ОТ СЕВИЛЬИ ДО ГРЕНАДЫ... ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИСПАНИИ XIX-XX СТОЛЕТИИ




После блистательной эпохи, названной золотым веком (конец XVI - начало XVII в.), в истории испанского театра наступил долгий период затишья. На Пиренейском полуострове происходили разные события: Испания вела многолетние войны, обычно неудачные, беднела, теряла колонии. Иберийский гений, подаривший мировой сцене творения таких мастеров, как Лопе де Вега, Педро Кальдерой дела Барка и Тирсо де Молина, как будто отдыхал, что бы пробудиться в XX столетии. Национальные традиции мощно и разнообразно проявились в театре Федерико Гарсия Лорки (1898-1936) и Рамона Марии дель Валье Инклана (18б9-1936). Драматурги вместе со своими героями философствовали и играли, погружая зрителя в водоворот страстей. Но в отличие от старых времён сумрачный трагизм не растворялся под лучами пиренейского солнца, а, напротив, подчинял себе действие пьес.

В пьесах Лорки герои идут навстречу опасности, дерзают бросить вызов миру. Они могут склониться перед статуей святого, а могут, встретив соперника или обидчика, не раздумывая схватиться за нож. Персонажей Лорки ведёт по жизни страсть, а героев Валье Инклана - фантазия, желание достичь свободы при помощи игры, поэтому они рассудочнее и осторожнее. Для национальных подмостков более приемлемой оказалась драматургия Гарсия Лорки. Именно Лорка возродил испанский поэтический театр, пробудил сцену от многолетнего сна. Поэт, как и его герои, бросил вызов судьбе - и как художник преодолел сопротивление недоброжелателей, переломил настроения публики, отвыкшей от театральных триумфов.

Гарсия Лорка начинал с комедий и фарсовых зарисовок в студенческих спектаклях. Уже в ранних опытах в комедийный мир автора проникала тень трагедии, что заставляло публику по-новому воспринимать комические сюжеты. Например, с давних пор известен сюжет о женитьбе старика на молодой красавице. В пьесе "Любовь дона Перлим плина" (1931 г.) "про беду и любовь в саду", как говорил сам Лорка, красавица Белиса, скучающая со старым мужем, без памяти влюбляется в пре красного незнакомца. Тот пишет ей письма, в которых - страсть и поэзия.

Этим незнакомцем оказывается муж Белисы, играющий для неё роль прекрасного юноши. Когда дон Перлимплин понимает, что развязка близка, то сочиняет трагический финал. Он вонзает себе в грудь кинжал и, накрывшись плащом, раненный, приходит к Белисе; она узнаёт мужа не сразу. Но истина открывается - истина настоящей любви, которая жила в сердце старого, некрасивого человека. Так фарс обретает черты трагедии. В 1931 г. Лорка стал руководителем передвижного студенческого театра под названием "Ла Баррака". Сначала участники труппы намеревались познакомить публику с испанской драматургией золотого века. Однако Лорка понял, что необходим и современный репертуар - новая поэтическая трагедия. Свои взгляды на театральное искусство Лорка изложил в "Беседе о театре" (1935 г.). Это своеобразная лекция, с которой драматург выступил в Мадриде перед показом своей трагедии "Йерма" (1934 г.). Спектакль играли ночью, зрителями были артисты, люди театра, художники. Так что с программным выступлением Лорка обращался к коллегам. Он стремился убедить их, что нужен новый театр - театр с "развёрнутыми крыльями". А если сценическое искусство вместо крыльев обладает копытами - тогда беда, тогда нацию не пробудить, а можно лишь погрузить в спячку. Взгляды Лорки на искусство сцены помогает понять и одна из его ранних лекций, прочитанная в Гренаде в 1922 г.

Эта лекция была посвящена особенностям народного пения. Для Лорки главное в актё ре - даже не мастерство исполни теля, а некая загадочная способность, которую драматург именовал "игрой беса". Это вдохновение, пробуждающееся в актёре, им самим не осознанное, но безотказно воз действующее на публику. Спустя более чем десять лет Лорка разработал своеобразную теорию творчества и вдохновения и назвал её "Теория и игра беса". Драмы Лорки, с их завораживающим стихотворным ритмом, затягивающим в воронку неразрешимых проблем, тоже словно нашептал этот таинственный испанский бес. Трагедии Лорки созданы в переломное для Испании время. Весной 1931 г. монархия была свергнута, сторонники республики одержали полную победу на выборах. Многим казалось, что с реакцией покончено навсегда, но через пять лет началась гражданская война, и в результате установилась диктатура Франко. В трагедиях испанского драматурга всегда льётся кровь, смерть и убийство ужасающи и в то же время обыденны.

Одна из пьес названа "Кровавая свадьба" (1933 г.), и уже в самом названии заключено противоречие: свадьба - это праздник, а не кровь... У Лорки природа не союзница героев: право следовать голосу природы и страсти персонаж обретает ценой преступления. Свадьба кончается кровавой драмой, потому что Невеста выходит замуж за не любимого, а за радостным событием притаился призрак родовой вражды. И Невеста срывает с головы венок и убегает с тем, кого любит. В этой пьесе чередуются стихи и проза. Когда герои, пусть и вопреки закону, обретают свободу, со сцены, по замыслу драматурга, звучит поэтическая речь, наполненная фольклорными образами. Но луна - символ Смерти, ночной соловей слеп, он поёт не песнь любви, а реквием. По гоня настигает беглецов - гибнет молодость, гибнет любовь. И поэт устами Матери Жениха произносит "проклятие ножам", проклятие орудию смерти. Последовавшие за "Кровавой свадьбой" трагедии "Йерма" и "Дом Бернарды Альбы" (1936 г., опубликована в 1945 г.) тоже утверждают главную для Лорки мысль: нельзя сопротивляться зову жизни, нельзя не слушать голос природы. Натура разумна, а люди извращают естественные законы, закрывая ставни в домах, враждуя друг с другом, проводя жизнь в бесплодном ожидании. Борьба с природным началом ведёт к трагедии - и гибнут лучшие, молодые и прекрасные, полные сил и энергии. В ответе за их гибель те, кто установил ложные законы, противоречащие голосу земли и Неба. Пьесы Лорки трудны для постановки, и ключ к ним в испанском театре нашли не на драматической сцене, а в балете. Недаром сам автор говорил, что "проблема новизны театра связана в большей мере с пластикой. Половина успеха зависит от ритма, цвета, декораций". Эту поэзию пластических и ритмических метафор Лорки разгадал танцовщик и хореограф Антонио Гадес (родился в 1936 г.). Его постановка "Кровавой свадьбы" воплотила магию пьесы: и её жестокость, и поэтическое богатство. В наваждении страсти движутся по сцене герои, чтобы в момент выбора - момент истины - бросить вызов всем и вся и заплатить жизнью за мгновения счастья и свободы.

Самому поэту не удалось увидеть достойных сценических воплощений своих творений, действительно тяготевших к музыкальной сцене. В августе 1936 г. Лорка был арестован и расстрелян солдатами Франко. Во времена франкистской диктатуры в развитии испанской сцены наступил явный застой. Мешала цензура, жестокий контроль со стороны властей. Центр театральной жизни из Мадрида постепенно переместился в Барселону. В конце 80х гг. XX в. в Барселоне, столице Каталонии, появилась очень интересная театральная труп па с экстравагантным названием "Канализационные крысы". Актёры именовали себя так потому, что хотели ставить спектакли, идущие вразрез с традициями. Однако "подпольное" существование было недолгим - "Крыс" пригласили поставить церемонию открытия XXV Олимпийских игр 1992 г. в Барселоне. С тех пор этот театр - один из наиболее активных участников различных международных фестивалей. Летом 1999 г. труппа показала в рамках Зальцбургского фестиваля две версии сюжета о докторе Фаусте, используя новейшие технологии: компьютерную графику и голографию. Оба спектакля - яркие и необычные зрелища, которым свойственна игра с пространством не только сцены, но и зрительного зала. Барселона всегда соревновалась с Мадридом - и в области театра часто побеждала. Южная "окраина" европейского континента превратилась в равноправную участницу сценических открытий и новаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: