Методика выявления зубных отложений




Назубные отложения, классификация. Пелликула: состав, строение, механизм образования, свойства, выявление, функция по отношению к эмали.

1. Неминерализованные зубные отложения:

· кутикула;

· пелликула;

· мягкий зубной налет;

· пищевые остатки.

2. Минерализованные зубные отложения:

· наддесневой зубной камень;

· поддесневой зубной камень

Зубные отложения

Кутикула или редуцированный эпителий эмалевого органа, теряется вскоре после прорезывания, поэтому существенной роли в физиологии зуба не играет.

Пелликула (приобретенная кутикула) - тонкая приобретенная органическая пленка, структурный элемент поверхностного слоя эмали. Образуется из гликопро-теидов слюны на поверхности зуба после его прорезывания. Пелликула является бесструктурным образованием, плотно фиксированным на поверхности зуба, и иг­рает важную роль в избирательном прикреплении бактерий. Выявляется невоору­женным глазом только при окрашивании зубов (эритрозин, фуксин, метиленовый синий, раствор Шиллера-Писарева). От состояния пелликулы зависят процессы диффузии и проницаемости в поверхностном слое эмали. В определенной степени эта оболочка защищает целостность структуры эмали, однако большое количество пелликулы не является показателем резистентности эмали.

Пелликула лишена каких-либо микроорганизмов, но может способствовать

оседанию последних. Снимается с помощью кислот или абразивных веществ, через несколько часов образуется вновь.

Зубная бля шка - мягкое, аморфное отложение, накапливающееся на поверхности зубов, протезов, пломбах. В малых количествах не видна, если не пигментирована. При большом накоплении видна невооруженным глазом. Образуется в местах ретенции на зубах - контактные поверхности и пришеечные области.

Состоит в основном из пролиферирующих микроорганизмов, лейкоцитов, макрофагов, эпителиальных клеток. 70% - бактерии, остальное - межклеточный матрикс.

Образование: присоединение монослоя бактерий к пелликуле зуба с помо­щью липкого межбактериального матрикса, состоящего из полисахаридов и про­теинов. Особо следует отметить высоко адгезивные декстран и леван, продуцируе­мые из сахарозы бактериями.

Зубная бляшка быстрее образуется во время сна. Удаляется с помощью щет­ки. Скорость образования бляшки не связана с количеством употребляемой пищи -имеет значение ее состав и консистенция. Ускоряет бляшкообразование избыток углеводов, сахаров, мягкая консистенция пищи. Непосредственно под зубной бляшкой происходит активная жизнедеятельность микробов, сопровождаемая об­разованием молочной и других органических кислот, ферментативной активностью (гиалуронидаза, муциназа и др.) и другими процессами метаболизма микроорга­низмов, что приводит к местному изменению рН среды и развитию очагов демине­рализации эмали на этом участке.

Зубной налет прикреплен к поверхности зуба менее плотно, чем пелликула, в то же время, в отличие от пищевых остатков, его нельзя удалить простым полос­канием. Зубной налет начинает накапливаться вскоре после чистки зубов, он обра­зуется путем адсорбции микроорганизмов на поверхности эмали и растет за счет постоянного наслаивания новых бактерий, причем в определенной последователь­ности: вначале кокковая флора, а затем палочковидные и нитевидные бактерии. По мере роста налета и увеличения его толщины начинают преобладать анаэробные формы бактерий.

Налет обладает пористой структурой, что позволяет углеводам свободно проникать в его глубокие слои. При приеме мягкой пищи и употреблении значи­тельного количества легко ферментируемых углеводов происходит его значитель­ный и быстрый рост.

Чаще всего зубной налет располагается над десной, в пришеечной области, в фиссурах, причем у входа в фиссуры скапливается больше микроорганизмов, чем в глубине.

Состав: конгломерат микроорганизмов, постоянно слущивающихся эпителиальных клеток, лейкоцитов, сложных липидов и протеинов, частицы пищи. Что ка­сается минеральных компонентов, то преобладают кальций, общие и неорганиче­ские фосфаты, фториды. Кальций в налете может быть связан с бактериями, вне­клеточными белками или фосфатами, которые в свою очередь могут существовать в виде неорганического ортофосфата или органических соединений. Водная фаза,составляющая 25-35% общего объема, располагается внеклеточно и является «средой инкубации» бактерий.

Зубной налет может быть белого, зеленого и коричневого цвета.

Мягкий белый зубной налет, видимый без окрашивания специальными рас­творами, накапливается преимущественно в период покоя речевого и жевательного аппарата и при отсутствии надлежащей гигиены полости рта. Этот вид зубного на­лета может явиться причиной запаха изо рта, извращения вкусовых ощущений, а также служить центром минерализации при образовании зубного камня.

Зеленый зубной налет, чаще наблюдаемый у детей и молодых пациентов, располагается тонким слоем на губных поверхностях, преимущественно фронталь­ных зубов. Появление этого налета связано с жизнедеятельностью хромогенных микроорганизмов, содержащих хлорофилл.

Коричневый зубной налет чаще всего встречается у курильщиков, а его цвет зависит от никотина и интенсивности курения. Он с трудом поддается очищению с помощью зубных щеток и паст, поэтому для его удаления зубы следует обрабаты­вать жесткими щетками и специальными пастами. У детей налет такого цвета чаще образуется на молочных зубах при выделении со слюной большого количества не восстановленного железа, которое, соединяясь в полости рта с серой из распадаю­щихся белковых веществ, и обуславливает окрашивание.

Кальцификация зубного налета приводит к образованию зубного камня -твердых отложений различной консистенции и окраски. Кристаллы фосфата каль­ция, которые откладываются внутри налета, могут быть тесно связаны с поверхно­стью эмали. Органическая часть камня представляет собой белково - полисахарид-ный комплекс, включающий клетки эпителия, лейкоциты, микроорганизмы, остат­ки пищи.

Наддесневый зубной камень располагается над гребнем десневого края. Для его образования используются в основном, минералы, поступающие из слюны. Обычно белого или желтоватого цвета, легко отделяется от поверхности зуба. Мо­жет быть окрашен пищевыми пигментами или от воздействия табака. Чаще образу­ется по проекции выводных протоков околоушных, подчелюстных, подъязычных слюнных желез. Относят к слюнному типу. Структура: минерализованная зубная бляшка. При отсутствии гигиенического ухода образование камня происходит на зубах не участвующих в акте жевания.

Основная локализация наддесневого зубного камня:

♦ язычная поверхность нижних передних зубов;

♦ щечные поверхности 17,16,26,27 зубов. Это зоны, где расположены вы­водные протоки околоушных и подчелюстных слюнных желез.

Поддесневой зубной камень. Источником образования поддесневого зубного камня является кровь и жидкости выходящие из крови. Поддесневой камень выяв­ляется лишь при зондировании. Обычно он темно-коричневого цвета с зеленова­тым оттенком, формируется на шейке зуба в пределах десневой бороздки, на це­менте корня, в пародонтальном кармане. Камень охватывает шейку зуба, часто об­разуя выступы, и плотно прикреплен к подлежащей поверхности.

Основная локализация поддесневого зубного камня:

♦ межзубные промежутки, особенно в области нижних передних зубов и в области всех моляров;

♦ язычные поверхности нижних моляров и премоляров;

♦ зоны перехода с язычной, щечной или небной поверхности на апроксимальную поверхность.

Методика выявления зубных отложений

1. Тщательное обследование зубов и поддесневых участков с помощью зон­да и зеркала.

2. Окраска налета различными красителями (таб. Dent (Япония), Espo-Plak, жидкость и таблетки Red-Cote), йодисто-калиевым раствором (раствор Люголя 2%).

3. Использование воздушного пистолета для «отодвигания» струей воздуха участка десны, прилежащей к шейке зуба, с целью обзора дна десневой борозды или патологического зубодесневого кармана.

Профилактический стоматологический осмотр ребенка. Причины нарушений функции дыхания, глотания,жевания, речи.Значение в развитии стоматологических и общих заболеваний.

Сбор анамнеза. — Внеротовое обследование. — Обследование органов полости рта.

Стоматологическое обследование (клиническое и эпидемиологическое) является важным этапом профилактической работы, который позволяет создать информационную базу для планирования профилактической помощи и оценки ее эффективности. К основным методам клинического стоматологического обследования, используемым и на профилактическом приеме, относят опрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, к дополнительным — лабораторные и инструментальные.

Сбор анамнеза

Опрос (расспрос, сбор анамнеза) как метод обследования основывается на сведениях, полученных от пациента (фамилия, имя и отчество, возраст, место рождения и проживания). При сборе анамнеза пациента-ребенка родителей спрашивают о характере течения беременности и родов у матери (т.е. антенатального, перинатального и постнатального периодов жизни ребенка), об особенностях раннего развития ребенка, виде вскармливания, перенесенных заболеваниях, о наличии хронической патологии. У взрослых пациентов спрашивают об их соматическом здоровье, у женщин — о наличии беременности, лактации и т.д. Необходимо выяснить наличие вредных привычек у ребенка (сосание пальцев, щек, сосок и др.) и взрослого (курение, прикусывание СОПР и др.). Затем уточняют сведения о перенесенных стоматологических заболеваниях, выясняют реакцию пациента на предыдущее посещение стоматолога. Собирают информацию о профилактических стоматологических мероприятиях, проведенных ранее, и о самопомощи, выполняемой в настоящее время. Вопросы врача должны быть четкими, понятными пациенту, но не содержащими подсказок. Врач должен вести опрос так, чтобы ответы пациента не уводили разговор в сторону. Больной должен почувствовать заинтересованность врача в решении проблем пациента, искреннее желание помочь. Ошибки в работе врача-стоматолога часто возникают из-за неправильно собранного анамнеза. Это касается и случаев, когда врач ограничивается только тем, о чем пациент сообщает по своей инициативе.

Внеротовое обследование

Оценка общего состояния проводится в ходе опроса и методом наблюдения. Уже при первом взгляде на пациента можно оценить его психоэмоциональное состояние (спокойное, возбужденное), физическое развитие (соответствие фактическому возрасту, отставание, опережение), осанку (правильная, патологическая), походку (свободная, затрудненная), тип телосложения (гармоничное, гипостеничное, гиперстеничное).

Внешний осмотр челюстно-лицевой области проводится в стоматологическом кресле, при этом врач находится напротив сидящего пациента.

Симметричность лица и шеи может быть несколько нарушена и в норме, в таких случаях асимметрия носит постоянный характер. Нарастающая асимметрия возможна при развитии воспалительного, травматического или опухолевого поражения.

Ушная раковина может иметь врожденные деформации, что служит свидетельством нарушения нормального течения эмбриогенеза челюстно-лицевой области и требует от врача более детального обследования челюстно-лицевой области.

Кожу в норме характеризуют как чистую. Ее изменения (сухость, шелушение, покраснение, воспалительные элементы) дает врачу информацию о наличии ряда соматических и стоматологических заболеваний. Красная кайма губ в норме чистая, умеренно влажная. Сухость и шелушение красной каймы может свидетельствовать о привычке облизывать губы, о нарушении прикуса или о наличии соматической патологии.

Состояние носа: в норме переносица узкая, входы в преддверие носа овальные или округлые. При постоянном ротовом дыхании обычно формируется широкая переносица и щелевидные входы в преддверие носа.

Оценка состояния лимфоузлов — важный этап стоматологического обследования, способствующий распознаванию инфекционных, иммунологических, опухолевых заболеваний как органов полости рта, так и организма в целом. Врач должен четко представлять себе, в какие группы лимфоузлов оттекает лимфа от тканей полости рта. В норме лимфоузлы не пальпируются вовсе или пальпируются, но не превышают в диаметре 1 см, эластичны, подвижны, безболезненны, с гладкой поверхностью, не спаяны с окружающими тканями. Все другие варианты состояния лимфоузлов являются патологическими и должны заставить врача насторожиться и направить пациента к соответствующим специалистам (к хирургу-стоматологу, педиатру, терапевту, гематологу, онкологу, иммунологу). При осмотре и пальпации лимфоузлы исследуются в следующем порядке: затылочные, околоушные, поднижнечелюстные, подбородочные, поверхностные шейные, паратрахеальные. Проводя пальпацию лимфоузлов, голову пациента наклоняют в обследуемую сторону (это необходимо для расслабления мышц шеи на исследуемой стороне). Если обследуют правую сторону, лимфоузлы пальпируют тремя пальцами левой руки, при обследовании левой стороны пациента — тремя пальцами правой руки, при этом свободную руку кладут на голову пациента, наклоняя ее в нужную сторону.

Состояние функций челюстно-лицевой области пациента оценивают в стоматологическом кресле, врач находится напротив сидящего пациента.

Качество произнесения звуков может быть оценено при сборе анамнеза. Обычно к 6—7 годам речь у ребенка сформирована и характеризуется как чистая, правильная. Нарушение произнесения звуков [ш],[з],[с] может свидетельствовать о нарушении тонуса мышц языка (поэтому часто сочетается с патологией глотания). Дефект произнесения звука [р] чаще всего свидетельствует о короткой уздечке языка и/или нарушенном тонусе его мышц. При выявлении нарушений в произнесении звуков ребенка направляют на консультацию к логопеду.

Состояние височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) определяют, положив второй, третий и четвертый пальцы обеих рук на область впереди козелка уха и попросив пациента открыть и закрыть рот, подвигать челюстью в стороны. В норме движения в ВНЧС свободные, безболезненные, без щелчков и хруста. Патология ВЧНС требует консультации хирурга-стоматолога.

Функция дыхания. В норме человек дышит через нос, губы при этом сомкнуты. Если в ходе осмотра пациент дышит через рот, следует разобраться в том, насколько серьезно нарушена функции дыхания. Если пациент имеет широкую переносицу, узкие ноздри, сухие губы — дыхание через рот осуществляется долгое время и, очевидно, связано с органическим нарушением проходимости носовых ходов или слабостью мышц, закрывающих рот. Если форма носа и прикус не изменены, можно думать о временном нарушении проходимости носовых ходов (насморк). Для проверки проходимости носовых ходов пациента просят подышать с закрытым ртом, поочередно закрывая носовые входы. Если дыхание через нос затруднено по причине плохой проходимости носовых ходов, ребенка необходимо отправить на консультацию к оториноларингологу, так как нарушение носового дыхания может привести к формированию патологического прикуса.

При исследовании функции глотания наблюдают, нет ли в процессе глотания болезненных гримас и сокращения мышц подбородка (симптома «наперстка»). Для дополнительной клинической оценки функции глотания губы пациента придерживают пальцами в приоткрытом состоянии и просят проглотить слюну, наблюдая при этом за положением кончика языка. В норме к 4—5-летнему возрасту устанавливается соматическое глотание: глотание без напряжения мимических мышц, когда язык отталкивается от неба в области шеек передних резцов и не виден между зубами. Гримасы при глотании, прокладывание языка между зубами или отталкивание его от передних зубов или щек у пациента старше 5 лет свидетельствуют о нарушении функции глотания, что может способствовать формированию патологического прикуса.

Оценить характер жевания можно на основании данных анамнеза: выясняют, охотно ли ест пациент твердую пищу (активное жевание) или предпочитает мягкую и стремится запивать ее (вялое жевание). Об активности жевания ребенка можно судить и по некоторым признакам в полости рта: выраженность бугров временных зубов у ребенка старше 5—6 лет и наличие обильных зубных отложений свидетельствуют о вялом, поспешном или одностороннем жевании. Нарушение функции жевания может быть следствием кариозного разрушения зубов, патологии прикуса, нарушения тонуса мышц. Патология жевания может обусловить формирование патологического прикуса.

Показатели стоматологического здоровья населения: распространенность и интенсивность заболеваний, прирост и степень активности кариеса, индексы «кп», «КПУ», РМА,CPITN и др. Методы расчета показателей,их оценка,значение для стоматологов.

Распространенность кариеса выражают в процентах. Для этого количество лиц, у которых найдены те или иные проявления кариеса зубов (кроме очаговой деминерализации), делят на общее количество обследованных в данной группе и умножают на 100.

Для того, чтобы оценить распространенность кариеса зубов в том или другом регионе или сравнить величину этого показателя в разных регионах, используют следующие оценочные критерии уровня распространенности среди 12-летних детей:

Уровень интенсивности

 

НИЗКИЙ - 0-30% СРЕДНИЙ - 31 - 80% ВЫСОКИЙ - 81 - 100%

Для оценки интенсивности кариеса зубов используют следующие индексы:

а) интенсивность кариеса временных (молочных) зубов:
индекс кп (з) — сумма зубов, пораженных нелеченным кариесом и пломбированных у одного индивидуума;

индекс кп (n) — сумма поверхностей, пораженных нелеченным кариесом и пломбированных у одного индивидуума;

Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов кп(з) и кп(п) в группе обследуемых, следует определить индекс у каждого обследованного, сложить все значения и полученную сумму разделить на количество человек в группе.

б) интенсивность кариеса постоянных зубов:

индекс КПУ(з) — сумма кариозных, пломбированных и удаленных зубов у одного индивидуума;

индекс КПУ (п) — сумма всех поверхностей зубов, на которых диагностирован кариес или пломба у одного индивидуума. (Если зуб удален, то в этом индексе считают его за 5 поверхностей).

При определении данных индексов не учитывают ранние формы кариеса зубов в виде белых и пигментированных пятен.
Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов для группы, следует найти сумму индивидуальных индексов и разделить ее на количество обследованных в данной группе.

в) оценка интенсивности кариеса зубов среди популяции.
Для сравнения интенсивности кариеса зубов между различными регионами или странами используют средние значения индекса КПУ.

ВОЗ различает 5 уровней интенсивности кариеса зубов:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: