ГЕНРИК ИБСЕН - ПРОРОК И ПРАКТИК.




В последнюю треть XIX столетия облик европейского театра во многом определяла драматургия норвежца Генрика Ибсена (1828-1906). Детство и юность Ибсена прошли в маленьком городке Шиене, потом будущий драматург переехал в столь же крошечный Гримстадт (там он работал учеником аптекаря), в двадцать два года перебрался в столицу страны - Кристианию (с 1924 г. Осло) и наконец поселился в Бергене. Именно в этом городе открылся первый национальный театр, в котором драматург работал с 1851 г., а с 1852 г. возглавил его.

Затем, с 1857 по 1862 г., Ибсен руководил Норвежским театром в Кристиании; значительную часть репертуара составляли его пьесы. Острая критика современных нравов, нетерпимость к лицемерию, непримиримый характер Ибсеначеловека привели к конфликту с властями, и в 1864 г. драматург надолго покинул Норвегию (вернулся лишь в 1891 г.). Премьеры пьес, принёсших Ибсену европейскую известность, состоялись на сценах Германии и Австрии. Центром спектакля, считал Генрик Ибсен, должен стать актёр, но такой, который обладает и при родным дарованием, и необходимыми профессиональными навыками. Актёр - выразитель "духа истинного искусства", он должен понимать своё призвание как высокий нравственный долг, подвижничество. Исследователи делят творчество драматурга на периоды - это их право, но различие сюжетов, героев и конфликтов, места и времени действия не отменяет единства творческого мира драматурга и его художественных принципов. Ибсен - аналитик, он исследует природу человека и природу общества, будь то в незапамятные времена "Воителей в Хельгеланде" (1857 г.), либо в полусказочное полу балладное время "Пера Гюнта" (1867 г.), либо в XIX столетии - как в "Кукольном доме" ("Нора", 1869 г.), "Привидениях" (1881 г.) и "Строителе Сольнесе" (1892 г.). Вокруг ибсеновских драм часто возникала бурная полемика. Непривычной оказалась проницательность драматурга, его знание человеческой натуры - до глубин, до самых скрытых, потаённых уголков. Ничто не укрывалось от взгляда автора: ни фальшь семейных отношений, ни столь свойственное людям желание добиваться своих целей за счёт окружающих, ни ложь, замаскированная под правду. Ни в одной из своих пьес Ибсен не даёт ответа на вопросы, им же поставленные, но упорно продолжает эти вопросы задавать. Генрик Ибсен одарил актёров по истине звёздными ролями.

Благодаря его пьесам обрели славу артисты разных стран. Итальянка Элеонора Дузе, проникновенно и поэтично сыгравшая ибсеновскую Нору, женщину, которая не пожелала быть игрушкой, домашней кошечкой и ушла из дома - в никуда. Австриец Йозеф Кайнц (1858-19Ю) и немецкий актёр Александр Моисеи (1880- 1935) - исполнители роли Освальда в "Привидениях". Обречённый на безумие талантливый молодой человек, без вины виноватый, расплачивается за грехи родителей, обман, лицемерие матери. Но Кайнц играл надежду, а Моисеи - безнадёжность. "Мама, дай мне солнца" - эта фраза в певучей, затухающей интонации Моисеи и в прерывистой, задыхающейся - Кайнца долго оставалась в памяти зрителей. Ибсен создал драму идей. Бернард Шоу, строгий к коллегам, поставил его на первое место среди современных драматургов. После смерти Генрика Ибсена норвежская драматургия уже никогда в XX столетии не достигала европейского уровня, новых авторов интересовали исключительно местные проблемы. В начале XX в. почти вровень с Ибсеном встал лишь один норвежец - Кнут Гамсун.

В ШВЕЦИИ.

В театральной жизни Европы Швеция начала играть заметную роль почти одновременно с Норвегией. Младшим современником Ибсена был Август Стриндберг (1849- 1912). Интересы Стриндберга не ограничивались лишь театром - он писал повести, романы и эссе, рисовал. Его влияние на искусство театра почти сравнимо с ибсеновским, а как личность, конфликтная и глубокая, Стриндберг привлекал даже больше внимания, чем мудрый, рассудительный и уравновешенный Ибсен.

Он в реальной жизни играл, страдая и страдал играя - словно был своеобразным режиссёром собственной биографии. Создавал себе трудности и препятствия, объявлял их непреодолимыми, - но всё таки преодолевал. И немедленно придумывал новые, чтобы снова томиться и страдать. Таковы и герои Стриндберга - люди сильных страстей и необъяснимых порывов. Поступки персонажей драматурга полны противоречий, они и неразумны, и одновременно точно рассчитаны. В его героях слов но накопилась усталость веков, и в то же время они энергичны - дети только что родившегося XX столетия. Подобно Ибсену, Стриндберг - аналитик и психолог. От тончайшего анализа художественная мысль и собственная натура ведут драматурга к лирической исповеди, пугающим символам и безжалостным сравнениям. Таковы все его пьесы, начиная от самых ранних, не всегда удачных драматургических опытов, и заканчивая поздними драмами. Ибсен подытожил в европейском театральном искусстве век XIX - Стриндберг, как и Чехов, начал век XX. Недаром режиссёры и актёры на протяжении всего столетия обращались к его драматургии. В пьесах "Отец" (1887 г.) и "Фрекен Жюли" ("Фрекен Юлия", 1888 г.) рассказывается об отношениях мужчины и женщины. Исследователи обычно пишут о женоненавистничестве драматурга и объясняют такую позицию отчасти событиями личной жизни Стриндберга, неудачной, полной срывов и ссор. Однако борьба мужчины и женщины - это и следствие их разной природы. Они разные, мужчины и женщины, и потому отношения между ними не могут быть лёгкими: от нежности легко перейти к жестокости, от любви - к ненависти. Герои Стриндберга проходят этот путь необыкновенно быстро. Обращался драматург и к историческим событиям Швеции. В пьесе "Эрик XIV" главный герой страдает и мечется: он не создан для того, что бы править, он привык щадить людей, а быть жестоким и практичным не может. Доброта и поэтичность души приводят героя к гибели. В поздних пьесах Стриндберга переплетены подлинное и мни мое, мечта и реальность, сны и явь, призраки и люди. Характерны на звания этих драм: "Игра сновидений" (1898 г.), "Соната призраков" (1907 г.). Герои странствуют во времени в поисках высшей истины, а не благополучия. Но истина ускользает, и они остаются на грешной земле друг с другом. В 1889 г. Стриндберг написал статью "О современной драме и со временном театре". Драматург вы ступал против театра арены, где присутствует много возбуждённых зрителей, и ратовал за камерный, интимный театр. Именно под таким названием - "Интимный театр" 1907-19Ю гг.) - открылась в Стокгольме новая сцена. Театр возглавил молодой актёр Август Фальк (1882-1938). Зрительный зал вмещал сто шестьдесят мест, сцена была продолжением зала - всего шесть метров в ширину и четыре в глуби ну. Актёрам пришлось осваивать особую манеру исполнения (в такой близости от зрителя нельзя фальшивить) - работали над мимикой, следили за выражением глаз, не форсировали голос даже в самых напряжённых сценах. "Интимный театр" просуществовал три с небольшим года, но за этот срок на его сцене было сыграно свыше тысячи спектаклей; репертуар состоял преимущественно из пьес Стриндберга. После смерти Августа Стриндберга шведский театр умолк, сцена будто набирала силы, чтобы к концу века поразить мир открытиями режиссёра Ингмара Бергмана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: