов гидросистемы трактора и сельскохозяйственной машины; нарушение герметичности уплотнений подшипниковых узлов ходовой части гусеничных тракторов.
Снижение расхода масел при техническом обслуживании. В процессе проведения ТО машин свежие масла могут заменяться на очищенные отработавшие моторные масла. Такие масла могут быть успешно использованы в инерционно-масляных воздухоочистителях, которые требуют значительного расхода масла.
В хозяйствах, имеющих 50 тракторов, может быть достигнута экономия моторных масел до 1,5…2,0 т/год.
По ГОСТ 20793—2009 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание» рекомендуется заменять сезонные моторные масла при сезонном ТО машин. При этом возникает необходимость двух дополнительных смен масел в год. Исследованиями ВИИТиН установлено, что путем постепенного смешивания масел (например, при доливе) с большей или меньшей вязкостью в зависимости от сезона можно исключить двухразовую полную замену моторных масел при сезонном ТО. Такая технология прошла широкую апробацию и обеспечивает экономию моторных масел до 7…10%.
Сокращение потерь масел при транспортировке, хранении и заправке. Общие потери моторных и трансмиссионных масел в процессе транспортировки, перекачки, хранения и заправки машин зависят от способа доставки масла и составляют соответственно 0,5…6,5 и 1,2…17,5% их расхода. Использование ведер, кружек и другого подсобного инвентаря приводит к росту потерь в три-четыре раза и загрязнению масел абразивной пылью. Минимальные потери моторных (до 0,6%) и трансмиссионных (до 1,7%) масел могут быть достигнуты при транспортировке их в автоцистернах, хранении в резервуарах, заправке с помощью маслораздаточной колонки или механизированного заправочного агрегата.
Организация повторного использования масел. Слив отработавшего моторного масла при его замене или ремонте узла должен выполняться в разогретом состоянии в отдельную тару с минимально возможными потерями и загрязнением. Хранение собранных моторных масел с целью очистки, восстановления и последующего применения в агрегатах машин должно осуществляться отдельно по маркам и группам. Только строгое соблюдение правил работы с собранными маслами обеспечивает наивысшую эффективность использования этого важнейшего резерва экономии — возврат в оборот до 20% объема расходуемого свежего масла.
Научно-исследовательским институтом ВИИТиН разработаны установки УОМ-3А и УОМ-3М для очистки масел, оснащенные центрифугами с гидрореактивным приводом. Загрязненное масло закачивается насосом в бак установки и подогревается до рабочей температуры. После прогрева масло насосом направляется под давлением в центрифуги, где происходит осаждение загрязнений. Выходя из сопел центрифуг, масло сливается обратно в бак установки. Так как разделяющий фактор центрифуг значительно выше, чем у тракторных центробежных очистителей, осаждение загрязнений на стенке роторов происходит более интенсивно, а тонкость очистки достигает 3…5 мкм по абразивным частицам и продуктам износа деталей, асфальтосмолистым и другим загрязнениям. Вода, содержащаяся в масле, удаляется в виде паровоздушной смеси из зоны гидрореактивного привода роторов за счет организованной вентиляции масляного бака и внутренних полостей корпусов центрифуг. Для достижения более высокой степени очистки (по органической части загрязнений) в установке УОМ-3А предусмотрено заключительное тонкое фильтрование масла. В связи с возможностью применения более эффективных способов удаления из масла асфальтосмолистых загрязнений использование фильтров в установке УОМ-3А не предусмотрено, что упрощает ее обслуживание.
Эти установки ввиду их относительной простоты конструкции и широких возможностей очищать масла от механических примесей и воды применяются в хозяйствах, СТОТ, СТОА, цехах заводов и РТП. Экономическая целесообразность их применения подтверждена на предприятиях с годовым сбором и очисткой 5…100 т отработавшего масла.
В развитых странах до 90% собранного смазочного масла перерабатывают во вторичный продукт, пригодный к повторному применению. При этом большое значение придается переработке (очистке, регенерации) масел на местах их потребления. Считают, что при объемах потребления свыше 10 т/год масло выгоднее перерабатывать на предприятии, чем сдавать на централизованную обезличенную переработку.