Если середина XIX в. отмечена в немецком театре относительным затишьем, то последняя треть столетия - время расцвета сценического искусства Германии. В немалой степени достижениям в области театра способствовало объединение страны (1871 г.) и начавшееся бурное политическое и экономическое развитие. Как и в других европейских государствах, обновление сцены пришло вместе с постановками новой драмы (см. статью "Век XIX - век XX. События, стили, направления").В Германии создателем новой драмы стал Герхарт Гауптман (1862 1946).
Одна из его первых пьес - семейная драма "Одинокие" (1891 г.). Жизнь героя - молодого учёного Фокерата внешне вполне благополучна, но в глубине души Фокерат тяготится мещанским окружением. Одинокий среди близких, он мечется между двумя женщинами, каждую из которых по-своему любит, и в конце концов, не сумев сделать выбор, совершает самоубийство. Иоганнес Фокерат - удивительно точный пор трет европейского интеллигента конца XIX в. с его нервозностью, одиночеством, растерянностью перед меняющейся действительностью. В "Одиноких" ярко проявились черты новой драмы. На сцене показано течение самой обыкновенной жизни: люди обедают, погружены в повседневные заботы, разговаривают о незначительном, однако именно в это время решаются их судьбы. Гауптман открыл новый сценический приём - напряжённость действия при кажущейся бездейственности. Многое не выражено словами, но прочитывается в паузах, жестах. Стилистика "Одиноких" близка стилистике А. П. Чехова.
В 90х гг. XIX в. имя Герхарта Гауптмана обрело европейскую известность. В этот период драматург написал пьесы "Ткачи" и "Бобровая шуба" (обе 1892 г.), "Потонувший колокол" (1896 г.), "Михаэль Крамер" (1900 г.). Его встреча с режиссёром Отто Брамом (1856-1912) положила начало новой театральной эпохе в Германии. День премьеры первой пьесы Гауптмана "Перед восходом солнца" (1889 г.), поставленной Брамом, вошёл в историю немецкой сцены. Произведения Гауптмана рубежа веков наряду с пьесами Ибсена ста ли основой нового европейского театра. Во Франции к пьесам Гауптмана обращался знаменитый режиссёр Андре Антуан; пьесы немец кого драматурга шли и в русских театрах. В начале XX в. Гауптман уже считался признанным классиком немецкой литературы, а в 1912 г. был удостоен Нобелевской премии. За два года до прихода нацистов к власти Гауптман создал пьесу "Перед заходом солнца" (1932 г.).
|
История о том, как взрослые дети, испугавшись за судьбу наследства, стали преследовать семидесятилетнего отца, полюбившего молодую девушку, и в конце концов довели его до само убийства, выходила далеко за рамки семейной драмы. Главный герой, тайный коммерции советник Матти ас Клаузен, владелец большого книгоиздательства и подлинный ценитель искусства, олицетворяет лучшие черты немецкой нации и культуры. Не случайно дух великого Гёте - символа этой культуры - витает над пьесой: Клаузен - поклонник и знаток творчества Гёте. В конфликте поколений отразилась модель современной Гауптману Германии. Название произведения символично. Драматург, начавший творческий путь пьесой "Перед восходом солнца", предупреждал: путь от восхода солнца до заката пройден, впереди - ночь, сон разума. С приходом к власти Гитлера Гауптман оказался вместе с теми немногими художниками, которые остались на родине. Произведения, написанные им в последний период творчества, были, по словам Томаса Манна, "не что иное, как бегство из мертвой немоты гитлеровского ада".
|
Высшее достижение немецкого театра XX в. - творчество Бертольта Брехта (1898-1956). Драматург и режиссёр, Брехт создал теорию эпического театра, одну из основополагающих театральных систем столетия. Главной задачей театра Брехт считал воспитание в зрителе классового сознания. По мысли драматурга, традиционный театр, заставляя человека сопереживать, порабощал его иллюзией правдоподобия, не давал возможности увидеть происходящее как бы со стороны. Такой театр Брехт называл "драматическим" или "аристотелевским". Аристотелевский театр - это действие, которое каждый раз происходит словно впервые, и публика становится его невольным свидетелем, эмоционально целиком погружается в события. Эпический театр - рассказ о событиях, уже когда-то происходивших. Такой театр обращается не к эмоциям, а к разуму людей, позволяет спокойно анализировать пьесу; анализ же влечёт за собой поиски выхода из ситуации, в которой находятся герои. Знакомое, предстающее не знакомым, стимулирует, как считал драматург, критическую позицию и побуждает зрителя к действию - это и есть проявление эффекта отчуждения (см. дополнительный очерк "Игра со словами"). В результате воспитывается активная жизненная позиция, ведь только размышляющий и находящийся в поиске человек может, по Брехту, включиться в работу по изменению мира.Собственные пьесы Брехт называл "параболы". Это притчи, сюжет которых, с одной стороны, отвлечён от конкретной эпохи, а с другой - обязательно содержит намёк на со временные проблемы. Большую роль в сочинениях драматурга играют зонги - песни, чаще всего не связанные с сюжетом. Они выражают отношение к происходящему не персонажа, а автора пьесы и актёра, исполнителя роли. Первый большой успех Брехту принесла пьеса "Трех грошовая опера" (1928 г.). Спектакль шёл на сцене "Театрам Шиффбауэрдамм".
|
Зонги "Трех грошовой оперы", положенные на музыку Курта Вейля, специально написанную для спектакля, уже после первых представлений сделались всемирно известными шлягерами. Показав своего героя, откровенного бандита по кличке Мэкки Нож, почти что добро порядочным буржуа, а добропорядочных буржуа - настоящими уголовника ми, Брехт вывел на сцену стихию дна большого города, дал широкую картину общества, где всё продаётся и всё покупается. Накануне прихода нацистов к власти драматург указал на опасность, которую представляет собой общество, готовое жить по законам бандитской шайки.В 1939 г. появилась одна из лучших пьес Брехта - "Мамаша Кураж и её дети". Действие происходит в XVII в. (во время Тридцатилетней войны), но история для Брехта лишь способ познать современность. В 1948 г. драматург, находившийся с 1933 г. (как большинство немецких писателей антифашистов) в эмиграции, вернулся на родину. Год спустя он и его жена, актриса Елена Вайгель (1900-1971), создали театр "Берлинер ансамбль". В первое десятилетие после Второй мировой войны в драматургии Германии главной стала тема "расчёта с прошлым". Беспощадный анализ причин и условий, приведших немцев к катастрофе, утверждал мысль о вине целой нации и каждого отдельного человека. Своего расцвета драматургия "преодоления прошлого" достигла в 60х гг. в так называемой документальной драме. Авто рыдокументалисты отказывались от вымысла и опирались лишь на свидетельства эпохи, подтверждённые документально, тем самым исключая возможное искажение истины. Обнаружилось, что голые факты, на пер вый взгляд сухие и бесстрастные, обладают огромной силой эмоционального воздействия и позволяют чётко выразить авторскую позицию.
Одно из высших достижений немецкой документальной драмы - пьеса оратория Петера Вайса (1916- 1982) "Дознание" (1965 г.), построенная на подлинных материалах судебного процесса над палачами Освенцима. Действующие лица - безымянные судьи, представители защиты, подсудимые и свидетели. Ритмизированная проза и жанр оратории создают своеобразный эффект отчуждения, близкий брехтовскому. О самых низких деяниях говорится в высоком стиле, и такой контраст ещё больше обнажает чудовищные преступления нацистского режима. Многообразны искания немец кого театра последней трети XX столетия. Увлечение политическим театром в конце 60х гг., неонатурализм 70-80х гг. с его вниманием к судьбе и подробностям существования "простого человека", постоянный интерес сцены к классике, через которую исследуются сегодняшние проблемы, - все эти явления составляют пёструю картину театра современной Германии
МЕЙНИНГЕНЫ.
В немецком городе Мейнинген в середине XIX столетия проживало всего восемь тысяч человек, однако местный театр был известен по всей Европе. В 1866- 1891 гг. труппу возглавляли режиссёр Людвиг Кронек и гериог Георг II (1837-1891). Именно при нём бы ли выработаны художественные принципы мейнингенской труппы. Кронек был для актёров руководителем и учителем - деспотичным и властным, ему подчинялись беспрекословно. Он создал единый ансамбль исполнителей; ведущие актёры при необходимости участвовали в массовых сценах. Большое значение режиссёр придавал исторической достоверности материальной среды: костюмам, декорациям, бутафории. К тексту пьес при постановке всегда относились бережно.
Особенно тщательно Кронек разрабатывал массовые сцены - продумывал звучание реплик, партитуру шумов; массовка распределялась по группам, к каждой из которых прикреплялся опытный артист (старшина). Антракт в спектаклях мейнингенского театра длился всего семь восемь минут: декорации меняли очень быстро; в этой работе принимали участие и актёры. Репертуар театра складывался из классических пьес Шекспира ("Макбет", "Венецианский купец", "Укрощение строптивой"), Шиллера ("Разбойники"), Ибсена. Первый триумф мейнингениев - постановка (1876 г.) "Юлия Цезаря" Шекспира. Однако в жёсткой системе мейнингениев были и недостатки. Прежде всего "вызубренность" эмоциональных реакций и мизансцен. На сиене всё было достоверно, размечено, выверено, но со временем осталась только великолепная форма, а суть утратилась. Спектакли по-прежнему отличались яркой зрелищностью, но уже не волновали сердца зрителей. В течение шестнадцати лет театр непрерывно гастролировал по Европе (в 1885 и 1890 гг. приезжал в Россию), и годы "бродячей" жизни не могли не породить трудности, бытовые и творческие. И всё же следует сказать, что работы мейнингениев оказали большое влияние на европейский театр, и в частности на сценическое искусство России.
МАСТЕР РЕЖИССУРЫ
Тридцать лет истории немецкого театра связаны с творчеством Макса Рейнхардта (1873-1943) - актёра, режиссёра, основателя новых театров. Спектакли Рейнхардта - это примеры грандиозных возможностей театрального искусства, волшебства сиены. В своих работах режиссёр сочетал различные стили и манеры, его собственный почерк проявлялся в красочности, изобретательности мизансцен, необузданности фантазии. Рейнхардт экспериментировал с театральными приёмами и формами разных эпох. Спектакли мастера напоминали одновременно импровизацию комедии масок и причудливый стиль барокко. Казалось, вдохновение не покидало Рейнхардта. Он любил работать, и работал много, иногда готовил спектакль меньше чем за неделю. В "Аойчестеатре", которым режиссёр руководил в течение двадцати пяти лет, появлялось пятнадцать, а то и двадцать премьер за сезон - это была норма. Рейнхардт ставил спектакли на разных площадках, иногда и в не театральных помещениях - изодня в день он творил праздник театра на городских площадях, в цирке, в залах замков и дворцов. Он успевал работать и за пределами Германии - в Англии и Италии. В истории театра XX столетия Макс Рейнхардт стал одним из немногих режиссёров, у которых не было не только провалов, но и просто неудач. Он восхищался актёрами и самой идеей лицедейства, и каждая постановка Рейнхардта представляла собой торжество режиссуры театра.
"МАМАША КУРАЖ" НА CЦEHE ТЕАТРА "БЕРАИНЕР АНСАМБЛЬ"
От даты премьеры пьесы "Мамаша Кураж и её дети" в постановке Эриха Энгеля (1891-1966) принято от считывать историю театра "Берлинер ансамбль". Одна ко первые спектакли нового коллектива были показаны на сиене "Дойчестеатра"; в помещении "Берлинер ансамбля" "Мамаша Кураж" идёт с 1954 г. Меняются исполнители, но неизменной остаётся постановка.
В режиссёрском решении Энгеля почти космический масштаб сочетался с натуралистическими деталями. Полукруглый горизонт сцены и поворотный круг, по которому перемещалась повозка мамаши Кураж, стали одновременно символом нового театра и образом мира, погружённого в хаос войны. Этот новый театр предстал перед зрителем как беспощадный - и человечный, метафорический - и предельно конкретный. В историю мировой сиены вошли исполнители главных ролей в брехтовском спектакле: Елена Вайгель и Эрнст Буш (1900-1980). Зонги не мелкого композитора Пауля Дессау (1894-1979), особенно "Песня о великой капитуляции", показали зрителям, что такое приёмы отчуждения (они проясняли смысл происходящего), дали почувствовать новую сценическую поэтику. Московские гастроли театра пробудили интерес к драматургии Брехта в нашей стране. Появились такие интересные спектакли, как "Добрый человек из Сезуана" (1964 г.) в постановке Юрия Любимова, "Кавказский меловой круг" (1975 г.), поставленный Робертом Стуруа, и др. Эти работы создавались в полемике с брехтовским методом, но влияние традиций эпического театра в них тем не менее очень ощутимо.