НАСЛЕДНИКИ ПО ПРЯМОЙ. АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВЕКОВ.




В театральном искусстве Англии с 30х гг. XIX в. начинаются пере мены. В 1833 г. умер Эдмунд Кин, актер романтик, который своими шекспировскими ролями определил характер целой театральной эпохи. Со смертью Кина закончился период актёрского театра - сын Эдмунда Кина Чарлз уже пробует свои силы в режиссуре. Чарлз Кин (1811-1889) был актёром, играл главные роли, и сам же ставил спектакли, обращая внимание в первую очередь на оформление.
Яркая зрелищность, пышность декораций, монументальность сценических решений призваны были отразить мощь и силу викторианской Англии. Постановочный стиль Чарлза Кина вошёл в историю под названием «археологический реализм», так как в спектаклях должна была соблюдаться историческая точность в воссоздании примет эпохи, вплоть до мельчайших деталей (известен рас сказ о подборе для спектакля «Венецианский купец» пряжек для обуви по моделям XV в.).

ПОСЛЕ РОМАНТИЗМА

Приверженцем викторианского стиля был Генри Ирвинг (настоящие имя и фамилия Джон Генри Брод рибб, 1838-1905), тоже совместивший в себе актёра и режиссёра. Он в течение двадцати лет возглавлял лондонский театр «Лицеум», ставя спектакли и исполняя в них ведущие мужские роли. Его партнёршей была знаменитая английская актриса Эллен Терри (1847-1928). Сын Эллен Терри - Гордон Крэг с ранних лет не принимал помпезных спектаклей Ирвинга и его актёрскую манеру, полную пафоса и выспренней приподнятости. Крэг хотел создать свой театр, в котором главным должен стать режиссёр творец. Историю театра XX в. открывают в Англии два разных человека, обозначив тем самым два противоположных направления: Гордон Крэг и Джордж Бернард Шоу.

Свои первые роли будущий знаменитый режиссёр Генри Эдвард Гордон Крэг (1872-1966) сыграл на сцене театра «Лицеум» в спектаклях своего приёмного отца Генри Ирвин га. Фотографии донесли до нас романтический образ юноши в ролях никому не ведомых персонажей дав но забытых пьес. Первые спектакли Крэга совпали с началом XX столетия: «Дидона и Эней» (1900 г.) и «Маска любви» (1901 г.) - оба на музыку любимого Крэгом английского композитора Генри Пёрселла (около 1659-1695). Чуть позже (в 1903 г.) режиссёр поставил «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира и «Воителей в Хельгеланде» Генрика Ибсена. В обоих спектаклях в главных ролях выступила Эллен Терри, но даже её имя не спасло дерзкие и непонятные публике эксперименты молодого режиссёра от провала.

После этих неудачных опытов Крэг никогда больше не работал в английском театре и покинул родину навсегда. Он уехал в Германию, где вёл переговоры о работе в «Дойчестеатре». Потом отправился в Италию, где встретился с великой актрисой Элеонорой Дузе. А дальше была Москва и знаменитый, уникальный эпизод в истории мирового театра XX в.: английский режиссёр поставил «Гамлета» в Московском Художественном театре (премьера состоялась 23 декабря 1911 г.).
Однако ведущим направлением английского театрального искусства стал не условно-символистский, а реалистический театр, лидерами которого являлись драматург Джордж Бернард Шоу (1856-1950) и его соратники - режиссёр и драматург Харли Гренвилл Баркер (1877- 1946) и один из самых влиятельных театральных критиков Англии рубежа XIX-XX вв. Уильям Арчер (1856- 1924). Шоу, подобно Крэгу, зачитывался Ибсеном, родоначальником течения, названного впоследствии новой драмой. Однако его интересовали не утончённые символистские образы и сюжеты, которые так волновали воображение Крэга, - его влекли реальные, правдивые, без прикрас, истории.


Шоудраматург (до того он был известен лондонской публике как весьма едкий, острый и нелицеприятный критик, вначале музыкальный, затем театральный) впервые заявил о себе в 1892 г., когда на сцене Независимого театра в Лондоне была поставлена его первая драма «Дома вдовца». Однако настоящий зрительский успех принесла Шоу пьеса «Оружие и человек» (1894 г.). Она вошла во второй драматический цикл, который назывался «Пьесы приятные». (Первый носит название «Пьесы неприятные», третий - «Пьесы для пуритан»; все три цикла созданы в 1892-1899 гг.) В «Пьесах приятных» Шоу, ничуть не изменив своему язвительно критическому настрою, учёл все привычки и пристрастия лондонского зрителя.
Однако несмотря на успех от дельных пьес, для того, чтобы драматургия Шоу нашла полноценное сценическое воплощение и была признана драматургией принципиально нового типа, необходим был театр, который бы этой драматургии соответствовал. Таким театром стал для Шоу «Ройял Корт» - им в 1904- 1907 гг. руководили Гренвилл Баркер и Дж. Ю. Ведренн. Драматург обрёл наконец свой театральный дом, подобный тому, каким был Художественный театр для А. П. Чехова. Одна ко вскоре союз с театром «Ройял Корт» распался. Самые знаменитые творения Бернарда Шоу появились позже. Например, премьера пьесы «Пигмалион» в Лондоне состоялась 11 апреля 1914 г. Роль Элизы Дулитл была написана для знаменитой английской актрисы - Стеллы Кэмп-белл (настоящие имя и фамилия Беатрис Стелла Тэннер, 1865-1940). Роль профессора фонетики Генри Хиггинса сыграл Герберт Бирбом Три (1853-1917).

В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» (1919г.) отчётливо слышится чеховское звучание, недаром автор назвал её «фантазией в русском стиле на английские темы». Сам Шоу писал в предисловии: «У русского драматурга Чехова есть четыре прелестных этюда для театра о Доме, где разбиваются сердца...». Совсем другим историческим традициям следует драматург в пьесе «Святая Иоанна» (1923 г.), используя уже не чеховские, а ибсеновские художественные принципы. И по сей день считается непревзойдённой первая исполнительница роли Жанны д'Арк - английская актриса Сибил Торндайк (1882-1976). Это произведение принесло его создателю Нобелевскую п

АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР XX ВЕКА. ТРАДИЦИИ И БУНТАРСТВО.

Драматургия Шоу, с исходившим от неё яростным протестом против обыденности и настойчивым стремлением разбудить, расшевелить зрительный зал, при всех своих неоспоримых достоинствах не стала определяющей в английском театре между двумя мировыми войнами. Это двадцатилетие на сцене Англии можно было бы назвать «странным». С одной стороны, появилось и достигло расцвета целое созвездие изумительных актёров, навсегда ставших символом театра XX в.: Лоренс Оливье (1907-1989), Джон Гилгуд (1904-2000), Ральф Ричардсон (1902-1984), Майкл Редгрейв (1908-1985), Вивьен Ли (1913-1967), Эдит Эванс (1888-1976), Пегги Эшкрофт (1907-1991), уже упоминавшаяся Сибил Торндайк. Список можно было бы продол жить. Но, с другой стороны, их самые яркие актёрские удачи связаны преимущественно с классическим (в первую очередь шекспировским) репертуаром. Эпоха отражалась в зеркале шекспировской сцены: в напряжённых, мучительных поисках актёров и режиссёров, пытавшихся через классические тексты великого поэта передать мироощущение людей XX столетия. Однако на сцене шля и другая жизнь: персонажи пьес современных драматургов Ноэла Пирса Кауарда (1899-1973), Теренса Рэттигена (] 911 -1977), Уильяма Сомерсета Моэма (1874-1965) были легкомысленными, иногда обаятельными, но далёкими от реальности. Они повествовали о весьма увлекательных событиях, но - чужих, придуманных. На их достаточно однообразном, несмотря на всю внешнюю изобретательность, фоне выделялась лишь драматургия Джона Бойнтона Пристли (1894-1984). Это своеобразное «межсезонье» продлилось на целое десятилетие и после Второй мировой войны. Событие, обозначившее начало принципиально нового этапа, оказалось связанным с театром «Ройял Корт». Именно здесь 8 мая 1956 г. труппой «Инглиш Стейдж компани», руководимой Джорджем Девином (1910- 1966), была сыграна пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе». Вместе с пьесой, с целой плеядой молодых актёров, режиссёров, драматургов, критиков в театр Англии вновь ворвалась жизнь, шокирующе живая, не приглаженная, непричёсанная. Было сметено всё: фальшивые традиции (настоящие сохранились), придуманные сюжеты, не существующие в реальности герои. Новые таланты отвергли салонную манеру игры, ставшую отличительным признаком «хорошо сделанной пьесы», где всё абсолютно правильно, но мертво. Джон Осборн (1929-1994) начинал карьеру в качестве репортёра, затем в течение нескольких лет был актёром одного из маленьких лондонских театров. Цинизм, внешняя грубость, постоянная озлобленность сочетаются в Джимми Портере - герое пьесы «Оглянись во гневе» со щемящей чистотой и незащищённостью. Выброшенный из жизни, в свои двадцать с небольшим лет уже никому не нужный, безмерно страдающий от сознания собственной нереализованное™, он мечтает создать книгу «высотой в милю», книгу, написанную «огнём и кровью». Именно с таким настроем и писал свою пьесу Джон Осборн, вложив в образ её главного героя многое из того, что пережил, понял и перестрадал В исторической драме «Лютер» (1961 г.) Осборн вывел героя, внешне совсем не похожего на волевого, мощного, подлинно ренессансного персонажа. Лютер - маленький монах, физически слабый, даже немощный, подчёркнуто болезненный. И тем большее впечатление производит его несгибаемость: «...я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, ибо не подобает поступать против совести. На том я стою... Я не могу иначе». Осборн не скрывает, насколько Лютер бывает подчас и несимпатичен, и беспощаден, и даже страшен, однако его бескомпромиссность и бескорыстие кажутся автору неизмеримо важнее и значимее всего остального. Ибо в этом видится ему несвойственный XX столетию и оттого особенно драгоценный Знак Личности. Лучшие творения, созданные Осборном после «Лютера», - это вариации на тему уничтожения личности современной жизнью. В пьесе «Неподсудное дело» (1965 г.) отчуждение и одиночество главного героя Билла Мейтленда оказываются ещё более вопиющими, мучительными и безнадёжными, нежели у Джимми Портера. Ещё более впечатляющими оказываются его внутренняя дисгармония и опустошённость. Драматурги «осборновского призыва», получившие почти сразу звучное название матюдые рассерженные (это направление вновь, как и в начале XX в., нарекли новой драмой), на много лет вперёд определили лицо английского театра. У каждого из них оказался собственный путь, своя тема, своя интонация: подчёркнутая прозаичность Арнольда Уэскера (родился в 1932 г.), интерес к истории Джона Ардена (родился в 1930 г.) и Роберта Болта (1924-1995) и лиризм Шейлы Дилени (родилась в 1939 г.). Новое и старое поколения встретились во многом неожиданно. Первым, кто пересёк казавшуюся непреодолимой границу, обозначив тем самым её надуманность и искусственность, был Лоренс Оливье. Великий артист сыграл маленького неудачливого актёра мюзик-холла Арчи Раиса - главную роль в пьесе Джона Осборна «Комедиант» (1957 г.). Её поставил Тони Ричардсон (1928- 1991) в театре «Ройял Корт». Не случайно, наверное, именно Лоренсу Оливье наконец удалось то, о чём на протяжении нескольких столетий мечтали выдающиеся мастера английского театра в 1963 театра «Олд Вик» открылся первый в истории Англии Национальный театр. Пригласив в качестве помощника по литературной части молодого театрального критика Кеннета Тайнена (1927-1980), Оливье тем самым дал понять, что главное на значение Национального театра - быть не театром музеем, но отражать в постановках дух нации, её современные проблемы. В XX в. Генри Ирвинг первым среди английских актёров был возведён в рыцарское звание. Незадолго до своей кончины Лоренс Оливье стал первым актёром, удостоенным титула лорда и пэра Англии. Это была не только высокая оценка личных заслуг, но и признание профессии. Английский театр XX в. - театр режиссёрский; одним из выдающихся представителей этой профессии является Питер Брук (родился в 1925 г.). Брук не любит и не ставит пьес своих английских сверстников. Наиболее известным его спектаклем можно назвать постановку в 1964 г. пьесы «Марат/Сад» немецкого писателя и драматурга Петера Вайса (1916-1982). Современность мышления, театрального языка, ощущения жизни Брука воплощается через произведения Шекспира. Среди его знаменитых постановок - «Гамлет» (1955 г.) и «Король Лир» (1962 г.); в обеих главные роли сыграл один из самых значительных актёров послевоенного мирового театра - Пол Скофилд. Широко известна также постановка «Сон в летнюю ночь» (1971 г.). Творческий путь режиссёра чётко делится на два периода: английский, в основном связанный с Королевским Шекспировским театром, и второй, парижский. Он начался в 1974 г., когда Брук создал в столице Франции Международный центр театральных исследований - интернациональную труппу лабораторию. Век расшатался, и скверней всего, что я рождён восстановить его! -вновь и вновь провозглашает, вступая на сценические подмостки, очередной принц Гамлет. И то, как актёр произносит эти бессмертные, бесконечно многозначные слова, как и во времена Шекспира, определяет суть и смысл не только искусства театра, но и жизни Англии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: