В последнюю треть XIX столетия облик европейского театра во многом определяла драматургия норвежца Генрика Ибсена (1828-1906). Детство и юность Ибсена прошли в маленьком городке Шиене, потом будущий драматург переехал в столь же крошечный Гримстадт (там он работал учеником аптекаря), в двадцать два года перебрался в столицу страны - Кристианию (с 1924 г. Осло) и наконец поселился в Бергене. Именно в этом городе открылся первый национальный театр, в котором драматург работал с 1851 г., а с 1852 г. возглавил его.
Затем, с 1857 по 1862 г., Ибсен руководил Норвежским театром в Кристиании; значительную часть репертуара составляли его пьесы. Острая критика современных нравов, нетерпимость к лицемерию, непримиримый характер Ибсеначеловека привели к конфликту с властями, и в 1864 г. драматург надолго покинул Норвегию (вернулся лишь в 1891 г.). Премьеры пьес, принёсших Ибсену европейскую известность, состоялись на сценах Германии и Австрии. Центром спектакля, считал Генрик Ибсен, должен стать актёр, но такой, который обладает и при родным дарованием, и необходимыми профессиональными навыками. Актёр - выразитель "духа истинного искусства", он должен понимать своё призвание как высокий нравственный долг, подвижничество. Исследователи делят творчество драматурга на периоды - это их право, но различие сюжетов, героев и конфликтов, места и времени действия не отменяет единства творческого мира драматурга и его художественных принципов. Ибсен - аналитик, он исследует природу человека и природу общества, будь то в незапамятные времена "Воителей в Хельгеланде" (1857 г.), либо в полусказочное полу балладное время "Пера Гюнта" (1867 г.), либо в XIX столетии - как в "Кукольном доме" ("Нора", 1869 г.), "Привидениях" (1881 г.) и "Строителе Сольнесе" (1892 г.). Вокруг ибсеновских драм часто возникала бурная полемика. Непривычной оказалась проницательность драматурга, его знание человеческой натуры - до глубин, до самых скрытых, потаённых уголков. Ничто не укрывалось от взгляда автора: ни фальшь семейных отношений, ни столь свойственное людям желание добиваться своих целей за счёт окружающих, ни ложь, замаскированная под правду. Ни в одной из своих пьес Ибсен не даёт ответа на вопросы, им же поставленные, но упорно продолжает эти вопросы задавать. Генрик Ибсен одарил актёров по истине звёздными ролями.
|
Благодаря его пьесам обрели славу артисты разных стран. Итальянка Элеонора Дузе, проникновенно и поэтично сыгравшая ибсеновскую Нору, женщину, которая не пожелала быть игрушкой, домашней кошечкой и ушла из дома - в никуда. Австриец Йозеф Кайнц (1858-19Ю) и немецкий актёр Александр Моисеи (1880- 1935) - исполнители роли Освальда в "Привидениях". Обречённый на безумие талантливый молодой человек, без вины виноватый, расплачивается за грехи родителей, обман, лицемерие матери. Но Кайнц играл надежду, а Моисеи - безнадёжность. "Мама, дай мне солнца" - эта фраза в певучей, затухающей интонации Моисеи и в прерывистой, задыхающейся - Кайнца долго оставалась в памяти зрителей. Ибсен создал драму идей. Бернард Шоу, строгий к коллегам, поставил его на первое место среди современных драматургов. После смерти Генрика Ибсена норвежская драматургия уже никогда в XX столетии не достигала европейского уровня, новых авторов интересовали исключительно местные проблемы. В начале XX в. почти вровень с Ибсеном встал лишь один норвежец - Кнут Гамсун.
|
В ШВЕЦИИ.
В театральной жизни Европы Швеция начала играть заметную роль почти одновременно с Норвегией. Младшим современником Ибсена был Август Стриндберг (1849- 1912). Интересы Стриндберга не ограничивались лишь театром - он писал повести, романы и эссе, рисовал. Его влияние на искусство театра почти сравнимо с ибсеновским, а как личность, конфликтная и глубокая, Стриндберг привлекал даже больше внимания, чем мудрый, рассудительный и уравновешенный Ибсен.
Он в реальной жизни играл, страдая и страдал играя - словно был своеобразным режиссёром собственной биографии. Создавал себе трудности и препятствия, объявлял их непреодолимыми, - но всё таки преодолевал. И немедленно придумывал новые, чтобы снова томиться и страдать. Таковы и герои Стриндберга - люди сильных страстей и необъяснимых порывов. Поступки персонажей драматурга полны противоречий, они и неразумны, и одновременно точно рассчитаны. В его героях слов но накопилась усталость веков, и в то же время они энергичны - дети только что родившегося XX столетия. Подобно Ибсену, Стриндберг - аналитик и психолог. От тончайшего анализа художественная мысль и собственная натура ведут драматурга к лирической исповеди, пугающим символам и безжалостным сравнениям. Таковы все его пьесы, начиная от самых ранних, не всегда удачных драматургических опытов, и заканчивая поздними драмами. Ибсен подытожил в европейском театральном искусстве век XIX - Стриндберг, как и Чехов, начал век XX. Недаром режиссёры и актёры на протяжении всего столетия обращались к его драматургии. В пьесах "Отец" (1887 г.) и "Фрекен Жюли" ("Фрекен Юлия", 1888 г.) рассказывается об отношениях мужчины и женщины. Исследователи обычно пишут о женоненавистничестве драматурга и объясняют такую позицию отчасти событиями личной жизни Стриндберга, неудачной, полной срывов и ссор. Однако борьба мужчины и женщины - это и следствие их разной природы. Они разные, мужчины и женщины, и потому отношения между ними не могут быть лёгкими: от нежности легко перейти к жестокости, от любви - к ненависти. Герои Стриндберга проходят этот путь необыкновенно быстро. Обращался драматург и к историческим событиям Швеции. В пьесе "Эрик XIV" главный герой страдает и мечется: он не создан для того, что бы править, он привык щадить людей, а быть жестоким и практичным не может. Доброта и поэтичность души приводят героя к гибели. В поздних пьесах Стриндберга переплетены подлинное и мни мое, мечта и реальность, сны и явь, призраки и люди. Характерны на звания этих драм: "Игра сновидений" (1898 г.), "Соната призраков" (1907 г.). Герои странствуют во времени в поисках высшей истины, а не благополучия. Но истина ускользает, и они остаются на грешной земле друг с другом. В 1889 г. Стриндберг написал статью "О современной драме и со временном театре". Драматург вы ступал против театра арены, где присутствует много возбуждённых зрителей, и ратовал за камерный, интимный театр. Именно под таким названием - "Интимный театр" 1907-19Ю гг.) - открылась в Стокгольме новая сцена. Театр возглавил молодой актёр Август Фальк (1882-1938). Зрительный зал вмещал сто шестьдесят мест, сцена была продолжением зала - всего шесть метров в ширину и четыре в глуби ну. Актёрам пришлось осваивать особую манеру исполнения (в такой близости от зрителя нельзя фальшивить) - работали над мимикой, следили за выражением глаз, не форсировали голос даже в самых напряжённых сценах. "Интимный театр" просуществовал три с небольшим года, но за этот срок на его сцене было сыграно свыше тысячи спектаклей; репертуар состоял преимущественно из пьес Стриндберга. После смерти Августа Стриндберга шведский театр умолк, сцена будто набирала силы, чтобы к концу века поразить мир открытиями режиссёра Ингмара Бергмана.
|